Произведение «33.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 3. СТИХ.36-39.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 206 +1
Дата:

33.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 3. СТИХ.36-39.

33.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 3. СТИХ.36-39.


36. Арджуна сказал.
Что же тогда вовлекает человека действовать греховно, даже помимо его воли, о, Варшнея, как-будто его влечет какая-то сила?


КОММЕНТАРИЙ.
Согласно предыдущему стиху, невыполнение религиозного долга, а также выполнение обязанностей, предписанных другим, увеличивает опасность. Но о какой опасности в ст.35 этой главы идет речь? Несомненно, речь идет о греховной деятельности, которая однозначно влечет за собой страдания человека, называемые здесь опасностью. Однако, жизненный опыт Арджуны показывает, что человек, действуя согласно своим качествам и пониманию, далеко не всегда устремлен мыслью нарушать законы Бога, действовать против других или вследствие своего меркантильного ума. Но, тем не менее, силою обстоятельств, в результате непредвидения, или идя на отнюдь небольшой компромисс, он  вовлекается в деятельность греховную, где уже не может остановиться, ибо и далее его влечет неведомая сила обстоятельств, как и некая внутренняя устремленность, ум ублажает, а разум не может противостоять.

Более того, есть деятельность, которую нельзя отнести к религиозному долгу (т.е. религия не предписывает точно, что здесь сделать), где не знаешь точно, как повести себя и что предпочесть, которая не объяснена ни в одних Святых Писаниях и, участвуя в которой,  трудно понимаешь, грешишь ты или, наоборот, совершаешь дело благое. Например, религиозный долг не обязывает человека отдать всю свою собственность другому безвозмездно и безвозвратно, но отдача (что выглядит как благое намерение) может оказаться деятельностью греховной, ибо человек пренебрег интересами других, например, нетрудоспособных, несовершеннолетних, недееспособных, наследников. Или, религиозный долг не обязывает подавать милостыню каждому просящему, но отказ от помощи или от дачи милостыни, опять же, деятельность греховная.

Также, религиозный долг, охватывающий в разной мере все сферы деятельности человека, не предусматривает, что и в каких количествах человек должен потреблять для удовлетворения своих нужд, однако, чрезмерное удовлетворение чувств есть деятельность греховная. Но рамки, саму меру должен определять человек сам. И если качества его ему это не позволяют, то снова человек находится в опасности.

Также, религиозный долг не предусматривает наказание ребенка, но попускание ребенку в некоторых случаях греховно и наказуемо, ибо Бог дает жизнь каждому с целью воспитания и развития, где родители в первую очередь средства Бога, Его Руки.

Не счесть, сколько в материальном мире есть путей для греховной деятельности, осознанной и нет, и далеко не каждый замечает, что вовлекается в греховную деятельность как бы автоматически, не в силах устоять, не в силах выбрать, не в силах и противостоять.

В данном стихе Арджуна задает вопрос как бы обобщающий, для всех, но, несомненно, исходит и из своего конкретного положения, когда и его некое внутреннее чувство противостоит участию в сражении и на уровне мысли уводит от непосредственного участия в битве, давая ему его объяснения и причины. Несомненно, Арджуна не стал бы задавать подобный вопрос, если бы опыт не подсказал  ему, что такие ситуации у него в жизни были и не раз, как и в жизни других, и ему приходилось вовлекаться в деятельность, заранее греховную, в силу своих качеств и качеств других людей.

На самом деле, Арджуне очень трудно, не имея духовных знаний, духовной практики разобраться, какая сила препятствует в нем принятию единственно верного решения, какая сила его влечет и как, думая о спасении своей души, избрать правильный путь, и где черпать силы для лучшего выбора, ибо вовлекаться в греховные деяния помимо желания, автоматически, по воле некоей неподвластной тебе силы, осознавая эту силу, начиная с некоторой духовной ступени, становится  невыносимым, камнем преткновения, опять же, делая зависимым от обстоятельств, своих же чувств и качеств.

Арджуна задал этот вопрос и потому, что ответ в некоторой степени уже прозвучал в стихах 27, 28, 33 этой главы, но собою не исчерпал сомнения и вопросы Арджуны. Однако, в следующем стихе Бог объяснит, какие причины вовлекают человека как бы помимо его воли именно в греховную деятельность, даже если человек уже в начале духовного пути и готов сотрудничать с Богом в своем духовном развитии.

37.Шри Бхагаван Сказал.
Все это вожделение и гнев (порожденный вожделением), порождаемые гуной страсти. Всепожирающие, очень греховные, знай, это величайшие враги в этом (материальном) мире.

КОММЕНТАРИЙ.
В данной главе, всецело посвященной карма-йоге, Бог главной Своей целью ставит разъяснение человеку, с чего надо начинать свое духовное становление в этом направлении, на что обратить внимание, какую конечную цель видеть перед собой, ибо понимание человека всегда ущербно и без Божественного напутствия, как указания лучшего пути и лучшего начала в нем, не обойтись.

Много раз уже Указано Богом на необходимость контроля человеком своих чувств относительно объектов чувств, что должно привести к умеренному потреблению материальных благ, к ограничениям, к аскетизму и, наконец, к не привязанности, что есть великий бестселлер духовного пути, лучший результат, без которого молчит любая йога, как и в карме-йоге невозможно достичь даже маленький результат.

Но отзыв человека через чувства на объекты и запросы материального мира, как и на его бесчисленные предложения и соблазны, напрямую и извечно связаны с качествами человека, вовлекая не саму духовную сущность, но ее качества в материальные игры, тем решая постоянный вопрос о последствиях деятельности человека и чаще всего не в его пользу, если человек не контролирует свой ум и желания  или не устремлен к развитию лучших качеств, если, поэтому, легко вовлекается в связь с объектами чувств, если не находит в себе ни знаний, ни качеств, способных контролировать свои поступки, направленные, как правило, именно на наслаждение материальными объектами.

Качества человека – его изначальный камень преткновения, если они не развиты и если нет понимания, какие это качества и как с ними бороться, если эту борьбу не взять за основу в своем духовном устремлении, если не призвать в помощь Бога. Поэтому Бог из всех качеств, отвечая на вопрос Арджуны, выбрал одно, из которого следуют все другие качества, порождая и укрепляя друг друга, делая человека в конечном счете рабом материального мира и своего вечно алчущего и неугомонного тела, как и беспокойного, неконтролируемого ума, со всеми вытекающими последствиями, что есть страдания трех видов. Этой теме качеств человека, избранных Богом, как стартовых в греховных деяниях, Бог уделяет внимание  с этого стиха до конца этой главы.


Бог внутри Арджуны намеренно побудил его задать свой вопрос, поскольку,  в дополнение ко всему сказанному в этой главе о карма-йоге, и Арджуне, и всем следует осознать, какое качество в большей степени движет человеком и с чем потому надо бороться, на что направлять свои усилия постоянно на пути укрощения чувств и развития в себе непривязанности. Человек должен знать, как необходимо мыслить правильно и как действовать, чтобы успешно отвлекать чувства от их объектов.


В этом стихе Бог Указывает главную причину сразу, как и то, что из нее следует. Такой причиной является вожделение или очень сильное желание. Механизм возникновения и присутствия в человеке этого качества достаточно понятен, но редко кто углубляется в себя, пытается дать оценку этому чувству и как-то начать им управлять, но более  люди принимают это качество за самих себя, а это уже «свято», считая его диктат неотъмлемым своим состоянием, и усердно служат ему всеми правдами и неправдами, теряя грань между греховной и праведной  деятельностью.

Чувству вожделения непременно предшествует этап обозрения объектов чувств, своеобразный «шопинг», на уровне действующих органов чувств, как и на уровне еще достаточно слабого материального ума. Если на этом этапе человек еще не может проконтролировать свой ум и чувства, не имеет даже представления о такой своей возможности в теле человека в отличие от животных, то такое обозрение переходит, как правило, в желание. Если и желания человек не контролирует, не соизмеряет с разумностью и необходимостью, не говоря уже об отказе или претерпевании, а, напротив, углубляется в желание и начинает искать, подключая все свои мысленные и материальные резервы, путь соединения чувств с объектами чувств, то желание, встречая всякого рода преграды (рождаемые кармой человека принуждающие ограничения), перерастает в очень большое желание, которое и есть вожделение, всегда идущее по пути неразумных «во что бы то ни стало», «непременно», «обязательно», что без сомнения уже ведет к греховному мышлению, к греховным планам и деяниям.

Трудно-исполнимое сильное желание очень часто перерастает в гнев. Поэтому, вожделение и гнев особенно выделены Богом в этом стихе, как непременно всегда соседствующие и которые являются первыми признаками невежества человека, его невысокой духовной ступени.


Как правило, необузданным, очень большим желаниям, которые сопровождаются гневом, подвержены в большей части люди, находящиеся под влиянием гунны страсти. Однако, в свою меру это относится и к тем, кто находится под влиянием гунны невежества и зачастую задевает тех, кто, подобно Арджуне, достиг гунну благости, но они большей частью уже осознанно контролируют свои чувства и успешно работают над качествами и не дают очень сильным желаниям перерастать в неосознанное вожделение, тем более в гнев, зависть, алчность, корысть, меркантильный ум и пр..


Можно лишь позавидовать тем, кто вышел за пределы влияния иллюзорных гунн материальной природы, кто, как говорят Веды, освободился от двойственности материального мира, но они в материальном мире незаметны или покидают его.
Эти чувства, вожделение и гнев, названы здесь всепожирающими, поскольку постоянно устремлены к стяжанию благ, к обогащению, всеми средствами, заставляя в этом направлении  мыслить, планировать, видеть свою цель и смысл своей жизни. Человек становится вечным приобретателем, стяжателем, ненасытным, отдающим все своим чувствам и живущим ради них, тем очень долго обкрадывая себя.

Все духовное пожирая на его пути, сжигая его в топке необузданных страстей, они, эти качества, оставляют ему самое ненадежное, тленное, за чем всегда охотятся другие и неизменно отбирают или желают ему искренне конца, дабы также присвоить, руководясь все теми же качествами, заполоняющими весь материальный мир и диктующих неразумным и обманутым иллюзиями.


Более того, эти качества, имея свойство расти, размножаться и проникать во все, также пожирают лучшие плоды следующих воплощений, обуславливая человека в новом воплощении многими, тянущимися шлейфом из далекого прошлого страданиями, как плодами их качеств. В этой связи Бог называет гнев и вожделение величайшими врагами в этом мире для тех, кто так идет.

Примерно так выглядит картина деятельности вожделения и гнева и так следует понимать, если не углубляться, но идти, что

Реклама
Реклама