Центральной и самой запоминающейся частью рассказа Татьяны Лаин является чудовищный ужин с убийством и поеданием плоти животных. Шокирующие подробности застолья, к которому мы ещё вернёмся, не дают думать ни о чём другом. Читатели испытывают смешанные чувства - отвращения, сопереживания, да и вообще, ужас от того, что подобное происходит в наше время. На второй план уходит история любви и разочарования главной героини рассказа – Леночки, но именно на это я хочу обратить ваше внимание.
«Леночке повезло. Сказочно повезло» Автор вводит нас в историю знакомства молодой и неопытной девушки скромного достатка с очень богатым молодым человеком. Он на дорогом автомобиле просто не заметил ни пешеходного перехода, ни невзрачной барышни переходившей улицу. Реакция молодого человека на случившееся была мгновенной, он на наших глазах превращается в спасителя и благодетеля: лечит, ухаживает, преображает внешне человека, которого едва не искалечил. Наша героиня счастлива и довольна. Она и мечтать не могла о дорогой одежде, о стилистах и собственном автомобиле. И нам вспоминается народная мудрость: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». И сама Леночка, и её подруги одобрительно относятся к тому, что всю жизнь считалось постыдным – быть содержанкой богатого мужчины. Но у Леночки есть оправдание – она любит его и не замечает, что молодой человек, таким образом, откупается от судебного преследования, связанного с ДТП. Мало ли у него было подобных случаев. «Лена же витала в облаках. Она взахлеб рассказывала подругам, какой он прекрасный и замечательный- ее Виталик». Развязка наступает скоро, во время злополучного ужина, когда Лена увидела, наконец, его истинное лицо
Все люди рождаются неравными и экономически, и социально. Они душевно неравны и духовно неравны тоже.
Душевное неравенство - это очень сложная проблема. Не все знают, в чем она обычно скрыта, поэтому на этот вопрос следует ответить отдельно. Душевное неравенство - это неравенство в целях и даже мечтах людей. Есть люди более приземленные. Они хотят комфортно жить у себя дома, иметь хорошую работу, которая дает возможность развиваться, иметь несколько увлечений и время для отдыха. Все, больше им ничего не нужно. Это Лена. Другие же люди стремятся к приключениям. Как бы интересно и весело не проходила их жизнь, им все мало. Они хотят пробовать и испытывать все новое. От них часто можно услышать, что жизнь одна, и во время него им нужно попробовать все, даже если эти действия наносят им вред. Они и сами не знают, чего они могут захотеть завтра, а потому такие люди являются очень непредсказуемыми. Это Виталий.
Но это лишь часть проблемы. Другая - касается духовно-нравственного развития героев рассказа. У Виталия нет предрассудков на этот счёт – можно всё, что позволяет кошелёк». Автор не говорит нам из какой семьи Виталий и были ли у него условия для духовного развития. Читатели получают готовый тип современника: яркого, успешного циничного. Он рассматривает всё происходящее вокруг него с точки зрения полезности, касается ли это людей, или животных. Он перешагнёт и пойдёт дальше, если ему больше неинтересно. Другое дело Лена – добрая девочка (наверно, она таскала домой брошенных котят и щенков) была любящей и любимой дочкой и внучкой, и свои представления о мире переносила на всех людей. Ей казалось, что если искренне любишь, то мир тебе ответит тем же. Не случилось. И , если бы не было эпизода с обезьянками, счастье было бы прервано чем-то другим.
Я долго думала, почему автор использовал историю ужина, можно было найти нечто более безобидное?» На мой взгляд, причина состоит в том, что другое не так заметно, мы не замечаем признаков бездуховности среди окружающих нас людей, думая только о недостатках воспитания. Проблема глубока. Известно много примеров, когда успешные и богатые люди жертвуют средства на поддержку вымирающих видов животных. Кто-то не ест мясо, не носит меховую одежду. Другие считают эти появления чудачествами. Человечество с момента возникновения поедало животных, а обезьяны тоже животные. Если бы Дарвин не связал наше происхождение с человекообразными, то и разговора бы не было. Какая разница – молочный поросёнок на блюде, или обезьянка в прорези стола?
То, что происходило во время ужина, не обычный приём пищи, и не ритуальное убийство, связанное с поеданием плоти врага.. Это убийство ради развлечения и моды. Именно это становится определяющим в поведении участников ужина – элитарное времяпрепровождение. Они сами устанавливают себе правила поведения и традиции, несовместимые с общечеловеческими ценностями.
Когда мы видим люмпена на улице, хочется обойти и не смотреть, на людей, утративший человеческий облик. Представим себе, что подобное уродство внутри хорошо одетого и приятно пахнущего пожирателя мозга обезьян.
Снаружи ничего не видно. К сожалению, во многих людях происходит подмена ценностных ориентиров. Они живут в иллюзорном мире, представляя себя избранными, но иногда он отрывается нам всей своей ущербностью, как в случае с героиней рассказа (она надеется, что он может всё объяснить) «…что тут скажешь?» Именно поэтому автор рассказа и заставил нас ужаснуться
.
Особенно мне понравились слова о душевном неравенстве.
А ведь люди живут и совсем об этом не думают...