(Из книги "Размышления. 101 день")
…Кто я такой, чтобы рассуждать о столь высоких материях?.. Имею ли я на это… моральное право?.. Думаю, что «да». Во-первых, я – православный христианин. (Возможно, не слишком радивый, но всё-таки….) Во-вторых, я, «худо – бедно», но всё-таки в своё время получил определённые знания в этой области в рамках двухгодичных катехизических курсов. В-третьих, я историк по базовому (первому) образованию и специализировался когда-то на истории культуры. В частности меня интересовали вопросы взаимодействия её религиозных и светских элементов. Ну, и в-четвёртых (самое главное), я чувствую внутреннюю потребность писать об этом…. В первую очередь, я это делаю для себя. «Бумага и перо» помогают мне разобраться с «вещами» для меня важными и интересными….
Безусловно, сразу же следует сказать: «…Вера не есть религия. Религия – это форма, вера есть содержание». (Цитирую самого себя – «Размышления о вере»). Религия это – одежды веры. И, конечно же, религия - это не только исповедание веры. Вера лежит в области духовного, религия же помимо наличия в ней духовного аспекта (и он, безусловно, превалирующий) во многом – явление культуры. (Здесь следует отметить: не всё, что относится к культуре, может быть отнесено к области духовного. Опять-таки отсылаю читателя к своим «Размышлениям о духовности и духовном росте».) Можно было бы выразиться так: религия – своего рода «носитель» (в современном – техническом смысле) веры (духовности). (Отождествление веры и духовности – достаточно условно. В частности, одним моим «оппонентом» было дано следующее определение духовности: «Духовность – это то, что ты делаешь для других». И я с ним полностью согласен!.. В «Новом Завете» это звучит так: «Вера без дел мертва». Исходя из этого, «добрые дела» можно интерпретировать как внешнее проявление веры. ) Можно рассмотреть и так: человек (личность) – носитель веры (духовности); общество (социум) – носитель религии. Внешним проявлением религии (опять-таки «носителем») является церковь или религиозная община с их кодексом поведения и обрядами. Религия это во многом вообще – «внешнее проявление» (в отличие от веры/духовности). (Пожалуй, мне близко определение Аквината: «…религия – это не вера, а исповедание веры посредством внешних знаков». Иронизирую над самим собой: когда-то интересовался «северным гуманизмом», а теперь, похоже, склоняюсь к «схоластике»!..)
…Если исходить из того, что культура (вообще) является совокупностью всего того, что УЖЕ создано человеческим трудом (в идеальном и в материальном плане), и отказаться от понятия «развитие культуры» (поскольку мы по факту ничего не знаем о том, ЧТО БУДЕТ, следует признать что религия как элемент культуры – статична. Вера же, в отличие от неё – исполнена дел). Но… религия для меня значима в плане духовной дисциплины…. И потому сегодня я буду молить Господа:
Боже! Помоги мне не уподобляться фарисеям. Дай мне возможность делами наполнить веру мою! И избавь меня от ложного мудрствования!
| Помогли сайту Реклама Праздники |