Название интригующее. Действительно, Иммануил Кант был не только выдающимся философом, но и вдохновителем для многих поэтов и писателей, настолько красиво он умел выражать свои мысли. Одну из них автор пытается обыграть в своём коротком рассказе, который я назвал бы скорее миниатюрой, но это не принципиально. Итак, есть симпатичная обёртка, посмотрим же, что представляет собой собственно конфетка.
Действие начинается с того, что некая замужняя дама внезапно просыпается посреди ночи и выбегает на улицу... Детектив про лунатиков? Нет! Это художественный приём для возбуждения внимания. Оказывается, звёзды не давали спать женщине. Открыта новая разновидность сомнамбулизма, при которой сохраняется способность логически мыслить, и в то же время сознание накрывает нечто одуряющее, помрачающее рассудок. Поскольку научного определения этому явлению пока нет, назовём его условно звездизмом или звёздофилией.
Далее главная героиня Аля пытается выяснить, откуда взялось её стремление "ходить по звёздам". И пробует вернуться "назад - мимо времени". Почему мимо, хотя ясно, что в прошлое, - это, видимо, особенность восприятия при данном виде заболевания. Что главное в воспоминаниях практически любой женщины? Конечно, её дети. Восхищение ими, желание рассказывать о них каждому встречному, в данном случае читателям. Женщины проронят слезинку, мужчины пожмут плечами. С большой любовью описывается встреча маленького Ромки и крохотной Юлии - "бизянки". Как часто мы замечали, что очень многие дети именно так произносят сложное для них слово обезьянка, но в данном контексте это не выглядит банальным, тем более после просмотра нашумевшего фильма про Чебурашку.
А сюжет "мимо времени" продолжается. Вундеркинд Ромка уже в три года бегло читает, а его звёздная мама прививает ему любовь к философии Канта. Да ну! Не может быть! - воскликнет кто-то. Всё может быть, если с младых ногтей приучать не топать по лужам, а упорно искать в них звёзды. Согласитесь, что нет ничего более красивого, чем не вид звёздного неба над головой, а его отражение в лужах. Ведь звёзды так далеко, а лужи рядом. Ромка же стал живой реинкарнацией Канта, у которого тоже не было друзей. Но вот прогремел гром среди ясного неба - Роман решил развестись с женой, которая была, как можно предположить, психологической (а может и внешней) копией его матери. Причина парадоксальна - "слишком часто она по звёздам ходит". Как говорится, приехали. Получается, что реинкарнированный Кант невзлюбил собственную философию! Но не тут-то было. Приходит письмо от Бизянки, в котором она благодарит Рому за звёзды в грязных лужах. Она и мужа своего, и детей этому научила. Племени звёздных скитальцев прибыло. Отчего же грустит главная героиня в эпилоге? Разучилась видеть прекрасное в безобразном или не тот моральный закон внутри? Или обычное для женщин непонимание, чего именно хочет? Думаю, что каждый способен сделать собственные выводы.
А я сделаю свой. Читать мне было очень интересно. А ещё интереснее анализировать психическое состояние героев. И автора. Но об этом когда-нибудь вне этого времени.
Кто-то видит звезды в лужах,
Кто-то - только грязь.
А зачем мне кто-то нужен? -
Сам себе я князь.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Случилось так, что одну полоумную домохозяйку с младенцем на руках поразило загадочное высказывание кенигсбергского мыслителя, что внутри нас есть нравственный закон, а над нами звёздное небо. Она где-то, когда-то, от кого-то услыхала об этом. Ей не повезло.
Она стала по ночам нехотя выходить во двор. Мастерски задирала голову и смотрела вверх. А когда во дворе были разливы после дождя или растаявшего снега, женщина по имени Аля, прищурившись, смотрела вниз на отражавшиеся в воде звёзды.
Высказывание Канта можно считать нескладным. Потому что над нами звёзды только при ясной погоде и в ночное время. В остальное время над нами синее небо и жёлтое солнце, если ясная погода; и тёмное небо, если пасмурно. Это ведь очевидно.
Никаких нравственных законов внутри нас нету. Мораль у каждого своя. Внутри нас есть внутренние органы, составляющие целый организм. А внутри головы у нас есть всякие мысли. И организм, и мысли функционируют по природным законам, о которых чудак из прошлого мало что знал и которые толком не сформулировал.
Аля была обычной женщиной из числа обычных женщин и в философии совсем не соображала. Только одна беспросветная мысль захватила её сознание. И через некоторое время, пожив с этой мыслью, которая стабильно мешала ей жить, она решила от неё избавиться. И придумала, что всё, что она вокруг видит - нереально (она называла это "ирреально"). Все люди вместе с нею находятся в нереальном. И они всегда движутся мимо времени, как бы время - это неподвижное здание, в которое люди не заходят, а движутся мимо него в нереальное.
Её сын, Роман, присматриваясь к своей матери, понемногу проникался безнадёжным кантианством и, когда подрос, стал проповедником морали внутри нас и звёздного неба над нами. Ему удалось заморочить голову своей знакомой, Юльке, а та затуманила мозги своему мужу.
Рецензируемый рассказ - полная околесица, с какой бы стороны ни смотреть - с литературной, с философской, с нравственной или с другой.
Я, Жорж Декосье, здешний рецензент при помощи Алексии Зубовой оградил читателей от методологических ошибок и гнусных фальсификаций.
По десятибалльной шкале рассказик тянет только на троечку.
..........
Так намного лучше. Не правда ли?
Алексия Зубова.