Произведение «Памяти «прораба перестройки» Юрия Афанасьева»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мемуары
Темы: историямемуарыпамятьРоссияполитикаСССРПерестройкакончинаАфанасьев Юрийгорбачёвщинанародный депутат
Сборник: Помарки на полях истории современности
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 55
Читатели: 2365 +1
Дата:
«Памяти «прораба перестройки» Юрия Афанасьева» выбрано прозой недели
01.08.2016
Предисловие:
название

Памяти «прораба перестройки» Юрия Афанасьева

  В Москве на 82 году жизни скончался историк и политик Юрий Афанасьев. Думается, что это имя сейчас мало кому знакомо. Он человек давно ушедшей и проклинаемой многими эпохи. Он человек эпохи надежд. Он человек времени, без которого настоящее было бы иным.
  Когда 25 мая 1989 года в Кремлёвском дворце открылся первый съезд Народных депутатов СССР, вдруг выяснилось, что в стране есть люди, которые умеют толково говорить без бумажки. Блистали многие. Но всех переплюнул историк Юрий Афанасьев. Он поднялся на трибуну и обозвал съезд «агрессивно-послушным большинством». Эта фраза сделала его знаменитым. И она до сих пор в российском политическом лексиконе. Бунтарей в том кремлёвском собрании было немного. Но они смогли сплотиться в Межрегиональную депутатскую группу, отбросив деление делегаций по территориальному принципу, и стали первой официальной оппозицией в стране. Верховодили Анатолий Собчак, речистый юрист из Питера, экономист Гавриил Попов и Юрий Афанасьев. С этого момента берёт начало нынешняя публичная организованная политика.
  Позднее межрегионалы патронировали движение «Демократическая Россия», которое смогло выиграть уже российские выборы в Москве, Питере, крупных городах и продавило на съезде НД РСФСР Бориса Ельцина на пост руководителя Верховного Совета республики. Так что, дальнейшими зигзагами страны мы обязаны и им.  
  Собчак стал губернатором Питера и на этом посту, как вы помните, смог предопределить судьбу России. Попов ненадолго возглавил Москву, уступив пост кабинетной рокировкой многолетнему Юрию Лужкову. Афанасьев же в политическую картину Россия вписаться не смог. В 1991-ом он, пробившись, было, в народные депутаты России, сдал мандат и ушёл из политики. Остался лишь ректором Российского гуманитарного университета, который создал из элитного историко-архивного института, отхватив роскошное здание партшколы КПСС на Миусах. Эта троица и их союзник – строитель и политик Николай Травкин и были, пожалуй, самыми известными в стране «прорабами перестройки». Примыкали к ним и знаменитые тогда борцы с «хлопковой мафией» следователи Тельман Гдлян и Николай Иванов.
  Сказать, что Афанасьев и Попов случайно оказались в окрестностях вершины политической пирамиды нельзя. Бывает такое густое время, когда слово становится «материальной» силой. Именно таким отрезком бесконечности и стала ранняя горбачёвщина. Одним из её девизов была «гласность». До свободы слова от неё, как до Луны, но после советской немоты… И слово стало оружием атакующей интеллигенции.
  Гавриил Попов долбал советскую экономику. То, что она дурна собой, знали все. Но он ругал её грамотно, хорошим языком и доходчиво. Юрий Афанасьев принялся срывать все и всяческие исторические маски. То, что Сталин «бяка» тоже знали все. Но в брежневщину говорить об этом вслух считалось дурным тоном. Как в доме повешенного молчат о верёвке. И первые статьи Афанасьева воспринимались бунтом. У главных редакторов надрывались те самые телефоны. Но пресса набирала вес. Тиражи стремительно росли. И гласность, словно танковая армада, таранила баррикады развитого социализма. И тот же Афанасьев под занавес съезда вновь пробился к главному микрофону и призвал разобраться не только со Сталиным, которого к тому времени уже изрядно потрепали, но с Лениным. Это было ноу-хау, ибо Сталина давили именно Лениным. Правда, шутница-история от Ильича отреклась легко, но Кобу Конопатого сделала сакральным символом утраченной русским народом Земли обетованной по имени Советский Союз.
  Сейчас ни Попов, ни Гдлян с Ивановым не воспринимаются героями истории. Но тогда их влияние на общество было весьма весомо.
  Вот такие воспоминания вызвала у меня кончина Юрия Афанасьева, который недолгое время был в числе властителей умов политизированной части общества.
 
   У меня с Юрием  Афанасьевым связан забавный личный инцидент.  Это было в самом начале горбачёвщины. Это показывает, что он немножко лукавит, говоря о перестройке. Я, конечно, не знаю многих пружин происходившего тогда. Но.
  Только-только воцарился Горби. Мне почему-то не подобрали газеты. Пошёл к дежурному главному редактору дня. Листаю. И говорю даме: «Смотри, какая прекрасная антисталинская статья. Это же первая».
 Он прочла и согласилась, что статья прекрасная.  
 «Что ты предлагаешь?» – спросила.
 «Да я-то ничего не предлагаю, – отвечаю. – Я просто сейчас пойду на машинку и продиктую изложение минутки на две с хвостиком. Ты к эфиру подпишешь, ибо я сегодня не дежурю. И будем ждать, кого из нас первым уволят».  
 «Идёт», – сказала коллега.
 Через десять минут после того, как это прочли в эфир, в кабинет влетел шеф: «Что вы вытворяете! У меня все телефоны разрываются. Что мне отвечать?»
 А мы в унисон, дескать,  говорите, что решения 20-го съезда про то, что Сталин бандит, никто не отменял.
Он чертыхнулся и ушёл.
 «Слушай, – говорит коллега мне, – почему у него телефоны разрываются, а здесь такой же набор, но все молчат?»
 «Значит, ему звонят такие начальнички, которые на наш с тобой уровень опускаться не будут», – отвечаю.
  Текст от 15.09.2015
Послесловие:
Мой опус удостоился "поэтической отповеди".
Для чистоты эксперимента даю ссылку. Автор работал. Страничку специально склепал.
Эпитафия "прорабу перестройки" (Сергей Кувалда)
Исчез этот Сергей Кувалда вместе со своей страничкой.
Реклама
Обсуждение
17:27 18.09.2015(1)
4
ОлГус
Мне он всегда импонировал. В принципе, время было такое, что импонировало многое...
У Афанасьева была некая аура, чего не было у многих других.
Возможно, я ошибаюсь, или время "подрихтовало" мои тогдашние ощущения...
 с уважением,  Олег
17:49 18.09.2015(1)
3
Александр Зарецкий
Он оказался на необходимом истории месте. И подошёл этому месту.
Начинал свою деятельность при самом раннем Горби. Кстати, то самое "агрессивно-послушное большинство" он и считал именно сторонниками Горбачёва.
Тогда была попытка создать мощное оппозиционное движение. Но она не удалась.
Слишком сильно сыграли другие силы.
17:54 18.09.2015(1)
3
ОлГус
Она никогда не удастся на этой территории.
По крайней мере, в обозримом будущем.  Я ошибаюсь?
17:59 18.09.2015(1)
3
Александр Зарецкий
У России, конечно, непредсказуемое прошлое. Но будущее с неких пор столь же непредсказуемо.
Когда я в начале 90-го говорил и в залах, и с экрана ТВ о том, что не исключён вариант распада СССР... И я был не первый, и не единственный. И совсем не самый горластый по всем параметрам. Это не воспринималось публикой напрочь. Да, и я сам не верил до конца в то, что несу.
18:01 18.09.2015(1)
4
ОлГус
ОК!  Время покажет.  Жаль, что мы не будем свидетелями...
18:07 18.09.2015(1)
2
Александр Зарецкий
Двояко жаль.
Может, что-то успеем посмотреть.
18:08 18.09.2015(1)
3
ОлГус
Да, "слепой сказал - посмотрим".
18:10 18.09.2015(1)
2
Александр Зарецкий
У меня раньше было удобное место для наблюдения.
18:14 18.09.2015(1)
2
ОлГус
Саша, "слепой" было не к тебе.
Просто все мы слепцы перед лицом Истории.
18:18 18.09.2015(1)
2
Александр Зарецкий
Меня, например, ГКЧП не удивил. Как-то я понимал, что что-то будет.
Но то, что он выльется в карнавал в Москве стало неожиданностью.
18:39 18.09.2015
3
ОлГус
Да уж...
Гость20:00 16.09.2015(1)
Комментарий удален
20:17 16.09.2015(1)
Александр Зарецкий
Не просто долбал, а тупо не пропускал в Москву эшелоны с продовольствием.

И откуда шли эти эшелоны?
И где их тормозили?
И кто их тормозил?
Я тогда работал в самой мощной информационной структуре страны. Если бы что-то было, то мы раскрутили тогда так. На Моссовет нам было плевать.
И МПС Моссовету не подвластно.
А фраза про "долбал" относится к периоду. когда он был просто публицистом и учёным.
Сталина из истории вычеркнуть нельзя. Более того, чем о нём будет больше, тем лучше. Просто подросли поколения, при относительной свободе. И они уверены, что и всегда так было. А Сталин ещё и всем квартиры бесплатные роздал.
Гость20:28 16.09.2015(1)
Комментарий удален
21:00 16.09.2015
1
Александр Зарецкий
в сети немало свидетельств тех, кого тормозили.

Вот именно. В сети. Здесь эта чушь и рождается.
Я, повторяю, тогда работал в самой оперативной и самой доступной народу информационной службе страны. Была бы такая информация, мы бы в неё вцепились. И раскрутили бы. Подняли бы коллег. Тогда пресса имела силу. Это была наша выигрышная тема. Подорожала бы и наша реклама. Мы с неё и жили. Рекламу разрешили давать ещё при Горби. У нас был очень неплохой главный. Хороший мужик. Но, объявляя о рекламе, он произнёс на редколлегии  страшную глупость. Он в раздумии задал вопрос: "А где эту рекламу взять?   Публика переглянулась и поняла, что нам не по пути. Он уехал собкором в приличную страну. И все были довольны.
Голода в столице не было. Но проблемы с продуктами начались ещё при позднем Брежневе. Мы тогда жили в центре. В Замоскворечье. По субботам и воскресеньям мы в магазины не ходили. В переулках стояли автобусы, а их пассажиры стояли в длиннющих очередях. При Горбив дрались у контейнеров с молоком. Кстати, 1 апреля 91-го года в СССР были отпущены цены. А в этой ситуации никто не в состоянии был тормозить товары. И торговля начала налаживаться.
И какой смысл Попову было вредить городу, в котором он был хозяином. Деньги бы ему принесли и "затак". Тогда уже было много состоятельных людей.
17:52 16.09.2015(1)
-2
Сергей Кувалда
Полно-те  вспоминать того, кто не достоин памяти потомков. Я ответил у себя на Вашу заметку, повторяться не буду.
18:05 16.09.2015(1)
1
Александр Зарецкий
Я глянул. Страничка, поди, специально создана. Чёй-то грить мне было абсолютно без толку. Я слова впустую не трачу.
Но... дело Афанасьева живо. Бодрит мозги и с того света.
Советский Союз, кстати, погиб ещё и от убожества своих начальничков. Это тоже помнить надо. Они просто не понимали, что происходит. А умных людей слушать не желали.
18:44 16.09.2015(1)
-2
Сергей Кувалда
Только что, но, Александр, не специально, а как ответная реакция. Публикуюсь в сети давно. Сюда зашёл по приглашению одного автора, увидел  Вашу заметку, зарегился.
18:53 16.09.2015(1)
3
Александр Зарецкий
Так я и понял, что страничка целевая. Посмотрим. Хотя я здесь мало читаю. Но из вежливости заглядываю, если появляется новый читатель.
Здесь интерфейс роскошный. Пожалуй, лучший из известных мне литсайтов.
Я здесь хотел лишь главы из романа разместить. Но вдруг закрыли все блоги. И на "Мейле", и на "Рамблере", и на "Яндексе". Пришлось сюда публицистику перекидывать.
19:04 16.09.2015(1)
Сергей Кувалда
Вообще-то осмотрюсь для начала. Потом  решу "что и как".  Интерфейс для авторов неплохой, согласен. Навигация немного наворочена, но, в целом, "дружественная". Насколько они удобны они для читателей - надо  изучить повнимательнее. Пока выводы делать  не могу.
19:19 16.09.2015
2
Александр Зарецкий
Сайт легко доступен.
И поисковики по нему шарят. Индексируют. Что почему-то очень пугает местную публику.
12:21 16.09.2015(1)
2
Rocktime
Кобу Конопатого сделала сакральным символом утраченной русским народом Земли обетованной по имени Советский Союз
.
Очень точные слова.
Произошла банализация Зла. С подачи власти значительная часть населения включила Сталина и сталинизм в великую руссую историю и осовременила. Таких прочных позиций у Сталина ещё не было, увы... Свидетели злодеяний и преступлений в основном поумирали, и осталось лишь ТВ и кино... Посмотреть их и окажется, что без Сталина народ неполный...
12:53 16.09.2015(1)
3
Александр Зарецкий
Сталина из истории, увы, не вычернишь. При Лёне просто замалчивали.
Помню, мы прорвались на премьерные показы фильма "Освобождение" в главный тогдашний кинозал Москвы, в "Россию". И на экране появился Сталин. Впервые за долгие годы. Не показать его было бы полным абсурдом. В этом фильме впервые был некарикатурный Гитлер. Так вот. Половина зала встала и начала аплодировать. Вторая половина начала свистеть. Половины не считал, но было очень массово. Вставали именно рядами. Случай просто эталонный.
Дорогой мы это обсуждали. Кто-то был в шоке. Кто-то хихикал.
Никита вышвырнул Сталина из Мавзолея, но свёл сталинизм к расстрелам начальничков. А это ж был лишь внутривидовой отбор. Он даже не решился реабилитировать главных оппозиционеров.
Посему второй вал десталинизации, который и возглавлял в прессе Афанасьев, был просто необходим.
А третий это уже после 91-го. Но, с низов ведь, тут пошёл и ответный. Сталина сопрягли с мощью СССР.  
А сейчас всё половинчато. И хочется, и колется, и время, вроде, не велит.
13:02 16.09.2015(1)
3
Rocktime
Да и не половинчато вовсе. Сталин не остался в прошлом, а с удобством и комфортом расположился в настоящем. Снизу доверху всё пронизано его мифом. Замалчивание при Брежневе не есть десталинизация. А раз её не состоялось, то посттоталитарное общество закономерно дрейфует вспять, к новому изданию тоталитаризма. Возрождаются сталинские практики. Реставрация, однако...
13:25 16.09.2015(1)
3
Александр Зарецкий
Да. Успешный менеджер, который построил страну столь дикой конфигурации, что...
Который создал нереформируемую и тупиковую экономику...
Который истребил крестьянство как класс... и мы кормились продовольственными программами.
Но до реального сталинизма ещё очень далеко. Кое-какие ужимки, конечно, копируются. И даже до брежневщины очень далеко.
Но в народе Коба популярен. Как мечта о светлом будущем. Почва, словом, есть
13:27 16.09.2015(1)
3
Rocktime
Но тенденция заметна даже невооружённому глазу.
13:31 16.09.2015
3
Александр Зарецкий
Всегда привлекает решение сложных проблем простым методом. А самый простой - это поставить позади землекопа солдата с автоматом.
18:48 15.09.2015(1)
3
Спасибо, Саша.
18:55 15.09.2015
3
Александр Зарецкий
Мемуарим маненько.
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама