Студенчество — шальная юность в мадридской школе изящных искусств. Шёл год тысяча девятьсот двадцать первый – период сумасшествий муз. То время щедро на талантливых друзей за труд благодарило, и Лорка… Федерико Гарсиа — поэт мятежный, уж СВЕТИЛО.
Дали работал, как чумной забыв себя и пищи вкус; охвачен одержимостью, забыв о сне - дремал, не сняв картуз. Луис Бюнель, став в недалёком будущем великим режиссёром. Эпоху вспенила, и подчинила палочкам та троица - Великих дирижёров.
«Наш Сальвадор так скромен и чудаковат», – заметили друзья. Исполнен лучезарным безрассудством, в нем творчество лилось струясь. Талантливый художник, в кубистской манере, сражал ум буйством, без признанного в тот момент пред ложью грязного холуйства .
Лианами пересеклись, сплетясь в соцветья, судьбы Лорки и Дали. В одном фарватере вели два капитана творческие корабли. Им нравилось величие друг друга раскрывать, купаясь в счастье, и дружба развивалась, как бутон цветка, как будто нет ненастья.
Казалось, мирозданья истина врата свои открыла только им. Метаний, крайностей, и притяжения - был этот путь необъясним. Лидировал в союзе этом Лорка. Он страстью увлекал безмерно. Дали ж, спасал себя под маской простачка с упорством непомерным.
Застенчивость художника сыграла злую шутку, разъярив быка. И потекла сильней, напористей любви поэзии река. Теперь Дали всецело завладел вниманием и сердцем Лорки. К мужчинам тягу страстную он не скрывал, открыв все створки.
Взволнованна, как шторм десятибалльный в зной, кипела в Лорке страсть. Дали едва держался перед пылким другом, чтобы не упасть. Внимание поэта разгорелось, и стало больше, чем просто дружба. Но возраст оказал Дали в семнадцать лет совсем не злую службу.
.
Не смог тогда он различить порывов сексуальных всполох суть, поверив в дружбу, туго натянув поводья, отправил её в путь. В посёлок Кадакес, уехав к рыбакам за новым впечатленьем, и Лорку пригласив, занес над ним эфес. Привёл любовь в смятенье.
Неплатонические страсти рвали сердце Лорки. Он был в раю. Но Сальвадор лишь в творчестве испытывал и видел страсть свою. То был период плодотворный для Дали. Его назвали - годами Лорки. Там много лет, поэт моделью незаменимой был на всех полотнах .
Меж ними дружба далеко была не мнима, и явною – Любовь. Но только у поэта от нее кипела в жилах кровь. Со стороны Дали любовь была – то братской лишь, духовной, а Лорка был влюблён до глубины души. Гоним желанием греховным.
Любимого так обожая, творил и сам, как никогда, в те дни. В конце концов, устав от гнёта страсти – восстал Дали. Когда же Лорка «Оду к Сальвадору» написал, тем соблазнить, пытаясь, художник же, немедленно решил в Париж удрать, и жить вдали, не каясь.
И хуже для влюблённого не мог придумать, чем изуверски так, казнить. Не могут без Дали: ни суть, ни плоть его спокойно жить. Переживал разрыв тот долго Лорка, раскаиваясь в письмах. В них были горькие отчаянные просьбы о прощенье, зубы стиснув:.
«Я вёл себя как неприличный осёл, с тобой —
лучшим, что у меня есть.
С каждой минутой я понимаю это все яснее
и очень обо всём жалею».
Застыли чувства. Не прекращалась лишь духовная их связь. Забавой чувственною юность сумасшедшая связала эту вязь. Велась меж ними дружеская переписка неустанно - гармония нетленна, и связь их внутренняя высока, чиста, гуманна… Драгоценна.
За милую Испанию погиб поэт… Расстрелян зверски был.
До дней последних в сердце у художника, и в памяти он жил.
Лорка — друг мой!
Передо мной явились, как поэтическое чудо,
его чистота и его грубость, его плоть и его прах…
Сальвадор Дали
…Лучший друг моей сумасшедшей юности…
Сальвадор Дали. «Тайная жизнь»
О, оливы Кадакеса, о, как вы чудесны...
Федерико Гарсиа Лорка