Рецензия «Собачья голова (рецензия на "Бежецкий кошмар" Александра Джуги)»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Смута
Оценка: 4.9
Баллы: 43
Читатели: 879 +5
Дата:

Собачья голова (рецензия на "Бежецкий кошмар" Александра Джуги)

Рассказ "Бежецкий кошмар" относится к жанру исторической прозы, где "историческая правда сочетается с художественной, исторический факт - с художественным вымыслом, настоящие исторические лица - с лицами вымышленными; вымысел помещен в пределы изображаемой эпохи".

Александр Джуга в своем рассказе не столько рассказывает, сколько показывает, ярко и зримо, эпизоды из жизни опричников, а это значит, что изображаемая эпоха - годы правления Ивана Грозного, а точнее, годы опричнины.

"В российской историографии опричниной называют часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации чрезвычайных репрессивных мер, конфискации имущества и земель знати и церкви в пользу государства, борьбе с предполагаемой изменой в среде боярско-княжеской знати, заключавшейся в применении массовых казней", а опричниками называются "государственные люди, составлявшие личную гвардию царя Ивана Васильевича и непосредственно осуществлявшие политику опричнины" (из Википедии).

Репрессивные меры и борьба с изменой в среде боярско-княжеской знати - это исторические факты, лежащие в основе рассказа. Боярин Пётр Данилов мог быть настоящим историческим лицом. В той же Википедии я нашла короткую статью о боярине Василии Дмитриевиче Данилове, жертве "опричного террора", казненном в 1570 году.

На рисунках изображен опричник:



Насколько исторически достоверно то, что опричники носили собачьи головы у седла и метлы, разобрано в очень интересной статье Правда ли, что опричники носили метлы и собачьи головы у седла. Но если это и вымысел, про мётлы и собачьи головы, то вымысел не Александра Джуги. В рассказе собачья голова - это голый череп. 
(В этом месте добавлю примечание из комментария Александра Джуги к рецензии: Это не совсем так, Алёна. В рассказе говорится все же про собачью голову, а не про череп. Просто за 300 лет она полысела до основания и превратилась в череп ))

***

Александр Джуга - мастер слова и в совершенстве владеет художественными средствами. Он не просто создает эффект присутствия - читатель переживает происходящее в рассказе так, как будто это все происходит с ним самим.

Рассказ начинается с описания пыточной. Зримое и "обоняемое" описание вызывает у читателя ужас, вводит его в состояние высокой внушаемости, чуть ли не в гипноз. В таком состоянии некритично веришь всему происходящему в рассказе, как некритично веришь всему происходящему с тобой "в реале".

И только через некоторое время после того, как стихают эмоции, возникшие при чтении, возвращается способность сомневаться и задавать вопросы.
– Отворяй ворота, сволота! – донеслось с улицы. – Отворяй, кому говорят!
Дворовая девка откинула запорный брус и тут же испуганно отскочила в сторону, с ужасом глядя на вооруженных людей, прозванных в народе "собачьим войском". На высокое крыльцо дома, крестясь и причитая, суетливо высыпали домочадцы. Слышались плач и истошные крики. Вышел и сам боярин Пётр Данилов – кряжистый мужчина с окладистой бородой, в свободной красной шелковой рубахе и штанах, заправленных в красные же сафьяновые сапоги. Он тяжелым взглядом обвел всадников.
– Пошто разор учиняете?! Не ведаете, кто я?

Сомневаешься, что встреча незваных гостей могла проходить так "несолидно".

С улицы доносится такая любезная просьба отворить ворота, и "дворовая девка" послушно спешит откинуть запорный брус? (Кстати, дворовые люди в Русском государстве (конец XV - начало XVIII веков) - это не крепостные крестьяне, которых использовали в качестве домашней прислуги, а люди, приближенные к монарху или монархине). Домочадцы, "крестясь и причитая, суетливо" так и высыпали на крыльцо дома? Уже и плач и истошные крики слышались? По какому поводу? Ах да, ведь вооруженные люди учиняют разор! И вместо того, чтобы разбегаться и прятаться, невооруженный люд с плачем сбегается им навстречу.

И как апогей - сам боярин выходит на крыльцо встречать дорогих гостей и вопрошает (очевидно, пытаясь перекричать "плач и истошные крики"), ведают ли гости, к кому пожаловали. Боярыня и две боярышни тоже выбежали на крыльцо. Не могу себе представить, чтобы так вели себя боярин и тем более его жена и дочери. (В комментарии пишу об этом немного подробнее: Возможно, я преувеличиваю в своем воображении роскошь боярских хором и преувеличиваю этикет боярского двора. Поэтому не могу себе представить, чтобы боярин вышел сам, сразу, на крыльцо разбираться с незваными гостями. А боярыня и боярышни - тем более. Они должны были вести себя еще более церемонно, не подобало им выходить к кому попало и как попало).

Зато когда опричники едут по селу, то крестьянские детишки и бабы разбегаются:
Ватага всадников в черных одеждах, нахлестывая лошадей, летела по селу. Копыта с чавканьем вырывали куски грязи с талым мартовским снегом. Ребятня, возившаяся у ручья, порскнула, словно стайка воробьев. Бабы хватали малышей и, путаясь в юбках, в ужасе разбегались по дворам.

Эта цитата иллюстрирует, между прочим, как автор одним предложением заставляет читателя чуть ли не всеми чувствами ощутить погоду в мартовский день.

Но спрашивается: почему ребятня вместо восторга перед вооруженными всадниками испытывает страх, и каких репрессий боятся бабы? А я еще спрашиваю себя, почему бабы находились на сельской улице в будний день? Гуляли с детьми, что ли? Это не было принято среди крестьянских баб. За малышами присматривали старшие дети.

Также сомневаюсь в том, что арест боярина мог проходить так хаотично, с случайными жертвами, истошными криками и повисшими на шее боярина дочерьми. Очень похоже на описания ужасов "красного террора", раскулачиваний и т. п.

Автор рисует отряд опричников так, как будто они не "государевы люди", представляющие государственную власть, не гвардия со строгой дисциплиной, а разбойники с большой дороги, и как будто они не исполняют приказы, а убивают, насилуют и грабят всех, кто попадается на пути.

***

Время Ивана Грозного относится к позднему Средневековью, когда образ жизни и менталитет русского человека определялся Православием. Но главный герой - опричник Андрей - и другие опричники показаны как не верующие в Бога и не имеющие понятия о Боге.

Например, такой диалог:
– А ведьмачка где?
– Утопил, – глухо буркнул Андрей.
– Как утопил, где?!
– А вот так – зарубил и утопил в речке!
– А что государю скажешь?

Не Бога боятся опричники, а того, что нужно будет держать ответ перед царем.

Сам сюжет рассказа основан на отсутствии церкви и православной веры в жизни литературных героев.

В рассказе две сюжетные линии: "исторический" сюжет - история боярина Петра Данилова - и "художественный", вымышленный сюжет - история опричника Андрея, карлицы и собачьей головы.

В тот мартовский день Андрей не стал дожидаться, когда отворят ворота, перескочил на коне через изгородь и при этом нечаянно убил находящуюся на пути карлицу. На смерть карлицы опричники не обратили особого внимания. А вечером конь Андрея ломает ногу, и коня приходится убить. И это было только начало.
Боль от потери любимого вороного так и не прошла. С того самого весеннего дня Андрей сменил уже пятого скакуна. Его будто преследовал какой-то рок – кони под ним не держались и месяца. Одних свалила непонятная хворь, другие ломали ноги на ровном месте. А недавно сгорела и вся его конюшня. Эта неведомо откуда взявшаяся напасть вызывала в нем растерянную ярость, а глухое, тщательно скрываемое от других бессильное отчаяние саднило и царапало где-то глубоко внутри, хватало за горло, давило на грудь...

Почему "его будто преследовал какой-то рок"? Его и в самом деле преследовал рок. И Андрей не думал бы что напасть "неведомо откуда взявшаяся", он думал бы, что Бог посылает ему испытания, а если бы не думал о Боге, то думал бы, что стал жертвой колдовства, порчи или сглаза.

Кроме того, непонятно, почему ярость Андрея "растерянная", почему его отчаяние "тщательно скрываемое от других", почему оно саднит и царапает "где-то глубоко внутри". Ведь беды Андрея очевидны, все в курсе о преследующем его роке, молва о старшем опричнике и его несчастьях должна была стать уже притчей во языцех, все знакомые должны были бы сочувствовать ему, и непонятны мотивы, заставляющие его тщательно скрывать свое отчаяние.

Опричники, как и все христиане в то время, должны были бы довольно часто исповедоваться и причащаться, и Андрей не остался бы без душепопечения.

Но в рассказе духовное наставничество Андрея берет на себя травница, слывущая ворожеей. Она сообщает Андрею, что душа нечаянно убитой им карлицы находится в собачьей голове у его седла и мстит ему за свою смерть.
– Покой ей нужен,– продолжила женщина. – Хочешь избавиться от напасти, отвези домой и положи в красный угол. Свечку поставь. Покайся, да молебен закажи. И вели всем, чтоб не трогали ее, не беспокоили. А надумаешь выбросить, знай – в тебя переселится!

Ставить свечку собачьей голове, да еще и с душой колдуньи в собачьей голове! Даже современному и невоцерковленному человеку легко догадаться, что это кощунство.

Даже без свечки класть собачью голову в красный угол - это кощунство.
Красный угол - у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол, обычно был обращён на юго-восток. Иконы (божницы) в красном углу отождествлялись с алтарём православного храма, а стол с церковным престолом. Войдя в избу, человек прежде всего крестился на иконы в красном углу, а затем уже здоровался с хозяевами.
(Из Википедии)

(Колдун - человек, которому приписывается способность сверхъестественного воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта. Кощунство - издевательство, неуважение к обрядам христианства. В христианстве обращаться за помощью к ворожее и тем более слушаться ее - серьезный грех).

Можно было бы предположить, что рассказ Александра Джуги - сатира (например, на мракобесие и на суеверия), но нет - мягкий юмор наличествует только в заключительной части рассказа.

Андрей выполняет все, что велела ему травница. Но слова травницы оказывают еще и непосредственное благотворное влияние на Андрея. Он моментально "исправляется" и отпускает восвояси не только травницу, но и дочерей боярина Петра Данилова. Внутренние побуждения его добрых поступков в рассказе не раскрыты. Можно только предполагать, что Андрей побоялся связываться с ворожеей, способной наслать на него еще бóльшие напасти, а боярышень отпустил на всякий случай, кто их знает, вдруг и они тоже будут мстить ему.

***

В конце рассказа "перо писателя" переносит нас в благополучный 19-й век. Я хочу сказать, что заключительная сцена сияет благополучием. Она написана так же блестяще, как и весь рассказ. Немногими яркими штрихами изображены внешность собеседников, характер их беседы и обстановка.

Оценка произведения: 10

Реклама
Обсуждение
     07:07 08.08.2022
     18:39 27.06.2022 (2)
1
Читала "Бежецкий кошмар" и оставила комментарий насчёт
 (если память мне не изменяет) преувеличения зверств
опричников. Действительно, они , "государевы люди",
не могли бездумно бесчинствовать. Отсюда -ощущение,
что автор хочет произвести сильное впечатление на аудиторию
в ущерб истине.  
Все недочёты в рассказе рецензент описал и  аргументировал.
С учётом ваших замечаний, Алёна, и собственного (вышеуказанного)
считаю высшую оценку рассказу завышенной.

 
     19:49 27.06.2022 (1)
"государевы люди" не могли бездумно бесчинствовать.
считаю высшую оценку рассказу завышенной.
=====================================================

Интересное замечание. Наталья, я привел и в тексте, и в комментариях выдержки из летописей, купчих, записей из архивных документов. Там и про зверства опричников, и про их религиозность, и про дворовых девок, и про ворожей (Дарью Воловятинскую). Поскольку я в те времена не жил, мне пришлось пользоваться именно этими источниками.
А что вы можете предоставить в качестве аргументов, кроме: "Я так (не) считаю"?
Ну и чтобы два раза не вставать, задам еще один вопрос: у вас есть замечания по литературно-художественной части? Если можно, конкретизируйте их, пожалуйста.

     20:10 27.06.2022 (1)
1
Преклоняюсь перед вашим знанием темы. Тоже читала статью (давно), где бездумные
зверства опричников подвергаются сомнению. Вообще к источникам отношусь критически.
Чтобы иметь представление о явлении, событии, оставшемся в далёком прошлом,
следует (на мой взгляд) прочитать разную по оценкам того или иного события литературу. 
По художественной части... 
Рассказ ваш читала давно. Помню суть своего комментария.
Также помню, что текст точно не покоробил стилистическими ляпами. Нет их.
Или - так мало, что не заметила. Нет длиннот, смысловых повторов - иначе бы написала.
Чтоб сказать более точно, нужно перечитать, но где же время на это взять?.
     20:23 27.06.2022 (1)
читала статью (давно), где бездумные зверства опричников подвергаются сомнению.
Чтоб сказать более точно, нужно перечитать, но где же время на это взять?
=======================================================

Понимаю, авторов много, произведений еще больше, а вы одна ))
Тогда я просто напомню вам, что ни одного "зверства" эти опричники из рассказа не сотворили. Смерть карлицы, погибшей под копытами рысака - несчастный случай. А больше там ничего такого нет и в помине. Да, они доставили к царю (по его велению) боярина Данилова с супругой. И все. Это можно назвать зверством?

     20:34 27.06.2022 (1)
1
Понимаю, авторов много, произведений еще больше, а вы одна ))

- разумеется, вы тоже один.
---------------
На своей страничке на мой комментарий о зверствах
вы отвечали несколько иначе.
     20:51 27.06.2022 (1)
Помнится, вы отвечали на мой комментарий на вашей страничке несколько иначе.
====================================================

Это было сказано с откровенным сочувствием, Наталья. Без язвительности. Просто мне показалось странным ваше утверждение, что 10 баллов даны явно не по чину - при том, что, как оказалось, вы плохо помните сам рассказ.

     21:23 27.06.2022 (1)
1
Просто мне показалось странным ваше утверждение, что 10 баллов даны явно не по чину - при том, что, как оказалось, вы плохо помните сам рассказ.


Пришлось зайти к вам на страничку и скопировать свой комментарий.
Вот он (выделю его курсивом):
Наталья Семёнова      21:41 02.11.2021  (1)
 Жестокий век, жестокие нравы
Зверства опричнины Ивана Грозного, по утверждению
некоторых историков, несколько преувеличены.
Рассказ как художественное произведение написан
мастерски, и сюжет интересный.

Как видно из комментария, с памятью у меня всё в порядке.
Я точно передала его суть  и общее впечатление от рассказа,
хотя прошло более полугода после его прочтения.

Нехорошо возводить напраслину, Александр!

     21:35 27.06.2022 (1)
Нехорошо возводить напраслину, Александр!
==============================================

Похоже, вечер перестает быть томным и разговор начинает переходить на личности. Я ни одним своим словом не пытался вас обидеть, Наталья, и тем более возвести напраслину. Не вижу смысла продолжать дискуссию в таком тоне и при таких упреках. Вы высказались, я услышал вашу точку зрения. Отвечу коротко: я с ней не согласен по простой причине - вы не привели ни одного аргумента в защиту своей позиции. Ваша фраза: "по утверждению некоторых историков" - неубедительна. Я вам там же ответил, что по мнению некоторых историков Ивана Грозного вообще никогда не было и это собирательный образ сразу четырех царей тех времен. И это не шутка, так действительно думают и даже приводят серьезные аргументы. Но мы в своей жизни используем устоявшуюся, официальную точку зрения. И экзамены в школе сдаем именно по ней. 

     22:03 27.06.2022 (1)
1
Если б я писала рецензию, тогда бы досконально, по косточкам, перебирала
каждую фразу вашего произведения. А так, я помню ровно столько, сколько
нужно, чтоб его обсуждать, высказывать мнение. Причём мнение моё не изменилось
и спустя полгода и без повторного прочтения. Значит, главное я не упустила.
Насчёт источников: кстати, Алёна не потребовала от вас ссылок на документы,
которые вы изучили или якобы изучили по теме опричнины. А надо бы.
Заодно про домострой, бывший во времена Грозного. Возможно, вы не
написали бы о дворовой девке, самовольно распахнувшей ворота перед незваными,
недобрыми гостями, и о высыпавших на крыльцо стенающих домочадцах, когда
хозяин ещё в доме.
Таково моё мнение. 




     22:14 27.06.2022 (1)
Таково моё мнение.
=====================================

Спасибо за высказанное мнение, Наталья!
А ссылки я привел в комментариях. Но если для кого-то не являются авторитетными ссылки на Академический словарь, фотографию из газеты настоящей купчей (дворовой девки), Н. В. Гоголь и документ под названием "Докладная выпись разрядного приказа из сыскного дела ворожеи Дарицы, крестьянки с. Володятино Гавриловской слободы Суздальского уезда", то мне остается лишь пожать плечами.

     22:32 27.06.2022 (1)
1
Дело ворожеи Дарицы не имеет отношения  к моему замечанию
о самовольстве прислуги, ни о самовольстве домочадцев, бегущих
навстречу гостям, когда их должен встретить хозяин.
Женщинам-домочадцам с малыми чадами вообще было положено сидеть в 
женской половине дома.


     22:39 27.06.2022 (2)
когда их должен встретить хозяин
================================

Наталья, а что вы скажете про охрану, рецепшен, секретаря и приемную у большого начальника? Начальник сам выходит всех встречать или все же это делают другие люди?
Честное слово, я не вижу смысла в споре на эту тему. Даже если вы трижды правы, эта очередность не является ключевой в рассказе. Ее поменять - раз плюнуть. Ответьте на простой вопрос: что-то принципиально в сюжете изменится?

     23:07 27.06.2022 (1)
1
Видимо, вы пошутили, отождествляя 16 век и 21.)

Честное слово, я не вижу смысла в споре на эту тему. -

так я отвечаю на ваши комментарии.
Менять что-то или нет в рассказе - право автора.
Если б сюжет был полностью вымышленным: например, о марсианах,
нагло вломившихся в дом лунатика, - вопросов бы не было.
Но если рассказ "привязан" к реальной
эпохе Ивана Грозного, то и описывать её нужно максимально достоверно,
чтоб не путать её, например, с... 21 веком.


     23:13 27.06.2022 (1)
Наталья, ни вы, ни я не знаем как на самом деле было. Это не документальная статья, а художественная проза. Это вымысел на основе реальных лиц и событий. Но все же вымысел. Где-то, возможно, было так, где-то иначе. И вы не можете утверждать что так быть не могло. У вас нет для этого ни оснований, ни фактов, ни аргументов. У вас есть мнение. У меня оно тоже есть и оно отличается от вашего. И это нормально. 
Даже сегодняшние события рождают противоположные оценки и мнения, что уж говорить о том, что было пять веков назад? 


     23:31 27.06.2022 (1)
Хорошо бы исторические свидетельства унмчтожить.
И пусть каждый пишет, что и как считает нужным.
Тогда опричники могут по сотовой связи с царём переговариваться,
а дворовые девки в мини-юбках им ворота открывать.
     23:37 27.06.2022 (1)
Тогда опричники могут по сотовой связи с царём переговариваться
==========================================================

Наталья, простите, вы вот это для чего написали? Была достаточно содержательная дискуссия (или мне так только показалось?), а вы ее низводите до какой-то пошлой чуши. Это для чего, это зачем?
Ну и насчет мини-юбок и мобильников: вы не смотрели последние экранизации о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне? Так там и мобильники, и мини-юбки присутствуют.  
И неужели вы всерьез думаете, что у главы нашего государства нет своих опричников с автомобилями вместо коней и автоматами вместо сабель?

     23:49 27.06.2022 (1)
Я не писала про свои "думы" о главе нашего государства.
----------------------
Но вы сами свели содержательную дискуссию на нет.
Наталья, ни вы, ни я не знаем как на самом деле было и далее
в том же духе. Но тогда зачем дискутировать, если мы ничего не знаем,
то есть исторические свидетельства, которые сохранились,
из которых мы черпали информацию,  сомнительны. 
Или всё-таки мы должны в своих сочинениях опираться на
эту информацию, поскольку другой у нас нет.
Была опричнина ?- была. Был домострой в 16 веке? - был.
И т.д.
И какую бы мы прозу не писали , нужно стараться не искажать
сведения об описываемой эпохе, включая 
уклад, традиции, ремёсла и т.д. 

     06:08 28.06.2022 (2)
Был домострой в 16 веке? - был.
==============================================

Наталья, вы тут так часто ссылаетесь на Домострой, что я не поленился и кое-что посмотрел из него по обсуждаемой теме. Эта книга вовсе не была трактатом о хотелках и капризах хозяина, которые все должны были беспрекословно исполнять. И она не о согласовании каждого чиха с главой семьи. «Домострой» — это советы и рекомендации по домоводству, ведению хозяйства, этикету, семейной и общественной этике, воспитанию детей, пригляду за домом и слугами, поведению в домашней и общественной православной жизни.
А что касается званых и незваных гостей, то вот вам выдержка из этой книги о поведении человека, отправленного с поручением:
"... у ворот слегка постучаться, и когда идешь по двору да спросят, по какому делу идешь, лучше того не сказывать, а отвечать: «Не к тебе я послан; к кому я послан, с тем о том и говорить»." Это к вопросу о согласовании с хозяином допуска-недопуска чужака во двор и личном участии в этом главы дома. 
Ну и к тому же Домострой был написан в середине 16 века, всего за несколько лет до учреждения опричнины, так что эти наставления могли и не успеть дойти до каждого двора.

     10:28 28.06.2022
Ну и к тому же Домострой был написан в середине 16 века, всего за несколько лет до учреждения опричнины, так что эти наставления могли и не успеть дойти до каждого двора.

«Домострой» не был декретом, вводившим новые правила. В книге были описаны уже сложившиеся нормы поведения. 

Как, например, книги о хорошем тоне не вводят новые правила поведения, а описывают уже принятые. Не так что: "Ребята, оказывается, чавкать неприлично!" - "Да что ты говоришь! А до меня еще и не успело дойти! И с каких пор действует это правило приличия?" - "Да уже полгода как стало положено есть с закрытым ртом".


     09:13 28.06.2022 (1)
Речь не о книге "Домострой", о семейном укладе  16-17 веках, который принято называть домостроем.

" XVI-XVII столетиях женщина в боярской семье была полностью отделена от мира. Единственное, что ей было доступно, - это молитва. Заботу о личности женщины взяла на себя церковь. ... Начиная со второй половины XVI века и в XVII веке знатные люди даже в семейном быту не показывали своих жен и дочерей не только посторонним людям, но даже самым близким родственникам мужчинам. Именно поэтому русскому боярству казались столь невероятными предпринятые царем Петром I реформы в общественной жизни..."
Добавлю, что женщинам было непозволительно ходить с непокрытой головой. Допускались 
телесные наказания жён мужьями. "Жена да убоится мужа своего..." - и т.д. 
Это общедоступные сведения о той эпохе.
Семейно-бытовой уклад бояр описывается и в художественной литературе. В частности, в "Князе Серебряном". Супруга боярина Морозова ходит в кокошнике (бывает, ходят в кику)как замужняя женщина, гуляет только во саду при доме, на глаза гостям без дозволения мужа не показывается.
О гостях слуга докладывают боярину, а уж только он решает открыть или нет "ворота настежь".

И самоуправство дворовой девки (в вашем рассказе), открывающей ворота посторонним людям, 
выглядит, по меньшей мере, странным.


     10:54 28.06.2022 (2)
XVI-XVII столетиях женщина в боярской семье была полностью отделена от мира. Единственное, что ей было доступно, - это молитва.
===================================================

По вашему выходит, что жена - это какая-то монашка, денно и нощно проводящая свою жизнь взаперти и в молитвах. В Домострое же говорится иное. Например, что на супруге все хозяйство и управление слугами. Жена обязана была не только сама уметь все делать, но и обучать этому прислугу - и хлебы печь, и одежду шить, и золотом на пяльцах вышивать, и еду мясную и рыбную, и всякие пироги и блины, различные каши и кисели, любые блюда печь и варить, и хмельную брагу-квас изготовить. И на рынок хозяйка нередко сама ходила за особым товаром. 
И еще цитата из Домостроя:
"... и к ней никогда не ходили бы ни торговки, ни бездельные женки, ни сводни, ни волхвы, поскольку от всех них много бед происходит и слугам потворство. Если же станут в какой двор подобные люди похаживать, а хозяйка от них своих слуг не отваживает, да еще и сама привечает, те сделают слуг сперва вороватыми, а потом — и блудливыми. А уж если сама хозяйка целомудрия не сохранит и не выгонит всех их вместе, — беда и самой ей."

И ни слова не сказано про то, что во двор впускали только по личному распоряжению хозяина.

     16:34 28.06.2022 (1)
По вашему выходит, что жена - это какая-то монашка, денно и нощно проводящая свою жизнь взаперти и в молитвах...

- нет, не по моему, так как приведённые мною сведения взяты в "кавычки".

В допетровские времена  мужу рекомендовалось держать жену "в страхе Божьем" и 
применять к ней "правильные" избиения. Словом, полный патриархат.
" Домострой" - всего лишь книга советов, а не правовой документ. Главное, что усвоил из неё 
тот же боярин: он единоличный хозяин в своём доме и судья своим домочадцем: что хочу,
то и ворочу. 
И прочитайте-таки "Князя Серебряного" А. Толстого. В частности - главу пятнадцатую.
Наверняка Алексей Константинович тоже изучал свидетельства о семейно-бытовых 
отношениях в среде бояр, прежде чем писать роман, и изумился бы, прочитав ваш рассказ, где
дворовая девка по собственному почину распахивает перед недоброжелателями
 ворота владений своего хозяина.
 Скорей всего она с перепугу унырнула бы в глухой угол двора. Так же неубедительна сцена с высыпавшими на крыльцо домочадцами, когда глава семейства ещё в доме.
Я достаточно полно изложила своё мнение. Далее не вижу смысла спорить.
 
Всего доброго.

     17:44 28.06.2022 (1)
И прочитайте-таки "Князя Серебряного" А. Толстого. В частности - главу пятнадцатую.
===========================================================

Перечитал. 
И если вы говорите об этой фразе боярина Морозова из этого романа:
"...опричников я не знаю и с ними хлеба-соли не веду!"
То чуть ниже есть и ответ слуги, который вы изящно обошли стороной:
"— Боярин, твоя надо мной воля, а этого не скажу Вяземскому!"
Не знаю как вы относитесь к этому ослушанию, а мне оно говорит о многом.
И такое отношение к опричникам подтверждают летописи, письма современников-дипломатов, историки Зимин, Скрынников, Веселовский, Юрганов и другие. 

«Князя Петра Серебряного, князя Владимира Курлятева и много сот других (их не счесть) приказал он внезапно изрубить, многих в их домах, и бросить куски в колодцы, из которых люди пили и брали воду для приготовления пищи. Он приказал … неожиданно явиться в дома князей, бояр, воевод, государственных людей, купцов и писцов и забрать у них их жен; они были тотчас же брошены в находившиеся под рукой телеги, отвезены во двор великого князя и в ту же ночь высланы из Москвы.»

Спасибо за дискуссию, Наталья, но мне очень надоело ходить кругами и топтаться третий день на одном и том же месте.
Всего вам доброго! 

     18:00 28.06.2022 (1)
Не приписывайте мне то, что я не говорила.
Вот моя фраза дословно:

И прочитайте-таки "Князя Серебряного" А. Толстого. В частности - главу пятнадцатую.

И всю-всю читайте, а не выдёргивайте из неё только то, что по сердцу вам.

Я не позволяю себе лукавства с собеседником и
вправе ожидать от него такого же отношения к себе.

Засим приседаю в книксене)

     18:34 28.06.2022
Простите, но я вас не понимаю. А прочитать заново весь роман, чтобы попытаться разгадать вашу шараду у меня нет желания. Надеюсь на ваше понимание.
Всего хорошего.
     11:03 28.06.2022 (1)
Но ведь это все не о боярах - то, что Вы цитируете.
     11:16 28.06.2022 (1)
Алена, Домострой был един для всех - и для бояр, и для купцов, и для ремесленников.

     11:27 28.06.2022 (1)
Нет, это не так. Жизнь разных сословий сильно различалась, сильнее, чем даже лет двести-триста назад.
     11:46 28.06.2022
Нет, это не так. Жизнь разных сословий сильно различалась, сильнее, чем даже лет двести-триста назад.
================================================

Комментарий Митрополита Иоанна:
"Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам."
Здесь ничего не говорится о сословиях.


     22:53 27.06.2022 (1)
1
а что вы скажете про охрану, рецепшен, секретаря и приемную у большого начальника? Начальник сам выходит всех встречать или все же это делают другие люди?

У начальника охрана, приемная с секретарями, а у боярина дворовая девка, открывающая ворота всем подряд по первому требованию, и сам он и его жена и дочери, наряду с прочими домочадцами, высыпают на крыльцо. 

Это ничего не меняет в сюжете принципиально, но подчеркивает его "сделанность" и, я бы сказала, его тенденциозность. Я уже в рецензии заметила, что сильно напоминает сцены раскулачивания, какими они изображаются в книгах. Похоже на кальку со злых нехороших коммунистов на злых нехороших опричников.

     23:00 27.06.2022 (1)
Это ничего не меняет в сюжете принципиально, но подчеркивает его "сделанность", надуманность.
==================================================================

Ок. Не вижу смысла продолжать пережевывать пережеванное. Вы вправе понизить оценку данному произведению. Я переживу и в обморок не упаду )) Для меня гораздо важнее обсуждение, чем количество баллов. Вот только про надуманность не надо, ладно? Вы не являетесь носителем истины и в данном случае ваше мнение против моего мнения. Слово против слова. Так что оставайтесь при своем мнении, а я останусь при своем.

     23:05 27.06.2022 (1)
"Надуманность" здесь не то слово. Я его исправила на "тенденциозность" в смысле "определенная направленность". Надуманности в рассказе нет.
     23:08 27.06.2022 (1)
Хорошо, пусть будет так. 
Не хочу возвращаться к обсуждению, лишь отмечу, что ни вы, ни Наталья так и не ответили на простой вопрос: какие бесчинства и какие зверства со стороны опричников присутствуют в этом рассказе?

     23:13 27.06.2022 (1)

ни вы, ни Алёна так и не ответили на простой вопрос

и не сдали зачет.
     23:16 27.06.2022 (1)
Алёна, я вас чем-то обидел? У меня такое ощущение, что вы на меня за что-то злитесь. Где и когда я вас умудрился зацепить? Если это так, примите мои извинения. И повторю: вы можете изменить свою оценку. Я отнесусь с пониманием и возражать не буду.

     23:25 27.06.2022
Александр, это Вы меня извините, пожалуйста, если я написала что-то злое. Вы меня ничем не обижали, и я тоже не хотела Вас обидеть. Наши взгляды различаются, но это нормально. Извините меня, пожалуйста, если я где-то переступила черту.
     19:09 27.06.2022 (2)
Спасибо, Наталья! 
Я тоже считаю, что рассказ тенденциозен, а высшую оценку поставила - не хотела снижать оценку только потому, что не согласна со взглядом автора на политику Ивана Грозного.  
     19:58 27.06.2022 (1)
Я тоже считаю, что рассказ тенденциозен
================================================

Алёна, вы, как рецензент, наверняка внимательно читали рассказ. Скажите, о каких именно бесчинствах этой бригады опричников вы говорите? В чем и в каких эпизодах проявилась моя тенденциозность?

     20:07 27.06.2022 (2)
Тенденциозность в рассказе в описании того, как крестьянские бабы и даже детишки разбегались от опричников "в ужасе". А в комментариях - в выборе источников, на которые Вы ссылаетесь, когда объясняете, почему дети и бабы должны были испытывать ужас перед опричниками. 
     20:55 27.06.2022 (2)
Алёна, вот две картины - Васнецова и Добронравова. Они хорошо иллюстрируют взаимоотношения опричников и обычных людей. Взгляните если не лень.
https://regnum.ru/pictures/2213143/37.html 
http://belghm.ru/o-muzee/kollekcii-istoriya-bgkhm/kollekcii/zhivopis/dobronravov-m-n-88/


     21:10 27.06.2022 (1)
1
Мое предположение (не знаю, высказывалось ли оно еще кем-то), что Романовы были заинтересованы в очернении династии Рюриковичей. Демонизация предшественников - частое явление в историографии.
     21:13 27.06.2022 (1)
Это ладно. Бог с ними, с царями. Я спрашивал о другом: какие бесчинства и зверства опричников вы увидели в этом рассказе?

     21:18 27.06.2022
А почему Вы спрашиваете меня об этом? 
Я написала, что рассказ тенденциозен, и объяснила, почему я так считаю. Про бесчинства и зверства опричников я ничего не говорила, это Вы писали о них в комментариях.
     20:57 27.06.2022 (1)
1

Они хорошо иллюстрируют взаимоотношения опричников и обычных людей

какими их представляли Васнецов и Добронравов. 
     21:01 27.06.2022
Простите, Алёна, я не вижу смысла продолжать этот спор. Вас почему-то ничего не убеждает ))
И это при том, что вы не привели в поддержку своей точки зрения ни одного аргумента кроме личного представления о тех временах и нравах.

     20:13 27.06.2022
Алёна, вооруженные чужаки в дальних русских деревнях во все времена вызывали страх и ужас. А уж когда об опричниках шла такая молва - то тем более. Извините, но я с вами соглашусь только в том случае, если вы предоставите более убедительные аргументы. Например, задокументированные свидетельства, что их встречали хлебом-солью.

     19:57 27.06.2022 (2)
Есть моменты, которые не требует чьего-либо согласия.
Вы их выделили...
При Иване Грозном был домострой. Боярину  беспрекословно подчинялись  
жена, дети, мамки-няньки - домочадцы. И  выбежать навстречу даже незваным гостям
им было непозволительно. В первую очередь, они б оповестили боярина...
     20:09 27.06.2022 (2)

В первую очередь, они б оповестили боярина...

И только после этого отпирали бы засовы на воротах.
     20:16 27.06.2022
Да.
     20:14 27.06.2022 (1)
И только после этого отпирали бы засовы на воротах.
====================================================

Алена, я вам напомню, что в это время один из опричников был уже во дворе ))

     20:18 27.06.2022
Это не причина впускать еще и других незваных гостей. 
     20:04 27.06.2022 (2)
выбежать навстречу даже незваным гостям им было непозволительно. В первую очередь, они б оповестили боярина...
=================================================================

Вы это утверждаете с такой уверенностью, будто сами были боярином. Простите, но это звучит неубедительно.
И с чего вы взяли, что хозяина не оповестили - только потому что в рассказе об этом не упомянуто? А с чего тогда он вышел на крыльцо?
И еще: боярский двор это не только мамки-няньки-домочадцы. Это и прислуга всех мастей, и дворовые.

     20:40 27.06.2022
Есть подозрение, что вы тоже не были боярином),
однако написали рассказ о том времени, а мы прочитали
и высказываем мнение.

И еще: боярский двор это не только мамки-няньки-домочадцы. Это и прислуга всех мастей, и дворовые.

Вы написали, что домочадцы высыпали из дома на крыльцо.
Вряд ди в доме находились, к примеру, конюшие...
Я их не упоминаю.)
Домочадцы, в первую очередь, жена хозяина дома, дети и мамки-няньки.
     20:15 27.06.2022 (1)

И с чего вы взяли, что хозяина не оповестили - только потому что в рассказе об этом не упомянуто? А с чего тогда он вышел на крыльцо?

Вот именно - с чего боярин вышел на крыльцо? Не по-боярински как-то. 

Ему бы доложили и провели бы к нему гостей, если бы он согласился их принять. А не согласился бы - те бы все равно пришли к нему сами, а не выходил бы боярин им навстречу. 
     20:18 27.06.2022 (1)
Ему бы доложили и провели бы к нему гостей, если бы он согласился их принять.
============================================================

Алена, это ваше предположение. У меня тоже предположение, но оно ничуть не хуже вашего. Вы видите эпизод так, я - иначе. Но это не значит, что ваше видение точнее и правильнее ))

     20:22 27.06.2022
Поэтому и не стала я снижать оценку. Есть много исторических романов, изображенные события в которых я вижу иначе. Даже если мое видение и правильнее, это еще не причина отрицать то, что романы эти написаны так, как мне ни в жизнь не написать с моим, допустим, более правильным видением.
Гость      11:11 10.05.2022 (1)
Сильная работа. Великолепно. Блестящий разбор. У меня полный восторг.
     11:16 10.05.2022
Спасибо! 
     11:46 03.05.2022 (1)
1
Очень сильная работа! Колоссальный труд!
Великолепно!!!
     11:48 03.05.2022
Спасибо, Надежда!
     18:12 02.05.2022 (1)
Блестящий разбор. Вы очень наблюдательная. 
     18:37 02.05.2022
Спасибо!
     08:36 02.05.2022 (3)
1
Продолжу давать некоторые пояснения к замечаниям и отвечать на вопросы. Постараюсь максимально коротко ))

*В рассказе собачья голова - это голый череп. 
Это не совсем так, Алёна. В рассказе говорится все же про собачью голову, а не про череп. Просто за 300 лет она полысела до основания и превратилась в череп ))

* дворовые люди в Русском государстве (конец XV - начало XVIII веков) - это не крепостные крестьяне, которых использовали в качестве домашней прислуги, а люди, приближенные к монарху или монархине.
Смотрим словари и документы: Дворовая девка - служанка в барском доме. (Академический словарь). Еще: Дворовые люди, дворня - особый разряд крепостных крестьян, которых их господа использовали в качестве домашней прислуги.
Цитата: Так как с лошадьми было много хлопот, то Антон Прокофьевич променял их на скрипку и дворовую девку. // Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем //
Добавлю. В википедии на «дворовую девку» выпадает документ, фото газетного объявления за 1838 год – купчая на дворовую девку с ребенком. Продана за 50 р. серебром.

* почему ребятня вместо восторга перед вооруженными всадниками испытывает страх, и каких репрессий боятся бабы? Автор рисует отряд опричников так, как будто они не "государевы люди", представляющие государственную власть, не гвардия со строгой дисциплиной, а разбойники с большой дороги, и как будто они не исполняют приказы, а убивают, насилуют и грабят всех, кто попадается на пути.
Это действительно был самый настоящий и страшный террор. В конце 1569 года царь Иван Грозный организовал поход против новгородцев (подозревая заговор против себя). Повелел на пути к нему убивать всех подряд, чтобы ни один человек не смог известить новгородцев о приближении опричного войска. Первыми жертвами похода на Новгород стали Клин, Вышний Волочек и Торжок. Опричники истребили там всех горожан – не только мужчин, но и женщин, и детей. По оценкам историков погибло до 10–15 тысяч человек. Отсюда и вполне понятный страх перед «собачьим войском». Что касается барина и его челяди, то куда бежать-то?

*почему бабы находились на сельской улице в будний день?
Это март. Работы на земле еще не начались. Обращу внимание на второй приезд опричников в мае-июне – там бабы уже не упоминаются ))

*Андрей - и другие опричники показаны как не верующие в Бога и не имеющие понятия о Боге. Опричники, как и все христиане в то время, должны были бы довольно часто исповедоваться…
Как сказать… В Новгороде опричниками были разграблены главные святыни новгородской земли, в частности, собор Святой Софии - это хорошая иллюстрация к вопросу об их богобоязни.
И вот что по поводу исповеди говорят историки и религиоведы: человек в Средние века ходил на исповедь, как правило, раз в год, во время Великого поста перед Пасхой. Великий пост в описываемый период начинался в феврале-начале марта. Так что Андрей вполне мог успеть исповедоваться до всех этих трагических событий. А следующая исповедь только через год.

* В христианстве обращаться за помощью к ворожее и тем более слушаться ее - серьезный грех.
Я бы не преувеличивал влияние официальной религии на людей даже в те времена. О разрушении и разграблении опричниками Ивана Грозного православного храма Св.Софии в Великом Новгороде я уже говорил выше. А вот что говорят исторические документы о самой Дарьице Воловятинской (Докладная выпись разрядного приказа из сыскного дела ворожеи Дарицы, крестьянки с. Володятино Гавриловской слободы Суздальского уезда). Как видно, ее клиентами был не только простой люд, но и высшая аристократия – бояре, князья и даже сам царь Борис Годунов:
- И как де царь Борис Федорович был в правителех (…) загадывал: быть ли де Борису Федоровичи на царьстве? И она де ему угадала, что Борису Федоровичию быть на царстве немногое время.
- была у князя Василья Голицына (…). Жена у нево в то время была болна, и он де, князь Василей, ей, Дарьице, дал на блюдечке меду, и она де на том блюде и по ся места ворожила.
- была у столника у князя БорисаТроекурова в то время, как он был холост и лежал болен при смерти чюдь жив, зашибла ево лошедь, и она ево смотрила.
- Она ж, Дарьица, была у княгини Марины, у князь Михайловской жены Козловского, как у нее муж ее, князь Михайло, был болен, и она по нее, по Дарьицу, присылала и загадывала, будет ли муж ее жив.
- была на дворе боярина князя Бориса Олександровича Репнина у служни жены у болной, и смотрила у ней на серце…
- имали де ее ко князь Федоровой княгине Татева, как она была болна, и угадывала ей, что умереть ей вскоре.

Если вам еще не надоело, Алёна, можем продолжить. Уже не о фактах, а о художественной части - чувствах, эмоциях, реакциях и внутренних конфликтах персонажей.

     12:44 02.05.2022 (1)
1
Повелел на пути к нему убивать всех подряд, чтобы ни один человек не смог известить новгородцев о приближении опричного войска. Первыми жертвами похода на Новгород стали Клин, Вышний Волочек и Торжок. Опричники истребили там всех горожан – не только мужчин, но и женщин, и детей.
Очень неправдоподобно. Если бы опричники не истребляли всех людей по дороге к Новгороду, то они прибыли бы в Новгород намного быстрее и никто не успел бы обогнать их и предупредить новгородцев.
     13:53 02.05.2022
Очень неправдоподобно.
============================================

Алёна, я же придумываю и не высасываю из пальца )) От Москвы до Новгорода больше 500 км. Зимой это минимум 10 дней похода. Да и кто отважится ехать, чтобы предупредить? Зачем ему рисковать замерзнуть насмерть в полях? Ради чего? К тому же есть документальные подтверждения этих зверств, и я исхожу из того, что есть в источниках: 

"Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке и других встречных городах (документально подтверждается убийство 1505 человек, в основном — сидевших по темницам литовских и татарских пленников, а также выселенных из своих домов псковичей и новгородцев, застигнутых опричниками по дороге в Москву". (Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М., АСТ, 2001)
И еще:
«Великий князь пришел в Тверь и приказал грабить всё — и церкви, и монастыри; пленных убивать, равно как и тех русских людей, которые породнились и сдружились с иноземцами. Всем убитым отрубали ноги — устрашения ради; а потом трупы их спускали под лед в Волгу. То же было и в Торжке; здесь не было пощады ни одному монастырю, ни одной церкви». (Штаден Г. Записки немца-опричника. М., 2002, с. 48)

     09:12 02.05.2022 (1)
2
Для общего развития. Дворовые люди появились по указу Петра Первого в 1723 году и приравнялись к крепостным, чтобы за них налоги платили. До этого года, это холопы - фактически рабы. Но по сути дворня от холопов мало чем отличались. Хотя у вашего боярина вполне могли быть боевые холопы, которые могли дать отпор опричникам. Таким холопом , например, был Болотников.
     09:31 02.05.2022 (1)
1
Дворовые люди появились по указу Петра Первого в 1723 году и приравнялись к крепостным
==================================================================

Хорошее замечание. Спасибо, Анатолий! Однако, как я понимаю, этот указ формализовал и узаконил статус этих людей. Ведь даже крепостные имели права и могли подать жалобу на хозяина. Примеров тому немало. Но есть и другое, например, Грамота царя Бориса от 1601 года дает такое перечисление: "Большого Дворца дворовые люди всех чинов: ключники, стряпчие, сытники, подключники; конюшенного приказу приказчики, конюхи, стремянные, стряпчие; ловчего пути охотники и конные псари; сокольничья пути кречетники, сокольники, ястребники, трубники и сурначей". И это было задолго до указа Петра.
И в этом мой уважаемый рецензент Алёна Шаламина тоже была права, говоря о дворовых при царском дворе.
Ну и последний мой аргумент )): рассказ - это все же не исторический документ и не судебный протокол. В данном случае я использовал это словосочетание как общепринятое и понятное. Дворовая девка - это служанка, выполнявшая самые разные работы: от ухода за живностью до стирки боярских портков. И я не думаю, что погрешил против истины.

 
     09:49 02.05.2022 (1)
1
Однако, как я понимаю, этот указ формализовал и узаконил статус этих людей.

Указ позволял брать с дворни налоги (платил, разумеется, барин), у Петра денег на войну не хватало. Холопа хозяин мог убить, дворового человека - нет, но мог запороть на конюшне, почти до смерти, а если он у себя дома умрёт, то барин здесь не при чём. 
     10:23 02.05.2022 (1)
Холопа хозяин мог убить, дворового человека - нет
================================================

Анатолий, я не хочу очень глубоко влезать в эти юридические дебри. Замечу лишь, что выражение "дворовая девка" в данном случае не является принципиально ошибочным или не соответствующим действительности. 
И по поводу безнаказанных убийств холопов: это не совсем так. Документальные источники и свидетельства говорят о том, что было немало судебных решений в отношении хозяев, виновных в смерти своих людишек. И достаточно жестких решений.

     10:41 02.05.2022
1
Я согласен, выражение "дворовая девка" не является ошибкой. По статусу - холопка она или крепостная (при дворе) значения не имеет. Тем более, что она не основной персонаж в рассказе. 
     09:12 02.05.2022 (1)
2
Спасибо, Александр! Конечно, мне не надоело. Как раз наоборот - очень интересно!
     10:10 02.05.2022 (1)
1
Конечно, мне не надоело. Как раз наоборот - очень интересно!
==============================================


Разрешение получил, продолжу )) Теперь уже о художественной, вымышленной части.

* Ах да, ведь вооруженные люди учиняют разор! И вместо того, чтобы разбегаться и прятаться, невооруженный люд с плачем сбегается им навстречу. Не могу себе представить, чтобы так вели себя боярин и тем более его жена и дочери.
Я считаю, что это естественная реакция обычных людей. В случае опасности слабый всегда тянется за защитой к сильному, к тому, кому доверяет. В описываемом эпизоде для домочадцев сильный – это хозяин, боярин Данилов. И уж тем более для дочерей. Жена, кстати, молчит. Только очень сильно побледнела – она понимает, что за всем этим последует и какой невыносимый ужас их ждет. Ее оцепенение – это отчетливое осознание неотвратимости грядущего и неизбежного страшного конца.

* Почему "его будто преследовал какой-то рок"? Его и в самом деле преследовал рок. И Андрей не думал бы что напасть "неведомо откуда взявшаяся", он думал бы о карах Божьих. Кроме того, непонятно, почему ярость Андрея "растерянная", почему его отчаяние "тщательно скрываемое от других", почему оно саднит и царапает "где-то глубоко внутри". Ведь беды Андрея очевидны …и непонятны мотивы, заставляющие его тщательно скрывать свое отчаяние.
Об отношении к божьей каре я уже говорил в первом комментарии. О его скрываемом отчаянии и бессильной ярости: выложить свои эмоции на люди – это проявление слабости. На это он не имел права, поэтому и держал все в себе. А бессильная ярость от непонимания причин происходящего - оно вызывает ярость, но враг невидим и неизвестен. А невозможность что либо изменить вызывает ощущение бессилия.
Далее:
Вы спрашиваете, Алёна, почему Андрей не связывал свои беды со смертью карлицы?
Арест Данилова – не единственный случай в служебной биографии этого опричника. Да и смерть карлицы тоже. Таких эпизодов в его жизни скорее всего было немало - вспомним хотя бы Новгородскую резню. Поэтому он вряд ли мог связать преследующий его рок именно с этим эпизодом. И понял все только после встречи с ворожеей. Да и юродивый свою лепту внес.
Что касается отпущенных дочерей боярина Данилова, то известно, что во времена этого «опричнинного террора» молодых красивых девок не убивали и даже не подвергали истязаниям - их берегли и забирали для неофициального царского  гарема. После разговора с ворожеей в душе Андрея что-то сдвинулось. Немного, но все же. И понимая, что ждет боярских дочерей, он принимает решение не брать такой грех на душу. И в разговоре со Степаном он не сумел сдержаться, рявкнул на него, чувствуя, зная, что делает очень непростой выбор между беззаветным и беспрекословным служением царю и собственной уже немного изменившейся моралью. Это можно назвать началом покаяния, первым шагом к пониманию, что он делал что-то не то. Но он еще в этом не уверен. И еще он вовсе не уверен в том, что этот его выбор правильный. А еще хорошо понимал, что такой поступок может выйти ему боком - уж Степан-то расстарался бы, чтобы занять его место.
Как-то так ))

     13:13 02.05.2022 (1)
1
Не могу себе представить, чтобы так вели себя боярин и тем более его жена и дочери.

Я считаю, что это естественная реакция обычных людей. В случае опасности слабый всегда тянется за защитой к сильному, к тому, кому доверяет. В описываемом эпизоде для домочадцев сильный – это хозяин, боярин Данилов. И уж тем более для дочерей. Жена, кстати, молчит.

Возможно, я преувеличиваю в своем воображении роскошь боярских хором и преувеличиваю этикет боярского двора. Поэтому не могу себе представить, чтобы боярин вышел сам, сразу, на крыльцо разбираться с незваными гостями. А боярыня и боярышни - тем более. Они должны были вести себя еще более церемонно, не подобало им бегать и выбегать к кому попало и как попало.
     14:14 02.05.2022
Возможно, я преувеличиваю в своем воображении роскошь боярских хором
=============================================

Это же не Москва, это Бежецк - глубокая провинция. Боярский дом - это просто дом, пусть и большой, двухэтажный - первый этаж мужской, второй - для женщин и детей. Обычно с низкими потолками (с высокими не протопишь), маленькими окошками.
Вот описание дома князя Ивана Вельского в Коломне в конце XVI века: внутри ограды (состоявшей из обычного плетня) стояли двухэтажные хоромы, соединявшиеся сенями с повалушей. Под сенями помещалась конюшня. К этому основному комплексу строений примыкали с разных сторон многочисленные пристройки. Отдельно стояли: воротная изба, сотная изба, амбар, повалушка на подклете, поварня, хлебная изба, мыльня и ряд других хозяйственных построек. Таким образом, этот двор представлял собой значительный хозяйственный комплекс.
То есть, далеко не парижский Версаль ))

     23:40 01.05.2022 (1)
1
Алёна, огромное и искреннее спасибо за вашу рецензию! Я не со всеми замечаниями согласен, но, без сомнения, она внимательная и умная. 
Вы задаете вопросы и выражаете некоторые сомнения - это хорошо. И если вам действительно интересно, будет время и желание, то я с удовольствием порассуждаю вместе с вами и отвечу на вопросы. Как и с другими читателями. Например, об этом:

"Ставить свечку собачьей голове, да еще и с душой колдуньи в собачьей голове! Даже современному и невоцерковленному человеку легко догадаться, что это кощунство."

Ворожея велела Андрею поставить свечку не собачьей голове, а убиенной им карлице, душа которой переселилась в эту собачью голову (Если я  не сумел донести эту мысль до читателя - значит, это мой косяк. Подумаю над этим). Голова - лишь сосуд для души, своего рода крестраж. Кстати,  существует целый религиозный культ переселения душ в различные одушевленные и неодушевленные предметы.

Завтра постараюсь ответить и на другие вопросы, развеять некоторые ваши сомнения.
Еще раз спасибо!
     23:55 01.05.2022
Спасибо, Александр!
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама