Произведение «Кошмар?»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 4.9
Оценка рецензентов: 10
Баллы: 17
Читатели: 538 +2
Дата:

Кошмар?

Глубокая июльская ночь. Открытые настежь окна не справлялись с болезненной духотой, поселившейся в маленькой однокомнатной квартирке. В углу, напротив старого шкафа с большим зеркалом, стояла расстеленная кровать, на которой в мешанине из постельного белья забылась тяжелым сном девочка подросток. Это она, в поисках хоть какого-нибудь комфорта, сбила в одну кучу тонкое одеяло, подушку и простынь, после чего, наконец, успокоилась, прижавшись спиной к прохладной стене. Ее тонкая белая ночная рубашка, слегка задралась, обнажив едва заметный шрам на правом бедре.
В душной темноте, практически незаметные глазу перемещались размытые тени, бессистемно сталкиваясь между собой в тесной комнате, они заполняли все пространство тихим шелестящим пением, не уловимым для человеческого уха. Постепенно, в их движении стала появляться осмысленность: хаос и столкновения закончились, превратившись в широкий хоровод, в центре которого находились старый шкаф и кровать с провалившейся в тяжелый сон девчонкой. С каждой минутой кольцо теней сжималось, а пение становилось все громче. В конце концов, различить отдельные силуэты стало невозможно, хоровод превратился в одну сплошную черную стену, выделявшуюся даже среди июльской темноты. Внезапно, движение этого кольца тьмы остановилось, а пение уже гремевшее набатом – оборвалось. Один, едва различимый кусочек темноты метнулся к зеркалу в шкафу, а остальные сплошной черной массой навалились на девочку. Она открыла глаза…

Марина проснулась от острого чувства опасности, разорвавшего путы сна, словно ведро холодной воды вылитое на голову. Она ожидала увидеть все что угодно: от человека с ножом возле ее кровати до разваливающегося на части дома, но не увидела ничего. Только мрак, настолько плотный, что невозможно было различить даже звездного неба в окне. «Неужели ослепла?!» - пришла паническая мысль. Желая убедить себя в обратном, девочка попыталась поднять руку, что бы увидеть хотя бы ее. Ничего не вышло. Она даже не чувствовала ее. И не только руку. Она вообще не чувствовала тела… «Парализована!!!» - страшная догадка. Тут же навалилось удушье. Мозг, поверив в правдивость паралича, перестал посылать в легкие сигналы и их работа остановилась. «Дыши! Ну же, дыши! Тварь! Дрянь! Мразь! Кому сказано – дыши!» - смерть оказалась куда страшнее паралича. Со всхлипом легкие наполнились воздухом. Обрадовавшись этой маленькой победе и тихонечко всхлипывая от ужаса, она заметила небольшое пятно света. «Слава Богу, не ослепла» - на фоне полной неподвижности мысль показалась смешной. Свет, даже не пятно, а скорее точка, исходил из зеркала, что немного пугало, ведь ничего кроме окружающей темноты оно отразить не могло. Но радость от того, что зрение ее не покинуло, пересилила. Марина постаралась сосредоточиться на точке неестественного света. Пятно начало постепенно расти. «Нет, оно приближается» - поняла Марина. И тут же радость испарилась, а на лбу появились капельки холодного пота. Странная уверенность появилась в сознании у девочки; если она сможет увидеть это отражение, случится что-то непоправимое. Собрав в кулак остатки силы воли, Марина смогла закрыть глаза.
Сколько прошло времени? Минута? Две? Час? Марина по-прежнему не могла двигаться. «Может быть, ЭТО из зеркала уже ушло?» - желание открыть глаза стало почти невыносимым. «Я быстренько взгляну, а потом сразу же зажмурюсь снова» - приняла она решение, не в силах больше терпеть навалившийся ужас. Зеркало светилось мертвенно белым светом, а в глубине можно было различить женский силуэт. Почему-то Марине стало все безразлично. Уставший мозг отказался принимать окружающую реальность, а истерзанные нервы оказались не в силах вынести большего. Контроль над телом вернулся. Повинуясь шепоту, который звучал у нее прямо в голове, Марина поднялась и сделала шаг к зеркалу. Навстречу ей шагнула девочка подросток в белой ночной рубашке. Такая реальная и настоящая! Казалось, протяни руку и ощутишь кружева на подоле. Марина постаралась всмотреться ей в лицо, но оно постоянно ускользало, расплывалось… видно было, что девчонка из зеркала шевелила губами, пытаясь что-то сказать, но ни звука не раздавалось в душной комнате. Марина протянула руку, попытавшись дотронуться до сестры из зазеркалья. Резкая невыносимая боль пронзила голову и бросила девочку на пол. Теряя сознание, она наконец-то смогла разглядеть звезды в окне, недавно скрытые мраком.

Марина проснулась, как и положено, по звонку будильника. Яркое солнечное утро обещало не менее яркий и насыщенный день. Вскользь бросив взгляд на зеркало, девушка нахмурилась, смутно вспоминая кошмарный сон, который ей приснился этой ночью. Стараясь отогнать дурные мысли, она подошла к зеркалу, разглядывая себя. Без сомнения – это был просто сон. Из зеркала на нее смотрело ее отражение. Немного бледная, заспанная девушка в белой кружевной ночной рубашке, прикрывшей едва заметный шрам на левом бедре. Значит просто кошмар?
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Это - прекрасный рассказ-сценка, рассказ-этюд... Но этюдом я бы это не назвал, так как этюд мне представляется более прозрачным, более лёгким, очень уж похожим на художественное упражнение или даже какую-нибудь фа-диезную гамму... Сценкой не назвал бы тоже, так как хоть и просматривается стройное сквозное действие сна, событием это назвать трудно... Хотя...

Художественные ассоциации героини настолько неоспоримы - они не просто переворачивают внутренний мир её, но совершенствуют, делают взрослее... И от этого кажется, что скоро, очень скоро последуют настоящие реальные изменения в её облике, её судьбе... Есть такой пространственный буфер в рассказе, который позволяет так думать...

Но натыкаешься на "кровать с провалившимся в тяжелый сон человеком"... Как воспринять это?.. Ещё одно существо в тёмной комнате или всё та же самая девочка-подросток?..
Я останавливаюсь на этом едва осознанно, но читаю дальше... И цепляюсь за кусочки сплошной черной массы, которые "навалились на девушку"... И именно то, что теперь она девушка, а не просто девочка-подросток, заставляют меня подумать, что зря, пожалуй, Автор употребляет два разных определения: и девочка-подросток, и девушка... А ведь и человек "проскочил" прежде...
И сразу хочется возразить: "Здесь не тот случай, чтобы Автор старался избегать повторов. Здесь совершенно другое..."
А поэтому пусть лучше будет что-то одно (я бы остановился на девочке-подростке)... Того более, что не сегодня-завтра эта девочка станет девушкой, женщиной - вберёт в себя, возможно, и первую любовь... Логика повествования, само событие такого неординарного сна вполне позволяют допустить и такое...
А тогда и "человек" вовсе не читается, так как это чересчур серьёзно, чересчур ответственно, чтобы можно было так грубо сменить тональность... Ведь музыка сна предельно точная, ясная - и такие диссонансы в контексте предложенного материала просто не звучат...
А ведь Автору, скорее всего, казалось, что это просто технические детали... Это не так... Был бы рассказ беднее, был бы даже слабым, так никто бы ничего и не заметил... Но такой хороший текст портить случайно или преднамеренно уже недопустимо...

А вторая тонкость - это имя... Дело вкуса, конечно, но "Марина" звучит грубо... Такое имя приземляет образ, приближает его к читателю, но ведь знакомства нет, бытовых сцен тоже нет... Так зачем?.. Не лучше ли сохранить эфемерность образа, его неподатливость читательскому разумению?.. Это сохранило бы ту сказочную и пугающую картину скудного убранства комнаты, в которой может присниться такой лирический и всё-таки страстно-страшный сон.

Я поставил высший балл не случайно, не по прихоти личных симпатий. Нужно понимать и соглашаться с тем, что этот короткий рассказ обладает необыкновенной и не оспариваемой художественностью. И слов никаких здесь больше не нужно.
Оценка произведения: 10
Геннадий Катеринин 13.08.2013
     09:44 05.07.2018
Интересная интерпретация со сменой реального человека и отражения.
     01:26 12.08.2013 (1)
1
Первый вопрос, который возникает после прочтения рассказа - в чём его смысл? Если подумать, обратить внимание на шрам, который  с утра на другой ноге появился, получатся, отражение заменило оригинал. Правильно?
Кстати, со шрамом есть одна неувязочка - в самом начале мы его видим, т.к. "ночнушка слегка задралась". Почему его все равно видно, когда она стоит перед зеркалом?

Но обо всём по порядку. В первую очередь я обратила внимание на несоответствие времен. Начинать рассказ с настоящего времени очень сложно, в таком случае его нужно от начала и до конца выполнять именно в этом времени. Результат будет очень похож на сценарий, так пишут профессиональные сценаристы, и, признаюсь честно, читать их очень непривычно. Бывают случаи, когда при "стандартном" прошедшем времени используется настоящее для ускорения (при описании погони, эротической сцены и пр.) Но не при спокойном "комнатном" описании с дальнейшим переходом к прошедшему времени.

"Постепенно, в их движении стала появляться осмысленность: хаос и столкновения закончились, превратившись в широкий хоровод, в центре которого находились старый шкаф и кровать с провалившимся в тяжелый сон человеком"
Здесь, думаю, лучше указать что этот человек - девушка.

«Дыши! Ну же, дыши! Тварь! Дрянь! Мразь! Кому сказано – дыши!» - смерть оказалась куда страшнее паралича.
Здесь, на мой взгляд, слишком много экспрессии.

Как то в один момент девушке стало все безразлично.
Дефис, и я бы посоветовала переформулировать предложение.

Резкая невыносимая боль пронзила голову и бросила ее на пол.
Голову? Девушку?

Теряя сознание, девушка наконец-то смогла разобрать звезды, сиявшие сквозь проем окна.
Лучше "смогла заметить", "смогла различить", "смогла разглядеть". И причем здесь проем окна? Можно просто сказать "сиявшие в окно" или "сиявшие в окне" или "сиявшие в открытом окне" (а оно открыто, см. абзац №1).

Марина проснулась, как и положено по звонку будильника.
Запятая.

Добавлю, что рассказ мне понравился. Он богат впечатлениями и эмоциями. Интересен с точки зрения сюжета. Спасибо, было интересно почитать и проанализировать.
     16:13 14.08.2013
1
Если честно, то о смысле рассказа я не слишком задумывался, для меня это было просто описание некого "события". Про шрам вы совершенно правы, да отражение заменило девушку и действительно неувязочка насчет ночнушки, буду думать над обоснованием... Слово "человек" я уже заменил, после того, как получил рецензию. С экспрессией несколько несогласен, ведь девчонка могла расстаться с жизнью, так что выражения еще достаточно слабые. Пунктуация - отдельный разговор, и огромное спасибо, за исправление ошибок. Про голову тоже метко подмечено, как говориться: "в своем глазу и бревно не замечают" - это как-раз про меня. Окно и звезды - это вообще целый рояль в кустах, в черновом варианте в начале было о них упоминание, а затем я его убрал, а в конце оно осталось. Еще раз спасибо за проделанную работу по вычитке и анализу. Рад был увидеть в комментариях столь основательный "разбор полетов".
Гость      11:36 13.08.2013 (1)
Комментарий удален
     12:33 13.08.2013
А я постоянно сплю напротив зеркала и никаких проблем, хотя раньше боялся)))
     19:43 11.08.2013
1
ЧТО-ТО БРЕДОВОЕ ДА В ЭТОМ РАССКАЗЕ ЕСТЬ
Реклама