Трудно критиковать стихи, автор которых широко известен на сайте, к тому же весьма отзывчив к чужим проблемам.
Он разрешил мне самой выбрать что-то из его стихов. Я решила начать с последнего стихотворения, опубликованного на его литературной странице. Стихотворение называется «Открыта дверь».
1. Соответствие теме и жанру
Название короткое – это хорошо. Интересно, с какой целью эта дверь открыта, чтоб войти в неё, или чтоб выйти и навсегда пропасть, смешавшись с толпой? Вопрос остается открытым. Ну что ж, хоть небольшая, да интрига...
Читаем стихи и видим, что автор открывает дверь в свой дом. Предположим, что под домом автор в переносном смысле подразумевает страну. Жанр-то определен как гражданская лирика!!! Но нет, речь идет про обычный дом. Тогда может быть проводится параллель между домом и душой? И дверь открыта в душу? Попробуем разобраться!
Раскрывая тему, автор перебирает возможные варианты, какие люди могут войти в дверь и с какими целями. Становится ясным. что от этого, в конечном счете, будет зависеть и отношение к ним хозяина дома. Мы видим бесхитростно выстроенную линию незамысловатого, но довольно растянутого сюжета. И все же за соответствие содержания теме автор получает 1,5 балла.
2. Техника стихосложения
Придётся немного потерпеть, потому что говорить мало не получается.
Первая строфа:
Открыта дверь, входи, мой друг! (8)
Ведь ты пришёл меня проведать?(9)
Или со мною пообедать, (9)
И разделить со мной досуг? (8)
Рифмовка кольцевая – abba, одна из самых красивых. Первыми строчками задан ритм и стихотворный размер.Здесь это 4-х стопный ямб с мужской и женской клаузулой, соответственно кольцевой рифмовке. Поэтому в третьей строке в слове «или» наблюдается перенос ударения на второй слог – читается «или».
Пара глагольных рифм «проведать-пообедать» - портит впечатление. Но если она единственная, то это только полбеды.
Вторая строфа:
Или случилось что плохое(9)
И ты пришёл просить совета?(9)
Иль из-за гнусного навета(9)
Не знаешь ты сейчас покоя?(9)
Опять перенос ударения в этом же слове «или».
А теперь рассмотрим ритмический рисунок. В первой строфе первая строка оканчивается мужской рифмой, а здесь, во второй строфе – переходит на женскую ("плохое –покоя"); слоги в разных строфах – разные. В первой : (8998); во второй (9999). Если бы такое чередование ритма по строфам наблюдалось и далее, то вполне можно было бы с этим согласиться. Но пойдем дальше и проследим за тем, как вольно он меняется.
Третья строфа:
Входи скорей, не стой столбом (8),
Снимай ботинки, куртку, шапку.(9)
Сейчас найду тебе я тапки –(9)
Друзьям всегда открыт мой дом.(8)
По смыслу все хорошо! Но ритмический рисунок опять изменился, он такой же, как в первой строфе.
Четвертая строфа:
Но стой! Куда ты так вломился?(9)
Хоть вытри обувь у двери,(8)
Подошвы тщательно протри –(8)
Не гадят там, куда стремился.(9)
Видите, как прыгает ритм? Кроме того, опять: «вломился-стремился». Даже обидно. На мой взгляд, несколько неудачно написана четвертая строка. Просится аллюзия:
"...я не люблю, когда мне лезут в душу,
особенно, когда в неё плюют!"
/В.Высоцкий/
Пятая строфа:
Тебе плевать на всё и всех?(8)
Пришёл ты просто след оставить?(9)
Не буду я тогда лукавить:(9)
Ты вызываешь только смех.(8)
Ну и ритм скачет, и опять глагольные рифмы.
Шестая строфа:
Я уберусь, когда уйдёшь,(8)
Но больше двери не открою.(9)
Не интересно мне с тобою,(9)
Хоть сомневаюсь, что поймёшь.(8)
Как видим, автору не удалось выдержать ритм и провести его по всему стихотворению. Если бы он хоть чередовался через строфу, но и этого нет, к сожалению. Что касается рифм, на протяжении всего стихотворения они есть, но особой оригинальностью не отличаются.
Задумаемся также над смысловой неточностью слова «уберусь»… Очень двусмысленно. То ли уберусь в понимании – уйду, то ли уберусь в понимании - приберусь, сделаю уборку.
Седьмая строфа:
Друзья не врут исподтишка, (8)
Не бьют под дых из состраданья.(9)
Не поливают в назиданье(9)
Из сквернословия горшка.(8)
Ну, вот и интересный художественный образ появился – «горшок сквернословия», хорошо бы еще и избавиться от инверсии. Обращаю внимание автора на труднопроизносимые смычки согласных, они выделены жирным шрифтом в тексте строфы.
Восьмая строфа, заключительная:
Открыта дверь, входи мой друг!(8)
Давай с тобою поболтаем.(9)
И никогда мы не узнаем,(9)
Чей в дверь был нынче грубый стук.(8)
Опять пресловутые глагольные рифмы и еще одна инверсия – переставлен порядок слов в заключительной строке. Ну и ритм такой же, как был задан в первой строфе. Таким его бы и держать до конца, поправить-то нужно меньше строф, чем изменить ритмический рисунок по схеме второй строфы.
Финал у меня ИМХО вызывает недоумение: «Ну, вот и приплыли!» - только неведомо куда. Стоило ли писать эти стихи, если все свелось к тому, что болтая с другом, не услышишь грубого стука в дверь?
А если финал кардинально переделать? Включить такой важный в поэзии проводник, как воображение? И тогда все стихотворение будет соответствовать жанру гражданской лирики. Стоит провести параллель между приемом в открытые двери собственного дома и в двери родной страны, где все примерно так же и строится. А финальную строчку сделать сильной и яркой, чтоб патриотизм из нее выпирал! Было бы здорово!
Сожалею, но всего 1 балл за техничность – виной тому невыдержанный по всему стихотворению ритмический рисунок и глагольные рифмы.
3. Художественные образы
За исключением «горшка сквернословия» - увы и ах!
1 балл.
4. Поэзия
Нет, пока нет, к сожалению.
0 баллов.
5. Фонетика.
В целом, грубых нарушений звукописи нет. Недочеты по нестыковке согласных были указаны выше. Снимем 0,5 балла.
Всего 1,5 балла.
Итого за всю работу получилось - 5 баллов!
Совет автору – доработать стихи, сократив и написав более яркий финал, с выделением своей гражданской позиции. И посвятить стихи своей Родине, написав о её судьбе, горестях и радостях.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Отдельно развесить наставления для гостей: не курить! Не сорить! на пол не плевать! По углам не гадить!
Уважай труд хозяина, а то, мля, убью на хер!
Лилия, мои соболезнования по поводу необходимости читать такой кошмар