«Учебник Поэзия» | |
Вот такое объявилось явление. Попалось с некоторым запозданием на глаза. Толстенная книга в хорошем твердом переплете на хорошей бумаге, в суперобложке, издательство ОГИ.
Авторы – коллектив, семь филологов и поэтов: Наталья Азарова, Светлана Бочавер, Кирилл Корчагин, Дмитрий Кузьминых, Борис Орехов, Владимир Плунгян, Евгения Сусловая. Филологи - все остепененные.
При том, что заявленный срок подготовки тома – 5 лет, авторы довольно молодые люди от 30 до 45 лет. Деньги на достойное издание, как я понимаю, пожертвовал меценат. Случай в новой истории сам по себе не менее редкостный, чем высадка на Марс в шоу Малахова.
В наши дни выход учебника, да тем более подготовленного по личной инициативе, без упреждающего финансирования и многолетних понуканий со стороны педагогического (научного) начальства - дело почти немыслимое и невозможное. Штатный оклад штатного профессора 20 000 руб. в мес. (315 долларов США) не стимулирует. Возможно, для публики этот будет внове, но учебники писать перестали. По моему профилю уж лет десять как, по прочим гуманитарным отраслям - еще раньше.
Поэтому, выход предлагаемого вашему вниманию учебника уже - Событие. И непременно с большой буквы.
Событие еще и потому, что лет этак за 400 в истории отечественной словесности (книгопечатание вроде бы появилось на Руси с 1563) учебника поэзии не было издано ни одного. Так что, это первый и единственный. И уже в силу одного этого его следует купить и иметь в личной библиотеке, несмотря на увесистую цену (850 руб.)
Составлен учебник из статей посвященных отдельным аспектам поэзии. Как технологическим, так и творческим. Оглавление заслуживает того, чтобы привести его полностью
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Что такое поэзия
2. Какой бывает поэзия?
2.1. Нарративная и лирическая поэзия
Читаем и размышляем 2.1[1]
2.2. Поэмы, длинные и короткие стихотворения
Читаем и размышляем 2.2
2.3. Профессиональная, любительская, народная и наивная поэзия
Читаем и размышляем 2.3
2.4. Традиционная и новаторская поэзия
Читаем и размышляем 2.4
3. О чем бывает поэзия?
3.1. Тематизация в поэзии
Читаем и размышляем 3.1
3.2. Интерпретация поэтического текста
Читаем и размышляем 3.2
4. Кто говорит в поэзии? Поэт и субъект
Читаем и размышляем 4
5. Адресат и адресация
5.1. Адресат не менее важен, чем субъект
Читаем и размышляем 5.1
5.2. Внутренний адресат. Кто это и зачем он нужен?
Читаем и размышляем 5.2
5.3. Внешний адресат или читатель
6. Поэтическая идентичность
6.1. Идентичность, субъект и авторская маска
Читаем и размышляем 6.1
6.2. Возрастная и поколенческая идентичность
Читаем и размышляем 6.2
6.3. Гендерная идентичность
Читаем и размышляем 6.3
6.4. Социальная идентичность
Читаем и размышляем 6.4
6.5. Этническая идентичность
Читаем и размышляем 6.5
6.6. Региональная идентичность
Читаем и размышляем 6.6
6.7. Религиозная идентичность
Читаем и размышляем 6.7
7. Пространство и время в поэзии
7.1. Пространство
Читаем и размышляем 7.1
7.2. Время
7.2.1. Чем поэтическое время отличается от общепринятого?
Читаем и размышляем 7.2.1
7.2.2. Историческое время
Читаем и размышляем 7.2.2
7.2.3. Временны́е слова и понятия в поэзии
Читаем и размышляем 7.2.3
8. Миф и символ в поэзии
8.1. Миф
Читаем и размышляем 8.1
8.2. Ритуал
Читаем и размышляем 8.2
8.3. Символ
Читаем и размышляем 8.3
9. Структура поэтического текста
9.1. Заглавно-финальный комплекс
9.1.1. Имя автора
Читаем и размышляем 9.1.1
9.1.2. Название
Читаем и размышляем 9.1.2
9.1.3. Посвящение
Читаем и размышляем 9.1.3
9.1.4. Эпиграф
Читаем и размышляем 9.1.4
9.1.5. Дата
Читаем и размышляем 9.1.5
9.2. Начало и концовка
Читаем и размышляем 9.2
9.3. Связность поэтического текста
Читаем и размышляем 9.3
9.4. Стихотворный цикл
Читаем и размышляем 9.4
9.5. Стих и проза в одном тексте
Читаем и размышляем 9.5
9.6. Цельность и завершенность текста, варианты, черновики
Читаем и размышляем 9.6
10. Звуковой строй поэзии
10.1. Звучание и значение
Читаем и размышляем 10.1
10.2. Поэтика гласных и поэтика согласных
Читаем и размышляем 10.2
10. 3. Звуковые повторы, «похожие слова», «фонетические слова»
Читаем и размышляем 10.3
10.4. Звукоподражания и имитации
Читаем и размышляем 10.4
10.5. Чтение стихов вслух (поэтическое чтение)
Читаем и размышляем 10.5
11. Метрика
11.1. Общие понятия метрики
11.2. Системы стихосложения
Читаем и размышляем 11.2
11.3. Полиметрия и гетерометрия
Читаем и размышляем 11.3
11.4. Ритм
Читаем и размышляем 11.4
11. 5. Верлибр и свободный стих
Читаем и размышляем 11.5
12. Рифма
12.1. Рифма и ее история
12.2. Что с чем может рифмоваться?
12.3. Зачем нужна рифма?
Читаем и размышляем 12.3
13. Строфика
Читаем и размышляем 13
14. Графика стиха
14.1. Визуальный облик стиха. Графический ритм
Читаем и размышляем 14.1
14.2. Поэтическая орфография и пунктуация
Читаем и размышляем 14.2
14.3. Рукописный автограф
Читаем и размышляем 14.3
14.4. Визуальная поэзия
Читаем и размышляем 14.4
15. Слова в поэзии
15.1.Поэтический словарь
Читаем и размышляем 15.1
15.2. Поэтизмы
Читаем и размышляем 15.2
15.3 Неология
Читаем и размышляем 15.3
15.4. Имена собственные
Читаем и размышляем 15.4
16. Грамматический строй поэзии
16.1. Части речи и категории
Читаем и размышляем 16.1
16.2. Синтаксис и порядок слов
Читаем и размышляем 16.2
17. Поэтическая цитата и интертекст
Читаем и размышляем 17
18. Формат
18.1. Жанр и формат
Читаем и размышляем 18.1
18.2. Традиционные жанры
18.2.1. Элегия
Читаем и размышляем 18.2.1
18.2.2. Ода
Читаем и размышляем 18.2.2
18.2.3. Баллада
Читаем и размышляем 18.2.3
18.2.4. Эпитафия
Читаем и размышляем 18.2.4
18.2.5. Эпиграмма
Читаем и размышляем 18.2.5
18.2.6. Послание
Читаем и размышляем 18.2.6
18.2.7. Пародия
Читаем и размышляем 18.2.7
18.3. Новые и чужие формы
18.3.1. Хайку
Читаем и размышляем 18.3.1
18.3.2. Моностих
Читаем и размышляем 18.3.2
18.3.3. Комбинаторная поэзия
Читаем и размышляем 18.3.3
18.3.4. Стихотворения в прозе и проза на грани стиха
Читаем и размышляем 18.3.4
18.4. Прикладная и детская поэзия
Читаем и размышляем 18.4
19. Поэзия внутри мультимедийного целого
19.1. Поэзия и музыка
Читаем и размышляем 19.1
19.2. Поэтический перформанс
19.3. Поэзия и живопись
Читаем и размышляем 19.3
19.4. Поэзия и архитектура
Читаем и размышляем 19.4
19.5. Поэзия и фотография
Читаем и размышляем 19.5
19.6. Поэзия и театр
Читаем и размышляем 19.6
19.7. Поэзия и кино
Читаем и размышляем 19.7
19.8. Поэзия в связи с изменением технических средств
19.9. Поэтическая книга как искусство
Читаем и размышляем 19.9
20. Поэзия в контексте философии и науки
20.1. Поэзия и философия
Читаем и размышляем 20.1
20.2. Поэзия и наука
Читаем и размышляем 20.2
21. Поэзия и общество
21.1. Поэт и общество
21.1.1. Великие поэты
21.1.2. Функции поэзии в обществе
Читаем и размышляем 21.1.2
21.1.3. Поэт в обществе
Читаем и размышляем 21.1.3
21.1.4. Мифы о поэте
Читаем и размышляем 21.1.4
21.1.5. Поэтическое образование
21.2. Поэзия и политика
Читаем и размышляем 21. 2
22. Русская и мировая поэзия — взаимодействие
22.1. Международный контекст
22.2. Межъязыковое взаимодействие
Читаем и размышляем 22. 2
22.3. Стихотворный перевод
Читаем и размышляем 22.3
23. Литературный процесс и литературная жизнь
23.1. Фигура автора
Читаем и размышляем 23.1
23.2. Профессиональное сообщество
23.3. Группы и направления
Читаем и размышляем 23. 3
23.4. Издательства, издания и литературная жизнь
23.5. Критика и премии
24. Где водятся стихи?
ССЫЛКИ
25. Как писать о поэзии?
ПРИЛОЖЕНИЕ Статья с сайта Литература
УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ[30]
Авторы учебника
XVII век
XVIII век
XIX век, первая половина
XIX век, вторая половина
XX век, начало века
ХХ век, середина века
ХХ век, конец века
XXI век, начало века
Зарубежные авторы
ИСТОЧНИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
Примечания
Каждый, кто писал и многие, кто читал учебники, понимает, что самое сложное в учебнике - это выстроить системную подачу материала и научный аппарат, который охватывает всю совокупность материала или, по крайней мере, его основные структурные и понятийные пункты и взаимосвязи. Изложение должно быть последовательное, поступательное, спиралеобразное, без повторений, но каждый раз с новым подъездом к материалу. Поэзия - явление живое, развивающееся, замешанное на меняющемся языке. Ее, как и литературу вообще, легко напрочь засушить разными «умными» и «сверхумными» техническими вещами: от пиррихиального ямба до синекдохии, и тем самым убить на корню самомалейший к ней интерес и даже вызвать граничащее с омерзением отвращение. Вот написал-скулы свело!
Но если учебник пишется во исполнение начальственных указаний,то совсем плохо – замучат требованиями «усилить научный аппарат» и в конце концов засушат материал вконец!
Авторы постарались уйти от схоластики традиционного учебникописательства и писать о простых вещах простым и понятным языком. Начинается изложение с попытки, изложить о поэзии самое простое: что такое поэзия; какой бывает поэзия; Нарративная и лирическая поэзия; профессиональная, любительская, народная и наивная поэзия. Затем излагается то,что относится скорее к технологии выстраивания поэтической речи: традиционная и новаторская поэзия.Тематизация в поэзии; интерпретация поэтического текста; поэт и субъект. В ряде статьей рассматриваются взаимоотношения поэзии с другими сферами искусства, что помогает «прочитать» поэтические тексты в контексте культуры вообще, как возможность нового знания о мире.
Отдана дань мировоззренческой составляющей поэзии и ее онтологический функции. Трижды прав. И Бродский, который считал поэзию самой совершенной формой человеческого языка. Поэзия обогащает познание тем, что постоянно ищет сопоставления новых смыслов, проявлений одни понятий и свойств через другие, на первый взгляд не сопоставимые. Поэзия раздвигает рациональные и чувственные границы познания, не дает выветриться историческому словарному запасу, соединяет времена.
Долго не мог понять: почему. И. Бродский недолюбливал поэзию А. Вознесенского. И только недавно из его разрозненных интервью разным людям уловил: Бродский очень трепетно относился к русскому языку, радел о его чистоте, и в том числе, о чистоте исторической. Он ставил перед собой задачу - писать таким языком, чтобы его поняли не только современники, но и те Русичи, которые жили несколько веков назад. Он красиво выразился: я говорю и для тех поколений, которых уже нет на земле. и хочу быть ими понятыми
Книга названа "Учебник Поэзии", однако она выходит за горизонт только одной филологии. Книга - мировоззренческая
Чрезвычайно удачно подобраны к каждой статье примеры. Этот действительно яркие и удачные стихи писателей мощного дарования, причем в одной подборке собраны стихи, которые могут отстоять друг от друга во времени на 200 лет, и, тем не менее,
|
Это называется тавтология.
Хотелось бы спросить у авторов: - что такое профессиональная поэзия? Или маляр тоже художник?