Заметка «Размер стиха» (страница 1 из 3)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 31
Читатели: 3293 +2
Дата:
Предисловие:
Специально для умников считающих, что можно обращаться с ритмикой, как им вздумается
привожу ниже полную статью Тимофея Бондаренко

Размер стиха

Размер стиха

РИТМ

Ритм - это основа основ стихосложения.
Собственно, единственное, что отделяет стихи от прозы - это ритм. Все системы стихосложения у всех народов основаны на ритме. Стихи - это ритмически организованная речь.
Почему ритм ?
Эмоциональное воздействие ритма на человеческую психику известно очень давно. Уже в доисторические времена ритм использовался в различных общественных и религиозных ритуалах.
И, по-видимому, уже в эти же времена людьми было замечено особое эмоциональное воздействие ритмически организованной речи. Ритм и сам по себе, даже в чистом виде способен производить определенное воздействие на человека.
Вспомним детские совершенно бессмысленные стишки вроде "эни мэни раба, квинтер финтер жаба"

Поэтому отвлечемся и немного поговорим о ритме самом по себе. Понятие ритма может относиться не только к временной последовательности, характеризующейся повторением определенных характеристик процесса через равные промежутки времени. Ритм может состоять и в пространственной повторяемости.(например в архитектуре). Здесь мы будем говорить о временном ритме. Хотя теоретически возможно стихосложение, основанное и на пространственном ритме, но практически, например в китайском языке, стихи традиционно скандировались. Хотя сама китайская письменность "немая" , не фонетическая,
а предназначенная для чтения глазами.
Итак ритм. Простейший ритм состоит из повторения одного и того же элемента. Графически это можно изобразить так - - - - - - - - -....
Однако такой ритм очень быстро "приедается" . Быстро наступает то, что называется монотонией, или проще говоря, занудство.
Человек по разному реагирует на это. Либо, если это возможно, отключается вообще от восприятия (негромкий монотонный ритм). Либо переходит в стрессовое состояние - развивается раздражение. Наиболее интересен третий вариант - человек невольно начинает "разнообразить" ритм. Невольно придавать ритму структуру, которой в оригинале нет.

Например, ритм из одинаковых по громкости сигналов - - - - - - - -....непроизвольно начинает восприниматься как структурированный, скажем, как / - / - / - / - ..... ("/"- более громкий "-" -более тихий). Это говорит о том, что для "комфортного" восприятия ритм должен быть достаточно "богатым".
"Идеальный" ритм соорудить несложно. Сложнее избавиться от монотонии, не разрушив при этом однако, самого ритма.
Это в известной степени может быть достигнуто структурированием ритма. Так скажем, ритм / - / - / - / - / -... или /--/--/--/--... уже выглядит менее монотонным. Здесь появляются структурные единицы второго уровня / - или / - - . Ритм воспринимается состоящим из этих структурных единиц второго уровня, а каждая единица, в свою очередь ритмически организована (состоит из единиц одинаковой длительности).

Отметим, что практически такие единицы второго уровня ограничиваются двух, трех и реже четырехдольным ритмом. /-, /--, /---
Нетрудно догадаться, что в поэзии единицам первого уровня соответствуют слоги, а единицам второго уровня - стопы. (ограничиваясь пока традиционным силлабо-тоническим русским стихосложением). Однако и такой ритм быстро приводит к монотонии. Поэтому ритм (и в музыке и в поэзии) структурируется дальше. В поэзии этим более крупным единицам соответствуют строки. (в музыке - музыкальные фразы).

/-/-/-/-
/-/-/-/-
.........

Это уже ритмические единицы третьего уровня.
Но и этого оказывается мало. Возникает ритмическая единица 4 уровня - строфа.(в песенной музыке - куплет). Более крупные ритмические единицы используются только в поэмах (например, "онегинская строфа" - структура состоящая из простых строф - единица 5 уровня).
Подчеркнем, что структурирование ритма - это не прихоть, не произвольная "условность", которую можно принять, а можно и отбросить. Это - следствие вполне объективных законов человеческой психики.
Хочется повторения, но хочется и разнообразия. Голый ритм и ритмической хаос одинаково неприемлемы.

Итак, вернувшись к традиционному русскому стихосложению, можно сказать:

Ритмическая единица 1-го уровня - слог. В русском языке слоги произносятся примерно с одинаковой скоростью. (есть языки, где имеются долгие и краткие гласные, там конечно слог не будет ритмической единицей).

Ритмическая единица 2-го уровня - СТОПА, обусловленная чередованием ударных и безударных слогов. Например строчка "буря мглою небо кроет" ритмически запишется /-/-/-/- ("/" - ударный, "-" - безударный слог). Здесь стопа будет /- из двух слогов, первый ударный. (в языках, где нет силового ударения, стопа конечно будет построена по другому принципу)

Ритмическая единица 3-го уровня - СТРОКА. И это - НАИБОЛЕЕ ВАЖНАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА. Имеющая наибольшее самостоятельное значение. Мне приходилось сталкиваться с мнением, что вообще стихи - это то, что разбито на строки, безотносительно к остальным ритмическим уровням.

Значение строки обусловлено тем, что самостоятельной единицей речи является не слог, не даже слово, а ФРАЗА.
Человек говорит не слогами, не словами, а фразами. (не путать с грамматическим понятием предложения!). При этом фраза не является чем-то постоянным. Так "буря мглою небо кроет" можно произнести как одну фразу. А можно и как две "буря мглою" "небо кроет". Разбиение на строки особенно важно, потому что без него не всегда возможно правильно построить речевое прочтение стихотворения.

Кроме того, разбиение на строки обогащает и внутренюю ритмику стиха. Если бы не было разбиения на строки, а шел бы сплошной поток, то стопы "/-"-хорей "-/"-ямб были бы практически эквивалентны - давали бы в итоге ощущение одного и того же ритма.
...-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/....
.../-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-...
Но поскольку строка ограничена началом и концом, то строчки
"где может быть родились вы" ямб -/-/-/-/
и "буря мглою небо кроет" хорей /-/-/-/-
звучат ритмически по разному.
В старину, во времена Ломоносова, бытовало даже мнение, что ямб лучше подходит для передачи грусти, а хорей - для приподнятого настроения. Впрочем потом от такого взгляда отказались. Различие в окончаниях строк тоже разнообразит ритмическое восприятие, хотя далеко не так сильно, как различие в начале.
В трехсложных размерах возможны уже три варианта начала строки:
"/--" - дактиль

"Дактиль, когда он в стихах, а не птеро- "
"Это, ребята, названье размера"
(написано дактилем)

"-/-" - амфибрахий

"Как бешеный бег черепахи"
"Неспешен размер амфибрахий"

"--/" - анапест


Обратите внимание, что в строке не обязательно должно быть целое число стоп. Так, возможны варианты дактиля:
"/--/--/--"
"/--/--/-"
"/--/--/"
Ощущение другого ритма при этом не возникает. Смена в окончаниях строк скорее ощущается как вариация того же ритма.

Ритмическая единица следующего уровня - это СТРОФА. Она состоит из нескольких строк, связаных определенными ритмическими и/или звуковыми соотношениями. Наиболее обычна строфа из 4 строк
"Буря мглою небо кроет,
"Вихри снежные крутя.
"То как зверь она завоет,
"То заплачет как дитя."
(Пушкин).

Обратим внимание на чередование рифм и окончаний строк. Схема рифмовки - АБАБ - это означает, что первая строка рифмуется с третьей, а вторая с 4-ой. Окончания строк чередуются по такому же закону "ЖМЖМ" или .../-, .../,.../-,.../ Окончание строки на ударный гласный принято называть "мужским" Окончание .../- "женским" Окончание .../-- "дактилическим"
Такая рифмовка строк (чередующаяся) наиболее распространена (длина строк при этом не обязательно чередуется, строки могут иметь и однотипное окочание).
Вторая по распростреннности - смежная рифмовка ААББ
"Его пример другим наука,
Но боже мой какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь..."
(Пушкин).
Схема окончаний ЖЖММ, хотя такое чередование и не обязательно - может быть и ЖЖЖЖ или ММММ. Но ясно, что такой параллелизм усиливает ритмическое начало в стихе.(по ученому это называется альтернансом).
Третья схема - АББА - опоясывающая рифма.
"Какое низкое коварство -
"Полуживого забавлять,
"Ему подушки поправлять,
"Печально подносить лекарство."
(Пушкин).
(здесь тоже помимо чередования рифм чередуется вид окончаний ЖММЖ)
Существуют и другие строфы, но наиболее распространены именно эти. Почему четырехстрочные? Ответ опять таки следует искать в области психологии восприятия ритма человеком. В музыке тоже наблюдается такая же закономерность - тяготение к "квадратным" формам.


Это все теоретически.
А теперь о практической стороне дела и о характерных ошибках и огрехах в ритмике.

Pитм первого уровня.
Здесь нарушения ритма возможны вследствие большого скопления подряд идущих согласных - на их произнесение тоже требуется время. В результате длина слога оказывается заметно большей, чем в других местах стиха. Создается ощущение ритмической шероховатости.
Но чаще всего встречается такой огрех - столкновение одинаковых или похожих согласных (все строки не мной выдуманы).

"с свинцом в груди... "
"и за дверьми стоящим мраком..."
"мы не ложились спать без сказки..."
"не считающихся с ним, как с Сущим,..."
"мне б в фортку крикнуть..."
"нам надо б песню запеть..."

Читая такие строчки приходится либо проглатывать буквы, либо выбиваться из естественного ритма стиха. (иногда при этом невольно получается извращенный смысл "с винцом в груди" "стоящим раком", "спать без каски", "ссущим"). Еще пример, хотя уже не столь явной, но шероховатости:

"В черепичные рыжие крыши..."

"В черепичные" - трудно произносимо. Особенно нежелательно такое в начале строки. Вместо плавного вкатывания в ритм строки, начинаешь со спотыкания. (в середине строки инерция ритма произношения как-то помогает сгладить такие неровности).

Есть редкие случаи - но к ним надо быть готовым, когда слогообразующую функцию могут выполнять сонорные согласные "р" или "л".(например, в чешском языке это не такая редкость).
Например, слово "оркестр" - при нередуцированном произношении получается три слога ор - ке - стр А при редуцированом - два [ор-кестр] Поэтому в стихе это слово может употребляться и как двусложное и как трехсложное.

Часто встречающееся слово "наверное" может читаться и как "на-вер-но-е" и как "на-вер-но" То же для слова "проволока" - часто произносимого как "проволка". Автору в таких случаях лучше использовать, пусть формально неправильную, но четко указывающую на произношение форму, чем заставлять читателя догадываться, как надо произносить слово.

Ритм 2-го уровня. ПИРРИХИИ И СПОНДЕИ. Это относится к огрехам в чередовании ударных и безударных слогов в стихе.
Дело в том, что в силу природы языка, идеальное чередование ударных и безударных слогов практически невозможно выдержать. На заре русского стихосложения это пытались делать, но требование абсолютно строго соблюдать чередование накладывает слишком жесткие ограничения. В сколько-нибудь длинных и содержательных стихах появление пиррихиев -

Реклама
Обсуждение
     02:05 28.02.2011 (1)
Очень напомнила мне эта статья, только в более упрощенной форме, книгу О. И. Федотова "Основы русского стихосложения".
     10:15 28.02.2011
Основы новые придумать сложно) Так или иначе все вокруг них крутятся.
     23:43 24.02.2011 (1)
Дон Кихот Вы наш! Я тоже уже размещала эту прекрасную статью Бондаренко - вотще! Ещё и огрызаются вместо того, чтобы спасибо сказать.Но уважаю Вашу просветительскую работу! Ольга
     23:51 24.02.2011
Привет, Оль) Главное, как тут заметил один автор ниже, что опять продолжают обсуждать ее)  
     13:14 24.02.2011 (1)
А вообще, это, конечно, очередной боян в заметках. Странно, что в стотысячный раз читанное-перечитанное, пощенное-перепощенное вызывает еще какую-то реакцию. :)
     13:18 24.02.2011 (1)
Несмотря на читанность вроде уже всеми, опять одна и та же песня везде слышна: мОя, СвОя , кОгда и тд.
     23:06 24.02.2011 (1)
Так в том и дело... Кому это надо знать, он и книжку почитает, и Джона послушает. А кому не надо - чего ему книжки? Да и Джон, собственно, - идет он пляшет...
     23:17 24.02.2011 (1)
Авторы делятся на три типа, те кто знает как писать и пишет правильно, с ними я просто общаюсь, есть второй тип, те кто не знает как и потому пока не пишет правильно, и есть третий тип, те кто знает как, но пишет неправильно. Давая автору ссылку на эту статью я сначала выясняю, может быть автор относится ко второму типу и просто не знает, как правильно? Если  все же это третий тип авторов, тогда разговор  у меня с ним будет иным.
     23:29 24.02.2011 (1)
Ваша классификация авторов достойна филфака СПбГУ  
     23:30 24.02.2011
Да нет, это из бизнес оценки любого типа работника. Это психология.
     08:46 24.02.2011 (1)
Кудреватые мудрейки, мудреватые кудрейки... Кто вас, к чёрту, разберет!


Тем, у кого есть слух, можно делать с ритмом всё, что захочется.
Остальным - читать кудреватых бондаренков и тужиться, тужиться...
     09:01 24.02.2011 (1)
Я обычно говорю, вот как станете классиком, тогда будете писать как вам нравится, а не как вашим читателям.
     11:29 24.02.2011 (1)
Глупости Вы обычно говорите...

Быть, стать...
Вы никогда не станете ничем большим того, что вы есть.

А с тем, что Вы говорите, Вы и себя никогда не откроете во всей глубине

Чем же Вы тогда намерены стать? Чьим-то отражением?
     12:02 24.02.2011
Я не тщеславен) Мне нравится быть тем, кем я являюсь в данный момент) .
     11:44 24.02.2011
Полезная статья, спасибо что разместили!
Буду сейчас долго и упорно разбираться
     21:05 23.02.2011 (1)
Чёт хотелось бы,  чтоб автор заметки
метко использовал бы ея содержимоя


...
     21:11 23.02.2011
Ты про Тимофея? Вроде  у меня с ритмикой проблем не вижу) Если ошибаюсь дай знать)
     17:20 23.02.2011 (1)
Нужно оговорить, что этот бондаренковский ликбез относится только к классической форме стихосложения, на верлибр (если только его считать стихотворением) не распространяется. Кстати, не полностью я согласен с Ириной. Вольный стиль стихосложения использовался не только в баснях, но и в лирике наших поэтов-гением. Я лично считаю что у него большое будущее.
     17:29 23.02.2011 (1)
А разве кто-то возражает? Верлибр, это вообще отдельная тема, но автор-то на классику претендует, а пишет в первой же строке "мОе счастье".
     18:28 23.02.2011 (1)
Кстати, Джон, в своём диспуте с snomobile ты допускаешь крупную логическую ошибку. Нельзя ставить на одну доску грамматическое и ритмическое ударения в стихах. Приведённый пример с мОё - это грубейшее нарушение грамматического ударения. Пиррихии и спондеи не нарушают грамматическое ударение, а лишь добавляют либо "заглатывают" ритмические ударения в многосложных словах, поэтому их применение не нарушает правила грамматики, но привносит вынужденное усиление либо снижение звучания отдельных слогов, не затрагивая ударных.
     18:31 23.02.2011 (1)
У меня на этот счет простейшее мнение: О РИТМЕ  "Вся жизнь представляет собой пульсацию, или усиление и ослабление движения.

Когда ритм невозможно предугадать, жизнь становится трудной. Появляется беспокойство. Участие  в движении с предсказуемым ритмом, заданным каким-либо произведением искусства, приносит облегчение. Это создает у человека чувство безопасности и уверенности. А если ритм увлекательный, то он вызывает у человека душевный подъём. Таким образом, участие в предсказуемом движении с предсказуемым ритмом - это удовольствие и даже радость."
     19:30 23.02.2011 (1)
А вот Гаспаров, кажется, ввёл в стиховедение термин "обманутое ожидание". И это явление в стихосложении играет очень заметную роль. В том числе и в ритмике.
     19:45 23.02.2011
Есть сознательный сбой и есть от обычной тупости автора. В первом случае это высокое владение словом, так как сбой настолько оправдан, что он не воспринимается, как сбой ритмики, а только усиливает драматичность сюжета например, а во втором случае, как вот тут " Спи, мой ангел, моё счастье, В доме уж темно." Это косяк сто процентный.
     17:17 23.02.2011 (1)
Не очень уж я и умник, но думаю, что можно. Примеров этому в классической литературе пруд пруди. Интересно, кто может запретить что-либо в поэзии кому либо? Все эти статьи и книги о стихосложении написаны, думаю, совсем не для того, чтобы доказать, что стихи можно писать только вот так, а не иначе. Это нормальная научная работа - все посчитать и каталогизировать. Где у Бондаренко написано, что эта статья для умников, не соблюдающих какие-то ритмы? Наоборот, он пишет, что "монотонные" ритмы быстро приедаются, и человек стремится разнообразить их. Это нормально.
     17:20 23.02.2011 (2)
Вопрос только в одном сегодня возник, в том, что у автора "мОё счастье" читается. А у Тимофея написано вот тут, со слов: Ритм 2-го уровня. ПИРРИХИИ И СПОНДЕИ. Это относится к огрехам в чередовании ударных и безударных слогов в стихе.
     17:28 23.02.2011 (1)
тттс... тут же и дети могут пробегать.. а Вы тут такими неприличными словами бросаетесь)))
     17:34 23.02.2011 (1)
Неприличные это где? И где тут дети?
     18:05 23.02.2011
мдя.. с ч/ю не очень...
ушла от греха подальше
     17:27 23.02.2011 (1)
вот представьте, что у вас в вашем последнем стихе читалось бы - "Я родился на свет для тОго, чтобы выпить Неву"? Ну понятно же, что это косяк был бы.
     17:45 23.02.2011 (1)
Не, ну косяки-то они конечно косяки. Но вот попадаются неистовые борцы за силлабо-тонику, которые видят что-нибудь не такое, и их просто корежит. Кстати, смещение ударений в местоимениях (особенно "меня", "мое", "моем") - достаточно типичное отступление от ритма, и оно случается и у признанных и маститых писателей. Например фраза "моё (твое, её...) сердце". Понятно, что ударение сильное на Ё, а в хореическом стихе должно быть очевидное ударение на первый слог. Наверное, это даже не ошибка, а некое допущение, бывает и так. А на литтусовках часто такие вот мелочи раздуваются до вселенских масштабов.
     17:54 23.02.2011 (1)
А зачем писать мОе сердце? Если ежу даже понятно, что оно и так твое, ну это если в контескте стиха не нужно стопроцентное указание на его принадлежность? Ошибка действительно типичная. И никого она не красит, в том числе и классиков. ИМХО
     18:04 23.02.2011 (1)
А в вашем творческом наследии нет такого словосочетания? :) Ну, или похожего?

Моё сердце остановилось,
Моё сердце замерло...

Что, написать что ли без "моё":

Сердце остановилось
Сердце замерло..?

Вот зачем.
     18:07 23.02.2011 (1)
В моем резюме ссылка на мою основную страничку) Если найдете хоть одну такое сбитое ударение, перекину вам 1000 стихирских баллов. Найдете тут пришлю подарок) Порядка 2-ух тысяч написанных стихов и как-то до сих пор обошелся без таких вот пиррихиев. А когда мне говорят, что без этого не обойтись, говорю что херовому танцору опять яйца мешают.
     18:10 23.02.2011 (1)
Вот уж увольте... :)
     18:14 23.02.2011 (1)
Идея только в том, что поэт, если он действительно владеет словом способен избегать подобного. Бывает конечно, что автор просто не осознает то, что это не красит его текст. Но если осознает и все-таки допускает все эти "мОе, свОе" то на мой взгляд, это неуважение читателя.
     18:18 23.02.2011 (1)
Вот, кстати, четверостишие, упомянутое в предыдущей статье:

На обочине, красной от боли,
На последнем мгновении жизни –
Добежал до своей королевы,
Может быть, она ко мне выйдет…

Его куда-то там на какое-то первое место выбрали. В плане ритма тоже не айс, на мой взгляд. Однако ж кому-то это не важно, если же нравится...
     18:47 23.02.2011
А что тут может нравится? Рифмовка очень не айс. Обочина красная от боли? От крови как понимаю, а почему боль то красная? Для меня она черная например. То есть не факт, что это истина, всего лишь точка зрения. Добежал и что? Ах млин, не вышла королева. Пойду застрелюсь. Выбирают это на первые места те, кто сами пишут также.

На обочине цвета маренго,
На последнем мгновении жизни –
Добежал до своей королевы,
тихий вечер закатною тризной.

Драматично и сочно.
     14:37 23.02.2011 (1)
Абсолютно согласна с тобой, Жень, и, разумеется, с Тимофеем (кстати, исправь опечаточку: "БОндаренко").
Его труд "Основы стихосложения" стал уже почти классикой и достоин того, чтобы стать настольной книгой каждого рифмотворца.
А то некоторые "умники" , чтобы скрыть небрежность в ритмике, начинают выдумывать оправдания, мол, это у меня
не силлабо-тоника, а только силлабика. А ещё самое универсальное оправдание - называть свои стихи экспериментальной поэзией.
Тогда вообще на это можно списать абсолютно любые косяки в стихах.
Но я считаю так, если у тебя не силлабо-тоника, то это и должен быть ПОЛНОСТЬЮ, а не местами, верлибр или там свободный стих.
А когда везде в стише есть чёткий размер, а в паре-тройке мест он сбивается, это уже не экспериментальность,
а неаккуратность и элементарное отсутствие требовательности к себе.

Ещё иногда говорят, что стих, мол, вольный. Это когда и стопы одинаковые в стише, но количество их в строках непостоянно,
то есть, строки разной длины. Это самая, вроде бы, честная отмазка. Но вольный стих характерен для басен и другого жанра,
близкого к разговорному, народному. Вот там он смотрится органично. А в лирической поэзии применяется редко и выглядит,
как недоработка обычного, силлабо-тонического стихотворения.
.
     15:48 23.02.2011 (1)
Спасибо, Ириш. Просто в анонсах тут наткнулся на автора, которому Наташа указала очень вежливо в колыбельной Любимой на "мОе счастье", так он мало того, что сначала менторским тоном учить жизни ее начал, типа "деточка, я с 1960 года стихи пишу", так еще и в ЧС отправил и меня и ее на наше вполне справедливое замечание, что начинать стих с банального ужа и мОе счастье, это непозволительно уважающему себя автору. Все время спросить хочется таких, если ты такой умный, чего же ты такой мало известный, глянул на Стихи ру 900 стихов за два года опубликовано и 600 рецензий всего.
     16:08 23.02.2011 (2)
Вот, умник, написал коммент, при этом знает, что я ему под ним ответить не могу даже, ибо в ЧС  у него.

"
Знаешь,  нервнобольной писака, тупой циник и безграмотный мужичок, я удалил вас со своего пути, как удаляют  мусор  со своего пути.Я не заношу в чёрный список своих друзей, которых у меня на разных сайтах сотни. А также умных, тактичных людей. Безалаберным же-запрещаю мне писать.
И не подымайте себя на смех: вас никто не боится. Ты, дятел- д...б , меня обозвал, а не я тебя.
Мне  не о чём   говорить...Пишите  свой бред и дальше. В ваших стихах, которые я прочитал,  - куча речевых, стилистических и логико-стилистических ошибок.А пишут вам хорошие рецензии из гуманности или желая получить такие же от вас.
Не позорьтесь, не расписывайте по Нету свой статус"член того-то", "заслуженный тот-то".Кому это нужно?
Прощайте, тяжёловесные рифмоплёты. Пусть другие читатели расплетают ваши
бессмысленные кружева. Время всех расставит на своё место.
13:08 23.02.2011

Ну вот как с такими говорить? Ботаник млин...
     16:30 23.02.2011
так и ты его отправь в ЧС.
.
Гость      16:12 23.02.2011 (1)
Комментарий удален
     16:34 23.02.2011
День защитника отечества) Меня сегодня забанить проще чем остановить) Порву любого)
     14:40 23.02.2011 (1)
.
Спасибо, очень нужная заметка.
И - с праздником!  
.
     15:48 23.02.2011
Спасибо, Юнона. Рад встрече)  
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама