Произведение «96.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 14. ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ. СТИХ.15-18.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 324 +1
Дата:

96.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 14. ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ. СТИХ.15-18.

96.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 14. ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ.  СТИХ.15-18.

ТЕКСТ 15
раджаси пралайам гатва
карма-сангишу джайате
татха пралинас тамаси
мудха-йонишу джайате

раджаси - в гуне страсти; пралайам - к уничтожению; гатва - придя; карма-сангишу - среди тех, кто занят кармической деятельностью; джайате - рождается; татха - также; пралинах - умирающий; тамаси - в невежестве; мудха-йонишу - среди животных; джайате - рождается.

15. Достигая смерти в гунне страсти, человек рождается в обществе тех, кто привязан к кармической деятельности. Также, встречая кончину в невежестве, человек рождается в низких формах жизни.

КОММЕНТАРИЙ,
Переходы из гунны в гунну чаще всего происходит осознанным путем. Не может быть так, чтобы человек умер в гунне невежества и родился ни с того, ни с сего в гунне страсти или, умерев в гунне страсти, родился в гунне благости, или.  умерев в развитой гунне благости, очутился на духовном плане.

Бог, непременно, дает несколько осознанных жизней, где и осуществляется переход из гуны в гуну. Это как бы граничные жизни, где человек достаточно настойчиво Волею Бога подготавливается к переходу в другую гунну, подготавливается его качествами, религиозностью, окружением, так, что он видит преобразования в себе, в своем понимании, в своем мышлении, естественно воспринимает, принимает новое в себе за себя, укрепляется в этом качествами и сознанием.

Если не иметь ввиду именно эти состыковывающие рождения, то в развитой своей гунне человек и рождается, и поднимается по ступеням развития в пределах своей гунны, однако, приближаясь постоянно к качествам более духовного, Божественного порядка, с разных сторон,  через разные Божественные уроки и разную материальную и духовную практику, как и опыт бытия.

В этой связи, человек, который  находился под влиянием гунны страсти, причем развитой, никуда еще не может деться от своих качеств, в основном направленных на труд,  на плоды своей деятельности. Бог,  рождая человека вновь, возвращает ему по мере взросления и качества, и желания, и основное направление мышления, и все это корректирует и развивает в осознанном материальном пути  через бытие, через Божественный труд с использованием Божественных стимулирующих инструментов, коими являются преимущественно в гунне страсти условности материального мира, та же слава, почет, материальные вознаграждения,  и прочие существующие иллюзорные понимания.

В материально мире доминируют люди, занятые кармической деятельностью; куда ни кинь – они везде. Рождение здесь, среди  занятых кармической деятельностью, привязанных к труду и его плодам,  естественно для тех, кому этим путем идти и идти под влиянием гунны страсти.

Редко кому, находящемуся под влиянием развитой гунны страсти,  удается родиться в семье йогов. Для  материалиста, чьи качества никак не тянут на упорный духовный труд, рождение в семье йога, преданного – вещь нереальная, ибо никак не оправдывает себя, и мучительна для всех членов такой семьи, ибо одни готовы повести за собой и вкладывать в это все усилия, и,  с другой стороны, полное невосприятие, игнорирование, поддерживаемое Божественными энергиями, поскольку не время, кармически не оправданно, душа не готова, не наработала качеств следовать по стопам  духовных лидеров  даже своей семьи. Так Бог не поступает, ибо очень бережлив  к своему творению, ничему не позволяет быть зря или неуместно или не во благо, но экономит силы и направляет их на того, кому время, кто готов, кто заслужил и это во благо, как и по качествам, как и по карме.

Не может, также,  человек, страстно привязанный к труду, с качествами  из гуны страсти, родиться в гуне невежества, среди невежественных и  тех, кто  пренебрегает плодами труда не в силу отрешенности, но в силу качеств тьмы, нетребовательности к себе,  в силу желания прожить спокойно и за чужой счет, или кое-как, не чувствуя интереса, не желая испытывать и нести на себе чувство долга и ответственности.

Если человек поднят на уровень гунны страсти, если заработал соответствующие качества и утверждается в них, то идти на попятую Бог не даст. Не даст и родителей из гунны тьмы, ибо такие будут тянуть назад сознание человека, почти автоматически будут перестраивать его на более низкую ступень мышления и требований к себе. Из гунны страсти рождаются только в среде, где эта гунна страсти еще держится, как базовая и ведущая, ориентируя на труд и материальные блага.

Если же человек, находясь в гуне страсти,  приближается к гунне благости, и  Бог уготавливает ему переходные этапы, то  может с рождения или на некотором  этапе жизни окружить человека людьми религиозными высокого порядка, достаточно нравственными, чья деятельность может быть уже отчасти или в большой степени духовной, где  можно впитывать начинать в себя новое мышление, понимание, отношение к деятельности, начинать видеть стоящего за всем Бога и Его Волю.

В этот переходный период из одной гуны в другую (из гуны страсти в гуну благости), который может длиться несколько рождений, Бог очень часто использует и рождение среди людей,  если не очень близких родственников, но тех, кто уже находится в пределах влияния следующей гунны и могут быть очень долгим образцом нового религиозного мышления и практики, как и деяний. Так Бог ведет людей, находящихся под влиянием гунны страсти. 

Человек, находящийся под влиянием гунны невежества,  также, не может ни с того ни с сего родиться  в гунне благости или страсти. И здесь, в гунне невежества,  этот процесс идет по возрастающей, в пределах данной гунны и только по направлению к гуне страсти. И здесь есть переходные жизни, где человек учится трудиться, привязываться к труду и его плодам,  видеть в труде источник благ  материальных, может на первых порах не очень привязываться к работе, но в силу необходимости и устроенного, таким образом,  Богом насилия  начинать трудиться достаточно долго, вовлекаясь в процесс работы, постигая  необходимые знания, извлекая постепенно интерес, опыт, навыки,  привязанность, зависимость от труда, учась относиться к труду и творчески, начиная ожидать от труда, привлекаясь в нем общением.. но при всем этом принадлежать по качествам гунне невежества, ибо может иногда доминировать леность, безответственность,  дурные привычки, неуживчивость и прочие качества, которые Бог будет изживать в человеке через мнения, наказания, поощрения, страдания… разного рода Божественные Уроки.


Хотя и говорится в данном стихе, что человек, будучи на ступенях гуны невежества, рождается в низких формах жизни, однако,  имеется ввиду рождение в той же гунне, но отнюдь не является наказанием, связанным с воплощением среди животных.  По сути, человек только оттуда и наказывать возвратом в эту среду  невозможно того, кто не совершил преступных деяний, но пока  зависим и подчиняется качествам отнюдь не высокого порядка.  Такие люди поднимаются только вверх, даже будучи в пределах гунны крайнего невежества. Для них воспитывающая и развивающая среда – только человеческое общество, человеческое общение, человеческая нравственность и непременно труд. Непременно будет рождение следующее только то, которое и дальше будет развивать сознание, качества, давать новые возможности для самопроявления, более благоприятное окружение, поскольку цель Бога  развивать живые существа, поднимая их вверх, но никак не погружая вниз. Это также следует знать.

ТЕКСТ 16
карманах сукритасйахух
саттвикам нирмалам пхалам
раджасас ту пхалам духкхам
аджнанам тамасах пхалам

карманах - деятельности; су-критасйа - благочестивой; ахух - говорят; саттвикам - относящийся к гуне благости; нирмалам - чистый; пхалам - результаты; раджасах - гуны страсти; ту - же; пхалам - результат; духкхам - страдание; аджнанам - отсутствие разума; тамасах - гуны невежества; пхалам - результат


16. Тот, кто в работе добродетельный, о нем говорят, что он в гунне добродетели и плоды труда его чистые. Но страдание – плоды тех, кто в гунне страсти, невежество – плоды гунны тьмы.

КОММЕНТАРИЙ.
Быть добродетельным в труде не столь просто, как может показаться материалисту, понимающему добродетель не с вершины совершенных духовных знаний, но исходя из материальной нравственности,  требующей добродетельное слово, трудолюбие, честность, желание нести добро.  На самом деле, сюда, в добродетельность труда данный стих  вкладывает только духовный смысл, тайный и недосягаемый для материального мышления и качеств, ибо, иначе, невозможно говорить о чистых плодах деятельности даже при наличии высочайшей нравственности в труде, как ее понимает материальный мир.

Но обратимся к требуемым и одновременно развиваемым и желаемым качествам, к  которым, непременно, должен устремляться  человек, желать их себе, из них исходить, разумно и в соответствии с наставлениями  Святых Писаний  воспитывать в себе духовными средствами.

Это качества во многом не чужды лучшим требуемым качествам в мире материальном, однако, там они развиваются более автоматически, хотя и Богом,  но материальными средствами, через опыт материального бытия, страдания, преодоления, мнения общества и в результате достижения опыта и в нем и через него развития нравственности индивида.

Роль материального пути и воспитания здесь непреходяща. Качества, здесь добываемые,  – основополагающие для дальнейшего развития человека и подъема вверх и тоже достигаются Волей и Планом Бога  на общество в целом, как и на каждого отдельного человека.

Но эти качества, так добытые, не могут обусловить  чистые плоды деятельности, как и саму истинную добродетель в труде, ибо гунна страсти не уступает легко человека  чистой духовной практике,  используя его невежество в духовных знаниях и неполноценность в понимании своей деятельности, диктует в любом случае со ступеней привязанностей,  зависти, гнева, меркантильности и понимания себя, как создающего,  а потому  по праву распоряжающегося плодами своей деятельности и так отвоевывая его от чистых плодов деятельности.

Другой внутренней установки у материалиста нет, а то, что есть, никак не может способствовать истинной благости в человеке и чистоте его помыслов и деяний, как и плодов. Поэтому, далее, непременно, идет процесс шлифования наработанного в материальном мире, дополнения, обретения божественности, что выходит за пределы материального мышления и труда.

В основном эти качества закрепляются и становятся неотъемлемыми вследствие практики йоги,  преданного служения,  вследствие следования религиозным принципам и нормам, вследствие  руководства Мнением Бога, отраженном в Святых Писаниях, вследствие  постижения совершенных духовных знаний. Это: честность, справедливость, трудолюбие, конкретность, усердие, энтузиазм, чистота мысли, твердость, устремленность к совершенствованию в труде через знание и практику, дружелюбие, не многословие, терпение, усердие, скрупулезность, учитывание мнений других, уважение к людям, руководящим трудовым процессам, сдержанность, самоконтроль, творчество, ответственность, не меркантильность, усидчивость, порядочность… Однако, эти

Реклама
Реклама