Рецензия «Рецензия на стихи "Мужское - Женское" от автора Аделия»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Мужское - Женское
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 407 +2
Дата:

Рецензия на стихи "Мужское - Женское" от автора Аделия

Мужское - Женское

Иду по улице - шипенье вслед:
Опять Акула вышла на охоту!
Да разве тем для обсуждений больше нет,
Как только обсуждать мою работу?

Живу в Сибири очень много лет.
Огромный дом достался по наследству.
Казалось бы - живи, не зная горя, бед...
Врагу не пожелаю наше детство.

Деревня процветала при царе,
Потом всех кулаков к ногтЮ прижали.
С победоносным залпом в славном Октябре
Все в одночасье бедняками стали.

Из года в год сходила жизнь на "нет".
В войну привычной стала "похоронка".
Пропал давным давно от той деревни след.
И редко слышен смех весёлый, звонкий.

Родительский не отпускает дом.
Шестое народилось поколенье.
От мысли с ним растаться в горле горький ком...
В гнезде родимом радость, вдохновенье.

Семья большая - дочки, сыновья...
Папаша где-то счастье добывает.
Уже который год добытчик - только я, 
Спасибо трассе - в трудный час спасает...


___________________________________


Разобрать данное стихотворение - для меня довольно сложное задание.
С технической стороны всё на месте. Ритм, рифма, смысл.
С другой стороны нет ярких метафор, словесных изысков, ударных моментов.
В наличии рифмованные рассуждения, рассказ от имени героини.
Хотя, возможно, не стоило рифмовать и написать прозой. Кстати, проза позволяет порой шире и глубже копнуть тему.

У поэтической подачи иная роль. Поэзия позволяет усилить эмоциональную сторону вопроса за счет поэтического слога, особых приёмов, отточенного смысла.
Здесь же у нас всё ровненько и печально. Всё осмысленно, но нет ярких моментов, яркого чувства

Перво-наперво меня заинтересовал род занятий героини стихов.
"Акула вышла на охоту, ...работу", "Спасибо трассе - в трудный час спасает".
Возможно, она одна из тех женщин, что сидят вдоль трасс с вёдрами яблок, банками ягод, лисичек? А шипение бабок - типичная зависть? Но смущает упоминание акулы, охоты. Появляются догадки. И тут замечаю изображение, услужливо поставленное автором в заставке, на котором женщина тормозит грузовик... Всё становится ясным. Однако, стихотворению не хватает самодостаточности, раз однозначно не понять без картинки.

В качестве эпиграфа автор даёт кое-какую информацию о ТВ-программе "Мужское-женское", поэтому события в стихотворении воспринимаются как современные. И тут же идёт увязка занятия проституцией со славным Октябрём и похоронками в войну...
Пардон муа..., но война закончилась более 75 лет тому назад, а славный Октябрь более 100.
После них столько глобальных перемен в стране!

Мне представляется неуместной отсылка к октябрям, кулакам и похоронкам. Если какому либо адвокату необходимо переложить вину с подзащитного на сторонние факторы, - самое время заговорить о похоронках ВОВ и октябрях. Статус событий резко возрастает до высоких тем, и понимаешь, что женщина не простая проститутка, а, к слову, российская Мата Хари или Александра Коллонтай, которая не просто спит с дальнобойщиками, а выполняет наказ партии и правительства.
А если не так, то по крайней мере во всех её бедах виноваты Ленин, Дзержинский и Рокосовский.

Мне очень жаль нашу героиню с детьми, которую бросил муж. Понимаю так же труднопреодолимость обстоятельств в виде привязки к дому на фоне хиреющей деревни. Но отставлять в сторону личную ответственность и перекладывать её на Карла Маркса с Будённым - некорректно.

Александр Кушнер писал:

"Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
...

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время — это испытанье.
Не завидуй никому".

Мы все строители своей судьбы. И я когда-то уехал с женой, годовалым ребёнком и парой чемоданов от гражданской войны в Грузии при полном обнищании последней. И работал физиком, и параллельно стоял в переходе рядом с проститутками, продавая блокноты, когда рядом стоял редактор журнала "Здоровье" с батарейками. И я никогда не осужу проститутку, кормящую детей.

Лично я выкарабкался. И не мне судить тех, кто не сумел. Но в том, что с нами случилось, виноват не Пушкин.

Далее. Для меня "Родительский не отпускает дом. От мысли с ним рас[С]таться в горле горький ком" - тоже не оправдание для занятия проституцией (где судьёй - не я, а сама героиня). Я то оторвался от возлюбленного дома.
Единственным якорем могу признать наличие детей и отсутствие какой-либо помощи со стороны. Весомый якорь. Вот о нём и надо было писать.

В итоге мысленно вычёркиваю из стихотворения отсылки на войну, Октябрь, любовь к дому и смотрю, что осталось:

Иду по улице - шипенье вслед:
Опять Акула вышла на охоту!
Да разве тем для обсуждений больше нет,
Как только обсуждать мою работу?

Живу в Сибири очень много лет.
Огромный дом достался по наследству.
Казалось бы - живи, не зная горя, бед...
Врагу не пожелаю наше детство.
...
Семья большая - дочки, сыновья...
Папаша где-то счастье добывает.
Уже который год добытчик - только я, 
Спасибо трассе - в трудный час спасает...

А осталось мало. Тема не раскрыта. Трагизм лишь в душах тех, кто понимает, опираясь на свой жизненный опыт. А вот в стихотворении трагизма практически нет, как и не видно стремления вырваться из обстоятельств. Не рассматриваются даже возможности иного исхода. Нет и чувства безнадёги.
Да, проститутка... Да, тяжело (а кому не тяжело?). Да, устраивает...

А если говорить о безнадёжности (заодно и о поэтичности), вот как это делает поэт (чьё имя я, увы, позабыл):

"Как парковое украшенье,
Тень романтических затей,
На гладь бетонного бассейна
Спустили пару лебедей.

Их лирой выгнутые шеи
Почти альпийской белизны,
Как две античнын камеи,
В немой воде отражены.

Неторопливы, неизменны,
Без шороха и без следа
Они, подобно клочьям пены,
Скользят, не тая никогда.

И суждено им неразлучно
Пересекать свой водоём.
Как знать? Быть может, и не скучно
То одиночество вдвоём.

И всё ж подрезаны их крылья,
Взлететь им больше не дано.
Нырять? Напрсные усилья,-
Лишь клювом стукнешься о дно.

Мечта о воле безполезна,-
Живи в истоме полусна!
И только звёзд живая бездна
Им в утешение дана".

__________________________

Что в итоге?
Казалось бы я раскритиковал стихотворение в пух и прах...
Можно было бы так высказаться о критике, скажем, Герцина в отношении неудачного стихотворения какого-либо классика. Но то, что для классика неудача, порой удача для автора Фабулы :)) Зависит к кому с какой меркой подходить.

Автор представил читателю на суд не самые приглядные картины сельской жизни. Описал их достаточно лапидарно (слегка отвлёкшись на не принятые мной аргументы) и технически грамотно. Поэтому оценка будет не высокой, не низкой. Скажем, 6-7 баллов. А поскольку мне автор с его жизненной позицией симпатичен, то полагаю 7 баллов будет в самый раз.

Советы автору:
Не рифмовать буквальным образом прозу (или статейный материал). Но при написании стихотворения добавить поэтичности произведению: ярких слов, метафор, порождающих яркие чувства. Добавить сочности повествованию и силы финалу.
Стараться, чтобы стихи были самодостаточными и исчерпывающими.

Здоровья и творческих удач!

__________________________________________________________________________


Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________

Оценка произведения: 7

Реклама
Обсуждение
     00:39 27.06.2021 (1)
Автор стихотворения про лебедей Азат-Тот. 
Странное имечко. А стихи пишет ну очень разные. От хороших, до ужасных...
ПыСы: доброту рецензента впору сравнивать с омофором Пресвятой Девы...
     01:56 27.06.2021 (1)
Это я уже видел.
Азат-Тот - плагиатор, судя по всему. Этим и объясняется тот факт, что у него разного качества стихи. Например, то хорошее украдёт, то плохое. Или по-другому: то украдёт у кого-нибудь хорошее; то напишет сам плохое.

Дело в том, что стихи про лебедей были у меня в домашней библиотеке в книге, купленной ещё моим отцом в советское время. И, кажется, там был автор с русской фамилией... То ли на "С", то ли на "А"... Не помню. Книга потерялась.
Советские времена прошли. Интернета ещё не было. А автор, скорее всего, давно умер. И некому было заносить стихи, скажем, на Стихи.ру. А тут этот Азат-Тот подсуетился, проверил по Яндексу, что в интернете этих стихов нет - вот их и присвоил. Остаётся маленький шанс, что это реальный автор скрывается под ником Азат-тот, но это вряд ли. Я когда читал его другие стихи - они были неплохи.
     02:15 27.06.2021 (1)
Да, это ужасное бедствие - воровство чужих стихов. У меня тоже воруют. Я борюсь, пишу им, меня посылают...=) Один написал в ответ - "после того как автор публикует свои стихи, они становятся всеобщим достоянием, автор теряет права". Во как.
Одна дамочка на Стихирке стырила у меня больше двадцати стихов. Слабое утешение - я оказалась в хорошей компании - там было украденное ещё и у поэтов-классиков. 
Но самое противное даже не это. Она примерно половину стихов "исправила" по своему графоманскому вкусу. 
Хорошо, что она мне не встретилась,  убила бы... Да и не она одна так делает. Воруют и уродуют.
 Принимают поздравления и восхищения.  Какой-то паренёк, когда его похвалили за моё стихотворение, ответил - "это из раннего, я так уже давно не пишу"... Вот гад.))
     10:44 27.06.2021 (1)
Мой совет: выкладывать свежие стихи хотя бы на паре литературных интернет-ресурсов. Тогда, если один вдруг когда-нибудь загнётся, другой сохранит хотя бы изначальную дату написания, которая важна в деле определения авторства. И ещё можно послать самой себе письмо со стихотворением, скажем, на Мейл.ру. Это тоже может послужить доказательством.
     16:27 27.06.2021 (1)
На Стихире есть некоторые приятный ништяки - например, к каждому публикуемому тексту прилагается свидетельство об авторском праве с номером, датой и первоначальным вариантом публикации.  Хотя, плагиаторы народ наглый и незакомплексованный, они просто игнорируют все доводы автора, включая сканы свидетельств об авторском праве. Увы.
     16:42 27.06.2021 (1)
Вообще-то я не очень понимаю эти свидетельства. Если бы ещё Стихи.ру перед выдачей свидетельства проверяла реальное авторство, тогда бы это свидетельство было значимым, играло роль. А тут у Вас же плагиатор сопрёт стихи, опубликует их на Стихи.ру от своего имени и получит такое же свидетельство.
     16:50 27.06.2021 (1)
Там будет разница в датах. Я у одной предприимчивой "авторши" нашла вагон и тележку своих стихов и доказывала авторство как раз по дате первой публикации
     17:24 27.06.2021 (1)
Разницу в датах я понимаю хорошо. Именно она первична. Но я не понимаю смысла этих стихирских свидетельств.
Даты публикации есть и на Фабуле и прочих сайтах, и, несмотря на то, что Фабула не прописывает никаких свидетельств, всё равно можно доказать первичность стихов на Фабуле (без свидетельства) по отношению к таким же, напечатанным на Стихи.ру (со свидетельством), если у стихов на Фабуле стоит более ранняя дата.
Посему Свидетельство - это пшик.
     17:27 27.06.2021
Да всё пшик в этом странном мире.....как оказалось...=)
     10:56 27.06.2021 (1)
Хорошая, интересная рецензия.
А оценка по сути этой  же рецензии завышена.
     11:46 27.06.2021
Ну, это уже зависит от строгости читателя.
В конце концов, важна сама рецензия, а не оценка. Смысл сделанных замечаний не изменится даже если я 10-ку поставлю.
Реклама