Произведение «Доля» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 73
Читатели: 1651 +1
Дата:
«Доля» выбрано прозой недели
03.09.2018
Предисловие:
Светлой памяти великого артиста Ростислава Плятта. С благодарностью, благоговением и любовью.

Доля

Чем печальней и чем безнадежнее
Одиночества тусклые дни,
Тем все ярче забытое прежнее
Зажигает в тумане огни.
Позади, сквозь сиянье вечернее,
Мне пройденную видно межу.
Все спокойней и все легковернее
Я на будущий путь свой гляжу.
Оттого сердцем, жизнию раненым,
Мне умерших мгновений не жаль,
Что в былом, как в стекле затуманенном,
Отразилась грядущая даль.

Поликсена Соловьева

   
  Пробуждение от сна было внезапным и неприятным. Ярин повернулся на другой бок, желая схватить во сне серую козу с колокольчиком на шее. Но коза лукаво усмехнулась ему, взбрыкнула грязными копытцами и умчалась, звеня колокольцем. Только услышав из ванной визгливые крики жены: «Не слышишь, что ли?! Открой!», он окончательно понял, что веселая коза была во сне, а колокольчик – всего лишь требовательный звонок в дверь.
   - Вам телеграмма! Распишитесь! – Пожилая почтальонша смотрела на него буднично и сурово.
    Задрапированный в простыню, как римский император в тогу, Ярин расписался на бланке, просипел «спасибо» и принялся вертеть в руке телеграмму.
   «Буду 2-го. Встречайте. Доля»
   - Какая Доля? – Ярин недоуменно посмотрел на вышедшую из ванной жену.
   - Ой! – С головы жены слетело полотенце. – Доля же звонила 10 дней назад. Говорила, что наверно приедет на пять дней. Я забыла сказать.
   - Какая Доля?! – Ярин не любил просыпаться рано,да еще будучи в отпуске, и начинал выходить из себя.
   - Сядь, - вздохнула жена, и Ярин понял, что разговор затянется.
   - Помнишь, у нас на свадьбе был мамин троюродный брат Женя. Незрячий от рождения. Помнишь?
   Ярин был здоровый крепкий мужик 39 лет, любое упоминание о немощи было ему неприятно. К счастью, и жена Рита была крупная, пышная, дородная женщина, от нее веяло уверенностью и покоем. И никаких увечных родственников Ярин не помнил, тем более, что свадьба состоялась 12 лет назад, и в семье уже подрастали два сына-близнеца.
   - Ладно, не помнишь, так и Бог с ним. Он умер три года назад. Царство небесное, хороший был человек, беззлобный, и очень начитанный. А все потому, что у него была чтица Дарья Викторовна.  Святая женщина. Ему шесть лет было, когда ее в семью пригласили. Она все ему читала, уроки с ним делала. С ее помощью он и школу окончил, и институт. И так привязалась к нему, что и денег потом не брала. С ним и осталась, и ухаживала за ним как мать. И ее как члена семьи уже принимали. Своей семьи у нее не было. А теперь, она вроде как одинокая тетушка, с кучей племянников, то есть всей нашей родни. То к одному поедет погостить, то к другому. И очень вежливая, никогда без подарка не придет. Вот теперь к нам решила. Я маленькой ее помню. Ей тогда чуть больше сорока было.
  - А теперь под восемьдесят? – Ярин злился над нелепостью ситуации, над тем, что ему не дали поспать, и вообще на то, что отпуск скоро заканчивается, а в доме еще массу вещей надо сделать по мелочи.
   - Где-то около того, - жена не уловила иронии в вопросе. – Да и на свадьбе нашей  она тоже была. Только они с Женей видно в дальнем углу сидели, ты поэтому  не помнишь. Но они к нам подходили, поздравляли. Да, и потом как-то приходили вместе, подарили чайный сервиз. Зеленый, с золотыми полосками. Он на старой квартире остался. Не вспомнил? Ну, Бог с ним. В общем, ты ее встретишь, пусть располагается в гостиной, или в детской. Хорошо, что мальчишки в лагере.
   - Не понял! Кх-х!- Ярин от удивления даже поперхнулся. – Что значит – «ты встретишь»? А ты?
    Рита повернулась к нему всем корпусом и выкатила глаза.
   - Ты вообще что-нибудь помнишь? У меня 31-го командировка. Или мне работы лишаться?
   Рита работала в фирме медицинской косметики и неплохо зарабатывала. Ярин преподавал сценическую речь в театральном институте  и его зарплата была гораздо меньше жениной.
  - Хорошее дело! – Ярин даже зашелся от гнева, что с ним бывало редко! – Ты куда-то в тьму-таракань уедешь, а я тут  незнакомых старух принимать буду! Твоих, кстати, знакомых, не моих!
  Но и жена была не робкого десятка!
  - Ярин! – в решающие минуты она обращалась к нему патетически по фамилии. – Ты меня слышишь вообще? У меня командировка важная. Если я не поеду, то в зарплате урезать могут, или вообще уволят.
  Ярин не привык спорить с женщинами, тем более с такими крупными и дородными, как его жена. Сам он вырос в семье, где царили одни женщины – мама, бабушка и тетя. Все они были большими, громогласными, и авторитет их был непререкаем. Но от них веяло стабильностью и покоем, и он был рад, что жена его похожа на них.
  - Почему ты не сказала заранее? Куда приезжает? И почему Доля? Что за имя такое?  – спросил он более миролюбиво.
  - Забыла! И так как белка в колесе целыми днями кручусь! На автовокзал. В 14.15. Да, не кипятись. Нормальная бабка. Из бывших. Отец у нее, кажется, царский полковник или даже генерал был. В общем вся семья такая цирлих-манирлих. А Доля, потому что ее в нашей семье Долли называли, ей нравилось так.  А Женька маленький не мог выговорить,  и переделал в Долю. Так и прижилось – Доля. Но, божий одуванчик старушка. В жизни никому грубого слова не сказала. Кстати, тебе полезно с ней пообщаться. Речь у нее –заслушаешься! И по-французски говорит, если, конечно, сейчас помнит. 
  - Благодарю! – съязвил Ярин. – А я все думал, не выучить ли мне французский на досуге! – Всю ночь какая-то коза серая снилась, спал беспокойно,и тут с утра – пожалуйста! Хорошо, хоть Доля. А то Долли – собачье имя какое-то.
  - Очень смешно! Ладно, Вольдемар, - жена перешла на игривый тон. – Не боись! Коза снится к переменам в жизни. Холодильник я вам заполню. Пельмешек наверчу, борща сварю. С голоду не помрете. Она неприхотлива, и очень воспитанна. Не соскучитесь!
  Через четыре дня Ярин ехал к автовокзалу. Рита уже укатила в командировку, напутствовав мужа целым списком рекомендаций и инструкций. Из них Ярин запомнил только первостепенные позиции: то, что старушенцию зовут Дарья Викторовна, что она высокая и худощавая, что носит очки с сильной плюсовой диоптрией и говорит, грассируя.
  На автовокзале все инструкции полетели к черту! Людей было как кроликов в садке! Все куда-то спешили, шныряли, торопились, летели, толкали друг друга, ругались и кричали.  У Ярина, привыкшего к размеренному образу жизни и определенному маршруту: дом-институт-прогулки в сквере перед домом и изредка вылазки в лес на тихую охоту, зарябило в глазах и разболелась голова.
  Он не сразу приметил одиноко стоящую у газетного ларька высокую женскую фигуру. Слева к ларьку была прислонена какая-то обломанная деревяшка, видно от старой мебели. Женщина держалась за нее и растерянно озиралась по сторонам.
  - Здравствуйте! – Ярин подошел решительно, уж больно женская фигура гармонировала с обломанной деревяшкой. – Вы Дарья Викторовна?
Женщина повернулась, заморгала сильно:
  - Да. А Вы Владими`р, муж нашей Р`иты?
  - С приездом, Дарья Викторовна! Давайте вещи, и к машине!
  - Да, у меня немного, Володя. Вы позволите себя так называть? Вот только две сумки. Ой, что Вы, не утр`удняйте себя. И называйте меня просто – Доля.
  В машине старушка долго суетилась, размещая сумки, которые почему-то не захотела класть в багажник. И все извинялась, что доставляет Ярину ненужные хлопоты и «утрудняет» его. И при этом так заискивающе смотрела ему в глаза, что Ярину становилось неловко и тоскливо.
  «Да, нудный экземпляр. Держись, брат Вольдемар, тебя ожидают славные дни! Хитрая Ритка, как у нее так получается, вроде бы и не виновата, а все равно вывернулась, а мне отдуваться. Принесла же эту бабку нелегкая».
  - Ой, как неве`роятно изменился го`род! Боже, а этого моста не было! Когда его пост`роили? Я была тут так давно, как все пе`ременилось! Ст`рашно сказать, сколько лет живу в поселке. Но, Вы знаете, Володя, запах, а`ромат го`рода остался п`режним! Да! Пахнет так же, как в моей молодости – от мостовой запах осенних яблок – такой п`ряный, сладкий, чуть с гнильцой! Как хо`рошо! Боже мой, скве`р, мой любимый скве`р!
  Ярин почувствовал глухую досаду, словно у него заболели зубы. Мостовая пахла обычно: нагретым асфальтом, пОтом бесчисленных прохожих, бензином, выхлопными газами. Для того, чтобы уловить во всей этой мешанине тонкий аромат осенних яблок надо было обладать очень сильным обонянием. Или воображением. Старушка восторгалась буквально всем: детьми в парке, нелепыми новомодными бронзовыми памятниками, пиццериями, шашлычными, кафешками, магазинами, женщинами в яркой одежде,  прохожими с собаками, подростками на роликах, фургонами со свежим хлебом. Все было в поле ее зрения, скорее душевного, чем физического. Она словно дала себе задание восхищаться и исправно выполняла  его.
   И внешность ее вызывала  какое-то странное чувство. Словно бледный лепесток увядшего цветка, дрожащий сильнее, перед тем как сорваться.
  «Перед смертью не надышишься». Ярин вспомнил, что его собственная бабушка, женщина недюжинной силы, приговаривала это, когда рубила курам головы. Куры отчаянно трепыхались, стараясь вырваться, но это им никогда не удавалось. Ярин наблюдал за бабушкой не то с ужасом, не то с восхищением.  Она была отменной хозяйкой, не просто кулинаркой, а Хозяйкой с большой буквы. В ее подворье были и куры, и гуси, и два невероятно злобных индюка с противными шеями. Ярин ненавидел индюков, они всегда норовили схватить его, маленького, за ногу и вечно косились на него яростными оранжевыми глазами. Но бабушка не торопилась их резать, берегла до Нового года. А кур было много, и бабушка ловко управлялась с ними. Для нее природа была открытой книгой, жизнь и смерть плавно заступали на место друг друга, поэтому бабушка одними и теми же руками спокойно разделывала зарубленную ею птицу, а через несколько минут гладила крохотных, недавно вылупившихся цыплят.
   И вот сейчас такое же беспокойное чувство. Сидит эта мадам (или мамзель), в платье цвета стародевической невинности, то есть сильнопомытого розового, щебечет, грассируя, о том, что все прекрасно и великолепно. А глаза за толстыми стеклами тревожные. Будто хочет сказать что-то и не может.
   - Ах, как у вас к`расиво! – Восторг бабки, поутихший на подступах к дому, принял новые обороты, едва они вошли в квартиру. – Боже! Синяя ванная! Цвет тайны и муд`рости! Волшебно! О!!! Кухня в любимых Р`иточкиных тонах – шоколад, сливки и земляника! Слушайте, это так чудесно, что, п`раво,хочется съесть саму кухню! Ха-ха-ха!
Ярин, яростно споривший с женой во время ремонта по поводу темно-коричневых стен, светло-бежевого пола и ярко-красной мебели в кухне, пробормотал нечто неопределенное. Но, надо признать, кухня и впрямь получилась  «вкусная».
  - Сейчас накроем на стол! Кухню есть не придется. Посмотрим, что Рита оставила.
  -

Реклама
Обсуждение
     01:07 05.11.2019 (1)
Удивительный рассказ!
Я даже попробую сделать салат по её рецепту из чернослива с орехом и чесноком...
И овсянку сварить  так... как варила она...
А свидание с грушей... конечно я расплакалась...
Сколько непростительных ошибок допускают наши правители...
100 лет произошло после революции... никто не наказан...
Россию превратили в непонятно что...
Как бы мне хотелось жить среди таких людей... как Доля....
Спасибо огроиное Вам, ЛЯМАН...
С искренним сердцем и пожеланием добра...
     08:32 05.11.2019
Нина, дорогая, здравствуйте.
Мне очень дороги Ваши слова, Спасибо.
Салат из чернослива с орехами и чесноком очень вкусен. Он несколько напоминает бураковник, но более изыскан по вкусу.
Только чернослив надо вначале немного замочить, чтобы косточка легко вынималась. Но ненадолго, чтобы не размякли, а сохраняли приятную упругость.
Потом все как обычно - нарезать чернослив, добавить мелконарубленный чеснок, орехи, соль и перец по вкусу и майонез.
А насчет другого, конечно, Вы правы...
Несправедливостей в истории очень много. Очень. 
История Доли - подлинная. У маминого двоюродного брата, незрячего от рождения была чтица Дарья Спиридоновна - изумительная женщина, очень образованная и интеллигентная. Дочь царского генерала, расстрелянного в первые годы революции.
Но написала я этот рассказ больше под впечатлением фильма М.Хуциева "Послесловие", где прекрасно сыграли Плятт и Мягков. Именно этот фильм ярко напомнил мне Дарью Спиридоновну. Характеры были один в один! И ситуация жизненная тоже, как ни странно! Я аж обалдела, когда посмотрела этот фильм!!!
Неправда, что искусство - выдумка. Оно отражает жизнь, таких людей как герой Плятта и моя Дарья Викторовна - пруд пруди.
     16:06 16.09.2018 (1)

Всю жизнь Доля их семье отдала.

Грустно, но это жизнь.

Сразу столько мыслей  навеяло...
Очень хорошо написано!
     08:20 05.11.2019
Да, Оленька...
Увы, жизнь для других, жизнь во имя других, к сожалению, лишена ореола жертвенности. На деле она оборачивается одиночеством и самое страшное - ненужностью.

Будем жить и радоваться. "Земную жизнь пройдя до половины" я поняла, что в первую очередь надо быть самодостаточной. 
     18:59 10.09.2018 (1)
1
Ляман, очень хорошее, многослойное произведение получилось. И как будто не случайно, сегодня мне попались на глаза слова талантливого психотерапевта Александра Вакурова "Нельзя жить жизнью другого. И не стоит жить его жизнь вместо своей." И в продолжение своей мысли он подчеркнул "Это может быть опасно. И больно. Об этом можно пожалеть через годы. Ты живёшь жизнью другого и не живёшь свою жизнь. Часто это про женщин. Живут детьми, семьёй, мужем, работой. А на самом деле всего лишь выслуживаются - заслуживают право на не отвержение. А жить чужую жизнь" - это пользоваться другим. Под видом "заботы о другом", - заменять его в его жизни собою. Своим мнением. Своими мнениями, убеждениями, ценностями, критериями, своей волей и своей судьбой - непрожитыми своими жизнями." 
И название рассказа "Доля" тоже многозначное - это и сокращённое от "Долли" имя главной героини, и доля - судьба человека, перемолотая жестокими жерновами эпохи, в которой  "единица вздор, единица - ноль", человек всего лишь винтик в системе, которого легко выкинуть, заменить другим, если он сломается. Да и  в наше время мало что изменилось. Поль Жеральди сказал: "Нет ничего болтливее женщины, страдающей молча." Это словно про Долю сказано. Её говорливость, бесконечные наигранные восхищения - способ скрыть свою боль и отчаяние. Да и приезд её в родной город - прощание, связано не столько с намерением повидать близких людей, сколько вспомнить перед уходом счастливые моменты своей жизни, которых было  немного. Да и остальным людям рассказ - хорошее напоминание, что всех это ждёт - прощание с жизнью и сделать это надо по возможности достойно. Замечательно, что посвящено Ростиславу Плятту, такому талантливому, тонкому и бесконечно одинокому человеку, трагически безответно влюблённому в Веру Марецкую.
     23:33 10.09.2018
Дорогая Наташенька! Спасибо за такой глубокий и замечательный комментарий!
Единственное, просто хочу дополнить. Посвящение Р.Плятту неслучайно. О его любви к Марецкой я даже не думала. 
 Просто я недавно пересмотрела фильм М.Хуциева "Послесловие" и он меняпотряс. Пересмотрела, потому что в первый раз смотрела его лет в 14, и тогда его тема была очень далека от меня.
Асейчас, просто откровение ккое-то. Фильм так меня потряс, что я решилась написать свою историю по его мотивам.
И сразу вспомнилась семейная история. Ведь образ Доли - реальный.Точно такой же каким сыграл Плятт своего героя. Была у маминого двоюродного брата,незрячего от рождения, чтица Дарья Спиридоновна. С  нее полностью и списана моя героиня,даже ее грассирование. Она была чрезвычайно привязана к своему воспитаннику, надышаться на него не могла, ездила с ним и наэкзамены в институ, в общем,была его правой рукой, левой ногой и т.д. и т.п.
А когда он женился, то она надышатьсяна его деток не могла. Всегда навещала,дарила скромные, в меру своих возможностей, но всегда от души подарки.
А семья воспитанника...
Как бы это сказать...Принимала эту заботу снисходительно и немного с досадой. Я помню, что когда мне рассказывали о ней, я не могла избавиться от впечатления - Тетя Лизон из романа Мопассана "Жизнь" . Тоже, бедная,одинокая старая дева, всю себя вбивающаяв сестру и племянницу, а ее заботы принимались снисходительно-отстраненно.
Но, конечно, в фильме "Послесловие" драма гораздо тяжелее. Там герой Плятта является не просто хорошим знакомым семьи, а тестем. И, конечно, от этого драматизм ситуации увеличивается.
Увы, Наташа... Сколько будет стоять этот этот мир, видно,такие истории будут повторяться... И тема эта вечная, к сожалению...
     14:13 09.09.2018 (1)
1
Рассказ заставляет задуматься. Не потому, что почти незнакомую Долю, которую надо было слушать, "развлекать", а в человеческом отношении. Нет у нас времени выслушать даже близких, всё суета, быт. Зачастую нет времени, даже на простой звонок. А Доля, действительно, приехала попрощаться, возможно, ждала душевного тепла, но нашла его в грушине и своих воспоминаниях. Для великодушной старушки и этого было достаточно, а ведь она - одна из нитей семейной истории, которая оборвалась с её смертью. А для живых? Ну не поехали, не успели, не узнали, главное, что у них всё хорошо и вряд ли они о ней вспомнят, а вот она помнила всё. Очень хороший рассказа, трогательный и жизненный. Спасибо, Ляман, с большой признательностью, Нурия.
     23:38 09.09.2018
2
Спасибо, милая моя Нурия. Спасибо за теплоту и понимание,за добрые слова,за мысли, которыми Вы поделились.
     20:27 09.09.2018 (1)
Запал рассказ прямо внутрь.
Слова "никто не знал, что у неё (него) в душе творится" можно сказать про очень многих.
А причин у такого "незнания" всего две. Первая - отсутствие внимания, в котором нуждается КАЖДЫЙ человек, невзирая на возраст. Окружающее человечество не умеет делать элементарной вещи: уметь слушать собеседника. Раньше люди это умели. Сейчас, увы, разучились.
Вторая причина - стара, как мир: боязнь быть НЕПОНЯТЫМ. И вот эта боязнь тянет душу, тянет, как стопудовая гиря, и вот уже глядишь - а сил-то душевных совсем и не осталось.
Уметь дарить внимание и стараться понять - это настолько просто, даже учебников писать не надо!
Вот и получается: вроде общались, вроде разговаривали, а потом, когда человек уходит, удивляемся: "Да разве мы знали, что в этой душе творилось?"
А ПЫТАЛИСЬ узнать???
Нет, я не в том смысле, чтобы лезть кому-то в душу. Я в том, что иногда человеку надо просто дать возможность сказать кому-то именно то, что он считает на данный момент главным.
     23:37 09.09.2018
1
Ах, Магдалина...
Спасибо тебе огромное. Да, эти причины точно такие. Совершенно точно ты их назвала.
И, к сожалению,есть еще одна причина - БОЯЗНЬ ЧУЖИХ ОТКРОВЕНИЙ.
Смысл ее очень четко озвучен в одном старинном анекдоте:
Здравствуй! Как дела?
Здравствуй. А тебя действительно это интересует?

Гениально!
Мы порой задаем вопрос кому-то "Как вы? Как Ваши дела?" для того чтобы просто продемонстрировать свою вежливость. И даже не задумываемся о том,что вообще-то этот вопрос вовсе не риторический, а предполагает ответ. И степень развернутости ответа зависит от характера, душевного настроя,темперамента и эмоциональности вопрошаемого. А мы боимся, ох как боимся этой самой развернутости. Потому что на то, чтобы выслушать, а не просто прослушать человека, нужны силы, нужен ТВОЙ СОБСТВЕННЫЙ НАСТРОЙ на него. 
Служенье муз не терпит суеты,
Прекрасное должно быть величаво.
Мне кажется,эти великие слова Пушкина можно в полной мере отнести и к культуре человеческого общения. Потому что счастье невынужденного человеческого общения - одно из прекрасных чудес этой жизни. Но как и творчество, оно тоже требует особого душевного настроя. А для этого душа сама должна быть цельной и не издерганной.
Я не могу особо винить моих героев в этой истории. Они постарались быть внимательными к Доле настолько, насколько позволяло это их состояние души.Увы, Магдалиночка,размеренность и степенность деликатно уходят из нашей жизни,остаются лишь воспоминания в лоскутках  выцветшей скатерти, вышитой еще руками бабушки, в выщербленной скамеечке,которую соорудил дедушка и проч. Ведь только вдумайся: сколько вечеров бабушка коротала над вышиванием скатерти, неспешно подбирая цвета, размеренно продергивая иголку.И в эти минуты может и завязывались узы тесного душевного (именно душевного) родства, когда хотелось делиться с бабушкой сокровенным, потому что знал, что она никуда не спешит, что внимательно выслушает, и  ободрит, и улыбнется, или вздохнет, или всплакнет. И скамейку сейчасне составит труда купить готовую - и быстро,и качественно,и красиво. Но скамейка,поставленная дедом - дороже,потому что вспоминаешь, как находили доски для нее, как подбирали гвозди, как красили. Это все моменты, лелеющие душу, а значит готовящие ее к восприятию чужих страданий, чужих откровений и способные успокоить человека.
Увы, наша жизнь, все больше издергивает людей и души их напоминают лоскутные одеяла сочень плохо прилаженными лоскутами.Тут схватишься - там разорвется, там зашьешь - еще где-то по швам расползется...
     15:01 05.09.2018 (1)
Я вам еще отвечу в нашей малОЛИтражке. Пока вызреваю. Очень накопилось. 
     22:00 05.09.2018
Спасибо!
     13:07 05.09.2018 (1)
3
На мой взгляд, это рассказ о встрече двух миров, живущих в своей системе ценностей, в своём темпе, в своём измерении.
На поверхности, что называется, чёрно-белый вариант: с одной стороны женщина рубежа столетий со всеми вытекающими сложностями существования; с другой - современная деловая женщина, которая тянет на своих плечах семью, детей, дом... Они не могут встретиться, да и не нужно это обеим. Доля едет  с одной целью - попрощаться с тенями прошлого, прикоснуться к истокам. Её суетливость от боязни, что символов её пршлого на месте не окажется. Восхищаясь красотой нового в городе, она заранее извиняет людей нового мира, которые, возможно, уже снесли и дом её детства, и срубили дерево, хранившее последние прикосновения родителей. Встретилась, прикоснулась и успокоилась. Уже в этот момент она готова была к уходу в небытие. Она всё про новую жизнь знает, и не ждала она в гости Риту и её мужа, которые ей никакая не родня, но которым хватило воспитанности принять чужого по сути человека... Чего уж греха таить, сегодня и матери не всегда желанные гости в домах своих детей, а тут...
Жизнь неоднозначна и судить героев рассказа не нам.
Психологически очень точно создан портрет пожилой женщины из другой эпохи, которая вовсе не старуха, хотя старается суетливо соответствовать общепринятому клише. Мы можем только догадываться, как ей было сложно выжить и приспособиться к реалиям враждебного ей мира. 
Мне вдруг подумалось: детей из детских домов усыновляют, но я никогда не слышала, чтобы забирали брошенных стариков из домов престарелых...
Спасибо, Ляман, за этот рассказ, за повод подумать, за душевное тепло и понимание людей. Чехов называл своих герое "хорошие-плохие люди". Мы все, по большому счёту, соответствуем этому определению.
     21:52 05.09.2018
1
Спасибо огромное, Александра! Спасибо за тепло и понимание.
Знаете, мне более всего понравилось в Ваших словах милосердие. Да, именно милосердие. И вы совершенно к месту вспомнили слова Чехова - одного из любимейших моих писателей. Да, верно - плохие-хорошие. А точнее - не плохие-не хорошие, а просто люди. В этой жизни, которая диктует свои законы. Можно возразить, что сами люди делают жизнь, и время. Так, да не так. Конечно, если жить в резервации, как, например, аборигены Новой Земли или некоторые племена Экваториальной Африки, или что-то в этом роде, то,  можно сказать, что жизнь там остановилась на уровне первобытнообщинного строя. Но ведь они там ВСЕ так живут. Жизнь идет по кругу. А, если хоть один выбивается из общего правила, то совершенно точно у него будут последователи, и жизнь сделает новый виток. И вот тогда несомненно будут те, кто в авангарде, и , кто в арьергарде. И жизнь (то есть авангард) всегда будет диктовать свои законы.
Но именно тогда выступает или не выступает такое понятие как милосердие. Нет правых и виноватых. Нет особой вины Ярина и Риты - они нормальные обычные люди в вихре обычной городской и привычной им жизни.
И конечно же нет вины Доли. Она уходит, и чувствует, что уходит. И от этого такое напряжение еще вдохнуть, еще надышаться этим земным воздухом, этой жизнью, уходящей как песок сквозь пальцы. Боже мой, сколько я таких старых людей видела с их суетливой тоской в глазах. Тяжело было смотреть в них.  Стрекотали, порой утомляли, а ведь,по большому счету, заговаривали себя от страха смерти.
А Доля - она списана с реальной натуры. У нее действительно не было своей семьи, она была очень привязана к своему воспитаннику. Ездила к ним, когда у него уже была своя семья, ее принимали радушно, но... Но...
Гость есть гость...
Спасибо Вам. Вы милосердны и к супругам Яриным и к моей героине. Никто особо не виноват. Жизнь...
     11:52 03.09.2018 (1)
2
Сильный рассказ... Как не стать такими, как Рита...
     19:37 04.09.2018
2
Спасибо. Увы,и такие как Рита будут всегда, и такие как Доля...
     20:48 03.09.2018 (1)
2
С глубоким психологизмом представлена история. Грустно. Жаль Долю, зажившуюся, как она считала, на свете,
жаль и молодых, сильных, которые думают, что такими будут всегда, что старость и немощи минуют их.
Пронзительно написано, Ляман!
     19:36 04.09.2018
1
Спасибо, дорогая Галя!
В общем-то все это из жизни. Я все подробно описала в комментарии Юре. К сожалению, такие истории будут всегда...
     22:22 03.09.2018 (1)
3
К губам прилипли сумерки,
И холод потемнел.
Дрожали мелко руки
Бессильные, как мел.

И в этом междумирье,
Изломанном, чужом,
Белела телеграмма
Как нищенка. Дичком.
     19:35 04.09.2018
2
Спасибо...
Спасибо огромное...
Книга автора
Великий Аттрактор 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама