10.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 2. СТИХ 47-55.
10.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 2.
СТИХ 47-55.
ТЕКСТ 47
карманй эвадхикарас те
ма пхалешу кадачана
ма карма-пхала-хетур бхур
ма те санго 'ств акармани
кармани - в предписанных обязанностях; эва - безусловно;
адхикарах - право; те - тебя; ма - не; пхалешу - в плодах; кадачана - когда бы
то ни было; ма - не; карма-пхала - результатами деятельности; хетух -
побуждаемый; бхух - будь; ма - не; те - тебя; сангах - привязанность; асту -
пусть будет; акармани - в отказе от выполнения своего долга.
Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет
права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты
твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения
своих обязанностей.
БОГ:
Не точный перевод. Точный перевод: 47.Исполняя предписанные обязанности, ты непременно будешь прав,
если не устремишься когда бы то ни было к плодам своей деятельности, не будешь
считать себя причиной плодов деятельности, и не будешь привязываться к
неисполнению долга (работы).
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе рассматриваются три вопроса:
обязанности, предписанные шастрами, действия по собственному усмотрению и
бездеятельность.
БОГ: В этом стихе следует обратить внимание на: 1. Человек не
причина плодов своей деятельности, нельзя привязываться к плодам труда; 2.
Человек не причина самого труда или не создающий; 3. Нельзя не выполнять свой
долг или отказываться от работы. На предписанных обязонностях особо
акцентрировать свое внимание не следует. Не это суть главное в данном стихе.
Или и так понятно, что речь о человеке, который занят предписанной работой.
Предписанные обязанности -
это деятельность в соответствии с гунами природы, под влиянием которых
находится данный человек.
БОГ: Человек никогда не может точно понимать, под влиянием какой
преимущественной гуны он находится и какая работа ему предписана. Ему сложно
ориентироваться в этом вопросе, ибо в современном материальном мире он может
быть занятым на самых разных работах, которые по своему определению никак под
влиянием одной гуны не находятся и при этом легко или неплохо справляться с
этими работами. Предписанные обязанности для такого человека – темный лес.
Поэтому, в современном мире человек
может ориентироваться касательно предназначенной ему работы по нескольким
признакам. Это – образование человека, которое ему дал Бог, это также желание
человека, которое ему дал Бог, это также ситуация, ориентация по тому, на какой
работе его взяли или берут и при этом он в себе не находит внутреннего
сопротивления или крайнего нежелания. Это также может быть та работа, где он с
радостью и без труда может использовать данный ему Богом талант, склонности,
великую заинтересованность… А под влиянием какой гуны находится человек можно пытаться
понять и по работе, по тому, как он ее исполняет, и по тому к какой работе или
виду деятельности человек тяготеет всегда.
К действиям по собственному усмотрению относят те, которые
совершаются без дозволения свыше
БОГ: в стихе нет ничего касательно деятельности по своему
усмотрению. Но если об этом говорить, то каждый поступает строго согдасно своим
качествам, ступени материального развития, согласно карме и Плану Бога на
человека. Т.е. строго говоря, всеми Управляет Бог. Никто сам по своему
усмотрению не поступает. Но такая видимость возможна. Если есть отклонения в
работе человека, если есть некоторые его решения, которые не согласованы с
другими людьми или не соответствуют типу работы и ее требованиям, то в таком
случае о человеке можно сказать, что он действует и в этом процессе согласно
своим качествам и ступени, Управляемый Богом. И неприменно, все, что он делает,
есть его опыт, есть его развитие, есть форма
проявления своих качеств, есть причина и его наставлять через
окружающих, через результаты такой работы, через его личный мыслительный
процесс и понимание.
, а под бездеятельностью подразумевают отказ от выполнения своих
обязанностей.
БОГ: речь не о бездеятельности, а о привыкании к невыполнению
работы или к отказу от работы. Этот вопрос поднят в тексте стиха и есть
предупреждение Арджуне.
Господь советует Aрджуне не оставаться бездеятельным, но
выполнять предписанные обязанности, не привязываясь к результатам своих
действий.
БОГ: Бог советует Арджуне не отказываться от работы.
Тот, кто привязан к плодам своего труда, становится причиной
действий.
БОГ: Не становится, а считает себя причиной своей работы и
причиной плодов своей деятельности.
Поэтому он либо наслаждается последствиями своей деятельности,
либо страдает от них.
БОГ: так можно сказать.
Предписанные обязанности можно разделить на три категории:
повседневная деятельность, деятельность в чрезвычайных обстоятельствах и
деятельность, соответствующая желаниям человека.
БОГ: это измышление. Нет такого разделения.
Повседневная
деятельность, которой человек занимается в соответствии с предписаниями шастр,
не стремясь к плодам своего труда, - это деятельность в гуне благости.
БОГ: Это не точно. Надо говорить не о некоей повседневной деятельности,
а о работе. Работа, которой человек занимается… и т.д.
Деятельность ради плодов становится причиной нашего рабства в
этом мире и потому считается неблагоприятной. У каждого есть право выполнять
предписанные ему обязанности, однако при этом надо действовать без
привязанности к результату; такое бесстрастное выполнение своих обязанностей,
несомненно, выведет человека на путь к освобождению.
БОГ: У каждого есть не право, а долг выполнять свои предписанные
обязанности, но поскольку человек об этих обязанностях не знает, то Бог его
просто понуждает обстоятельствами, через других людей или через собственные
желания и образование. Что касается деятельности ради плодов или с
привязанностью к плодам, то Бог не дает материальному человеку ощущение в этом
некоего рабства, хотя зависимость любой может увидеть или согласиться с ее
фактом. Бог не делает для человека труд невыносимым. Но становясь на путь
преданного служения Бог преданному как бы открывает глаза на труд в
материальном мире, его особенности и как он может представляться человеку,
видящему все через призму совершенных знаний и понимающему, что такое
круговорот сансары и что в этом круговороте удерживает…
Именно поэтому Господь
призвал Aрджуну сражаться из чувства долга и не думать о результате. Отказ
Aрджуны от участия в битве был проявлением материальной привязанности. Подобные
привязанности препятствуют освобождению. Любая материальная привязанность, будь
то к деятельности или к бездеятельности, служит причиной материального рабства.
Бездеятельность греховна, поэтому Aрджуна мог выйти на благой путь, ведущий к
освобождению, только выполняя свой долг - сражаясь в битве.
БОГ: здесь надо добавить: выполняя свой долг без привязанности к
плодам своей работы и не считая себя причиной. Остальное верно.
ТЕКСТ 48
йога-стхах куру кармани
сангам тйактва дхананджайа
сиддхй-асиддхйох само бхутва
саматвам йога учйате
йога-стхах - уравновешенный; куру - выполняй; кармани -
обязанности; сангам - привязанность; тйактва - отвергнув; дхананджайа - о
Aрджуна; сиддхи-асиддхйох - в успехе и неудаче; самах - уравновешенный; бхутва
- став; саматвам - самообладание; йогах - йога; учйате - называется.
О Aрджуна, выполняй свой долг невозмутимо, без привязанности, не
беспокоясь о победе или поражении. Такое умение владеть собой называют йогой.
БОГ:
Неточный перевод. Точный перевод: 48.В состоянии йоги исполняй свой долг, отказываясь от
привязанностей, о, Дхананьджая. В успехе и поражении оставаясь неизменным, ты
достигнешь самообладания, которое называется йогой.
Точный перевод необходим в данном случае, ибо здесь уже видно,
что Бог постепенно направляет Арджуну на карма-йогу. Ранее Бог советует арджуне
сражаться ради сражения. Это в себе несет уже элемент отречения от плодов
своего труда. Теперь Бог несколько точнее его начинает направлять, советуя
сражаться в состоянии йоги. А это уже путь непривязанности. Путь преданных.
Несколько позже Бог укажет Арджуне, что следует сражаться в преданном служении,
посвящая Богу свой труд. Но это уже прямая карма-йога. Бог постепенно в диалоге
подводит Арджуну к карме-йоге, но пока ее не обозначил. Постепенность – это
характерно для работы Бога в материальном мире в управлении живыми существами,
в равной степени относится и к материалистам и к преданным, но для каждого у
Бога своя задача и свои этапы. Этот момент работы Бога с Арджуной опускать
нельзя. И потому надо быть более тщательным, когда работаешь со Святым Писанием
и хочешь передать людям Слово Бога. Ни одно Слово Бога просто так не сказано.
Также, должна быть ответственность перед Богом, тщательность, понимание
важности этого Великого Писания, призванное выводить человека за предел
материального существования.
КОММЕНТAРИЙ: Кришна велит Aрджуне действовать в соответствии с
принципами йоги.
БОГ: Пока требования Бога сводятся как бы к советам и нет такого
требования, чтобы Арджуна действовал в соответствии с принципами религии. Это
слишком обширная и глубокая тема, требующая великих практик духовного порядка.
Арджуна к ним не готов. У Бога пока пожелание, звучит несколько полегче, чем
требование следоваь принципам религии. И пока никаких конкретных требований Бог
к Арджуне не обозначил. Сражаться в состоянии йоги – обозначает пока элемент
отрешенности… Далее, Бог будет уже уточнять, как надо сражаться, вводя
понимание о карма-йоге. Поэтому опережать события не следует.
Что же такое йога? Йога - это практика, позволяющая человеку
обуздать свои ненасытные чувства и сосредоточить ум на Всевышнем. A кто такой
Всевышний? Всевышний - это верховный повелитель, и поскольку Он Сам велит
Aрджуне сражаться, то исход сражения никак не зависит от Aрджуны.
БОГ: Нет причинно-следственной связи. Не очевидно, что, если Бог
указывает Арджуне на необходимость принять участие в сражении, то отсюда
неприменно следует, что исход сражения не зависит от Арджуны. Нужно
комментировать более аргументированно. В приведенном высказывании некая
нарушенная последовательность или нет логической убедительности.
Победа или поражение - об этом позаботится Кришна, от Aрджуны же
требуется просто выполнять Его указания.
БОГ: Так можно сказать. Но это общие слова, которые не подлежат
сомнениям. Их невозможно опровергнуть. Но они не раскрывают суть стиха,
достаточно общие, заботящиеся о поверхностном восприятии Бхагавад-Гиты.
Следовать указаниям Кришны - вот истинная йога; эта практика
называется методом сознания Кришны. Только она поможет
|