Алексей Мальчик
РИСКОВАННЫЕ ГАСТРОЛИ
1
– Светящиеся браслеты! Кому вкусной ваты? Вертушки разной формы! Купите бластер для мальчика! – слышались голоса продавцов, которые ходили вдоль зрительных рядов, на все лады, рекламируя свои товары.
В тот субботний день зрительный зал алматинского цирка был переполнен до отказа родителями с детьми, бабушками и дедушками со своими внуками, молодыми влюбленными парами и просто поклонниками этого зрелищного вида искусства. Считанные минуты оставались до начала первого представления московского цирка. Чувствовалось нетерпение зала, горячее желание зрителей перенестись из обыденности обычной жизни в волшебный, сказочный мир, создаваемый цирковыми артистами. Манеж, украшенный парадным ковром с затейливым узором, пока еще был безлюден, чем все сильнее привлекал внимание зрителей. Но вот наконец-то раздался первый звонок. Торговцы поспешили на выход в фойе, а из динамиков послышался приятный женский голос:
– Дорогие зрители! Через несколько минут начнется новая цирковая программа. Убедительная просьба выключить сотовые телефоны. Видео- и фотосъемка во время представления запрещены. Спасибо за понимание!
Через некоторое время прозвенел второй звонок, а вскоре и третий, по-служивший сигналом к началу представления. Лучи прожекторов устремились к манежу, распахнулась бархатная портьера и под звуки зажигательных латиноамериканских ритмов, расходясь в обе стороны от середины манежа, вышли восемнадцать танцующих девушек. Одетые в яркие перья, красочные бикини и мини-юбки с блестками гибкие красавицы синхронно повторяли темпераментные ритмичные движения, пружинисто покачивая бедрами, как в бразильской самбе. Их веселый и импульсивный танец, продолжавшийся всего несколько минут, сразу же создал атмосферу праздничного карнавала, не оставив никого равнодушным. Музыка стала постепенно затихать и танцовщицы остановились в эффектных позах у самого барьера, недалеко от первых рядов зрителей. На манеж, пройдя мимо униформистов, энергичным, легким шагом проследовал моложавый мужчина в бардовом фраке, синем цилиндре и галстуке бабочке.
– Дорогие алмаатинцы! – торжественным тоном произнес Станислав Артемьев – художественный руководитель труппы. – Московский цирк рад представить вам свое новое цирковое шоу «Повелитель хищников». Вас ждет потрясающее, незабываемое зрелище. Вы увидите захватывающие трюки воздушных гимнастов, виртуозных жонглеров и эквилибристов, невероятно смешных клоунов, любимцев публики – морских котиков, попугаев, собак и обезьян. Кроме того, в нашей программе всемирно известный дрессировщик из Сирии Мансур Ахмед продемонстрирует экстремальную работу с тиграми, пантерами и ягуарами. Желаем вам приятного вечера! – закончил ведущий, поклонившись заинтригованным зрителям.
В дальнейшем Артемьев, у которого также был свой номер в первом отделении, уже не появлялся как ведущий, а звучала лишь запись с его голосом, объявлявшим других артистов.
Как только руководитель труппы в окружении танцовщиц вернулся за кулисы, на манеж выбежали молодые жонглеры, недавние выпускники циркового училища, Геннадий Малышев и Сергей Котович. Жонглеры в нарядных шелковых костюмах с невероятной легкостью и быстротой перекидывались звенящими бубенцами и блестящими шарами разных размеров. Каждый из этих предметов, словно заколдованный, в одно мгновение взлетал над головами артистов, переливаясь в темноте различными оттенками, а затем вновь оказывался в их ловких руках. Шары и бубенцы казались неразрывно связанными с жонглерами и перемещались в пространстве с такой скоростью, что сосчитать их было просто невозможно.
На смену молодым артистам, которых проводили громкой овацией, стремительно вышел известный иллюзионист Игорь Данилевский, одетый в восточный халат и чалму. Не теряя времени, он сразу же приступил к своим классическим чудесам, имевшим неизменный успех у публики. Под звуки тревожной музыки иллюзионист закрыл свою ассистентку в саркофаге, украшенном в древнеегипетском стиле. Произнеся «магическое заклинание», Данилевский пронзил несчастную девушку пятью кинжалами и тремя саблями. Но при этом, к большой радости юных зрителей, ассистентка осталась жива.
Время в цирке летело незаметно. Один цирковой номер мгновенно сме-нялся другим, не только не давая зрителям скучать, но и заставляя их жадно всматриваться в происходящее. Промежутки между номерами, как обычно, заполняли коверные клоуны Юрик и Борик или артисты Юрий Кисляков и Борис Петров, как их звали в реальности. В одной из сценок, особенно понравившейся детям, Юрик забавно изображал надоедливую пчелу, с которой Борику ничего не удавалось поделать даже с помощью огромной хлопушки.
Кроме московских артистов, в первой части программы успешно участвовали и мастера кыргызской джигитовки – братья Борбиевы, работавшие в алматинским цирке по контракту. Под веселую народную музыку братья в национальных костюмах лихо вскакивали на лошадей, становились на полном скаку им на седла, мчались вниз головой, поднимая с манежа шамберьер. Однако не все в этот раз прошло благополучно: один из трех братьев, который стоя скакал на двух лошадях, не удержал равновесие и неожиданно упал вниз. К счастью, наездник сумел быстро оправиться и снова вскочить на лошадь сзади, притянувшись за ее хвост.
Ближе к концу первого отделения перед публикой, на этот раз в качестве дрессировщика, предстал Станислав Артемьев со своей помощницей – племянницей Настей. По воле Артемьева какаду и неразлучники беззаботно прогуливались по жердочке, раскачивались на миниатюрных качелях, в то время как Настя играла в мяч с морским котиком. Кульминацией этого не особенно сложного номера стал выезд на манеж мартышки верхом на пуделе и их совместный подъем по складной лестнице, который со второй попытки оказался вполне удачным.
Первое отделение циркового шоу завершали воздушные гимнасты.
– Лауреат международного фестиваля в Монте-Карло Диана Артемьева и восходящая звезда цирка Сагит Кубанов! – прозвучал голос художественного руководителя.
Стройные, прекрасно сложенные воздушные гимнасты в красно-синих одеждах были примерно одного роста и отлично смотрелись вместе. Казалось, что и выступление молодых артистов должно было пройти блестяще и порадовать зрителей своей непринужденностью. Диана первой, подтягиваясь на руках, забралась под купол по спущенному вниз канату. Вслед за ней поднялся Сагит, аккуратно пристегнувший к пояску девушки тонкий предохранительный трос. После этого гимнаст опустился вниз головой, опершись ногами в край рамки. Тем временем Диана, немного помедлив, тяжело соскользнула с перекладины, сделала размах, в ловком сальто разъединилась с Сагитом и спустя мгновение, вновь соединившись руками с партнером, вернулась в исходное положение.
Трюки, исполняемые артистами, были не из простых, за ординарными следовали двойные обрывы и сальто-мортале. А когда выступление подходило к концу, Диана исполнила финальный штрабат: бросилась вниз головой, и веревки, закрепленные у нее на лодыжках, остановили прыжок только в нескольких метрах от манежа.
Но, несмотря на сложность номера, в нем отсутствовали легкость и изя-щество, чувствовалось с каким трудом и напряжением давался каждый элемент артистам. В итоге, когда Диана и Сагит с заученными улыбками, поклонились зрителям, те проводили гимнастов довольно сдержанными аплодисментами.
– Дорогие алмаатинцы и гости города! – объявил Артемьев своим хорошо поставленным голосом. – А теперь антракт – пятнадцать минут. Желающие могут сфотографироваться с дрессированными животными.
2
– Такого провала я еще не знала! И во всем ты виноват! – накинулась Диана на своего партнера, едва они оказались за кулисами в артистическом проходе. – За этот номер я получила приз в Монте-Карло, зрители были в восторге, мне…
– Ну и вали в свое Монте-Карло! – запальчиво отрезал Сагит со всем пылом своего кавказского темперамента. – Мне и без твоего дурацкого номера есть, чем заняться. Нечего мнить себя мировой звездой! Да, если б не твой отец, давно послал бы я тебя куда подальше…
– Спокойно, ребята! – поспешил вмешаться Артемьев, которому уже
не раз приходилось выступать в роли миротворца. – Зачем бочки-то друг на друга катить? Номер прошел нормально для первого выступления. Убрать его из программы я все равно не могу, так что придется месяц потерпеть. Сагит, у тебя ведь номер во втором отделении? – молодой человек в ответ кивнул. – Так вот и готовься к нему. А ты, дочка, иди в гримерную, отдохни, немного успокойся. У меня тут и без вас дел по горло.
«И пришла же мне в голову идиотская мысль сделать из них пару», - раздраженно подумал руководитель труппы, глядя на то, как молодые люди, отвернувшись друг от друга, с мрачными лицами расходились в разные стороны.
Однако придаваться рассуждениям Станиславу Олеговичу было некогда. Пока в фойе его племянница за определенную плату предлагала сфотографироваться с мартышкой Микки и двумя попугаями, Артемьеву вместе с алматинскими эквилибристами и обслуживающим персоналом цирка нужно было готовить манеж к следующему номеру. Второе отделение программы включало всего несколько номеров, среди которых особые надежды возлагались на экстремальное «колесо смелости» и дрессированных хищников сирийца Мансура Ахмеда.
В свои пятьдесят лет Станислав Артемьев был настоящим сгустком энергии. Его густые каштановые волосы лишь слегка тронула седина, в синих глазах горел живой огонек и разве что две заметные морщины на лбу выдавали возраст человека, умудренного жизненным опытом. Выходец из семьи цирковых артистов, Артемьев в молодости был акробатом московского цирка, где и встретил свою будущую жену – воздушную гимнастку Иру. Вскоре они начали выступать вместе в акробатических номерах, переезжая с цирком из одного советского города в другой. Их дуэт через несколько лет приобрел широкую известность и популярность у зрителей. Во время гастролей в Воронеже у Артемьевых родилась их единственная дочь Диана. Спустя год в Ташкенте со Станиславом случилось несчастье: при исполнении им кульбита один из резиновых жгутов, державших сетку, оборвался. Артемьев с большой скоростью вылетел с батута, и, ударившись о барьер, получил двойной перелом ноги. Об акробатике с тех пор пришлось забыть. Чтобы сохранить свою пару, нежно привязанные друг к другу супруги решили заняться дрессировкой животных. Хотя Артемьевым больше не удалось повторить свой былой успех у публики, они неплохо справлялись со своими новыми подопечными и имели, пусть и небольшой, но стабильный доход от выступлений. С возрастом здоровье Ирины стало ухудшаться, ей все труднее давались постоянные переезды, поэтому ее место в номере досталось любимой племяннице Насте.
Дочь Артемьевых, Диана, выросла спортивной
| Помогли сайту Реклама Праздники |