Это - прекрасный рассказ-сценка, рассказ-этюд... Но этюдом я бы это не назвал, так как этюд мне представляется более прозрачным, более лёгким, очень уж похожим на художественное упражнение или даже какую-нибудь фа-диезную гамму... Сценкой не назвал бы тоже, так как хоть и просматривается стройное сквозное действие сна, событием это назвать трудно... Хотя...
Художественные ассоциации героини настолько неоспоримы - они не просто переворачивают внутренний мир её, но совершенствуют, делают взрослее... И от этого кажется, что скоро, очень скоро последуют настоящие реальные изменения в её облике, её судьбе... Есть такой пространственный буфер в рассказе, который позволяет так думать...
Но натыкаешься на "кровать с провалившимся в тяжелый сон человеком"... Как воспринять это?.. Ещё одно существо в тёмной комнате или всё та же самая девочка-подросток?..
Я останавливаюсь на этом едва осознанно, но читаю дальше... И цепляюсь за кусочки сплошной черной массы, которые "навалились на девушку"... И именно то, что теперь она девушка, а не просто девочка-подросток, заставляют меня подумать, что зря, пожалуй, Автор употребляет два разных определения: и девочка-подросток, и девушка... А ведь и человек "проскочил" прежде...
И сразу хочется возразить: "Здесь не тот случай, чтобы Автор старался избегать повторов. Здесь совершенно другое..."
А поэтому пусть лучше будет что-то одно (я бы остановился на девочке-подростке)... Того более, что не сегодня-завтра эта девочка станет девушкой, женщиной - вберёт в себя, возможно, и первую любовь... Логика повествования, само событие такого неординарного сна вполне позволяют допустить и такое...
А тогда и "человек" вовсе не читается, так как это чересчур серьёзно, чересчур ответственно, чтобы можно было так грубо сменить тональность... Ведь музыка сна предельно точная, ясная - и такие диссонансы в контексте предложенного материала просто не звучат...
А ведь Автору, скорее всего, казалось, что это просто технические детали... Это не так... Был бы рассказ беднее, был бы даже слабым, так никто бы ничего и не заметил... Но такой хороший текст портить случайно или преднамеренно уже недопустимо...
А вторая тонкость - это имя... Дело вкуса, конечно, но "Марина" звучит грубо... Такое имя приземляет образ, приближает его к читателю, но ведь знакомства нет, бытовых сцен тоже нет... Так зачем?.. Не лучше ли сохранить эфемерность образа, его неподатливость читательскому разумению?.. Это сохранило бы ту сказочную и пугающую картину скудного убранства комнаты, в которой может присниться такой лирический и всё-таки страстно-страшный сон.
Я поставил высший балл не случайно, не по прихоти личных симпатий. Нужно понимать и соглашаться с тем, что этот короткий рассказ обладает необыкновенной и не оспариваемой художественностью. И слов никаких здесь больше не нужно.
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |