Можно любить и красоту обобщённую, выраженную признанными классиками: поэтами, прозаиками, художниками, вдоль и поперёк исследованную филологами, критиками, аналитиками от искусства, но порой это трудно делать, ибо они зачастую в своих эссе грешат заштампованным профессиональными языком. В особенности это стало приметно с появлением пресловутой Википедии, так сказать — неограниченно свободной энциклопедии, каковую может редактировать каждый. Дословными цитатами из неё, не заморачиваясь на печатные специальные издания, энциклопедии, украшены тьма таких критических статей, эссе. Немудрено профессионалам, писать грамотно, профессионально, да помилует меня читатель за тавтологию, ибо без неё было бы сложнее чётко подчеркнуть логический парадокс, показывающий свою ехидную рожицу. Ведь не станем же хвалить слесаря за то, как качественно он установил прокладку, полагая, что обязан добросовестно исполнять свою работу, как и любой из нас, хотя… следовало бы поощрять за неплохое исполнение, чтобы, хоть таким «пряником», широко культивировать добросовестность при материализации своего прямого долга. И, вероятно, неизбежно, что даже самая созидательная работа, выполняемая каждый день, рискует обзавестись привкусом рутинности, если человек не имеет иных увлечений, для того чтобы погрузившись в них, стряхнуть с души бремя «необходимости». В искусстве, как нигде шаблоны обнаруживают себя в исчерпывающей пригожести.
Поэтому, несправедливо пренебрегать красотой сиюминутной, частной — красотой сегодняшних дней и современных точек зрения на внимательное прочтение великих творений, приближая их максимально ближе к правильному пониманию и осмыслению нынешнего поколения.
Моя заинтересованность всегда была, и сегодня прикована к людям с богатым жизненным опытом, специальностью, не имеющей ни малейшего отношения к видам искусства, но с неимоверным тяготением глубоководного погружения в созидательную духовную мастерскую великих творцов.
Этим, быть может, несколько пространным отступлением, мне хотелось подчеркнуть своё стремление показать творческую личность, не обросшую стандартами. Поэта с романтической специальностью кораблестроителя, опускающегося в батискафе своей души, на глубину безбрежного океана ошеломительных произведений, пробуя проникнуть в гроты, недоступные многим читателям. Чтобы передать с невероятной скромностью… бережностью, позволяя формулировать своё видение. Ведь чтобы пребывать в читательском скафандре, необходимо обладать не меньшим даром, чем сочинять. Иосиф Латман, поразительным образом органично соединил в себе эти два качества.
Он делится поэтическими жанровыми зарисовками о духовной жизни своего поколения в наше непростое время, о свершениях, мечтаниях, безнадёжных разочарованиях и несбывшихся надеждах. Быть может, его стихи сумеют протянуть руку помощи читателям в сложных ситуациях, сопровождающих на жизненном пути. Но более всего поражает его неукротимое погружение в творчество своих великих кумиров, ликующе открывающее нам творческий диапазон постижения, талантливой личности — современного поэта. Иосиф Латман, вооружённый энциклопедическими знаниями, исследуемой поэзии, делится с нами драгоценными открытиями. Путешествуя по его творческой яркой странице, кажется, что расступаются в тебе самой бесконечные горизонты изумления, восторга.
Проснулся… Сумрачно… В окне –
Рассвет? - луны ль к утру закат? -
Не враз поймёшь…- Не снится ль мне,
Что жизнь - как будто напрокат?
Повязан по рукам-ногам, -
Былого пут не развязать…
Из мглы… - страстей былых наган,-
Но не́кого на помощь звать…-
Один, как перст… И мир чужой:
Всё - не моё, и шум толпы.
Что прожито, – то за спиной,
И не сыскать к нему тропы.
О чём мечтал? Чего хотел?-
Того уж след давно простыл…
Теперь, совсем уж не у дел,
Не знаю – вправду ли любил…
И где она, моя любовь?
У сердца тьма - зги не видать.
Брожу среди случайных снов…
Но… их, увы, не миновать.
Зачем ты, жизнь?..* Зачем одна?..-
Ведь о тебе я не просил!
Коли бы вечная весна!..-
А так… - уж выбился из сил.
Меня поймёт – кто, жизнь прожив,
Измены горечь испытал…
Луна - что кровь из вскрытых жил,
Как солнца раннего… овал.
Рассвет? - луны ль к утру закат? -
Не враз поймёшь…- Не снится ль мне,
Что жизнь - как будто напрокат?
Повязан по рукам-ногам, -
Былого пут не развязать…
Из мглы… - страстей былых наган,-
Но не́кого на помощь звать…-
Один, как перст… И мир чужой:
Всё - не моё, и шум толпы.
Что прожито, – то за спиной,
И не сыскать к нему тропы.
О чём мечтал? Чего хотел?-
Того уж след давно простыл…
Теперь, совсем уж не у дел,
Не знаю – вправду ли любил…
И где она, моя любовь?
У сердца тьма - зги не видать.
Брожу среди случайных снов…
Но… их, увы, не миновать.
Зачем ты, жизнь?..* Зачем одна?..-
Ведь о тебе я не просил!
Коли бы вечная весна!..-
А так… - уж выбился из сил.
Меня поймёт – кто, жизнь прожив,
Измены горечь испытал…
Луна - что кровь из вскрытых жил,
Как солнца раннего… овал.
Июль 2014г.
Нередко слышим, читаем, что поэзия — это музыка души. И действительно, лишь только в благодарной памяти всплывают бессмертные имена великих Русских стихотворцев, как, ещё не успев раскрыть книгу, но уже чувствуешь музыку Русской души. Это же можно сказать и о поэзии “золотого века”, и поэтов современности. И главным здесь является суть творчества, а это, не гипнотическое состояние души, но действительность наших дней, преломлённая на бумагу через высокодуховную призму поэта. Я уверена, что нынешние пииты, почти ничем не отличаются от поэтов XIX столетия, но разнятся реальности, в которой проживали творцы. Пушкинский период окутывал возвышенный век, век прекрасного и благородного. Времена Маяковского, Советов — гуманистические идеалы и стремления направляли поэтов, как хотелось им считать, к «светлому будущему».
ОТ АВТОРА
Товарищ Маяковский!
Я – читатель, во многом… иной уже эпохи.-
О жизни до тридцатых годов… знаний крохи.
Потому - не мне… препарировать стихи Ваши:
Перебирая ямбы, хореи,
Решать, что тому времени краше:
Амфибрахии или спондеи;-
1
Не ищу и нюансов просодии:
Не лингвист - в сих делах дилетант,
Не считаю слогов, а мелодию
Принимаю на слух… - Пусть педант,
Скрупулёзно
верша анализы
Каждой буквы и каждого слова,-
Собирает стихов анамнезы,
Сочувствуя слёзно.
Мне… понять бы частицу правды,
В мир иной заведшей Гения,
Читая стихи не раз и не дважды
В поисках искры сомнения,
И причины трагедии…
И не из праздного любопытства
В порядке литературоведения: -
Прошлое – что палитра
Истории нашей… вращения.
ВСТУПЛЕНИЕ…
«Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь в сегодняшнем г…,
наших дней изучив потёмки,
вы, возможно, спросите обо мне.
--------------------------------
Профессор,
снимите очки – велосипед!
Я сам расскажу о времени и о себе».
«Во весь голос» В.Маяковский, Декабрь1929–Январь1930
Уйдя в стихи, вновь, неоднократно,
Читаю каждый… словно в первый раз.
И сердцем чувствую как их накалом ратным
В нас рушится… извечной пошлости лабаз.
Ни академик в мантии, очкастый,
Ни журналист, ни славой страждущий поэт,
В обломках фраз копаясь, сыч лобастый,
Не разгадает мастерства простой секрет…
Как Вы, никто нам правды не расскажет
О таинстве поэм, острот, стихов,
О времени, подверженном проказе,
И о несовместимости… полов.
Латман
2
«Восторжен до крика,
тревожен до боли,
я тоже
в бешеном темпе галопа
по меди слов языком колоколил,
ладонями рифм торжествующе хлопал».
Затем,
раскачав иллюзий кадило,
упрямо твердили,
перо заостряя, как штык:
«Но будет миг,
верую,
скоро
у нас
паровозная станет Америка.
Высверлит пулей поля и горы.
Въезжаем в Поволжье,
корежит вид его.
Костями устелен.
Выжжен.
Чахл.
Но будет час жития сытого,
в булках,
в калачах».
Ведь…:
«Хлеб! -
Вот это земная ось:
На ней вертеться и нам и свободе».
Кораблестроитель. Романтическая профессия, рождающая неизменное движение души и духа. Его былые времена привлекают не только красивостью, увиденной художниками, поэтами, музыкантами, которых оно воодушевляло, и являлось для них — единственным настоящим, но и исторической ценностью. Поэзия Латмана не только социальна, но и духовна. В ней человек ищет себя и с жадностью познаёт окружающий мир. Эссеистике характерна вереница подвижных ассоциаций, если хотите: интимная откровенность и чувственная интонация. Прикасаясь к чужому творчеству, невозможно не задеть тонких серебряных струн их внутреннего мира, что блестяще удаётся ему.
(ЧИТАЯ Б.ПАСТЕРНАКА)
[i]′Но продуман распорядок
Статья глубока и выстраданна. Помимо восхищения автором Иосифом Латманом, его глубокими и увлечёнными литературными изысканиями, я отметила и твою впечатляющую аналитическую работу, детальное изучение материала.
К слову хочу сказать - чтиво для посвящённых. Сложность языка мне сродни, не люблю простого изложения, да, собственно иначе и не умею, поэтому, читая твои строки - узнаю родственную душу.
Автор, рекомендованный тобою, меня очень заинтересовал, несомненно буду знакомиться ближе. Его нетривиальный подход к анализу произведений, приведённых в твоей статье авторов, вызывает восторг и уважение. Мне близок его критический взгляд на упомянутые сюжеты, проникновение "за кулисы" смыслов, лежащих на поверхности, тех, о которых уж стольо написано... и уж кажется, что нового можно сказать?.. А он находит новые нити сюжетов, переосмысливает и дарит нам возможность увидеть всё в новом свете и цвете.
Много могла бы написать, да надобности нет: во-первых, тебе уж всё написали (почитала коментарии), во-вторых, ты мудрая, ты отличаешь празднословие от истинного смысла.
Ещё раз благодарю за "наводку"!!!