Предисловие: У человека короткая память и мы много забываем. Особенно плохое и ненужное нам сейчас. Именно поэтому наша творческая интеллигенция на всевозможных ТВ шоу любит с восторгом вспоминать девяностые годы. Для них наступила свобода и как же им стало тогда прекрасно жить. Но в отличии от них, я ИТР-овец, и в те годы работал на остановленном ГОСДЕП-ом США заводе, поэтому я те годы вспоминаю с ненавистью к нашим тогдашним правителям. Зачем нам в России милосердие?
Невыдуманная история из нашего недавнего прошлого.
Это были памятные девяностые годы. Трудные годы для страны и сверх трудные - для ее населения. Москву наводнили беженцы из бывших республик Союза. Появились беспризорники. На вокзалах, у станций метро, у крупных магазинов стояли, сидели и даже лежали попрошайки. Чаще всего женщины с маленькими детьми.
Оставаться безразличным к подобному зрелищу было невозможно. Пройти мимо них равнодушно – тоже. Но их было слишком и слишком много. Давать им деньги – сложно! На всех денег, конечно же, не хватало. У самих все было тогда в обрез. Поэтому приходилось усиленно делать вид, что ты занят или занята и ничего не замечаешь вокруг. Хотя, порой, от увиденных картин сердце готово было разорваться в буквальном, а не в переносном смысле этого слова.
На маршруте Анны Алексеевны, ведущего научного сотрудника офтальмологического отделения Московского Областного Научно Исследовательского Клинического Института МОНИКИ, кандидата медицины, было два таких места, где попрошаек и беспризорных всегда было много.
Это был, конечно же, вокзал, куда она приезжала по утрам на электричке, место прохода от платформы до метро, и выход у станции метро «Проспект Мира», когда идешь от станции до подземного перехода через «Садовое кольцо». Особенно тоскливо было у станции «Проспект Мира». Здесь уж лучше было идти с закрытыми глазами и с заткнутыми ушами. Потому что привыкнуть к подобному зрелищу нормальному человеку было невозможно.
Как-то поздней осенью, в жуткую непогоду, когда Анна Алексеевна выскочила из метро и почти побежала к подземному переходу, доставая на ходу из сумки зонтик, а он, «проклятый», зацепился там за что-то и никак не хотел из сумки вылезать. А с неба в тот момент сыпалось и лилось что-то наподобие жидкой манной кашицы из снега с мелким дождем. И она тогда остановилась, чтобы вытащить все-таки этот свой «проклятущий» зонтик. Зонтик вытащился и с треском раскрылся И в этот момент перед ее глазами предстала картина, от вида которой у нее разом захолодело в груди.
Около ступенек входа в супермаркет, на куче смятых картонных коробок, уложенных прямо на мокрый асфальт, под неким подобием тента, сооруженного из полиэтиленовой пленки и обрезков деревянных палок., сидела молодая женщина среднеазиатского вида в большом темном платке, надетом поверх какой-то маленькой, тесной «куртяшки» и крест накрест завязанном на спине.
На ее коленях лежал маленький ребенок, закутанный в цветное одеяло и обеими руками крепко прижатый к ее груди. Женщина слегка покачивалась взад-вперед всем корпусом своего маленького, худенького тела и, уставившись куда-то в небытие ничего не выражающим взглядом, что-то заунывно бормотала на непонятном каком-то, гортанном языке. Рядом с ней на асфальте стояла жестяная банка с кучкой лежащей там мелочи и смятых денежных бумажек.
Люди равнодушно проходили мимо нее по лестнице, кто в магазин, кто из магазина, кто просто шел по асфальту тротуара по своим делам, шли мимо нее, как идут мимо пустоты, мимо чего-то такого, малосущественного и незначительного, не стоящего никакого их внимания.
Зрелище было, в общем-то, чересчур уж знакомое и совсем привычное, но настолько дикое и неправдоподобно кошмарное, даже противоестественное, что Анна Алексеевна, замерла, глядя на нее, не в силах стронуться с места.
Женщина перестала качаться, подняла на нее глаза и, пробормотав что-то на непонятном для нее языке, протянула к ней руку с сжатой в горстку ладошкой. Ладонь была маленькая, не слишком чистая, с тонкими длинными пальцами и неровно обрезанными, словно обкусанными ногтями. Пальцы ладони слегка, но заметно подрагивали…
Анна Алексеевна смотрела в черные, слегка удлиненные к вискам, грустные прегрустные и какие-то просящее виноватые глаза этой маленькой женщины, на ее подрагивающие пальцы и ей почему-то стало очень и очень стыдно.
Она почувствовала, как жаром загорелись ее щеки, а лоб прошибла испарина. Ее рука сама опустилась в сумку, достала бумажник, открыла его, пальцы сами сгребли все, что было в большом кармашке, и рука, вылетев, из бумажника, разом очутилась над жестяной коробкой и высыпали туда все деньги.
Губы женщины дрогнули, приоткрыв ровные и неожиданно белые зубы, и она произнесла по «русски», но с сильным азиатским акцентом, хриплым, грудным, звучащим чуть ли не изнутри, сильно простуженным голосом:
-- Спасибо тебе, женщина…
Слово женщина она произнесла, как «жэнщина», у нас так не говорят и от этого Анне Алексеевне стало как-то неуютно и холодно, словно она нечаянно подсмотрела нечто такое, совершенно непозволительное для постороннего взгляда, слишком личное и интимное. Не ее…
Она отвернулась от женщины и быстро пошла прочь, то переходя на бег, то снова возвращаясь на шаг. Она не знала, сколько бросила денег этой женщине. Да и не в деньгах было здесь дело. А в чем?! Она не знала. Но слезы душили ее. И она никак не могла успокоиться.
И пришла она на работу в состоянии полнейшей прострации. Чуть ли не истерики. И ее начальница, почтенная семидесятилетняя Ольга Борисовна Чемцова, заведующая отделением офтальмологии МОНИКИ, доктор медицинских наук, долго потом успокаивала свою молодую сотрудницу, отпаивая ее то кофе, то валерьянкой, а то и просто прижимая ее к своей большой груди и молча гладя по голове своей большой натруженной ладонью.
Я не знаю, что было на душе у этой женщины, прошедшей в двадцатом веке все огни и все воды Российского "лихолетия", но не потерявшей своего женского достоинства и ухитрившейся несмотря ни на что и вопреки всему на свете стать не только матерью трех детей, но и одним из ведущих Советских ученых офтальмологов. Право, не знаю. Она просто молчала, прижимая к себе эту маленькую, тоненькую и хрупкую на вид доктора девочку, своего коллегу, выросшую в Советской России, и никогда в жизни не видящей ни беспризорных, ни нищих, ни обездоленных граждан своей страны и никак не желающей привыкать к звериной жестокости новых Российских порядков.
***
©
Послесловие: Не дай Бог России еще раз пережить кошмар тех девяностых! Не Дай Бог! |