Мужское - Женское
Иду по улице - шипенье вслед:
Опять Акула вышла на охоту!
Да разве тем для обсуждений больше нет,
Как только обсуждать мою работу?
Живу в Сибири очень много лет.
Огромный дом достался по наследству.
Казалось бы - живи, не зная горя, бед...
Врагу не пожелаю наше детство.
Деревня процветала при царе,
Потом всех кулаков к ногтЮ прижали.
С победоносным залпом в славном Октябре
Все в одночасье бедняками стали.
Из года в год сходила жизнь на "нет".
В войну привычной стала "похоронка".
Пропал давным давно от той деревни след.
И редко слышен смех весёлый, звонкий.
Родительский не отпускает дом.
Шестое народилось поколенье.
От мысли с ним растаться в горле горький ком...
В гнезде родимом радость, вдохновенье.
Семья большая - дочки, сыновья...
Папаша где-то счастье добывает.
Уже который год добытчик - только я,
Спасибо трассе - в трудный час спасает...
___________________________________
Разобрать данное стихотворение - для меня довольно сложное задание.
С технической стороны всё на месте. Ритм, рифма, смысл.
С другой стороны нет ярких метафор, словесных изысков, ударных моментов.
В наличии рифмованные рассуждения, рассказ от имени героини.
Хотя, возможно, не стоило рифмовать и написать прозой. Кстати, проза позволяет порой шире и глубже копнуть тему.
У поэтической подачи иная роль. Поэзия позволяет усилить эмоциональную сторону вопроса за счет поэтического слога, особых приёмов, отточенного смысла.
Здесь же у нас всё ровненько и печально. Всё осмысленно, но нет ярких моментов, яркого чувства
Перво-наперво меня заинтересовал род занятий героини стихов.
"Акула вышла на охоту, ...работу", "Спасибо трассе - в трудный час спасает".
Возможно, она одна из тех женщин, что сидят вдоль трасс с вёдрами яблок, банками ягод, лисичек? А шипение бабок - типичная зависть? Но смущает упоминание акулы, охоты. Появляются догадки. И тут замечаю изображение, услужливо поставленное автором в заставке, на котором женщина тормозит грузовик... Всё становится ясным. Однако, стихотворению не хватает самодостаточности, раз однозначно не понять без картинки.
В качестве эпиграфа автор даёт кое-какую информацию о ТВ-программе "Мужское-женское", поэтому события в стихотворении воспринимаются как современные. И тут же идёт увязка занятия проституцией со славным Октябрём и похоронками в войну...
Пардон муа..., но война закончилась более 75 лет тому назад, а славный Октябрь более 100.
После них столько глобальных перемен в стране!
Мне представляется неуместной отсылка к октябрям, кулакам и похоронкам. Если какому либо адвокату необходимо переложить вину с подзащитного на сторонние факторы, - самое время заговорить о похоронках ВОВ и октябрях. Статус событий резко возрастает до высоких тем, и понимаешь, что женщина не простая проститутка, а, к слову, российская Мата Хари или Александра Коллонтай, которая не просто спит с дальнобойщиками, а выполняет наказ партии и правительства.
А если не так, то по крайней мере во всех её бедах виноваты Ленин, Дзержинский и Рокосовский.
Мне очень жаль нашу героиню с детьми, которую бросил муж. Понимаю так же труднопреодолимость обстоятельств в виде привязки к дому на фоне хиреющей деревни. Но отставлять в сторону личную ответственность и перекладывать её на Карла Маркса с Будённым - некорректно.
Александр Кушнер писал:
"Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
...
Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время — это испытанье.
Не завидуй никому".
Мы все строители своей судьбы. И я когда-то уехал с женой, годовалым ребёнком и парой чемоданов от гражданской войны в Грузии при полном обнищании последней. И работал физиком, и параллельно стоял в переходе рядом с проститутками, продавая блокноты, когда рядом стоял редактор журнала "Здоровье" с батарейками. И я никогда не осужу проститутку, кормящую детей.
Лично я выкарабкался. И не мне судить тех, кто не сумел. Но в том, что с нами случилось, виноват не Пушкин.
Далее. Для меня "Родительский не отпускает дом. От мысли с ним рас[С]таться в горле горький ком" - тоже не оправдание для занятия проституцией (где судьёй - не я, а сама героиня). Я то оторвался от возлюбленного дома.
Единственным якорем могу признать наличие детей и отсутствие какой-либо помощи со стороны. Весомый якорь. Вот о нём и надо было писать.
В итоге мысленно вычёркиваю из стихотворения отсылки на войну, Октябрь, любовь к дому и смотрю, что осталось:
Иду по улице - шипенье вслед:
Опять Акула вышла на охоту!
Да разве тем для обсуждений больше нет,
Как только обсуждать мою работу?
Живу в Сибири очень много лет.
Огромный дом достался по наследству.
Казалось бы - живи, не зная горя, бед...
Врагу не пожелаю наше детство.
...
Семья большая - дочки, сыновья...
Папаша где-то счастье добывает.
Уже который год добытчик - только я,
Спасибо трассе - в трудный час спасает...
А осталось мало. Тема не раскрыта. Трагизм лишь в душах тех, кто понимает, опираясь на свой жизненный опыт. А вот в стихотворении трагизма практически нет, как и не видно стремления вырваться из обстоятельств. Не рассматриваются даже возможности иного исхода. Нет и чувства безнадёги.
Да, проститутка... Да, тяжело (а кому не тяжело?). Да, устраивает...
А если говорить о безнадёжности (заодно и о поэтичности), вот как это делает поэт (чьё имя я, увы, позабыл):
"Как парковое украшенье,
Тень романтических затей,
На гладь бетонного бассейна
Спустили пару лебедей.
Их лирой выгнутые шеи
Почти альпийской белизны,
Как две античнын камеи,
В немой воде отражены.
Неторопливы, неизменны,
Без шороха и без следа
Они, подобно клочьям пены,
Скользят, не тая никогда.
И суждено им неразлучно
Пересекать свой водоём.
Как знать? Быть может, и не скучно
То одиночество вдвоём.
И всё ж подрезаны их крылья,
Взлететь им больше не дано.
Нырять? Напрсные усилья,-
Лишь клювом стукнешься о дно.
Мечта о воле безполезна,-
Живи в истоме полусна!
И только звёзд живая бездна
Им в утешение дана".
__________________________
Что в итоге?
Казалось бы я раскритиковал стихотворение в пух и прах...
Можно было бы так высказаться о критике, скажем, Герцина в отношении неудачного стихотворения какого-либо классика. Но то, что для классика неудача, порой удача для автора Фабулы :)) Зависит к кому с какой меркой подходить.
Автор представил читателю на суд не самые приглядные картины сельской жизни. Описал их достаточно лапидарно (слегка отвлёкшись на не принятые мной аргументы) и технически грамотно. Поэтому оценка будет не высокой, не низкой. Скажем, 6-7 баллов. А поскольку мне автор с его жизненной позицией симпатичен, то полагаю 7 баллов будет в самый раз.
Советы автору:
Не рифмовать буквальным образом прозу (или статейный материал). Но при написании стихотворения добавить поэтичности произведению: ярких слов, метафор, порождающих яркие чувства. Добавить сочности повествованию и силы финалу.
Стараться, чтобы стихи были самодостаточными и исчерпывающими.
Здоровья и творческих удач!
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Странное имечко. А стихи пишет ну очень разные. От хороших, до ужасных...
ПыСы: доброту рецензента впору сравнивать с омофором Пресвятой Девы...