Не выходи из дома
Не выходи из дома. Не читай.
Ни с кем не говори по телефону.
Внутри тебя есть все: и ад, и рай,
И статуя Свободы, и Сорбонна,
И море, наглотавшееся рыб,
И небо, напитавшееся птицей,
И лес, где от жары стремится гриб
Маркизой лап еловых принакрыться,
И тысяча картин - твоих картин! -
Что ты не написал и не напишешь,
Пока ты сам себя на карантин
Не сможешь посадить. Ты много дышишь,
Ты многое вобрал в себя извне -
Чужого, инородного, пустого.
Не выходи из дома. В тишине -
Лишь в ней одной - твое бесценно слово.
Закрой глаза и слушай тишину:
В ней больше звука, чем в концертном зале.
Закат. Стекает капля по окну.
Часы твои натикались и встали.
Усни - и в сон придет Чеширский кот,
На грудь положит лапу невесомо...
Мир, как соседский мальчик - подождет.
Побудь с собой. Не выходи из дома.
___________________________________
Прочитав стихотворение, я остался наедине с чувством частичного удовлетворения и ощущением того, что автор хотел сказать одно, а я понял другое.
В комментариях к стихотворению было отмечено некоторое сходство стихотворения Бутко со стихами Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку». Но, по-моему, совпадает по замыслу лишь пара «сюжетных поворотов». Интроверт Бродский страдал депрессией и был в оппозиции, по отношению к власти, обществу и т.д. Этим и объясняются его стихи. Его разочарованием в социальном устройстве общества, в навязываемой в нём роли и даже в людях по коммунальной квартире. Автор рецензируемого стихотворения, предполагаю, человек иного характера и с иными мотивациями. Так в чём же дело? К какой такой изоляции, карантину и зачем призывает её лигерой?
Не выходи из дома. Не читай.
Ни с кем не говори по телефону.
Внутри тебя есть все: и ад, и рай,
И статуя Свободы, и Сорбонна,
И море, наглотавшееся рыб,
И небо, напитавшееся птицей,
И лес, где от жары стремится гриб
Маркизой лап еловых принакрыться,
И тысяча картин - твоих картин! –
"И море, наглотавшееся рыб, и небо, напитавшееся птицей" - эффектная, сочная фраза. "Маркиза лап еловых" - замечательно.
Общение, контакт с внешним миром вводится в противоречие с миром внутренним, наполненным знаниями (ассоциация с «Сорбонной»), пониманием свободы (ассоциация со «статуей Свободы»), и картинами природы (море, рыбы, небо, птицы, лес, гриб…).
На чём базируется призыв отрешиться от контактов с реальным миром в пользу мира внутри собственного сознания?
Имеет место психологическая травма? Отрицательный жизненный опыт? Страх утратить приобретённое? Желание разграничить?
А, может, дело не в противоречии между миром внешним и внутренним, а, элементарно, в нехватке времени на то и другое, и в необходимости творческого уединения, дабы на базе мировоззрения, знаний, чувств, вкуса и эстетики сотворить своё новое?
И тысяча картин - твоих картин! –
Что ты не написал и не напишешь,
Пока ты сам себя на карантин
Не сможешь посадить.
Мысль: пока ты себя не сможешь посадить на карантин – не сможешь выразить, написать все эти прекрасные картины!
Возможно, мы разобрались в ситуации. Литгерой (автор) не интраверт желающий ухода от реальности, а человек желающий (себе или читателю) тишины и покоя ради творческого процесса. Вот Вам и разница со стихами Бродского.
Теперь разберёмся, кому предназначены советы литгероя: самому себе или читателю.
Автор слишком много знает об адресате, знает какой у него внутренний мир. Отсюда можно сделать вывод о том, что либо стихи адресованы хорошо знакомому человеку, либо себе, либо любому читателю, который обнаружит ответ на свои проблемы в этих стихах. Полагаю, что стихи писаны себе, но, разумеется, с мыслью, что могут быть полезны иному читателю. Поэт – не поэт, если в стихах не находится взаимосвязи между ним и читателем.
Ты много дышишь,
Ты многое вобрал в себя извне -
Чужого, инородного, пустого.
Не выходи из дома. В тишине -
Лишь в ней одной - твое бесценно слово.
Только что мы узнали от автора, как много ценного хранит в себе адресат (Сорбона, Свобода, птицы, рыбы, моря, леса, небеса и т.д.) и тут же: Ты многое вобрал в себя извне - чужого, инородного, пустого. Понятное дело, от "чужого" (чужДого), "пустого" следует избавляться. Однако, автор никак не прописывает иных методов освобождения, кроме «не выходи из дома», «усни»…Но как это должно помочь адресату – мне неизвестно.
Попробуем на этот счёт домыслить стихотворение. Как бы и чему ни учили нас со стороны (родители, педагоги, друзья, враги, сама жизнь…) в конечном итоге всё зависит от нас самих. Зависит то, что мы утвердим как истинное, дорогое, а что посчитаем чуждым и пустым. Поэтому, чтобы понять, прочувствовать, разобраться, отделить зерна от плевел, бывает нужны время и тихое место.
Закрой глаза и слушай тишину:
В ней больше звука, чем в концертном зале.
Закат. Стекает капля по окну.
Часы твои натикались и встали.
Усни - и в сон придет Чеширский кот,
На грудь положит лапу невесомо...
Мир, как соседский мальчик - подождет.
Побудь с собой. Не выходи из дома.
"Часы твои натикались и встали" - очень напоминает сцену смерти. Буду считать, что это часы бодрствования натикались и встали. Иначе за пределами стихотворения осталась вся проблематика, приведшая к такому финалу. Океаны с рыбами в душе при наличии пустого - ещё не повод для суицида.
Увы, авторские рассуждения не совпадают с моими раскладами.
Далее речь идет о тишине, каплях на окне, вставших часах (надеюсь, это не о смерти). Совет слушать тишину плавно перетекает в совет уснуть... А далее предрекается приход Чеширского кота. Но ведь не Чеширский же кот во сне должен за автора писать те самые 1000 картин.
Для врачевания расплывчатых, не очерченных проблем предложена панацея, а именно: «сон с Чеширским котом» без прописанного фармакологического действия в инструкции по применению.
Таким образом, мысли, которые возникли во мне как в читателе, разошлись с авторскими - и не осталось понимания.
Красивые слова, фразы, образы – это, несомненно, плюс автору. Но потеря моего читательского понимания – это минус. Либо минус мне, не сумевшему понять автора, либо автору, который не был достаточно доходчив в своём стихотворении. Поэтому моя оценка стихотворению – 8 баллов. Что, в общем, означает довольно высокую оценку произведению, но, конечно же, хотелось бы большего.
Автору удач и творческих находок!
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
(оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________
| Помогли сайту Реклама Праздники |