Произведение «Batafurai (Бабочка)» (страница 1 из 7)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Автор:
Оценка: 5
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 15
Читатели: 1180 +2
Дата:

Batafurai (Бабочка)

Batafurai (Бабочка)

                    1

Он сидел не первый год. И даже стал привыкать к зоне: к унылым двухэтажным баракам, к неспешным (а куда спешить - пятьдесят метров туда, пятьдесят - обратно) прогулкам в пределах "локалки", к круглосуточной неутихающей "движухе", медленному, с тщательной расстановкой слов и акцентов общению, к нечастым походам в библиотеку, где среди морально и идейно выверенной литературы обнаруживались настоящие сокровища, практически нечитанные тома Фирдоуси, Руставели, Зульфикарова, русской и советской классики, книги по истории и философии... Он брал в руки какую-нибудь "Историю Древней Руси", смотрел на год издания - 1947, и чувствовал себя первооткрывателем, бережно отделяя одну от другой ни разу не листанные страницы...
Он довольно быстро понял, что выжить здесь можно только сохранив в неприкосновенности свой собственный мир. Он создал очень компактный его вариант и никогда с ним не расставался, и никого в него не пускал, ограничиваясь внешним, минимально необходимым общением с "со-лагерниками". Всюду нося свой мир с собой, он старался всеми силами раскрашивать и украшать его, как рождественское дерево, впитывая, отыскивая в серых, похожих один на другой, днях крупицы впечатлений, красок, эмоций, любых признаков того, что душа еще жива. Теплится еще под толстым слоем пепла сгоревшего прошлого...
Когда чтение утомляло, он пытался найти занятие рукам, остро чувствуя, как быстро и бесполезно уходит время. Он знал, что если не делать ничего, а просто ждать, считая время от проверки до проверки, сойдешь с ума. От бесконечного ожидания неизвестно чего.
Вокруг кто-то резал по дереву, кто-то изготавливал альбомы и записные книжки, кто-то вязал или шил, кто-то чеканил или выжигал картины или иконы, кто-то даже шил обувь, причем все весьма высокого качества, поскольку материалы были в дефиците, и за испорченную или плохо сделанную вещь следовал "спрос".
Были и такие, кто писал. Письма, заявления, "ходатайки", жалобы. Умение грамотно, связно и обоснованно излагать на бумаге мысли ценилось очень высоко. У "писателей" под рукой были добытые правдами и неправдами действующие кодексы, обязательно с комментариями, и сборники  нормативных актов. И уж если такому "писателю" удавалось в результате переписки с инстанциями добиться сокращения срока или хотя бы смягчения режима, слава о нем моментально разлеталась по зоне .
Пользовался спросом и такой жанр, как письма "заочницам".
"Заочницы" - женщины "с воли". Это важно. Не "жучки" со своим богатым лагерным опытом, которые сами, чтобы скрасить тоску и неустроенность личной жизни, готовы писать кому угодно, и которым чтение ответов заменяет сентиментальные женские рОманы, а именно "вольняшки". Одинокие,  испытавшие не одно разочарование в жизни, но сохранившие трудноистребимую, почти непобедимую способность исключительно женской души - выслушать и пожалеть.
Адреса таких женщин добывались по-разному. И у немногих счастливцев, сохранивших связь с семьей - адреса подруг и знакомых, а чаще - в газетах с объявлениями "Хочу познакомиться". Газеты эти, естественно, администрацией не распространялись и "затягивались" всеми доступными способами.
"Писатели" расписывали образ мужественного, много испытавшего и умудренного жизнью романтика, попавшего в сии не столь отдаленные места совершенно случайно, в результате происков недругов, иронии судьбы или "заступившись  за девушку", буквально вырвав ее из лап покусившихся на ее честь и достоинство.
Переписка никогда не бывала да и не могла быть долгой. Чаще всего ответа не было и на первое письмо, все зависело от умения "писателя" задеть тонкие женские струны, вызвать интерес или сочувствие, замаскировав истинные намерения, которые одинаковы у любого "сидельца", не имеющего ничего и никого за забором - "грев" и свидание. Те же,  кому удавалось растянуть заочное знакомство хотя бы писем на пять, живо делились с корешами своими впечатлениями о "подругах", в самых сочных и красочных выражениях, ловя завистливые взгляды. В этих рассказах могло быть все, что угодно, но пока переписка была жива, письма счастливчик читал сам, не показывая никому. Это потом, когда очередная визави понимала, что буквы и цифры вместо обратного адреса - это не номер воинской части и не чрезвычайно секретный "почтовый ящик", а ее собеседник - простой осУжденный, измаявшийся без женского внимания и ласки, и обрывала контакт, после недель, иногда месяцев ожидания, переходила в разряд "шалав", тогда письма отдавались, иногда продавались, становясь популярным чтением на ночь.

                          2

Каждый должен быть полезен. Каждый должен "уделять на общее".
Он не хотел, не мог иметь здесь ничего общего. Ни с людьми, ни с жизнью. Отдавал "с возможного" чай, курево, лишь бы избавиться от вопросов. Поначалу к нему подходили, интересовались: "Чем собираешься заниматься?" Он отвечал неизменно: "Сидеть". Спустя несколько месяцев послушав рассказ соседа по "проходняку" о его деле, от нечего делать предложил посмотреть материалы, может быть, что-то можно "извлечь", уж очень противоречиво выглядели детали  в его, соседа, изложении. Почитал, достал из сумки привезенные с собой УК и УПК и за вечер написал ходатайство о пересмотре дела. Через три почти месяца соседа вызвали в спецчасть и уведомили, что сидеть ему осталось чуть больше года вместо трех.
К нему стали обращаться за помощью. Он брал дела, внимательно читал, если видел зацепки, составлял жалобу или ходатайство. Если зацепок не было, возвращал бумаги. На возмущенные реплики вроде "да ты еще посмотри, там все навернули" не реагировал. Ничего не обещать - железное правило. Потом "стрельнуло" еще одно, почти безнадежное дело. С той поры "вопросы о полезности для общего дела" прекратились, к нему стали ходить только за советом.
Он все так же много читал. Однажды в куче книг, списанных из какой-то вольной библиотеки и переданных в "зону" в порядке благотворительной помощи, он нашел "Гэндзи Моногатари" - "Похождения принца Гэндзи", довольно фривольный средневековый японский роман. Чтение оказалось довольно нудным, но иллюстрации, репродукции с японских рисунков, увлекли. Он рассматривал сцены из жизни японцев, выделяя женские фигуры в ярких кимоно, обернутых широким поясом - оби. И где-то очень глубоко ворохнулось, вспомнилось... он ведь это уже видел... когда-то... в той жизни. Яркий, блестящий на солнце цветастый шелк кимоно... крылья оби за спиной... маленькие ножки в гэта, гулко стучащих по мостовой... конец апреля и раннее утро. И кипень, пышное цветение белой и розовой сакуры в парках и скверах большого Токио... "Бабочки..." почему-то пришло в голову. И так осталось, "Бабочки..."
В газете с объявлениями о знакомстве, ходившей по рукам и "по очереди" попавшей к нему, среди множества коротких "резюме" с указанием роста, веса, размера груди и пожеланий-требований к потенциальному избраннику, он наткнулся глазами на такой текст: "Маленькая японская женщина изучает русский язык. Готова переписываться с мужчиной, разделяющим ее интересы". И все.
Он долго не решался на письмо. Отговаривал себя глупостью и безнадежностью затеи, длиной срока и расстояния, препонами в виде лагерной цензуры и нежеланием делиться с чужими глазами сокровенным, тем, что до поры, до возвращения в "нормальную" жизнь, хранилось на каких-то очень дальних, уже изрядно запылившихся полках памяти.
Но однажды, дождливой осенью, увидев, как слетел, спикировал к окну желтый тополий листок, подброшенный порывом ветра прилип к стеклу, внезапно заполнившись, что называется, "по макушку" его бесприютностью и неприкаянностью... он закурил и достал из сумки тетрадь и ручку.

                      3

"Конитива..." Написал первое слово приветствия и надолго задумался... Что дальше? И зачем? Меньше всего он хотел, подобно другим, "цеплять" неизвестную женщину на жалость. И больше всего боялся соврать. И рассказывать всю правду о себе не хотел тоже. И не получить ответа боялся. И главное, он не мог себе самому объяснить, зачем это?
Мучился, подбирая слова, стараясь удержаться от попытки объяснить, как случилось, что он оказался по другую сторону жизни, в одночасье лишившись всего: семьи, друзей, работы, определенного, казалось, незыблемого статуса и связанного с ним уважения. Не умея и не желая оправдываться, наивно для своих лет полагая, что правда сама за себя скажет, он получил от судьи по максимуму. Хотя мозг подсказывал, что если уж выговаривать все, что долгое время не давало спать, есть, думать, то, что, как стадо взбесившихся слонов, вытаптывало чахлые ростки надежды, то, что как верховой пожар, не сожгло, но задушило робкие побеги веры, засыпав их холодным пеплом отгоревшей любви, если выплескивать весь этот коктейль непережитых чувств и эмоций, то - на человека незнакомого, далекого по всем мыслимым критериям. Для этого подходит еще Бог. Но молиться он не умел. А еще хотел получить ответ. Живое человеческое слово.
Поймав себя на противоречиях, он едва не бросил затею. Рука уже потянулась скомкать листок, но глаз остановился на первом и единственном пока слове: "Конитива..."
Он написал коротко и сухо: "Я - простой заключенный. Зек. Мне сорок лет. Когда-то, побывав в Японии, я очень заинтересовался культурой Вашей страны. Если Вас не пугает перспектива совершенствовать русский язык в  общении с таким, как я, то был бы рад вам помочь." И, бросив взгляд на прилипший к мокрому стеклу и как будто наблюдающий за ним посеревший в сумерках лист тополя, приписал:
PS. Сорванный ветром, неприкаянный
      Лист тополя до жилки мне знаком.
      Так хочется хоть с кем-то говорить...

                    4

Не имея представления, сколько стоит международное письмо, он оклеил конверт самыми дорогими  почтовыми марками, какие смог найти в зоне. Выменял на "насущное", на слово почитать дело и написать кассационную жалобу, на обещание вернуть с "процентами"...  Посмотрев на конверт в последний раз прежде чем опустить его в ящик для почты у входа в барак, он усмехнулся скептически... но, уже решившись, тряхнул короткоостриженной головой и двумя пальцами толкнул конверт в щель...
Через день после утренней проверки его вызвали в спецчасть. За столом сидел "кум",  опер. Перед ним на столе лежало письмо.
- Что это? - вопрос прозвучал не резко, даже с интересом.
- Письмо.
- Я вижу. Почему за границу?
- Закон не запрещает.
- Закон не запрещает мне его оставить без движения. Зачем тебе это?
- Вы же прочли. Ничего противозаконного в нем нет. Адрес - из газеты. Ответа скорее всего не будет. Какой резон его не пропускать? Я же не в суд по правам человека жалуюсь.
- А есть на что? - опер напрягся.
- Нет.
- Ладно, иди, я подумаю. Погоди. Ты на воле кем был?
Он обернулся в дверях.
- Работал. В деле всё есть.

Ответ пришел через полтора месяца. В этот день он получил еще одно письмо, от матери. Вернувшись в барак, он поставил красивый удлиненный конверт с изображением

Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=109199

Мне жить в застенке суждено. О да — застенок мой прекрасен.

Я понял всё. Мне всё равно. Я не боюсь. Мой разум ясен.

Андрей Белый


Зона… Для одних это слово поистине страшное. Страшное настолько, что стóит его услышать – по спине пробегает неприятный холодок: не дай Бог там оказаться! 
Других одолевает любопытство: «А что там? А как там?» Пожалуй, чаще всего такие мысли приходят на ум тем, кто подсознательно думает, что уж он-то никогда и ни при каких обстоятельствах… При этом про поговорку «от сумы да от тюрьмы не зарекайся» как-то само собой забывается.
Третьи… Третья категория – это «сидельцы». Кто-то, «встав на путь исправления», потом отходит от жизни по понятиям, кто-то, превратившись в «блатного», продолжает заниматься темными делишками.
Непререкаемой истиной остаётся только то, что слово «зона» не оставляет равнодушным никого. Нет таких людей.

Что можно сказать о произведении «Бабочка»? Рассказ читается с интересом, и, несмотря на то, что  он достаточно длинный – практически на одном дыхании. Изложение не затянуто, лишней информацией не перегружено.  В тексте много простых предложений, которые фиксируют то или иное явление или построены на фактах. Это положительно сказывается на восприятии. Сложные предложения, в которых содержатся сведения, при чтении воспринимаются так же легко. Имеется много деталей и пояснений, характеризующих настроение главного героя, что тоже немаловажно, т.к. помогает лучше понять рассказ.
Автор до конца выдерживает интригу. Предположений, чем закончится эта история, много. Однако главным остается то, что главный герой всё-таки сумел остаться с той, кого он так (вроде бы опрометчиво) полюбил.
Повествование от первого лица в данном случае очень кстати, поскольку именно такой вид подачи более легко воспринимается читателем. Рассказ, написанный от третьего лица, часто рассматривается как простое изложение событий. Первое лицо хорошо тем, что с его помощью отражается  эмоциональная составляющая,  что при выбранной автором теме, особенно важно. Язык очень ёмкий и меткий, что позволяет прочесть рассказ практически без остановки.

Сам по себе этот рассказ условно можно рассматривать как отдельные зарисовки из жизни человека, попавшего в места не столь отдаленные. При этом автор показывает, что самое главное в жизни, независимо от того, где человек оказывается – это действительно остаться личностью, которую, как ни пытайся сломать – она устоит. Читателю предлагается посмотреть на жизнь по обе стороны решётки, но – что самое главное – иногда эта жизнь имеет что-то общее. После прочтения любого рассказа (романа, новеллы) сам собой напрашивается вопрос: «Так о чём же это произведение?» Ответ в данном случае прост: «О противоположностях жизни».  Слово «зона» у большинства обывателей всё же ассоциируется с чем-то мрачным. Любовь, наоборот, светлое и согревающее чувство. На одну линию их не поставить, поэтому «мрачное» и «светлое» будут как бы перевешивать друг друга. Поэтому всё-таки о противоположностях.
При всём том, что главный герой вызывает симпатии – человек он непростой. Трудно оставаться самим собой там, где за тобой постоянно наблюдают.  Следят. В конце концов, находящиеся на зоне осужденные начинают следить уже сами за собой: чтобы не сказать, а тем более не сделать, лишнего. Для этого нужна очень большая сила воли. Твердость характера состоит для них в том, чтобы в первую очередь суметь отдать приказ самому себе. И чтобы этот приказ выполнить.
Он довольно быстро понял, что выжить здесь можно, только сохранив в неприкосновенности свой собственный мир. В этом автор прав. Замыкаться в себе – дело бесполезное. Замкнутых в местах не столь отдаленных не любят: такое поведение сразу настораживает. Остается один выход: быть вроде как со всеми, но в то же время жить собственным мирком. «В стороне и в людях», ‒ сказали бы раньше. Именно такой стиль поведения и выбирает главный герой. Он бережно хранит воспоминания, лелеет прошлое, но никого туда не впускает. Это и помогает человеку выжить.
В обычной зоне, как правило, мало интеллигентных людей. Чаще всего они, как в школе, попадают в категорию «ботаников», людей, становящихся объектом непонимания и даже насмешек. В произведении образованность играет на руку главному герою. Благодаря правильно составленной кассационной жалобе, один из осужденных освобождается быстрее. И снова читатель видит, что мужчина не задирает нос, не пытается выбить себе «льготы» среди своих же. Единственное, что он ценит и чего добивается – это возможность быть ближе к книгам, к библиотеке, без которой он уже не мыслил своей жизни. Брал в руки книгу – и видел себя первооткрывателем. Открывал для себя страницы истории, новые земли, вчитывался в людские характеры. Даже за колючей проволокой можно найти себе то, что будет согревать изнутри. Для главного героя рассказа этим теплом  сначала обладали книги, затем их незаметно сменили письма, и, наконец, ожидание встречи, которая к концу рассказа переворачивает жизнь.

Произведение называется «Бабочка». Лёгкая, невесомая, почти воздушная бабочка и тяжелая жизнь в застенке. Таких противопоставлений в рассказе много. Считаю, что именно наличие этих диаметрально противоположных описаний сделало произведение не угрюмо-тяжёлым, таким, которые тяжелы для понимания, а – наоборот – достаточно лёгким.
В тексте содержится небольшое количество пунктуационных ошибок, которые не влияют на восприятие. Стилистические и лексикологические ошибки отсутствуют.
Рассказ может показаться немного затянутым, однако учитывая то, что главному герою приходится постоянно рассуждать, оставаясь наедине с собой, философия воспринимается не как недостаток, а как вполне логичная составляющая данного произведения.  При этом стоит обратить внимание на то, что тавтология как повторение собственных слов, являя логически эквивалентную исходную форму, в размышлениях главного героя отсутствует.

На основании вышеизложенного, считаю, что рассказ заслуживает высокой оценки.





Оценка произведения: 9
Магдалина Гросс 11.07.2023
     08:25 11.07.2023 (1)
Это, пожалуй, самое достойное и серьезное, что я читала за последнее время.
Настоящая повесть, которая сделала бы честь самому крупному конкурсу и авторитетному литературному изданию.
Публикуйтесь, у Вас должны быть книги, Вас должны читать. Я серьезно.
С добром,
Ляман
     14:36 11.07.2023 (1)
1
Благодарю. Два месяца назад вышла книга повестей и рассказов "Крылья из сердца бабочки". К сожалению, небольшим тиражом, поскольку на большой денег не нашлось.)
     19:54 11.07.2023 (1)
Я думаю, любые издательства почтут за честь заключить с Вами договор о публикации
     05:44 12.07.2023 (2)
Да пока в очередь не встают...)
Гость      20:25 12.07.2023 (1)

Да пока в очередь не встают...)

ОНи пока просто о Вас не знают. 

 
     00:29 13.07.2023
Да, конечно. Продвижение - это отдельная история капиталовложений.)
     07:38 12.07.2023 (1)
Встанут!
Все будет!
Удачи!
     14:22 12.07.2023 (1)
Благодарю Вас. Так и будет
     14:46 12.07.2023 (1)
     00:29 13.07.2023
Изучаю ботинки...)
     15:08 12.07.2023 (1)
С огромным удовольствием прочитала Вашу повесть. Интересно и талантливо подано!
Дальнейших творческих успехов Вам!
     15:47 12.07.2023
Спасибо за добрые слова. "Звёзды на дне стакана", надеюсь, тоже понравится.
     20:36 11.07.2023 (1)
На одном дыхании прочла. Взрослая вещь. Прекрасно написанная повесть о любви. 
     05:42 12.07.2023
Рад, что понравилось.
Гость      22:45 20.11.2020 (1)
Добрый вечер Георг
     08:03 15.07.2021
Здравствуйте. 
Гость      22:45 20.11.2020 (1)
Добрый вечер Георгий!  Мне очень понравилось. Благодарю Вас! Пожалуйста продолжайте писать! Удачи Вам на этом поприще! С уважением - Ваш тёзка Георгий Демихов.
     08:03 15.07.2021
Спасибо, тезка. Я выложил новую повесть. 
     00:01 14.11.2020 (1)
Замечательная вещь!.. Читал с огромным удовольствием.
Где-то слышал, что на зоне не употребляют "спасибо". Но может, это и не так...  
     02:13 14.11.2020 (1)
Благодарю за Ваш отзыв. 
     10:50 14.11.2020 (1)
А об "спасибо" что скажете? 
     14:50 14.11.2020
О "спасибо" ничего не скажу. Мне такое "понятие" не известно. Те, с кем довелось общаться до и в процессе написания, они же и первые читатели, ничего крамольного не заметили.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама