Заметка «Что такое “вещество поэзии”»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 22
Читатели: 451 +2
Дата:
Предисловие:
это выдержки из статьи Дмитрия Тонконогова
"Восьмая нота" в журнале "Арион".

вряд ли это будет интересно многим,
ведь у нас многие уверены, что они-то
знают - где есть поэзия, а где её нет,
но все-таки...

Что такое “вещество поэзии”

Но что такое “вещество поэзии” и что делает стихи “текстом,
ощущаемым как речь повышенной важности” (М.Гаспаров), невозможно
объяснить на словах, даже при помощи филологических или
литературоведческих познаний.

В основе восприятия стихов лежит опыт прочтения.
В памяти откладываются моменты измененного стихами сознания,
вспышки удовольствия и безоговорочного приятия, которые мы потом
сознательно или бессознательно ищем в других стихах. Но опыт
бывает разный. Кто-то ищет “приниженного гения могил”
Мандельштама, а кто-то “Не ссорьтесь, влюбленные. Жизнь коротка”
Дементьева. Объяснять последним, что такое развитый,
а что — неразвитый вкус бессмысленно: не думаю, что поклонникам
творчества Дементьева и ему подобных будут интересны эти заметки.
Нам же интересно, что именно считывает внутренний слуховой аппарат
читателя, который попросту остается незадействованным в случае
с Дементьевым.

тут я позволю себе вклиниться в цитируемый текст автора статьи,
чтобы поместить тексты упомянутых стихов Мандельштама и Дементьева,
чтобы каждый выбрал, что больше ему по вкусу...

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​Осип Мандельштам
Стихи о неизвестном солдате

Этот воздух пусть будет свидетелем —
Дальнобойное сердце его —
И в землянках — всеядный и деятельный,
Океан без окна, вещество…

Миллионы убитых задешево
Протоптали тропу в пустоте:
Доброй ночи! всего им хорошего
От лица земляных крепостей…

Шевелящимися виноградинами
Угрожают нам эти миры,
И висят городами украденными,
Золотыми обмолвками, ябедами,
Ядовитого холода ягодами
Растяжимых созвездий шатры, —
Золотые созвездий жиры…

Аравийское месиво, крошево —
Свет размолотых в луч скоростей —
И своими косыми подошвами
Свет стоит на сетчатке моей, —

Сквозь эфир, десятично означенный
Свет размолотых в луч скоростей
Начинает число, опрозрачненный
Светлой болью и молью нолей:
И за полем полей — поле новое
Трехугольным летит журавлем —
Весть летит светопыльной обновою
И от битвы давнишней светло…

Весть летит светопыльной обновою:
— Я не Лейпциг, я не Ватерлоо,
Я не битва народов — я новое —
От меня будет свету светло…
Для того ль должен череп развиться
Во весь лоб — от виска до виска,
Чтоб в его дорогие глазницы
Не могли не вливаться войска?

Развивается череп от жизни —
Во весь лоб — от виска до виска,
Чистотой своих швов он дразнит себя,
Понимающим куполом яснится,
Мыслью пенится, сам себе снится —
Чаша чаш и отчизна отчизне —
Звездным рубчиком шитый чепец —
Чепчик счастья — Шекспира отец…

Будут люди холодные, хилые
Убивать, холодать, голодать,
И в своей знаменитой могиле
Неизвестный положен солдат, —

Неподкупное небо окопное,
Небо крупных оптовых смертей —
За тобой, от тебя — целокупное —
Я губами несусь в темноте, —

За воронки, за насыпи, осыпи,
По которым он медлил и мглил —
Развороченных — пасмурный, оспенный
И приниженный гений могил…

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​Андрей Дементьев
Не ссорьтесь, влюбленные...

Не ссорьтесь, влюбленные.
Жизнь коротка.
И ветры зеленые
сменит пурга.

Носите красавиц
на крепких руках.
Ни боль и ни зависть
не ждут вас впотьмах.

Избавьте любимых
от мелких обид,
когда нестерпимо
в них ревность болит.

Пусть будет неведом
вам горький разлад.
По вашему следу
лишь весны спешат.

По вашему следу
не ходит беда.
...Я снова уеду
в былые года.

Где были так юны
и счастливы мы.
Где долгие луны
светили из тьмы.

Была ты со мною
строга и горда.
А все остальное
сейчас как тогда:

те же рощи зеленые,
те же снега.
Не ссорьтесь, влюбленные.
Жизнь коротка.

Попробуем использовать эмпирический метод. Сделаем из рыбы воблу,
лишим стихотворение поэтического замысла, но оставим все эффектные,
но вторичные признаки поэзии. Начнем с названия. Часто именно броское
название принимается тянуть за собой дальнейший текст.

Итак, “Девушка с Газгольдерной улицы”. Девушка явно загадочная,
а улица таки существует, что привносит подлинность “времени и места”.
Сразу возникает мысль растянуть повествование на несколько частей,
ибо с подобной девушкой может происходить масса историй, их можно
разбить по годам, а в каждой части прописать только одну характерную
для героини черту, будь то бровь в первой или какая-нибудь интимная
деталь в последней. Тем самым создадим видимость внутреннего стержня.

Пожалеем читателей “Ариона” и ограничимся одной, последней, частью.



Восемьдесят третий год, панельная девятиэтажка.
Наша Фирочка, белая, как бумажка,
смотрит в окно и видит, как с подъемного крана
падает крановщик, тот самый сменщик Ивана,
что вчера прижимал ее к стенке и страстно смотрел в глаза.
Спрашивал: будешь со мною? Она отвечала: за
будь.

Теперь он лежит в луже крови,
подбитая, неряшливая птица.

Фирочка натягивает трусики на ягодицы.
В зеркало смотрится, хмурится:
какая тоска на Газгольдерной улице.



Сюжет прост как три копейки. Во времена “застоя” человек совершает
самоубийство из-за несчастной любви. Фирочке это по барабану.
Она такая. Потому и названа Фирочкой. В момент трагедии она вообще
была раздета. Возможно, предавалась любовным утехам с самим Иваном,
забыв про сменщика. Автор пытается сочувствовать герою, изображая
его неряшливой птицей, украденной из стихотворения Льва Лосева “Брайтон-Бич”.
Рисует лужи крови для достоверности. Заканчивается все тоской.
Это беспроигрышный финал. Когда кому-то говоришь важные вещи,
а в ответ слышишь “какая тоскааа…”, то поневоле чувствуешь себя идиотом.
“Все хотят быть роботами”, но идиотами навряд ли. Поэтому сие творение,
вдохновенно прочитанное со сцены, скорее всего будет принято на “ура”,
а “трусики на ягодицах” вызовут улыбку. Не ироническую.

Это не пример творческой неудачи. Автору удалось сделать все,
что он задумал. Но задумано без ума и сердца. Мотивация: чтобы было.
Если хотите, это пример творческой “подлости”. Страшный суд это еще когда,
а невзыскательная публика не заметит сейчас. Вобла — та же рыба.

Не хочется противопоставлять, но придется. Знаменитая “Теорема тоски”
Владимира Бурича напрочь лишена внешних эффектов и сюжета.



В угол локтя
вписана окружность головы

Не надо
ничего
доказывать



Редкий пример поэтического замысла практически в чистом виде.
Невозможно запихнуть в чемодан велосипед, при этом не разобрав
его на части. Это будет уже не велосипед, а именно чемодан, но с железками.
Поэтический замысел тем и ценен, что его невозможно скрыть или разобрать.




Послесловие:
Реклама
Обсуждение
     01:36 19.09.2021 (1)
Хорошая статья. Спасибо.
     01:24 22.09.2021 (1)
     23:47 22.09.2021
а стишок про фирочку... пошлятина, плохо написано, безвкусно, но весьма похотливо)
     19:19 27.08.2021 (1)
Дельная статья. Читала в ЖЗ лет восемь назад.
Спасибо, Виктор. Надо нас просвещать, надо!
     23:40 09.09.2021
1
главное, она написана доступным для всех языком...
     21:20 25.08.2021 (1)
Спасибо, очень познавательно. 
     23:57 25.08.2021
     19:09 24.08.2021 (1)
1
О, надо, чтобы это обязательно редахтор и еще кое-кто почитал,
чей вкус дальше пошлых пародек и стишков так и не развился.))
Интересно было бы посмотреть, что бы редахтор в рецензии к Мандельштаму
написал, не зная, чье это стихотворение.
А уж строка:"Я губами несусь в темноте, " точно не осталась бы без внимания
горе пародистов.
     01:26 25.08.2021
ну, это же я у него в чс, а не наоборот... и судя по анониму в списке
читателей, думаю, что прочитал...
касаемо горе-пародистов - я уже как-то на примере смолистого запаха
тополя, которую пародировали в стихах Крюкова, объяснял, что не всё
почудившееся такому пародисту предметом для пародии, является таковым
в действительности ввиду его неполной компетентности... в этом
случае пародист сам оказывается на месте пародируемого...

     20:23 23.08.2021 (1)
кстати?кому я поставил о. п.?
     22:26 23.08.2021
думаю, что в первую очередь автору статьи... ну, и мне, в последнюю,
как предоставившему информацию... 
согласитесь, тоже дело немалое?.. -)
     17:39 23.08.2021 (1)

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Ссылка на статью не работает.
     19:57 23.08.2021 (1)
а теперь?..
но всякий случай еще в таком виде,
для самостоятельной вставки в браузер...
https://magazines.gorky.media/arion/2011/4/vosmaya-nota-2.html
     20:09 23.08.2021
Да, теперь работает. Спасибо.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама