Произведение «Мы любим стихи потому-что….»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 6
Читатели: 501 +1
Дата:

Мы любим стихи потому-что….

     
     Поэтесса с сайта «Фабула Ру» задала риторический вопрос: «Почему мы любим стихи?»

     Я задумался. И в самом деле -  почему?

     Ведь прозой можно выразить неизмеримо больше. Не нужно подыскивать слова в рифму. Можно не стеснять себя словесной экономией и подобрать самое точное слово или даже много к нему синонимов. Проявлять  все оттенки и нюансы смысла. Почувствовать себя, наконец, Львом Николаевичем Толстым!

     И все-таки стихи….

     Невозможно отрицать, что в основе стиха лежит живая человеческая речь. А речь, это звук, исторгаемый на определенной частоте, которая определяется сердцебиением и дыханием. По-разному бьется сердце-меняется и дыхание. Здесь можно найти много вариантов, однако главным остается одно: поэтическая фраза должна вписаться в ритм сердца и дыхания. Чтобы и того и другого хватило бы на все время произнесения этой фразы. Ну если даже не на всюфразу, то на ее законченную смысловую часть.

     На нескольких оборотах сердечного ритма и взмахах дыхания произносится фраза знаменитого Пушкинского: «Вновь я посетил тот уголок земли, где я изгнанником провел три года незаметных.»

     Но она ни в какой момент ее произнесения не оставляет ни малейшего сомнения в том, что мы произносим стих.

     Почему?

     -Потому, что слово льется на волне свободного дыхания. Пришла в голову крамольная мысль - повторять ее во время гимнастических упражнений. Помогает! И еще как!

     Дыхание становится оригинальным конструктивным смысловым элементом стихосложения. Смысл ситуации раскрывается не только через использованные автором обороты и речи, но и через ритм, речи который не менее эффективно раскрывает смысл происходящего и дорисовывает общую картину происходящего в сюжете.

     Вот как, например, использует этот прием автор сайта Фабула  Константин Русаков

     Ничего хорошего, но ты радуйся!

     -Сделайте, пожалуйста, мне четыре копии...-
     -А мне распечатайте - вот отсюда и вот досюда...»
      Приоткрывая жалюзи, видишь антиутопию:
     местный бомж стоит у хромированного верблюда

      - А можно заламинировать?
     -  Да, что вам? ах это... вот, пожалуйста –
     - Что это? при чём тут лист?
     - Это какая-то шутка?! что стало с моим билетом?..
     - Это и есть ваш билет, просто теперь он чист

От имён и названий, неважно какого он цвета
неважно и то какой формы, это всё тот же билет
Взгляните в окно - что вы там видите? осень? лето?
ни то и ни другое, а нечто, не требующее ответа...

-Извините, мы уже закрываемся, можете не оплачивать
всего доброго.... Выключаешь свет, а с ним и радио
выходишь на улицу, думая, что бы всё это значило
и внутри отвечают: «ничего хорошего, но ты радуйся,
радуйся...»
(Константин Русаков - 11.11.2017)

     Здесь присутствует живая речь разных людей на прерывистом дыхании.

     Торопливые, рубленые фразы создают важный «закадровый эффект» - эффект суеты, толкотни, города, говорливой уличной толпы. Автор не обозначает место действие (подобно как к примеру «средь шумного бала, случайно…»), но мы безошибочно понимаем, что это оживленная переполненная городская улица. По мне, -так Москва у Курского вокзала. Важная смысловая характеристика происходящего выражена без привлечения описательных же слов прямого смыслового действия, а передана совсем другим способом: отрывистым дыханием говорящих в пространстве стиха персонажей.

     Другой пример – находим у Андрея Седова в стихотворении «Вагонное окно».

Вот лес, вот стог,
Вот мост и ре...
всё про- и ли-и та- и тает.
Вот встречный, тчка-тире
мелькае... тчка-тире,
мелькае...тчка-тире
мелькает.
Это не Москва.

Вот Спас Кого-то на Крови.
На куполах следы желтухи
Воздвигнут был на рубеже, по слухам,
но к чему нам слухи.
Лес деградирует в аллею 
уже.

Вот дом.
Ему столетья два,
а может со времён потопа
стоит, как танк, по башню вкопан
стоит.
И это не Москва

Навек забритая в газоны трава,
развилка,
тепловоз с напавшим со спины вагоном,
для получения неона змеевичёк с сине-зелёным змеем
« Мосгос...»
что дальше не успеем
и ни к чему,
Нет, не Москва.

Плывут в окне неторопливо
десятки самых разных окон
Стекло витринного разлива
балкон закрученный, как локон.
Всего один, зато, как важен!
Балкон на зависть всем балконам!
Какой апломб, какие вазы,
до края полные бетоном.

Шик! Дом, благодаря балкону похож на «наш ответ Керзону»
Привет, шедевры антикв-арта!
Да здравствует ничто не слишком!
Колёса крутятся с одышкой,
вот и приехали.
Москва.

Андрей Седов

В атмосферу вагона автор погрузил нас, минуя многословные описания: где находится герой, зачем едет и т.п.  Если убрать название, то и тогда читатель не ошибется с местом действия. Это  - пассажирский  вагон .   

Ритмы движения поезда, постукивание вагона использованы для распознавания места действия и обоснования того, что мы «видим» в стихе. Достигнута значительная экономия в словах и то же время расширение образа, раздвижение его до чувственных границ восприятия. Мы почти ощущаем движение физически. Читатель погружен в нужную автору атмосферу, минуя традиционный словесный нарратив.

Мощное подспорье чистому дыханию поэзии - гласные!
Обилие гласных делает поэтическую речь легкой звонкой распевной. Образы не вытискиваются, как толпа из утреннего трамвая, а буквально выпеваются. Вот примерно, как у автора Ляли Чертковой в стихотворении "Земля не износила облаков."

«Пока у родника влажны уста,
Слова картавы, а струя чиста
…Пока растут деревья и трава -
Ищу и отвергаю я слова...»

Превосходно сказано! Журчание родника-уже в самом звуковом строе поэтической речи.

Чем дольше думаю, тем больше прихожу к выводу, что в основе поэтической речи-  мимика, жест, звук, дыхание, движение, ритм сердца -то есть явления чисто физиологические, но выстроеннные волей автора в единый спектакль, где человек действует движется, живет. Буквальное значение слова, его иконический смысл - лишь одна из составляющих стиха. В этом разгадка к творчеству таких поэтов как И Крученых

«Дыл бул щур убещур!»

Ведь вроде бы полная бессмыслица-но произнесите с пафосом! Сильно и хочется повторять.

Для себя взял за правило - повторять стихи вслух, улавливать живую речь. И если это удается, то приходит настоящее понимание смысла случается резонанс с автором, а многие вещи звучат и ново и свежо.

И я согласился ч с выводом другой местной поэтессы, который поначалу показался мне наивным и смешным: мы любим стихи, потому что нам нравится их повторять
Нет не наивный вывод.
Мы любим стихи, потому что нам нравится их повторять!



Реклама
Обсуждение
Гость      10:45 07.02.2019 (1)
Комментарий удален
     11:52 07.02.2019
Весьма точно сформулировано.Присоединяюсь.
Гость      20:51 23.07.2018 (1)
Комментарий удален
     21:11 23.07.2018
Это просится на музыку
Реклама