«Господи Боже мой, мое единственное упование, вонми мне, дабы я, утомленный, не перестал искать Тебя, но страстно искал лица Твоего всегда (Пс.104, 4). Ты, Кто заставил искать Тебя и дал упование найти, дай мне силы искать. Мощь и немощь моя пред Тобою, сохрани одну, исцели другую. Знание и невежество мое пред Тобою; где Ты открыл мне, прими входящего; где Ты закрыл, открой стучащему. Пусть я вспомню, пойму и возлюблю Тебя. Усиль сие во мне, пока Ты не преобразишь меня всецело»
[Августин Аврелий. О Троице. Кн. 15. 51]
[Августин Аврелий. О Троице. Кн. 15. 51]
«Смиренномудрый монах не любопытствует о предметах непостижимых, а гордый хочет исследовать и глубину судеб Господних» [Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 25. О смиренномудрии, 13]. Да не будет этого с нами.
Однако человеку дан разум именно для того, чтобы искать Бога [Августин Аврелий. О Троице. Кн. 15. 2]. Потому истинная Мудрость, согласно Блаженному Августину, есть созерцание (восприятие и понимание умом – Г.Х.) вечного [Августин Аврелий. О Троице. Кн. 15. 5].
О Троице имели дерзновение размышлять и писать многие христианские проповедники, учителя и богословы. Одним из первых трудов, посвященных тайне Святой Троицы, является сочинение Августина Блаженного «О Троице». Это свое произведение он, по его же словам, начал писать, будучи еще «молодым человеком», а заканчивал его уже «будучи стариком». Осуществление задуманного Августином весьма интересно и поучительно, также, как и судьба отдельных книг этого сочинения [1].
Но не менее поучительно и само начало, дошедшее до нас как некое предание:
Когда Блаженный Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он вдруг увидел мальчика, который, вырыв ямку в песке, переливал туда воду ракушкой из моря. Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ответил: «Я хочу вычерпать всё море в эту ямку!» Блаженный Августин усмехнулся и сказал: «Это невозможно». На что мальчик ответил: «А как же ты, Августин, своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?». От услышанного Августин застыл в Изумлении, а мальчик тут же исчез.
Сие есть ужас Изумления на Упрек вопрошания, водворившего Мление [2], исстаивание и раскаяние плотского человеческого ума, впавшего в грех самомнения, потому что тот, кто в сердце своем соблюдает свою Деву, т.е. свою Чистоту [3], наипаче чистоту от греха мысленного Амалика – духа превознесения и гордыни, тот, по слову св. апостола, хорошо поступает [1Кор.7:37].
Однако человеку дан разум именно для того, чтобы искать Бога [Августин Аврелий. О Троице. Кн. 15. 2]. Потому истинная Мудрость, согласно Блаженному Августину, есть созерцание (восприятие и понимание умом – Г.Х.) вечного [Августин Аврелий. О Троице. Кн. 15. 5].
О Троице имели дерзновение размышлять и писать многие христианские проповедники, учителя и богословы. Одним из первых трудов, посвященных тайне Святой Троицы, является сочинение Августина Блаженного «О Троице». Это свое произведение он, по его же словам, начал писать, будучи еще «молодым человеком», а заканчивал его уже «будучи стариком». Осуществление задуманного Августином весьма интересно и поучительно, также, как и судьба отдельных книг этого сочинения [1].
Но не менее поучительно и само начало, дошедшее до нас как некое предание:
Когда Блаженный Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он вдруг увидел мальчика, который, вырыв ямку в песке, переливал туда воду ракушкой из моря. Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ответил: «Я хочу вычерпать всё море в эту ямку!» Блаженный Августин усмехнулся и сказал: «Это невозможно». На что мальчик ответил: «А как же ты, Августин, своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?». От услышанного Августин застыл в Изумлении, а мальчик тут же исчез.
Сие есть ужас Изумления на Упрек вопрошания, водворившего Мление [2], исстаивание и раскаяние плотского человеческого ума, впавшего в грех самомнения, потому что тот, кто в сердце своем соблюдает свою Деву, т.е. свою Чистоту [3], наипаче чистоту от греха мысленного Амалика – духа превознесения и гордыни, тот, по слову св. апостола, хорошо поступает [1Кор.7:37].
Изуми меня Господь Изумлением…
Вразуми меня моим Умалением…
Высотою Устраши от Падения…
Покаяние приими во Спасение.
Вразуми меня моим Умалением…
Высотою Устраши от Падения…
Покаяние приими во Спасение.
Аминь! Всем нам аминь!
С Праздником Святой Троицы!
31.05.2024
22:30-23:15
14.06.2024
00:40-01:05
С Праздником Святой Троицы!
31.05.2024
22:30-23:15
14.06.2024
00:40-01:05
———————-
[1] См.: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-troitse/1_1
[2] Советую заглянуть в Толковый словарь русского языка. Слово «мление» от глагола «млеть» весьма многозначно и необыкновенно. В данном случае подходят основные значения переносного смысла: «замирать», «цепенеть» от сильного потрясения, волнения, страха или восторга.
[3] Здесь «Деву» разумеем как Чистоту:
Дева Деву полюбила,
Чистотою – Чистоту…
Ею Разум Изумила,
Мою Душу Водворила
Высотой на Высоту…
Се смотрю уже Иначе
Изумлением Ума…
Ужас стынет,
Сердце Плачет…
Совесть Им Обнажена.
[2] Советую заглянуть в Толковый словарь русского языка. Слово «мление» от глагола «млеть» весьма многозначно и необыкновенно. В данном случае подходят основные значения переносного смысла: «замирать», «цепенеть» от сильного потрясения, волнения, страха или восторга.
[3] Здесь «Деву» разумеем как Чистоту:
Дева Деву полюбила,
Чистотою – Чистоту…
Ею Разум Изумила,
Мою Душу Водворила
Высотой на Высоту…
Се смотрю уже Иначе
Изумлением Ума…
Ужас стынет,
Сердце Плачет…
Совесть Им Обнажена.