Рецензия «Рецензия на стихи "Театр теней" автора Лев Рейниш»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Театр теней
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 130 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Театр теней" автора Лев Рейниш

Итак, театрально-абсурдное
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Шагом несмелым, по потолку
Чёрные гуси неспешно идут.
А на гусей лает злая собака,
Затеять готовая с ними драку.

Бежит за гусями,
Но старый козёл,
Тряся бородою,
Сбивает её.

Бегут от собаки,
Встречают корову.
Она уступает
Гусям двум дорогу.

Но падают гуси
В кротовью нору...
Яйцо видят там,
А в яйце - кенгуру.

Часами и сутками напролёт
Оно печальную песню поёт:
"Ах, нет, для чего, почему и зачем,
Томилось я в этом
Дурацком яйце!
И не просторно,
И неудобно,
Давно я хочу
Вольно жить и свободно!

Может быть, я бы спокойнее жило,
Печали и горя не знаючи...
Если б меня скорлупа не сгубила,
Жило б я себе припеваючи!"

"Не огорчайся!
Бежим с нами вместе,
А то нам вдвоём
Как-то неинтересно!"-

Сказали так гуси, и с кенгуру
Спрятались в тёмную лисью нору...
Глупые гуси попали к лисе!
Прошла лишь минута - и нету гусей...
Ни клювов, ни пуха, ни перьев,
Ни лап, ни тем более крыльев...

И тут появились вдруг чёрные руки
С ножом, топором, и всё ближе их звуки:
"А ну, отвечай-ка,
Где мои гуси?!
Ответь, и не трусь,
Ненавижу я трусов!

Хватит трястись,
Я зарезал давно
Корову, козла,
И крота заодно!

И ты моя жертва,
Коль мне не ответишь!"
"Спокойно, мужик.
И гусей ты не встретишь.

Они ведь боятся,
Что ты их зарежешь -
Вон ты и нож,
И топор в руке держишь!

Одиннадцать ночи, 
Не время кричать.
Вы просто устали,
Давайте-ка спать!"

Интересно, почему Автор обратился к такой теме, как "Театр теней"?
Согласитесь, сознание рисует нечто загадочное, восхитительное, пугающее и завораживающее.
Но здесь всё более обыкновенно. Или необыкновенно - смотря с какой стороны на дело взглянуть. Обыкновенно - потому что получился просто набор небылиц, который разыгрывают зверушки, а жанр небылиц и докучных сказок - излюбленный обычно в народном творчестве. Правда, повороты сюжета могли бы быть позаковыристее, но - это уже на продвинутую публику. Ничем не хуже, чем в мультфильме Армянской ССР "Кто расскажет небылицу?" (помните подборку мультиков в постановке "Арменфильм", оригинальных в своей стилистике и очень поучительных?). Вспоминается также сказка "Гусь-гусь, приклеюсь, как возьмусь", с помощью которой смешили царевну Несмеяну в книге "Тим Талер, или Проданный смех". Спойлер - насмешили. Насмешили ли здесь? 
Как ни странно, но необычно стихотворение тем же, чем и обыкновенно - своим невероятным, совершенно ничем не объяснимым сюжетом. 

Ритмический рисунок я не буду комментировать - он полностью отвечает заявленной идее произведения, а значит, уместен, звонок, звучен, такое "стихотворение-кричалка", притом с парной рифмовкой и целой кучей неточных рифм. 
Перейдём к содержанию

Шагом несмелым, по потолку
Чёрные гуси неспешно идут.
А на гусей лает злая собака,
Затеять готовая с ними драку.

(ну, пока всё жизненно, ничего невероятного здесь не происходит, жанровая картинка из сельской жизни. "Идут" и "потолку" - немножко натянутая рифма, но в целом - ничего! "Ана гусей лает злая собака" - ритм переваливается с боку на бок, аки эти гуси. Вот и союз с предлогом в третьей строчке сливаются при декламации в "ана")

Бежит за гусями,
Но старый козёл,
Тряся бородою,
Сбивает её.

(вообще-то рифмовка двустишиями в поэтической среде особенно изысканной не считается - я видела несколько выдающихся экземпляров, но там на общее впечатление работала не столько ритмическая, сколько образная и поэтическая часть. Здесь с точки зрения образности всё предельно просто. А вот двустишия, которые, повторюсь, и раньше-то изысками не выглядели, вдруг меняются на чередование рифм, причём рифмуется только 2 и 4 строки, а 1 и 3 "гуляют". Пара, которая должна быть рифмой - "гусями" и "бородою" - оставлена Автором на произвол судьбы. Вторая пара - "козёл" и "её" - ну, скажем так, слишком приблизительна, чтобы быть рифмой)

Бегут от собаки,
Встречают корову.
Она уступает
Гусям двум дорогу.

(казалось бы, зачем придираться, надо ли это, но я споткнулась на "двух" гусях. Во-первых, избыточно как-то ещё раз пояснять, что их двое. Хотя, впрочем, может быть, и надо было - мало ли, собака съест или козёл собьёт... А так - живы и бегут. А во-вторых, ритмический сбой, хотя, как я уже говорила, ритм здесь - понятие весьма условное. Однако он есть, но такой вот "гусиный спотыкач" нарушает выверенный народный стиль)

Кстати, тут завязывается драматическая коллизия. Напомним, что в предыдущих строках старый козёл сбил собаку, которая погналась за гусями. Поскольку за четыре строки публика наверняка о гусях ещё не успела позабыть, Автор решил их не называть. "Бегут от собаки" - этого вполне достаточно, чтобы наблюдательный читатель догадался: это гуси бегут. Их в стихотворении двое, а вот собак и козлов, а теперь вот ещё и коров - по одному экземпляру.

Но падают гуси
В кротовью нору...
Яйцо видят там,
А в яйце - кенгуру.

(и тут начинаются какие-то "Роковые яйца". Точнее, одно, в нём кенгуру, но оно почему-то у крота в норе. Наверное, гуси были очень худенькими и плохо питались, или, наоборот, был очень крупный крот, он питался хорошо на хозяйском огороде, поэтому два гуся, последовательно или вместе, но в кротовью нору втиснулись. Однако есть небольшая радость: мы наконец-то видим точную рифму "нору" - "кенгуру")

Часами и сутками напролёт
Оно печальную песню поёт:
"Ах, нет, для чего, почему и зачем,
Томилось я в этом
Дурацком яйце!
(...)
Может быть, я бы спокойнее жило,
Печали и горя не знаючи...
Если б меня скорлупа не сгубила,
Жило б я себе припеваючи!"

(простите, а "оно" - это кто? Под "оно" здесь подходит только яйцо. Нет, я понимаю - в сундуке заяц, в зайце утка, в утке - яйцо, а в нём - игла. Но здесь получается - "яйцо" томилось "в яйце". Поскольку кенгуру, увы - мужского рода: "существительное, одушевлённое, мужской род, несклоняемое". Поэтому трудно догадаться, что здесь хотел сказать Автор: перепутал род? Такое бывает. Однако, судя по тому, что "оно" ещё и распевает песни, оно - это всё-таки кенгуру. Поэтому нельзя терять оптимизм. Автор разберётся с мужским и средним родом, но главное, что "оно" ещё достаточно живо, чтобы распевать песни. Стало быть, ещё трепыхается. И, уже вдогон: а откуда гуси узнали, что "сутками", если сидели там всего ничего? Эмпирическим путём, или рассказал кто?)

При этом Автор снова вернулся к парной рифмовке и стал допускать неточные рифмы "яйце" и "зачем". А также грамматические: "жило" - "сгубила" и "знаючи" - "припеваючи". Такой вот народный вариант деепричастий. Порадовала только рифма "поёт" - "напролёт", вот искренне порадовала!

"Не огорчайся!
Бежим с нами вместе,
А то нам вдвоём
Как-то неинтересно!"-
Сказали так гуси, и с кенгуру
Спрятались в тёмную лисью нору...

(да, мои наихудшие подтвердились: "оно" на самом деле - "он". Порадовала также логика повествования, точнее, её абсурдность. Предложить томящемуся в яйце кенгуру, который только что жаловался на скорлупу, "бежать с ними вместе", могли только гуси. Но как они из кротовьей норы так быстро попали в лисью? Пошли по "лесному метрополитену" без карты, или у крота и лисы был какой-то свой общий тус, и они дружили домами, точнее, норами? Ну ведь ходил же крот к мыши в гости в сказке "Дюймовочка"! Да что ж мы, дурнее датчан, что ли, как говорил один юморист) 

Глупые гуси попали к лисе!
Прошла лишь минута - и нету гусей...
Ни клювов, ни пуха, ни перьев,
Ни лап, ни тем более крыльев..

(...и тут же их жизнь засияла новыми красками... "И сия пучина поглотила ея в один момент" (с). Видно, очень голодная была лиса - двоих за минуту... Ну вот и сказочке конец. Рифма "к лисе" и "гусей" - просто прелесть, а не рифма. А вот рифма "перьев" - "крыльев" - просто ужас. Простите, не удержалась. Поскольку вечер явно перестал быть томным, поскольку главных героев, увы, съели незадолго до финала, позволю себе поругаться ещё и на рифму. И странно, что "крыльев" имеет дополнительный смысл "тем более". Крылья вообще-то едят в последнюю очередь, там кушать почти нечего - одни маховые перья и косточки-хрящики, поэтому "тем более" - это скорее про остальные, более аппетитные части гуся)

Что было в финале - я пересказывать не буду, хватит заниматься спойлерами, а то всё удовольствие от хоррора и триллера Вам распугаю. Да и как можно описать унылой рецензентской прозой, что пришли "чёрные руки" (которые при этом издавали "какие-то звуки") мстить за убитых гусей? Всю предыдущую упомянутую живность, включая крота, который не фигурировал, а лишь номинально присутствовал в качестве владельца норы - они уже тово... Зарезали - с помощью ножа и топора. Да, топором, оказывается, можно резать. И закончилось всё пожеланием ложиться спать, а то уже поздно - 11 ночи, знаете ли...

В общем, все умерли. Я не любитель таких подходов к рецензии, поскольку приводить примеры в назидание не очень люблю, но здесь, учитывая финальное завершение всех этих приключений "Театра теней" - тот факт, что Автор свёл все эти сюжетные повороты к колыбельной и "страшной сказочке, рассказанной на ночь", - хочу предложить читательскому вниманию произведение, которое лично я считаю в этом жанре эталонным. "Колыбельную-страшилку" Дмитрия Кузина можно легко найти через поисковик на Стихи.ру. Мне кажется, если такие вещи делать, то примерно так, как он. Как говорится, исчерпывающе...
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Спит убитая лисичка,
Спит задушенная птичка,
Обезглавленный хомяк
Посмотри-ка как обмяк!

Утонув в зловонной жиже,
Спят в аквариуме мыши,
А на высохшем полу
Рыбки кучкой спят в углу.

Спят в пробирках эмбрионы,
Спят в Египте фараоны,
А в уютном мавзолее
Ленин спит, блаженно млея.

Сторож спит с ножом в спине,
Спят пожарники в огне,
И, придавленный бревном,
Спит строитель мертвым сном.

Парашют в полет не взяв,
Спит десантник на камнях.
Ошибившись только раз,
Спят саперы в этот час.

Газ забыв закрыть, соседи
Спят вповалку на паркете.
В паутине дремлют мушки.
Спи, а то прибью подушкой!


Оценка:

5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.

Здесь:

7

- за неожиданные повороты сюжета,
- за попытку меня напугать.

Оценка произведения: 7

Реклама
Обсуждение
05:35 15.03.2025(1)
Александр Кинунен
Зачем рецензия на никакое произведение?
08:34 15.03.2025
2
Слово Автора
Зачем мне Ваше драгоценное мнение на то, о чем мне писать?
Я ориентируюсь на заявки Авторов.
Если Автор спросил мнения рецензента, а я в состоянии его дать - пуркуа бы и не па?
14:28 10.03.2025(1)
1
Вот... если бы не было высказанной мысли 
Оксаны, сказала бы то же самое.
Плюс ещё к молоку, отпуск добавила бы.
За героизм и  терпение следует выставить СЛОВУ АВТОРА
не пять, а 10 баллов. ИМХО!
И кто попытается утверждать, что нет работы?
Вижу пока только неблагодарность людскую.
15:03 10.03.2025(1)
1
Слово Автора
"Не благодарности токмо для" пишется...
18:14 10.03.2025
1
Это понятно.
Но имеет право место быть.
22:11 04.03.2025(1)
4
Оксана Кар
Очень интересно.
Рецензия намного интереснее стихотворения. Вообще рецензент проявил героические усилия и столько всего разглядел. А сколько аллюзий и оригинальной трактовки! 

Но я такую работу называю - колоть орехи микроскопом. Такие богатые знания в области стихосложения, такой серьёзный труд. А автор даже не зашёл спасибо сказать.

Слово Автора, вам нужно молоко давать за вредность.

Я б не взялась, я б просто в лоб сказала, что стишочег слабый со всех точек зрения.
Вы занимаетесь своим делом - честь вам и хвала. 

И благодарных авторов, в первую голову. Потому что любой труд должен быть оценён.
22:17 04.03.2025
2
Слово Автора
Я решила стихи не пропускать, рецензировать всё, что прислали, за редким-редким исключением.
Кто к нам за рецензией пришёл - то её и получит. 
Поэтому старалась, как могла. Молоко - это хорошо))) 
19:44 03.03.2025(1)
1
Да... Спрос на сюрреализм был всегда... И особенно эффектно "сюр" работает он в мультфильмах (с 2d графикой), цирке, сказках и стихах... 
20:53 03.03.2025
1
Слово Автора
...и в театре теней. Жалко, Автор не поинтересовался оценкой... 
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама