Мужик в ватнике
Первый успех
Албанец на страже русского языка
Жучара патентовед
Михалыч
Полигон
Три капитана
Адъюнктура, фанта, чипсы
Вершина полёта
РоковАя потеря
Разочарование
Последний гвоздь
Сам автор отнес каждую главу повести к жанру миниатюры, а я бы отнесла их к жанру рассказа. Ведь в миниатюрах часто "практически нет действия, а существует лишь зарисовка, картинка". Миниатюры - это чаще всего "проза поэта". Они отличаются субъективностью, в них реализуется некое переживание, восприятие через призму собственных взглядов, суждений и эмоций. Как раз такая субъективность отсутствует в повести. Кроме того, каждая глава (и повесть в целом) отличается динамичностью, то есть интенсивностью действия.
Но не буду спорить о жанрах, потому что 1) литературная миниатюра - это, по определению, короткий рассказ (впрочем, с некоторыми особенностями), и 2) в настоящее время жанр миниатюры сблизился с жанрами короткого рассказа, новеллы и эссе, и их трудно разграничить. Так что соглашусь с автором: мини-повесть состоит из глав-миниатюр.
Повесть автобиографична, но о главном герое пишется в третьем лице, словно для того, чтобы усилить отстраненность. Повесть написана как бы от лица стороннего наблюдателя. Никаких внутренних переживаний, вместо этого почти бесстрастный рассказ о том, что происходит. И фамилия главного героя - Зарубин. Похожа на фамилию автора, но не совпадает с ней.
Главы повести расположены в хронологическом порядке. Действие первой главы ("Мужик в ватнике") происходит в 1983 году, предпоследней главы ("Разочарование") - в 1991 году. Последняя глава названа "Последний гвоздь". Это "последний гвоздь в гроб печальной песни про науку". Конец научной карьеры Зарубина совпадает с "гибелью Великой страны".
Многие из нас, тех, кто встретил 90-е годы уже взрослыми, говорят о своей "прошлой жизни": "В прошлой жизни я был..." или "В прошлой жизни я занимался...". Зарубин в прошлой жизни был молодым ученым, научным сотрудником одного ленинградского военного научного учреждения (назовем это учреждение условно НИИ).
Самый известный советский НИИ - научно-исследовательский институт - это НИИЧАВО из повести Стругацких "Понедельник начинается в субботу". В одной из рецензий к этой юмористической фантастической повести говорится, что она "является своеобразной советской утопией 60-х годов, художественной реализацией мечты авторов о возможности для современного талантливого человека сосредоточиться на научном творчестве".
Я читала "Понедельник начинается в субботу" очень давно и помню, что книга очень смешная. В реальной же жизни "научное творчество" выглядело так, что и младшие, и старшие научные сотрудники "пахали, как пчёлки".
"Взлет и падение" показывает "научное творчество" таким, каким оно было в действительности.
Автобиографические произведения нередко получаются громоздкими, с многими подробностями, важными для автора, но не интересными читателю. Мини-повесть Виктора Зубарева выгодно отличается от таких автобиографий - тем, что читается легко и с интересом от начала до конца.
Автор уважает читателя и не грузит нас специальной терминологией. Например, о поступлении на работу в НИИ он пишет так:
- ... Теперь перейдем к нашим баранам. Ведомость с предметами и оценками, прилагаемая к диплому, с собой имеется?
- Да. Вот она.
Александр Андреевич сосредоточенно углубился в изучение документа. При этом его больше интересовали не оценки, а предметы. Через несколько минут он снял трубку и вызвал зама.
- Николай Степанович, срочно зайди!
Вошёл невысокий, лысый подполковник, лет сорока с небольшим.
- Смотри, Степаныч. Я даже не предполагал, что в ВУЗах преподают предметы, которые нам нужны.
Многие авторы автобиографий, когда вспоминают свои студенческие годы, перечисляют предметы, которые они проходили в ВУЗе, и подробно расписывают вопросы, которые им задавали на экзаменах, и даже свои умные ответы. Когда я читаю об этом, то мне кажется, что эти авторы стараются произвести впечатление на читателя: "Вот какой я умный, вот какой я образованный, вы мне не чета, вы об этих предметах слышите впервые, а вот я... восхититесь же мной!"
А Виктор Зубарев ни предметы не называет, какие проходил в ЛЭТИ его герой Зарубин, ни оценками его не хвастается. Он вообще и не хвастается, и не прибедняется, никак не выпячивает свое "я", хотя и пишет (предположительно) о себе. Он никак не тянет внимание читателей к своей персоне. В фокусе внимания - другие люди.
Почти все главы написаны с юмором, с ненавязчивым юмором, без потуг произвести впечатление на читателя своим остроумием.
Повесть "Взлет и падение" - это и художественное произведение, и ценный документ, и увлекательное чтение.