Можно упрекнуть автора в романтизации «профессии» наемного убийцы: как будто можно «работать» киллером и оставаться человеком. Но романтизация преступников имеет давнюю традицию в литературе. Всем известен образ благородного разбойника — героя, который вынужден идти на разбой, однако сохраняет честь и достоинство.
У героя рассказа Семёна, как у классического благородного разбойника, есть свой «моральный кодекс», ему не все равно, кого убивать (и тут явное противоречие с неромантизированной реальностью профессии киллера, которому должно быть как раз все равно, кого убивать, главное — получить вознаграждение за убийство), и Семён способен испытывать муки совести.
... он был рад, что эта прикольная парочка не замешана в его деле. Сумбурные они, дурные, но не злые, нет. И не твари. Чтоб детей красть, тут таким гадом надо быть, таким оборотнем в человечьей шкуре! По работе Семён порой пересекался с разными людьми. И не людьми тоже. От таких за километр несёт опасностью, холодом. Смотришь на таких: вроде человек, а ничего человеческого в них нет. Люди с полным неприятием социальных норм и правил — кажется, так это называется в психологии. «Зато совесть не мучает, когда кончаешь таких, как таракана раздавил, только облегчение», — зло подумал Семён. — «Сам-то я всегда ли только преступников с дорогой на тот свет знакомил?»
Сюжет этого рассказа мог бы быть сюжетом боевика. Но в отличие от рассказа, в боевиках основное время уделяется перестрелкам, погоням и дракам, а персонажи в них безликие и плоские, как картонные фигуры, действующие в плоском, картонном мире. Поэтому мне все боевики кажутся скучными.
В рассказе же действие происходит в настоящем мире живых людей. Характер главного героя — многомерный, с внутренними противоречиями и конфликтами. Но и характеры второстепенных персонажей, как, например, Марины, представившейся Жанной Д’Арк, или родственников Семёна, так же своеобразны и интересны.
Автор показывает человеческое в характере Семёна. Он любит детей:
Остаток вечера он провозился с детворой. Они много играли, гонялись за кошками, ели мороженое. Давно ему не было так хорошо.
Молится:
... он встал на колени и начал молиться. И как это сочеталось с его работой? Он и сам до конца не понимал. Но то, что он выходил живым и почти здоровым из любых передряг, тоже было нелегко объяснить. Семён просто верил. Верил, что у него всё получится, всей душой. Каждая клеточка его тела жаждала победы в деле, которое он задумал. Так было всегда. Так будет.
Замечу здесь, что это не вера в Бога. Тот, кто верит в Бога, молится: «Да свершится воля Твоя», — а не «Да свершится воля моя». Автор замечательно показал, как верит Семён — верит в себя — безоговорочно, без сомнений.
И в то же время мысли у Семёна, когда он думает о том, чтобы оставить «работу», — типичные мысли предпринимателя, подумывающего, не уйти ли ему на покой:
Он откинулся на спинку кресла автомобиля и закрыл глаза. Может, и правда остановиться? Купить домик в тихом месте, собаку завести или жену. Или обеих? Деньги давно вложены, доход есть. А чем заниматься? Курсы киллеров открою. Точно! Факультатив. Из меланхоличных мыслей его вывел звонок со смартфона.
Семён даже размышляет о том, чем ему заниматься вместо «работы», как будто без нее жизнь может утратить смысл и ему станет скучно.
Многие классические благородные разбойники были благородны не только духом, но и происхождением, будучи дворянами (как, например, Дубровский). Герой рассказа — киллер Семён — происходит из обычной провинциальной семьи, в которой карьера зама главного инженера считается завидной и достойной подражания (а рецензент тоже придерживается этого мнения).
***
Начинается рассказ с описания убийства мужчины незнакомцем, проникшим ночью в спальню. Незнакомый убийца вежливо здоровается со своей жертвой: «Андрей Валентинович! Вечер добрый!» — и разрешает написать перед смертью письмо жене.
Я думала, что это развязка, помещенная в начало рассказа с целью зацепить внимание читателя. И в самом деле, я стала читать дальше, чтобы узнать, зачем или за что был убит Андрей Валентинович. Когда я с неослабевающим интересом дочитала рассказ до конца и заметила, что рассказана совсем другая история, не об Андрее Валентиновиче, то вернулась к началу и поняла, что это была не развязка, а часть экспозиции — сведения о том, кто такой Семён и кем и как он «работает». Показано, что свою «работу» Семён выполняет чуть ли не с уважением и даже чуть ли не с сочувствием к жертве. Должно быть, именно это имеет в виду автор, когда пишет в «Предисловии»:
То, что он делает, — плохо. Но он делает это хорошо.
***
Рассказ «Чрезвычайные обстоятельства» по-настоящему увлекательный. Его с интересом прочитают не только любители «криминального чтива».
Идея рассказа, как представляется рецензенту, общая с многими произведениями художественной литературы: добро побеждает зло.
***
В тексте много синтаксических ошибок, которые, правда, не мешают восприятию и легко исправимы.