У меня есть хороший друг, врач-психотерапевт. Со своим сыном-подростком он управляется очень лихо и абсолютно без всякого насилия. При всем том, что сам врач – очень занятой человек. Случается, что дома он не бывает сутками. Судите сами: работа в клинике, прием больных, частная практика, да плюс преподавательская работа в мединституте. Жена у моего приятеля - тоже практикующий медик. В общем, сын в доме хозяйствует почти единолично. Беспризорник он, короче. Учится во вторую смену. А в доме, естественно, имеется компьютер, без которого не обходятся ни отец, ни мать, ни сын.
Так вот, несмотря на беспризорность, молодой человек не только прилично учится в школе, но и успешно тренируется в спортивной секции. А дома, как я уже сказала, он все делает сам.
Как-то я спросила у этого моего приятеля, как это он умудряется так ловко управлять сыном, практически почти целыми днями с ним не контактируя?
-То есть, как, «не контактируя»? – возразил врач. – Я предельно достаточно контактирую с мальчиком ежедневно (за редким исключением)
-Когда же вы успеваете?
-А что тут успевать? – удивился он. – Понимаешь, все дело в том, что я принял своего сына к себе на работу.
-Куда?!
-На работу. На кафедру.
-Но ведь ему нет еще и четырнадцати!
-Да понарошку на работу. Как будто бы. То есть, все по-настоящему: договор, контракт, должность, зарплата, трудовые права и обязанности. Он, между прочим, как и положено, написал заявление. Я его завизировал и положил в сейф.
-И кем же он у вас числится?
-Сейчас лаборантом. Раньше был просто санитаром. У него же нет достаточного образования для другой должности. Впрочем, по мере продвижения обучения в школе, его квалификация растет.
-И где же он работает?
-Как где? Дома, разумеется. Наша квартира у нас – кафедра. С операционной, реанимацией, лабораторией и кабинетами. Операционная у нас – кухня. Там все должно быть стерильно и блестеть от чистоты. И все должно быть на месте и под рукой. Наша мама у нас – практикующий хирург. Когда она принимается за работу, надев фартук, Пашка тут же превращается в ассистента. Или в медбрата, если ассистирую я. Ну, там, по обстоятельствам. Разумеется, когда нас с Павлом нет дома, то маме приходится «оперировать» у плиты без ассистентов. Но сын сердится и стонет, когда в доме что-нибудь без него делается. Последний год Пашке все чаще доводится «оперировать» самому. Но это так и должно: квалификация растет.
-А где же у вас лаборатория, кабинеты и реанимация?
-Реанимация там, где постели, то есть, в спальне. Сын там бывает редко, только по разрешению. В спальне мы с женой сами убираем. Лаборатория – это ванная и туалет. Ну, а кабинеты – это моя и его комнаты. У меня кабинет главврача и руководителя кафедры, а у него – рабочий кабинет.
-Это ж здорово как интересно!
-Ага! Главное, Пашке нравится. И поскольку мы с женой дома бываем редко, то он у нас «на кафедре» - царь и бог.
-А что же он как лаборант делает?
-Ну, у лаборанта всегда полно работы. Во-первых, содержать помещение в чистоте. Во-вторых, вести всю документацию. У нас это все квитанции: за квартиру, телефон, свет. Слава богу, мы с женой этим делом третий год уже не занимаемся.
-Так это что, он третий год у вас так «работает»?
-Да нет, «работает» он давно. Просто обязанности у него растут.
-Когда же он учится?
-Сейчас во вторую смену.
-Нет, я имею в виду домашние задания.
-А-а, это? Ну, тут он сам регулирует свой режим. Главное-то результат
-Ну да! А как вы контролируете результат его работы и учебы? По дневнику или по четвертным оценкам?
-Ну, это тоже показатель. Но постоянно я все-таки эту проблему решаю с помощью каждодневного отчета
-Какого такого отчета?
-Обыкновенного. Каждый день утром сын заходит ко мне в кабинет, включает компьютер и просматривает свою почту, которую я заполняю своими оценками или замечаниями относительно его работы. Тут же даю какое-нибудь особое задание. Ну, скажем, сходить в химчистку и забрать пальто. Вся текущая работа у него расписана в контракте. Ежедневно вечером я читаю в компьютере у себя на сайте отчеты о проделанной работе. Отчет короткий, но обязательный. Сделал то, сходил туда-то, купил такие-то продукты, в школе получил такие-то оценки по предметам (указываются, какие). Отчеты очень дисциплинируют, вырабатывают ответственность и прекрасное чувство времени. По воскресеньям вечерами у нас планерки. Чаще проходят на кухне за столом. Обсуждаем всей семьей текущие и перспективные дела и проблемы. По пятницам у нас расчет. Я выдаю сыну зарплату.
-У вас оплата сдельная или по тарифу?
-Оклад. Но бывают и премиальные за всякие заслуги.
-А вы не боитесь, что ваш сын вырастет…
-Нет! Во-первых, он получает за свой труд, а не просто потому, что выклянчил. Родители ведь все равно дают детям деньги на карманные расходы. Причем, как оказывается, без разбору и немеряно. А тут твердая ставка и один раз в неделю. Будь добр, укладывайся в эту сумму до следующей получки. Мало? Заработай премиальные. Во-вторых, ребенок уже в эти годы должен знать специфику производственных отношений. Ему ведь скоро придется работать по-настоящему. В-третьих, такая система исключает развитие комплексов, поскольку ребенок не чувствует себя полностью зависимым человеком. А что касается наших личных с ним отношений, то Пашка прекрасно понимает, что наша «кафедра» - это игра. И его родители вовсе не стремятся отмахнуться от него и деньгами откупиться за свое равнодушие к его жизни и жизненным проблемам.
-Здорово, ей-богу! И у вас действительно нет проблем с учебой?
-Какие проблемы? Он торопится как можно скорее выучиться и как можно больше узнать. Ему же надо скорее повышать «квалификацию». Говорит, что надоело сидеть в лаборантах.
-И кто же у вас там дальше в табели о рангах?
Врач усмехнулся и сказал, мечтательно улыбаясь:
-Пашка, разумеется, мечтает об ординатуре, но я думаю, что какое-то время ему еще нужно походить в «младших научных сотрудниках»
-А что, разве в медицине есть такая должность?
-Да нам-то какая разница? Звучит, между прочим, красиво.
-Да, игра, конечно, у вас что надо! Главное, стимулирует, увлекает и разнообразит жизнь. Я лично тоже была бы не прочь «поработать» на кафедре. Все-таки вам крупно повезло с профессией: вы врач, и вам можно так здорово играть в больницу.
-А что, с другими профессиями нельзя? Да какой бы профессией или ремеслом ни обладал бы родитель, любую можно приспособить для подобной игры с ребенком. Главное, чтоб игра была интересная, и чтоб все было по-настоящему и серьезно, как в жизни. Дети не любят, когда с ними сюсюкают или водят за нос. А играть можно, к примеру, в морской корабль, в редакцию, в школу, в производственный цех или завод, в бизнес-центр, цирк или театр. Да во что угодно. Это ж все от выдумки и желания родителей зависит. Еще надобно массу любви к своему ребенку, мудрости и терпения. Ребенок ведь не сразу «профессионального» опыта набирается. Все, как в жизни.
Так что, совет вам на будущее: играйте с детьми, побуждая их к деятельности, и вы избавитесь от многих проблем.
| Помогли сайту Реклама Праздники |