115. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 23-32.
115. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА
18. ТЕКСТ 23-32.
ТЕКСТ 23
нийатам санга-рахитам
арага-двешатах критам
апхала-препсуна карма
йат тат саттвикам учйате
нийатам - упорядоченная; санга-рахитам - лишенная привязанности;
арага-двешатах - без любви или ненависти; критам - выполняемая; апхала-препсуна
- человеком, который не стремится насладиться ее плодами; карма - деятельность;
йат - которая; тат - та; саттвикам - относящаяся к гуне благости; учйате - называется.
Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности,
любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в
гуне благости.
БОГ:
Неточный перевод. Правильный перевод: «23.Предписанная работа, исполняемая без
стремления к общению, без привязанности и ненависти, без стремления к плодам,
такая работа считается в гунне благости.». На самом деле такая работа может
исполняться только преданными Бога Кришны. Материальный человек не может из
материальной жизни, из материальной практики и опыта извлечь необходимые
качества в той мере, чтобы можно было заниматься именно карма-йогой в полной
мере, ибо речь идет о карма-йоге, так исполняемая работа есть связующий процесс
с Богом Кришной, карма-йога. Но все же есть и такие люди, которые могут
пытаться настраивать свой ум на Бога и мысленно предлагать Богу плоды своей
работы или посвящать свой труд Богу, исходя из советов преданных Бога Кришны,
но не поклоняясь Богу Кришне в полной мере, поскольку Бог еще им не дал такую
возможность и необходимое окружение или условия, как возможно и необходимое
полноценное устремление. Таких людей почти нет, но и те, кто так старается,
делают это отчасти, и их труд невозможно еще признать карма-йогой.
Но,
а другие материалисты, не знающие необходимость именно религиозного направления
в своей жизни в виде преданного служения, занимаются постоянно и всецело запрещенной
или греховной деятельностью, не посвящая свой труд и плоды труда Богу, не
поклоняясь Всевышнему, работая с привязанностью, зная гнев, зависть, пустые и
осуждающие или гневные разговоры и грешные привязанности и удовлетворения
чувств, не следуя никаким религиозным принципам, не занимаясь постоянно
благотворительностью, не ведя простой образ жизни, устремляясь по пути
материальных наслаждений и удовлетворения низменных желаний, таким образом
зарабатывают непрерывно последствия греховной деятельности в виде страданий и
преодолений.
Но
те, кто занят карма-йогой, кто непременно служит Богу Кришне, кто немногословен
в работе, терпелив, всегда умом сосредоточен на Личности Бога, кто равен к
благоприятному и неблагоприятному, такие люди непременно удовлетворяют чувства
Бога, если все делают правильно и без отклонений, и их работа считается в гуне
благости.
Но
все же, следует понимать, что никто не может и здесь достигать абсолютный
успех. Непременно в любом человеке есть те качества, которые не считаются Богом
достаточными для полноценного преданного служения. Поэтому и такие люди
непременно потрясаются страданиями, но им всегда идет помощь от Бога, Бог дает
благоприятные исходя любых событий, помогая человеку оставаться на рельсах
преданного служения, видеть постоянно помощь Бога, укрепляться в совершенных
духовных знаниях и добирать те качества, которые еще препятствуют выходу на
духовный план. Но в свое время или очень скоро такие люди Милостью и Планом
Бога оставляют материальный мир и уходят на духовный план. И в этом не может
быть сомнений.
Что
касается также предписанной деятельности. То здесь надо понимать именно ту
деятельность, которой человек занимается согласно своему образованию, или
согласно очень большому своему желанию или цели. Но надо понимать, что иногда
человек в этой жизни должен пройти несколько именно материальных практик, как
бы пополняя свой багаж материальных практик, развивая и корректируя то там, то
здесь Волею и Планом Бога те или иные качества, обогащаясь и материальным опытом,
и знаниями, навыками. И это может выглядеть как бессистемная смена работы, где
человек как бы и не особо проявлял устремление к тому или иному виду работы, а
действовал по необходимости и исходил из того, где его берут и где с помощью
этой работы он может решить свои материальные вопросы, раздавать долги и
поддерживать свое тело. В такой ситуации такие многочисленные разные
направления деятельности для человека тоже можно считать предписанной
деятельностью, Волей Бога на человека, ведущей человека понуждением; и
карма-йога здесь также принимается Богом.
КОММЕНТРAИЙ: Деятельность, связанная с выполнением обязанностей,
которые шастры предписывают различным социальным группам, деятельность без
привязанности, без претензий на обладание ее результатами, то есть
деятельность, которой занимаются без любви и ненависти, в сознании Кришны, ради
удовлетворения Всевышнего, а не собственных чувств, является деятельностью в
гуне благости.
БОГ:
Шастры в современном материальном мире
надо забыть и ссылаться на Новые Святые Писания. Также, в современном
мире не существует никаких предписаний особого порядка касательно работы
никаким социальным группам. Человек на любой социальной видимой ступени может
заниматься любым видом деятельности, если позволяют качества, уровень
мыслительного процесса, Бог дает желание и возможности, как и необходимую
подготовку. Надо понимать, что никто не может знать, на какой ступени
материального и духовного развития стоит человек, и никто не вправе его
ограничивать в выборе работы, ибо этот вопрос решает только Бог Кришна для
каждого. Все, что касается социального положения человека, то это есть
условности материального мира, которые для каждого человека не отражают никак
его истинную ступень материального и духовного развития. Это определение
временное, подвержено изменениям и в пределах одной жизни, есть иллюзорная
ориентация материального мира относительно людей в каждый данный период
времени. Очень
много внимания Бог уделяет вопросам, связанным с работой, той или иной
деятельностью, ибо это основа
материального мира и материальных отношений, это есть также непременное
требование Бога к живым существам, обязанным работать, обязанным поддерживать
свое тело и тела тех, кого Бог дал, кому через труд необходимо подставлять
руки, этим исполняя свой долг. Все живые существа так или иначе, но втянуты в
деятельность, проявляя здесь свои качества, знания, осуществляя через именно
работу свои цели в плане поддержания себя материальными благами. Трудовая
деятельность есть то, что не может происходить вне людей, вне человеческого
общения, вне знаний, вне определенных условий. Все так или иначе, но связывает
людей, дает каждому свой опыт, свои понимания, каждым воспринимается строго
индивидуально, в зависимости от наработанных качеств. В работе все люди
проявляют себя по-разному, даже исполняя одну и ту же работу. Все это понятно.
Однако, исполняя материальную работу, люди вынуждены общаться с друг другом,
ибо и работа начинается с речи. Они должны обговаривать многие вопросы, задавать вопросы. Но материальный
мир таков, что общение является здесь качеством не управляемым, настолько
естественным, что иногда и подменяет собой суть работы, отнюдь не дополняя ее.
Многословие – бич в работе, помеха даже в материальном труде, где это видится
достаточно естественным, и как бы способствует налаживанию отношений,
доброжелательности, активности. Увы. Работа часто здесь именно и страдает, ибо
уменьшается внимательность, человек
отвлекается, переходит на автоматизм, прекращается активный мыслительный
процесс, вовлекающий не только все и так знающие руки, но и анализ, опыт и
самое главное – подсказку Бога изнутри. Рассеянность в работе иногда
оборачивается немалыми страданиями, включая и трагедии на работе, увечья, все
связанное со здоровьем и жизнью человека. Вот плоды чрезмерной общительности.
Человек общественное существо, устроено так, что устремлено к контактам, этим
наслаждается, через это развивается, делится и заимствует опыт, передает
знания. Однако, такое направление отвлекает от личного мыслительного процесса,
от общения с Богом в себе, от
внутреннего анализа. Внутрь себя человека направляет только религиозный
путь, только практика преданного служения, только совершенные духовные знания,
ограничивающие от материального мира разными путями, включая ненужные разговоры, не на пользу делу, отвлекающие от разумного мышления, от личного опыта, не
контролирующие ум, разум, чувства,
желания, но препятствующие этому процессу. Только религиозное мышление, знание
Вед направляет человека на исполнение любой работы при достаточно ограниченных
условиях. Человек обязан выполнять только ту деятельность, которая ему дана
Богом, которая соответствует его качествам, т.е. той гунне природы, которая
имеет на него преимущественное влияние, должен выполнять работу ту, которая соответствует также его знаниям, его
образованию, образованию, которое дал ему фактически Сам Бог. Именно эта
работа, на которую Бог выучил человека, дал ему желание в соответствии с
качествами и склонностями, именно эта работа наиболее подходит, ибо, как все
виды деятельности, должна привнести в
человека, развить в нем намеченные Богом на него качества, дать ему те навыки,
которые далее послужат основанием, базисом для дальнейшего развития личности.
Ибо и работу Бог дает по ступеням.
Невозможно, скажем быть врачом перед этим не поработав медсестрой или мед
братом, невозможно быть медсестрой или мед братом, если человек в какой-то
жизни не работал, скажем в доме престарелых и не проникся этим чувством
милосердия, невозможно и здесь работать, если ты никогда не работал, например,
многодетной матерью, что для Бога тоже работа. Или невозможно быть
руководителем, если ты не был в самых низах, если ты не работал в управлении,
если ты не работал с людьми, если ты не оттачивал свои ораторские способности
писателем, если ты не был политиком, если ты не был избран на общественную
работу… Все, все виды деятельности, даже самые незначительные, развивают
качества, расширяют мышление, углубляют понимание, все открывает врата к
деятельности еще более высокого порядка. Поэтому, если Бог в этой жизни на
человека что- либо наметил, дал ему образование в этом направлении, то надо так
и идти, выполнять предписанное Богом, как свой религиозный долг, ибо отсюда Бог
будет поднимать и далее, ибо Богу будет на что опереться в человеке, какой опыт
призвать в помощь, из чего человеку изнутри подсказывать. Для материального
человека, далекого от мнения Бога, исходящего из своих причин, никогда не встает вопрос работать или нет из-за того,
что это на него План Бога. Только религиозно мыслящий человек, исходя из
наставлений Вед, даже не вникая, для чего это надо, но безоговорочно будет исполнять предписанные обязанности, ибо Слово Бога для
него - Закон. Согласно приобретенным практикой
|