Предисловие:
(
К ВОПРОСУ ОБ ИСТИНЕ И СПРАВЕДЛИВОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ)
В течение многих лет писательства у меня сформировались вопросы, которые иначе, чем обращением к философии, по-видимому, не решить. Во-первых, потому что эти наблюдения, имеют принципиально общий характер, что как правило, не удовлетворяет узких специалистов литературного процесса, заставляя их попросту отбрасывать любые рассуждения на эту тему. Во-вторых, потому что само время обнажило суть, которая для предыдущего поколения не могла раскрыться, а для будущего, возможно, предстанет невероятной. Эти ошеломляющие недоумения сливаются с вечным вопросом, стоящим перед художниками — вопрос о поисках формы. Кто знает, может быть именно форма эссе окажется тем самым искомым сосудом бутылочной почты, который свяжет потерпевшего крушение мыслителя с остальным миром?
Я попытался исследовать истину и справедливость в аспекте современной поэтики виртуального реализма, предполагающей расширение духовной сферы деятельности человека за счёт овладения компьютерной грамотностью и выхода в интернет. По сути это поэтика гипертекста1. К сожалению, не существует простого способа помочь в овладении этим предметом, кроме как указать на необходимость изучения азов информатики, обретения практических навыков самостоятельной работы на ЭВМ, подключенной к сети интернет, а также внимательного изучения материалов, посвященных данной тематике. Поэтому непосредственно приступаю к делу.
Манифест виртуального реализма
(Вместо предисловия)
В чем виртуальность современной русской поэзии? Те, кто имеет отношение к виртуальной реальности, не пишут стихотворений. Те, кто пишет хорошие стихи, не умеют ни администрировать сайты, ни программировать, ни пользоваться Интернетом.
Оцените смысл ситуации. Стремление всесильного российского чиновничества иметь под рукой «мобильные» союзы писателей, осуществлено в самой полной мере. Писателя нынче можно использовать по назначению, а затем сунуть в карман. Литературное бытие в отсутствии редактирования, критики, доступа массового читателя к книге становится все более призрачным.
Свобода слова слишком часто оказывается блефом. В Интернете она существует лишь для компьютерных мудрецов, заботящихся только об одном: как бы не опрофанить своей невнятной мудрости, и для вдохновенных дилетантов из тех, что начитались Мураками, да остались простаками. Поневоле и школьник задумается, а не прав ли А.М. Горький?
Спонсорам, внезапно учредившим массу премий для литературных «калифов на час», чтобы потом напрочь забыть об их нелегкой судьбе в России, так и хочется сказать: «Меценат, проснись, ты не прав!»
Ясно, что реализм в таких условиях может существовать только виртуально. Как в метафорическом, так и в обычном здравом смысле. Но он не сдается.
Виртуальный реализм объявляет себя единственным наследником и продолжателем социалистического реализма. Реализм вечен.
Вечность актуальна всегда. В настоящее время она, будучи соломенной вдовой диалектического материализма, умеет привлечь к себе самое пристальное внимание.
Виртуальный реализм становится основой творчества современных русских писателей. Подумайте, может быть, это годится и для Вас?
1. Культура и речь
Время нельзя ни смело подогнать, ни лихо притормозить. Нельзя пренебрегать временем. Так или иначе оно заставит себя уважать. (C. Сметанин)
Предмет, к которому относятся истина и справедливость, это прежде всего духовная сфера человеческой деятельности, культурное бытие человека.
Духовная деятельность человека исторически пережила два основных узла развития: первым моментом было овладение устной речью, когда первобытный человек научился использовать окружающую среду (воздух) для кратковременной фиксации и передачи упорядоченных звуковых колебаний, несущих зарождающийся смысл. Таким образом он овладел управлением новым способом общения в первобытном производстве, что позволило ему превратиться в человека трудящегося, разумного.
Вторым моментом, позволившим человечеству стать обителью (общежитием) человека цивилизованного, стало изобретение буквенной письменности, с последующим книгопечатанием и документооборотом. Сохранив почти все преимущества устной речи, письменная речь позволила не просто использовать, но накапливать человеческое знание. Она стала причиной появления мировых религий, (отнимите у религии священные книги, и что от неё останется?) развития наук и технологий. В конечном итоге она стала причиной завоевания человечеством не только земной суши, но и морей, и воздуха, и части космического пространства.
Человеческая культура немыслима вне словесного мышления. Словесное мышление есть сторона духовного средства общения. Живая устная речь — первичный и единственный носитель словесного мышления на ранней стадии освоения человеком природы. Говорение и слушание составляют начало и конец речевого общения.
Говорение невозможно без слушания говорящим самого себя. В то же время услышанное опирается на речевой аппарат или сходный с ним механизм в восприятии. Доказательством этого является шевеление губами в момент слышания знакомой песни. Слышание делается возможным при участии внутреннего говорения. Слышания совершенно свободного от непроизвольного редуцированного (свернутого) произнесения услышанного не существует. Так или иначе, хотя бы в усечённом виде, оно производится человеком.
Говорение есть производство звуков речи в определенной последовательности. Слушание есть восприятие звуков речи и сравнение последовательности звуков с образцами хранящимися в памяти. Но эталоны сравнения не обязательно должны храниться в памяти. Иногда они задаются повторами в речи говорящего. Например: «Жили-были…» или «Я иду, я пою…». В этом высказывании первая часть «Жили…, Я иду…» может сравниваться со второй, частично повторяющей первую «…были…», «…я пою…» и наоборот. Такими образцами сравнения являются все художественные средства первобытной речи, многие из которых сохранились и дошли до современности.
Культура устной речи состоит в усвоении огромного количества речений на все случаи жизни, которые в любой момент, кроме сна и беспамятства, могут быть воспроизведены в речи и соответственно восприняты на слух.
Линейность речевого сообщения и его теоретическая бесконечность не дает возможности запомнить чрезмерно большое их количество. Но поскольку изначально речевое сообщение так или иначе отражало действительность, оно получило возможность опоры на повторяющиеся явления действительности в виде сопоставительных связей с ними. Совершенно ясно, что слово «солнце» имеет больше шансов остаться в памяти, чем «солонец» хотя бы из за того, что солнце мы имеем шанс видеть практически ежедневно, в то время как «солонец» может попасться нам раз в жизни, а может и не встретиться никогда. Восход солнца «утро», закат его «вечер» точно так же имеют много шансов зацепиться в памяти.
Повторяемость и количественная ограниченность осмысленных звуковых (фонетических) единиц способствует возникновению поэтической речи, которая предшествует прозаической у всех первобытных народов. Прозаическая речь возникает вначале как исключение и завоевывает место в развитии человеческой культуры только с возникновением письменной речи. Проза явилась из письменной речи, единственно потому, что частично приняла на себя функцию памяти, неограниченные возможности которой давала фиксация речи на письменном (бумажном) носителе. Письменная речь стала и родоначальницей книжной поэзии, впервые оформив её как стихи — упорядоченные отрезки текста.
Признаками поэтической речи является её поверхностность, приверженность к форме, мифосообразность (привязка к географическим, историческим признакам), обращение в первую очередь к чувствам, образность. Работу памяти, точнее функцию момента, способствующего запоминанию большого объёма адекватно воспроизводимых звуковых колебаний, выполняли в поэтической устной речи повторы, и устойчивые обороты.
Третья революция человеческой речи происходит на наших глазах, с появлением компьютеров, связанных сетью коммуникаций в интернет, и принципиально новым элементом новой письменной речи является гиперссылка. С помощью машинной обработки программного языка она превращает гигантский объём баз данных в один гипертекст.
Ценность письменной гипертекстовой речи потенциально увеличивается во множество раз, если не на порядки. Развитие от устной через письменную к гипертекстовой речи можно сравнить с развитием от ползания через ходьбу на четвереньках к полноценной ходьбе на двух ногах.
2. Диалектика и логика
Время, подобно веществу, тоже имеет свои агрегатные состояния. В наш век оно абсолютно зыбкое. Основной приметой его является необходимость активно двигаться: стоит немного помедлить — начинаешь куда-то проваливаться. (C. Сметанин)
Диалектическая логика в России переживает, вероятно, не лучшие времена. Расцвет формально-логических учений, утверждение множества логик или по-крайней мере подходов к логике кому-то внушает надежду, а кому-то состояние, близкое к отчаянию. Ведь в любом случае приходится овладевать понятийным аппаратом, который, несмотря на сложности усвоения, призван всего лишь понять непонятное, то есть выразить непонятное в терминах этой логики достаточно корректно. Задача же стоит в том, чтобы не только понимать, но и творчески перерабатывать понятое, производить новое. К этому формальная логика кажется мало приспособленной. Состояние аппарата и тезауруса диалектической логики тоже пока не внушает больших надежд. Большая Диалектическая Логика со времен Маркса так и не создана. Описанный Ильенковым метод восхождения от абстрактного к конкретному наводит на грустные мысли.
Всё же должен сделать выбор в пользу диалектики. Почему я это делаю? Во-первых, потому что убеждён в истинности двойственного подхода к любой вещи и к любому процессу. Современный взгляд на развитие человеческой речи не оставляет сомнений в том, что словесные единицы, соответствующие каждой именуемой вещи, процессу или отвлечённому понятию, проходили и проходят борьбу за выживание, сравнимую с дарвиновской борьбой видов. Явление синонимии ярко характеризует результаты этой борьбы. В то же время слова выдерживают стихийную проверку на антонимичность (способность поддерживать образование антонимов). В обиходе часто остаются именно те слова, которые, образовав антонимичную пару, подчеркивают крайние противоположности явления.
Дело вовсе не в том, что сознание услужливо готово подставить к любому понятию частичку «не», а рассудок подыскать пути нахождения этой противоположности в материале жизни. Дело в том, что действительность именно так и устроена. Она всякий раз ставит подножку, стоит только увлечься какой-либо односторонностью. Кроме того, идея развития, пронизывающая диалектику, теоретически неопровержима.
Отсутствие Большой Диалектической логики не означает отсутствия принципа диалектики, который состоит в применении к мышлению теории единства и борьбы противоположностей в первую очередь. Принцип формальной логики противоречит диалектическому принципу, так как предполагает тождественностный подход к предмету.
Диалектика — это одновременно логика и не логика: логика вкупе со своей противоположностью — предметностью, положением или развитием вещей. Движение исследования порывает с истиной в двух случаях: либо исследователем будет нарушен закон формальной логики, следствием чего станет неправильное выражение, отражающее исследуемый предмет, либо исследуемые вещи будут взяты не в той последовательности и не в той стадии развития, какими они являются в действительности.
Затем, поскольку доступ к предмету исследования ограничен различного рода незнанием, формальное изложение допускается иногда в надежде на то, что соответствующее незнание когда-то устранится и читатель компенсирует его либо своим знанием, либо вновь открытым знанием, очередным достижением людей науки.
Диалектическую логику можно применить ко всему, что так или иначе развивается. Будучи применима к процессу развития куска базальта, она должна повернуться своей вещественной стороной, ибо, что может развиваться в мертвом куске земной материи? Имея своим объектом распускающийся цветок, она имеет все шансы проявить свои содержательные принципы, толковать набухание бутона и раскрытие чашелистиков, разворачивание лепестков и формирование тычинок, эволюционную связь с миром насекомых, разносящих пыльцу и переносящих её с одного растения на другое. Те же содержательные принципы вкупе с формально-логическими категориями применимы к описанию, изображению и преобразованию моментов общественной и духовной жизни человека во всём разнообразии их проявлений.
3. Идеал, правда и обоснованность, опыт
Каждый прожитый нами год — это год вечности, но мы этого не видим. Каждый прожитый нами день — это день вечности, но для нас это пустяки. Каждое прожитое нами мгновение — это миг вечности, но нас занимает только течение времени. (C. Сметанин)
История философской мысли содержит детальную разработку категорий истины и справедливости, часть которой не только не потеряла актуальность в нашу эпоху, но и является методом решения большого количества современных проблем. Экономические реформы и информационные технологии всецело захватывают бытие порою без оглядки на какой-либо вид разумности, но мудрости всё-таки подлежат. Ни истина, ни справедливость сами по себе ничуть не страдают от того, что у нас, видите-ли, новая эпоха! Об этом свидетельствуют и бесчисленные телевизионные ток-шоу на экономические темы, и постепенный, но не прекращающийся рост пользовательских запросов в интернете, касающихся чисто философских ресурсов. Хотя точка зрения прагматизма торжествует на некоторых порталах, ограничивающих себя только структурой и техническим наполнением информационных технологий.
По словам Гегеля, «истина есть соответствие мышления предмету, и для того, чтобы создать такое соответствие — ибо само по себе оно не дано как нечто
Как что? Известное дело что. Устный пересказ. Люди начнут информировать новых, рождённых людей о том, что есть Бог. Начнут рассказывать о нём по памяти то, что было написано в священных книгах. И будут так передавать из поколения в поколение...
" Те, кто имеет отношение к виртуальной реальности, не пишут стихотворений. Те, кто пишет хорошие стихи, не умеют ни администрировать сайты, ни программировать, ни пользоваться Интернетом. "
Не согласна. Человеку свойственно учиться, развиваться и многие поэты и поэтессы пишушие хорошие стихи умеют пользоваться Интернетом. А те, кто не умеет просят своих детей завести им страничку. И так же прекрасно пишут.
Тоже мне бином Ньютона.