(записки дилетанта)
...Нет, право, ни в первом, ни во втором «знатоком» или «специалистом» себя не почитаю. Но возникла потребность высказаться...
Не почитаю я себя и специалистом в области кино. Да вот посмотрел вчера последнюю серию «Любовь Советского Союза».... И как, говорится, «не могу молчать»... Киновариант сериала смотрел ещё в дни премьеры. И впечатление получил - «так себе». «Открытка» - красочная почтовая открытка: «по верхам» истории мне не безынтересной....
Интерес к «лавстори» Симонова и Серовой возник у меня в своё время после прочтения стихотворения «Хозяйка дома». И с наивным ожиданием подобного «чуда» я шёл на премьеру.... Нет, разочарования не было... Ну, да: красивая открытка, «дающая представление».., но не более. Уже позднее я узнал о существовании сериала.
...Сериал я смотрел... небрежно: не все серии с самого начала, а какую-то и вовсе пропустил (из-за другого фильма кстати), а во время просмотра ещё и параллельно книжку читал. Оно и понятно: в принципе с «канвой» (в виде киноварианта) уже знаком. И, для себя, пришёл к выводу: киновариант действительно «понадёрган» из сериала, а потому в художественном плане для меня «не очень». А вот сериал удался.
Понятно, что сериал создан лишь «по мотивам» настоящей «лавстори». Создатели «вяло» пытались это подчеркнуть сменив «блондинку» на «брюнетку», (а «герой» так вообще внешне «вылитый» Смимонов), но... не очень успешно. Тем более, что актёры хорошо играли именно Симонова и Серову... Впрочем, повторюсь: не знаток и не претендую. Да и не столь важно это для меня... А что важно?.. Важна тема, стоящая не только за сериалом, но даже и за историей Симонова и Серовой. Тема (и история) гораздо более глубинная. А на базе сериала и настоящей «лавстори» можно попытаться разобраться в ней...
Не секрет, что зачастую девочки любят (и предпочитают) «плохих мальчиков». И это понятно и естественно; дерзкий, решительный, смелый, энергичный — способный защитить, накормить (и обеспечить) подругу и ребёнка (при надобности даже отобрав пищу (или имущество) у другого). Древние инстинкты кричат «За!». И это в глазах женщины — настоящий «герой». Да и не соскучишься с ним уж точно!..
Таков Серов (или Ковров — не суть важно): хулиган, нарушающий ради любви военные (и «лётные» ) уставы... Любовь во Главе Угла (превыше всего и всё оправдывающая) — есть ли что-либо более привлекательное для большинства женщин?.. Вопрос риторический.
Серова (позвольте мне называть героев их истинными именами) — обычная (настоящая) женщина: она - «человек Любви» И она ищет воплощение своего идеала в своём новом муже. Но он другой. Так уж «по жизни» получается, что поэт («Певец» в высоком смысле этого слова) становится «человеком Долга и.... Войны».... Недаром героиня фильма говорит, что у него теперь другая возлюбленная — Война. Во всяком случае она так считает....
Война — это смерть, разрушение и хаос. Но (хотим мы того или не хотим) это ещё и «Долг», и ответственность, и Любовь к Родине, и самопожертвование ради Жизни, как это не парадоксально...
Настоящая Любовь — это тоже самопожертвование ради Жизни.... Но самопожертвование в любви — для одного (единственного). Самопожертвование на войне — для многих... В общем, Война и Любовь — вещи (как ни странно) не противоречащие друг другу, а зачастую пересекающиеся. Но не всегда...
...Вот такая метаморфоза «певец» стал солдатом и осознал, что Долг иногда выше Любви... Это трагедия... Но это трагедия, которую следует осознать и... принять. Чтобы не уподобиться Андрию из «Тараса Бульбы» (утрирую, конечно, но...). Для него, как для мужчины это естественно.
Не так для актрисы, для которой — «Любовь превыше всего». Пресловутый «общественный» Долг для неё вторичен: она готова им пожертвовать и жертвует.... Для неё возможно «так и только так». И она ищет в своём новом муже аналогичного отношения к действительности... И не находит.
Для неё это трагедия на грани предательства и трусости возлюбленного. Для неё это... почти не приемлемо — почти... Она жаждет вновь обрести Героя, нарушающего все запреты ради Любви...
А он — человек (нет, даже не Войны!) Долга... И для него это тоже трагедия... Но трагедия, ведущая к созиданию. Из его Любви рождаются великие стихи — стихи, которые переживут не только эту (конкретную) любовь, но и столетия!..
А вот её любовь это разочарование и саморазрушение, и смерть... Но только — для неё самой. Трагедия её в том что она хотела видеть в своём возлюбленном Героя, а он был Певец... Певец с сердцем Солдата... Как бы то ни было, великие стихи на которые она (возможно, сама не желая этого) вдохновила Поэта, не только оправдывают её, но и оставляет её имя в памяти поколений....
Да, актриса Серова, безусловно, оставила свой весомый след в кинематографе... Но, на мой взгляд, её личная «лавстори» имеет для нашей культуры ещё большую ценность...
Расхожая фраза - «за каждым успешным мужчиной стоит женщина, которая в него верила»... И в этом есть истина: чтобы мы (мужчины) не делали, мы делаем ради женщин и для женщин: они наши вдохновительницы на все наши дела и «деяния»... Другое дело, что одни женщины это делают осознано (для меня наиболее яркий пример — Елена Сергеевна Булгакова), а другие... Впрочем, моя искренняя благодарность и тем и другим....