Рецензия «Рецензия на стихотворение А.Русанова "Открыта дверь"»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 18
Читатели: 522 +1
Дата:

Рецензия на стихотворение А.Русанова "Открыта дверь"

 Трудно критиковать стихи, автор которых широко известен на сайте, к тому же весьма отзывчив к чужим проблемам. 
Он разрешил мне самой выбрать что-то из его стихов. Я решила начать  с последнего стихотворения, опубликованного  на его литературной странице. Стихотворение называется «Открыта дверь». 

1. Соответствие теме и жанру 
Название короткое – это хорошо. Интересно,  с какой целью эта дверь открыта,  чтоб войти в неё, или чтоб выйти и навсегда пропасть, смешавшись с толпой? Вопрос остается открытым. Ну что ж, хоть небольшая, да интрига... 

Читаем стихи и видим, что автор открывает дверь в свой дом. Предположим, что под домом автор в переносном смысле подразумевает страну. Жанр-то определен как гражданская лирика!!!  Но нет, речь идет про обычный дом. Тогда может быть проводится параллель между домом и душой? И дверь открыта в душу? Попробуем разобраться! 

Раскрывая тему, автор перебирает возможные варианты, какие люди могут войти в дверь и с какими целями. Становится ясным. что от этого, в конечном счете, будет зависеть и отношение к ним хозяина дома.  Мы видим бесхитростно выстроенную линию незамысловатого, но довольно  растянутого сюжета. И все же за соответствие содержания теме автор получает  1,5 балла. 

2. Техника стихосложения 
   Придётся немного потерпеть, потому что говорить мало не получается.

Первая строфа:

Открыта дверь, входи, мой друг! (8)
Ведь ты пришёл меня проведать?(9)
Или со мною пообедать, (9)
И разделить со мной досуг?
 (8)

Рифмовка   кольцевая – abba, одна из самых красивых. Первыми строчками задан ритм и стихотворный размер.Здесь это 4-х стопный ямб с мужской и женской клаузулой, соответственно кольцевой рифмовке.  Поэтому в третьей строке в слове  «или»  наблюдается перенос ударения на второй слог – читается «или».

Пара глагольных рифм «проведать-пообедать»  - портит впечатление. Но если она единственная, то это только полбеды.
 
Вторая строфа: 
 
Или случилось что плохое(9)
И ты пришёл просить совета?(9)
Иль из-за гнусного навета(9)
Не знаешь ты сейчас покоя?(9)

Опять перенос ударения в этом же слове «или». 
А теперь рассмотрим ритмический рисунок. В первой строфе первая строка оканчивается мужской рифмой, а здесь, во второй строфе – переходит на женскую ("плохое –покоя"); слоги в разных строфах – разные. В первой : (8998);  во второй  (9999). Если бы такое чередование ритма по строфам наблюдалось и далее, то вполне можно было бы с этим согласиться. Но пойдем дальше и проследим за тем, как вольно он меняется.
 
 Третья строфа:
 
Входи скорей, не стой столбом (8),
Снимай ботинки, куртку, шапку.(9)
Сейчас найду тебе я тапки –(9)
Друзьям всегда открыт мой дом.(8)

По смыслу все хорошо! Но ритмический рисунок опять изменился, он такой же, как в первой строфе.
 
Четвертая строфа:
 
Но стой! Куда ты так вломился?(9)
Хоть вытри обувь у двери,(8)
Подошвы тщательно протри –(8)
Не гадят там, куда стремился.(9)

 
Видите, как прыгает ритм? Кроме того, опять: «вломился-стремился». Даже обидно.  На мой взгляд, несколько неудачно написана четвертая строка. Просится аллюзия:
"...я не люблю, когда мне лезут в душу, 
особенно, когда в неё плюют!" 
/В.Высоцкий/
 
Пятая строфа:

Тебе плевать на всё и всех?(8)
Пришёл ты просто след оставить?(9)
Не буду я тогда лукавить:(9)
Ты вызываешь только смех.(8)

Ну и ритм скачет, и  опять глагольные  рифмы. 
 
Шестая строфа:
 
Я уберусь, когда уйдёшь,(8)
Но больше двери не открою.(9)
Не интересно мне с тобою,(9)
Хоть сомневаюсь, что поймёшь.(8)


Как видим, автору не удалось выдержать ритм  и провести его по всему стихотворению. Если бы он хоть чередовался через строфу, но и этого нет, к сожалению. Что касается рифм, на протяжении всего стихотворения они есть, но особой оригинальностью не отличаются.

Задумаемся также над смысловой неточностью слова «уберусь»… Очень  двусмысленно.  То ли уберусь в понимании – уйду, то ли уберусь в понимании  - приберусь, сделаю уборку.
 
Седьмая строфа:
 
Друзья не врут исподтишка, (8)
Не бьют под дых из состраданья.(9)
Не поливают в назиданье(9)
Из сквернословия горшка.(8)

Ну, вот и интересный  художественный образ появился – «горшок сквернословия», хорошо бы еще и избавиться от инверсии. Обращаю внимание автора на труднопроизносимые смычки согласных, они выделены жирным шрифтом в тексте строфы.


Восьмая строфа, заключительная:
 
Открыта дверь, входи мой друг!(8)
Давай с тобою поболтаем.(9)
И никогда мы не узнаем,(9)
Чей  в дверь был нынче грубый стук.(8)


Опять пресловутые глагольные рифмы и еще одна инверсия – переставлен порядок  слов в заключительной строке. Ну и ритм такой же, как был задан в первой строфе. Таким его бы и держать до конца, поправить-то нужно меньше строф, чем изменить ритмический рисунок по схеме второй строфы.

Финал у меня ИМХО вызывает недоумение:  «Ну, вот и приплыли!» - только неведомо куда. Стоило ли писать эти стихи, если все свелось к тому, что болтая с другом, не услышишь  грубого стука в дверь?

А если финал кардинально переделать? Включить такой важный в поэзии проводник, как воображение? И тогда все стихотворение будет соответствовать жанру гражданской лирики. Стоит провести параллель между приемом в открытые двери собственного дома и  в двери родной страны, где все примерно так же и строится. А финальную строчку сделать сильной и яркой, чтоб патриотизм из нее выпирал! Было бы  здорово!

Сожалею, но всего 1 балл за техничность – виной тому невыдержанный по всему стихотворению ритмический рисунок и глагольные  рифмы.

3. Художественные образы 

За исключением «горшка сквернословия» - увы и ах! 
1 балл.


       4. Поэзия 
Нет, пока нет, к сожалению.
0 баллов.

5. Фонетика. 
В целом, грубых нарушений звукописи нет. Недочеты по нестыковке согласных были указаны выше. Снимем 0,5 балла. 
Всего 1,5 балла.

Итого за всю работу получилось  - 5 баллов!
 
Совет автору – доработать стихи, сократив и написав более яркий финал, с выделением своей гражданской позиции. И посвятить стихи своей Родине,  написав о её судьбе, горестях и радостях.

Оценка произведения: 5

Реклама
Обсуждение
     22:38 11.11.2016 (1)
Я - человек грубый и прямой. Это не поэзия, а рифмованный свод правил "как должен вести себя гость". Советую автору приколотить их на дверь снаружи и дополнить прейскурантом штрафов (за неснятую уличную обувь, за недостаточную искренность и т.д.)
Отдельно развесить наставления для гостей: не курить! Не сорить! на пол не плевать! По углам не гадить! 
Уважай труд хозяина, а то, мля, убью на хер! 

Лилия, мои соболезнования по поводу необходимости читать такой кошмар
     22:45 11.11.2016
     10:46 11.11.2016 (1)
Профессиональный разбор. И доброжелательный.  Многим стихотворцам нужно понимать разницу между текстом , написанным в столбик, и поэзией.
Увы.
     13:13 11.11.2016 (2)
Спасибо! Жаль не все так серьёзно воспринимают то, что я тут пишу.
     22:43 11.11.2016
Палач в коем-то веке прав. Извините, Лилия, удаляю весь свой мусор.
     14:33 11.11.2016
90 процентов выложенного на сайте имеют такое же отношение к литературе, как частушки к опере. Мои нетленки в том числе, это для справки. Отличие авторов только в их отношении к своим шедеврам.
 Насколько я поняла г-н Русанов   дал вам волю самой выбрать стихотворение для рецензии. Это говорит, что автор убежден в  равной ценности  плодов его творчества. И, наверняка был уверен, что вы, в  полном восхищении, может быть найдете мелкий грешок, а может и нет?
Почему я так думаю? Потому, что, уж Бог с ними с  глагольными рифмами,   поэтическими изысками,  хотя бы слоги можно самому посчитать?  Но для этого нужно знать, что они считаются и стараться соблюсти хотя бы подобие размера.
 Мое мнение таково:  это здорово, что есть  такие сайты по интересам. Это здорово, что люди пишут, пусть криво-косо, но лучше дряные стихи, чем качественный алкоголизм.
  Зато в чем мы схожи с настоящими литераторами - так это склоками, интригами, завистью! Тут нас не различишь!
 А Вы умница! Есть  профессиональное образование?
     14:11 10.11.2016 (1)
-1
Спасибо, Лилия. В принципе с разбором полностью согласен. Единственное - вы не смогли пойти по правильному пути, не имея всей информации, как новичок на сайте:
Читаем стихи и видим, что автор открывает дверь в свой дом.     Предположим, что под домом автор в переносном смысле подразумевает страну.     Жанр-то определен как гражданская лирика!!!  Но     нет, речь идет про обычный дом. Тогда может быть проводится параллель между     домом и душой и дверь открыта в душу? Попробуем разобраться!
Нет, речь идёт о моей страничке на сайте. В этих, чуточку рифмованных строчках, иносказательное послание конкретному человеку, бывшему другу.  
     14:29 10.11.2016 (1)
2
Александр, спасибо, что не ругаетесь:) Так посвящения нет, а уж кому мы и что пишем, знает только один Бог и мы.
     14:32 10.11.2016
-1
Посвящения умышленно нет. Слишком много грязи оставил человек, чтобы его ещё и рекламировать посвящением. ))))))) А ругаться ... За что и зачем? Меня раздражает лесть и неискренность, а правда всегда радует.  
Реклама