Произведение «34.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 3. КАРМА-ЙОГА. СТИХ.40-43.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 281 +1
Дата:

34.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 3. КАРМА-ЙОГА. СТИХ.40-43.

34.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 3. КАРМА-ЙОГА. СТИХ.40-43.


40.Чувства, ум и разум считаются местом расположения вожделения. Всеми ими оно вводит в заблуждение, покрывая знание воплощенных.


КОММЕНТАРИЙ.
Следует еще раз сказать, что вожделение – это энергия Бога, которая дается человеку только Богом изнутри в виде сильного желания. Эта энергия непременно контролируется Самим Богом и подается каждому согласно Плану Бога на человека в связи с его развитием и направленная на развитие человека, но подается  не очень часто, но в свою меру, ибо в противном случае она бы сделала жизнь человека, как и любого другого живого существа, чрезвычайно беспокойной, и это также мешало бы процессу работы Бога над человеком. Сильное желание должно абсолютно соответствовать на данный момент ступени развития человека, уровню его мнимых и явных возможностей, видимо досягаемых и недосягаемых в его понимании и в том направлении, в котором активность человека наиболее благоприятна для развития тех или иных намеченных Богом последующих из этого качеств.

Иногда, благодаря именно этому сильному чувству, человек, вдохновленный Богом через большое желание, достигает материальных вершин, кармически ему предназначенных, или оказывает существенную помощь другим, также кармически обусловленную, или удовлетворяет свои чувства, приобретая, скажем, машину, или строя дом, или выращивая сад, или занимаясь наукой, творчеством, воспитанием детей… Надо понять, прежде, чем противостоять вожделению и открещиваться от него, как наивысшего зла, понять, что нет ничего и не будет без Воли на то Бога, что нет ни одного, кто бы ни поносил эти «благостные и терпимые» оковы, хотя нет и никого, кто бы на этом пути и не пострадал за свою неразумность, необузданность, бесконтрольность, неугомонность.

От этого чувства надо уходить добровольно, с полным пониманием всех его плюсов и минусов, знать, что все в Боге в конечном итоге только во благо человека и никогда не считать себя лучше, праведней, достойней тех, кто остался еще позади, но помогать им, когда Бог изнутри на это Указывает и самыми достойными средствами, исключающими, прежде всего, высокомерие и осуждение, как и неприязнь, как и настойчивый личный пример и самовосхваление в этом направлении.

Виды вожделений бывают разные. Некоторые из них направлены только на удовлетворение плотских чувств человека, некоторые на приобретение материальных благ, некоторые на удовлетворение чувств других людей, но тоже имеющие эгоистический, изощренный характер, несущие страдание многим и многим другим, некоторые на достижение материальных целей развивающего характера преимущественно...

Но любое проявление вожделения в результате совершенства Бога и Его деяний дает только нужные плоды, которые необозримы человеком, как бы являются побочными продуктами его деятельности в процессе достижения желаемого, но являются целью Бога на человека, в любом случае благоприятными для дальнейшего развития человека.

Но в свой час человеку пора начинать осознанный путь своей духовной реализации и не через устремленность к удовлетворению своих сильных желаний, ибо этот механизм есть понуждающий и исключает духовное мышление, как и усилия, но лишь втягивает человека в те связи и отношения, которые развивают, ведя человека также путем и достаточно греховным, соответствующим его качествам и природе на данный период, где человек, не зная истины, в иллюзии и невежестве, направлен на бесконтрольное и неумеренное потребление, что очень часто сопровождается и проявлением, развитием и закреплением качеств таких, как зависть, жадность, гнев, лживость, хитрость, изощренность, высокомерие, тщеславие…

И даже когда желания человека, измотанные всеми перипетиями достижений и наказаний, естественным путем, отработав свое, ослабевают, когда человек пресытился тем или иным удовлетворением чувств, то, не видя другого пути в этом материальном мире, как и созерцая чужие примеры так идущих, он опять же повторяет или устремляется к тому, что уже давно набило оскомину, что уже в прежней мере не привлекает, не привносит ни чувство счастья, ни удовлетворения.

Нужен новый путь, другое продолжение, ибо душа затребовала Истину, намаявшись с миражами и начав понимать цену тленного, никогда не привносящего в нее мир, ибо грубая материя во всех ее проявлениях не столь заманчива и полезна, но более чужеродна. К такому осознанию Бог буквально за руку и подводит человека со всех сторон, разными путями, через желания разной силы и направленности. Так, постепенно, душа, частица Бога, Единого Великого Целого, начинает устремляться к Богу воистину, постигая совершенные духовные знания через свой материальный опыт, что называется,  крупицами, через свое материальное тело и все греховные качества, которые сами же ведут, сами же и учат, сами же ставят перед выбором, сами же наказывают и уходят, очищая и освобождая идущего, который обязан, наконец, и сам приступить к продолжению этого процесса, подключившись к нему через контроль себя во всех направлениях.


Даже малый контроль чувств, основанный на материальном мышлении, без учета указаний Святых Писаний, есть уже духовный путь и, ступив на этот путь, душа начинает познавать истинное удовлетворение, имея при этом не иллюзорную цель. На этом этапе душа начинает вовлекаться в чистую религиозную энергию Бога, в свой новый путь, начиная всецело осознавать иллюзорную силу вожделений и возможность их преодоления через личные усилия и  упование на Бога, как и вверение себя Ему. И это действительно так. Энергия вожделения, сильного непреодолимого в своей природе чувства, может по Милости Бога поддаваться контролю и постепенно уходить на нет. Хотя это несколько иллюзорный контроль, ибо все осуществляется только Богом, но его достаточно, чтобы человек почувствовал свою полную причастность к самовыздоровлению от безмерных желаний, и насладиться своими усилиями в плане воспитания и развития себя.


Но как начать осознанно эту работу над собой? С чего начать, когда указан виновник, сама причина – вожделение? Когда Бог тоже желает, чтобы человек подключился, но не шел на поводу безмерных чувств и желаний. И что в себе сколько-нибудь подвластно самому человеку? Ведь, любой, умудренный жизнью и даже материальным опытом человек  знает, что ничем в себе управлять в полном смысле  не может. Тем не менее, Бог в этом стихе Указывает на три вещи, три рычага, через которые действует вожделение на человека и через которые человек может, по сути, воздействовать на само вожделение, т.е. реально управлять этим чувством, проявляющим себя, как сильное желание.

Но вспомним, с чего начинается вожделение. Оно начинается с обозрения внешних объектов чувств или с предложения ума, или с потребностей тела. Но что бы смогли сделать внешние объекты, чувства, ум, разум, если бы им изнутри услужливо не помогали ум, память, опыт, вкус, примеры других. Именно все это в совокупности, неустанно работая, непременно возбуждают вожделение, делая человека достаточно зависимым. Указанные в этом стихе Богом рычаги достаточно действенны для обуздания вожделения уже потому, что Указаны Самим Богом. Как уже было сказано, некоторые сильные желания являются плодом возбуждения плоти, органов чувств, некоторые проявляются, не задевая органы чувств, но обещая немалое внутреннее удовлетворение и идут на поводу тщеславия, гордыни, самомнения, некоторые порождаются амбициями или завистью. Разум, благословляющий ум и тело, избирательно относящийся к памяти, дающий уму указания, дает и путь к достижению желанных благ, как и указывает путь, где надо потрудиться уму и какие проявлять старания. Чувства, подсказывают уму, что их беспокоит и в который раз требуют для себя удовлетворения, не зная по сути ограничений или отказов, ум не допускает эти ограничения и готов служить чувствам и угождать им, договариваясь с разумом в пользу чувств… Вот они, чувства, ум и разум в разных усилиях и комбинациях готовы служить тому, кто так идет, кого только силой обстоятельств можно ограничить или отвести или не дать вожделенное. Поэтому в этих направлениях, которые Указаны Богом, которые более-менее понятны человеку, и следует потрудиться. Как?  Где надо – терпеть возбужденность чувств, не устремляясь на их поводу, где надо – обуздать беспокойный ум, в материальном мире часто думающий не об ограничениях, а о лазейках, чтобы не начинал путь планирования, чтобы приобрести, присвоить, обойти, изыскать, приумножить, насладить… А также следует построже посмотреть на свой разум, чтобы не давал уму материальные советы, не притушевывал последствия, не забывал напоминать о греховности и ее плодах. Понятно, что, когда эта, нецивилизованная команда, не контролируемая душой, не знающая религиозных ограничений, объединяется, то у человека не остается ни одного шанса, ни одного более менее направленного поступка, чтобы остановить свое родное вожделение, тем более дать дорогу в себе духовным знаниям и решимости действовать и выбирать праведно, как и не прибывать в иллюзии. И тогда лучший выбор, лучшие качества, независимость от желаний, тем более вожделений, едва пробиваются в материальном пути слабыми, едва ощутимыми расточками. Но это лишь мелкая поросль, это путь незрячих, не осознавших. 

Поэтому следует активно, самой духовной сущности, стоящей над своим умом, разумом и чувствами, управляя ими через религиозный путь, с помощью Бога, активно убирать сорняки-вожделения, эти переростки, которые заглушают и ум, и разум, и изматывают чувства. Таким образом, следует начинать прикладывать усилия в том направлении, которое Указано здесь Богом, воздействуя на чувства, ум, разум и далее, как сказано в ст. 41, 42, 43. Этот труд крайне необходим, ибо, иначе, совершенные духовные знания будут недоступны человеку, не станут его духовным убеждением и прибежищем, как и ориентиром в дальнейшем, сделают его усилия слепыми, отчасти или нерезультативными в должной  и немалой мере.


41. Поэтому, о, Бхаратаршабха, вначале контролируя чувства умом, непременно победи этот источник греха, разрушителя духовного знания и практического применения духовного знания.


КОММЕНТАРИЙ.
В предыдущем стихе,  Указав, через что и посредством чего проявляется и действует вожделение (чувства, ум и разум), в этом стихе Бог выделяет то, на что следует направить свои усилия в первую очередь, чтобы укротить вожделение, ослабить его, дабы оно, уже отработав намеченное Богом, не было столь губительно для человека, тормозящим его развитие, но способствовало духовному пути своим устранением или переходом на другой уровень, что есть сдержанность, ограничения, допустимые желания, связанные с поддержанием своего тела и выполнение разумного долга перед другими.

Речь идет о чувствах человека -  одном из пристанищей вожделения. Необходимость контроля чувств, как предшествующих в своем развитии желаниям и сильным желаниям, Бог подчеркивает неоднократно. Вожделения, связанные именно с чувствами человека, привязанные также к его органам чувств, направлены в основном на удовлетворение тела.

Реклама
Реклама