ЛЮДИ ВОЙНЫ
И вновь труба трубит: Подъём!»
Зовёт на бой труба,
Мы вновь оружие возьмём –
Что ж делать, знать – судьба.
И враг по зову той трубы
Оружие возьмёт…
Кому заказывать гробы? –
Кому не повезёт.
Вот с двух сторон горит земля,
Бомбёжек смертный град,
Здесь нет войны за короля,
Которому - «Виват!»
Стоит на каждой стороне
Строй призванных солдат,
Из коих, как понятно мне,
Никто не виноват.
Их всех зароют в шар земной,
Как говорил поэт,
И каждый встретится со мной:
Иной дороги нет
Им в рай заказаны пути –
Читай: запрещены,
А я без «Господи, прости!»
Беру Людей Войны.
Любой из них оставил дом,
Любимых и семью,
И, чем бы ни был он ведом,
Стакан ему налью.
Пускай наш добрый старый Бог
Подавится слюной:
Он этим людям не помог,
А что тому виной?
Он – сноб, а я Людей Войны
На касты не делю,
Трус, иль герой – мне хоть бы хны:
Я равно всех люблю.
Бог разрешил им воевать,
А я им дал покой,
Творцу на всех солдат плевать,
А я махнул рукой:
Мол, заходите все ко мне
На вечное житьё…
Бог заработал на войне
И в рай берёт гнильё –
Тех, кто пожертвовал на храм,
А вас послал на бой
Да будет Богу вечный срам,
Пропетый той трубой.
Сложные стихи. Огромная неподъёмная тема добра и зла, рождения и смерти, войны и мира… роли Бога и дьявола в сотворенном людьми зле. Такое может взять на себя только опытный, смелый и сильный автор.
Анализируемое стихотворение предварено предисловием. Автор предупреждает нас, что оно написано от лица Дьявола (верховного духа зла, властелина ада), и даже пишет его имя с заглавной буквы. Все это настораживает. Ведь с дьяволом шутки плохи.
Но "взялся за гуж..." и "попытка, не пытка...". Приступим, как говорится, с божьей помощью.
Стихотворение, как я понимаю, об ответственности Создателя за зло, которое причиняют войны, ибо чаще всего в них погибают невинные люди, призванные на военную службу, и не только они. С точки зрения обвинителя (дьявола), именно Творец виновен в том, что вместо добра он приносит зло людям. Но всегда ли то, что для нас является злом, зло для Бога? И кто он? Есть ли он? Ведь физическое тело его никто не видел. Да и реальных контактов с ним фактически не установлено.
Многие современники представляют современный мир как гармонию добра и зла, поддерживаемую кем-то извне, некими высшими силами. В понимании верующих – это Бог: Иисус, Будда, Аллах, как бы его ни называли. С точки зрения философии «потребителя», характерной для нашей эпохи, рождение человека - добро, а его физическая смерть даже от болезни и старости представляется злом. Так ли это? Или злом считать только смерть от насилия, убийство?
А что тогда сказать о гибели людей войны? Во время военных действий. Ведь военные вынуждены убивать друг друга. Их желания никто не спрашивает. Военный в бою - по определению уже убийца. Войны уничтожают целые народы. Куда военный убийца попадает после смерти? В рай? Или все же в ад? Возможно ли его духовное возрождение после физической смерти в так называемом раю?
Как ответить на эти вопросы? Я пока не знаю. А вы?
В стихотворении "Люди войны" неслучайно именно дьявол с шекспировской драматичностью обличает Бога в том, что в рай попадет не тот, кто жертвует собственной жизнью, приняв смерть в бою, а тот, кто жертвует на храм. Так в чём тогда добро и зло? Думаю, что именно эта философия и определила не только жанр, но и идею стихотворения «Люди войны». И, на мой взгляд, она реализована блестяще!
Стоит ли, анализируя эти стихи, говорить о их технической стороне? Они не настолько значительны, чтобы испортить впечатление. Стихотворение цельное, логичное, сильное и умное. С высказанными мыслями можно соглашаться, или нет, но над ними нельзя не задуматься. И это главное.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Получила удовольствие и от прекрасного стихотворения, и от замечательной рецензии.
Пожалуй это первое за годы пребывания на сайте ощущение литературного салона, а не сборища колхозной самодеятельности.
Браво!