Стихотворение «Играл в кафе случайном пианист» написано в свободном жанре и автор в предисловии предупреждает нас, что он сделал это в порыве вдохновения буквально за 5 минут. Времени автор затратил явно меньше, чем я на написание этой рецензии.
Стихотворение небольшое, всего две строфы. За что я очень благодарна автору.
Играл в кафе случайном пианист,
А я его, забыв про кофе, слушал, (ай-яй-е?)
И мысленно укладывал на лист,
Созвучие внезапное двум душам.
Как видим, первая строка начинается с инверсии? Вместо того, чтобы написать: «Пианист играл в кафе, куда я случайно зашёл», автор пишет: «Играл в кафе случайном пианист». Какая в этом была необходимость, к чему было подстраиваться в первой строке? К ритму музыки? Так можно было поискать более звучные варианты. Разве нет? В обыденной жизни мы же так не говорим. И вообще начинать стихотворение с инверсии не комильфо!
Второй момент. Двусмысленность (амфиболия). Случайным кафе было для пианиста или для автора? Неточно записанная первая строка не позволяет однозначно ответить, что именно автор зашел в случайное (читаем: первое попавшееся на пути) кафе. Пианист-то может играть не в каждом кафе. Для этого громоздкий и тяжелый инструмент нужен.
Инверсия и опять же амфиболия в четвертой строке тоже не позволила мне чётко понять мысль о внезапном созвучии. Музыкант, скорее всего, был увлечен игрой, и не знал, что музыка созвучна мыслям автора. Поэтому внезапным это созвучие, как мне думается, было только для автора.
Мы словно служим прежним временам,
Не слышимыми души стали в этих,-
Не прибавляются к великим имена.
Нужды нет в музыканте и поэте.
Вторая строфа резюмирующая. Итак, некий человек, зашедший в случайное на его пути кафе, вдохновляется игрой музыканта, что-то поспешно записывает, а потом из этого делает вывод, что вот это созвучие и есть параллель со службой прежним временам, когда такие взаимопроникновения душ понимались и принимались предшественниками, а имена музыкантов, умеющих так играть, и пиитов, умеющих так слушать, вписывались в историю.
И потом сожалеет, что в современной жизни не так:
Не слышимыми души стали в этих, - (откуда такая уверенность? еще не вечер...)
Не прибавляются к великим имена.
Нужды нет в музыканте и поэте
Еще одна инверсия в финале и рецензент морщит лоб: что бы такое написать, чтоб автор не обиделся, а поглядел на свое произведение глазами читателя.
Подводим итоги:
1. Соответствие теме и жанру (2 балл).
2. Художественность текста (0 баллов).
3. Гармония формы и содержания (в т.ч. техника стихосложения) (1 балл).
4. Воздействие на чувства и воображение читателя (0 баллов).
5. Авторская индивидуальность (0 баллов)
Удач в творчестве! Чувство ритма есть, рифмовать умеете, остальное придет с опытом! А пока... К сожалению.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Не одностишия, а именно строки.
Но... дальше он не знает, что с этими строками делать.
И получается сумбур вместо музыки.
Первая строка не содержит амфиболию.
Она содержит неопределённость, а это не совсем то же, что амфиболия.
На самом деле совершенно не важно, для кого кафе случайное - для посетителя, для пианиста, или даже для кофе.
Само это сочетание "случайное кафе" в контексте фразы - удачно. Пусть оно и не столь ново. Как известно, кафе в качестве места действия выбирается авторами если не часто, то отнюдь не редко. И прилагательное случайный - этот эпитет тоже нередок. Да и сочетание случайное кафе вполне распространено.
Но, повторюсь, за строкой Играл в кафе случайном пианист можно развить многое. Поэтому она удачна.
Однако, после этой строки (вернее, после двух строк) на автора нападает косноязычие. Не высокое, а обычное. Укладывание созвучий - дело малопонятное. Хотя нечто из предполагаемой сферы занятий доступно композитору (например), но он созвучия обычно на лист не укладывает, а просто записывает. А вот как поэт укладывает созвучия, причём, не просто, а - созвучия душам - это уже представить труднее.
А вообще, из этих двух строк можно было бы сделать что-нибудь интересное...
Играл в кафе случайном пианист,
А я его, забыв про кофе, слушал.
Ах, пианист! Ты на руку нечист:
зачем бемолью разоряешь душу?
Зачем...
Прости дурацкий мой вопрос,
Играй ещё, покуда стынет кофе.
Кой чёрт сюда нас в этот час занёс...
Прости за то, что я в стрельбе - не профи.