Произведение «Почему мы ругаем, но тоскуем по советскому времени» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Темы: РоссияО жизниСССРИстория и политика
Сборник: Художественная проза и публицистика
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 71
Читатели: 2629 +2
Дата:
Произведение «Почему мы ругаем, но тоскуем по советскому времени» самая комментируемая(36) работа за сутки
04.10.2022

Почему мы ругаем, но тоскуем по советскому времени

[b]     По этой теме написаны уже много умных и глупых слов. Рискну добавить к ним  ещё несколько своих размышлений.
 
     Уже в конце семидесятых годов умным и склонным к анализу людям было ясно,  что страна катится к кризису и неизбежным переменам, которые будут  вызваны им. Правда, никто  не предполагал даже в начале перестройки, что он будет настолько глубоким, что даже развалится Советский Союз и весь социалистический лагерь.

     Многие объясняют это хорошо продуманными и осуществлёнными мерами Америки, в том числе: беспрецедентной гонкой вооружений (вспомним грандиозный и нереализуемый  рейгановский проект «звёздных войн»), обвал с помощью зависимых от США арабских нефтедобывающих стран мировых цен на нефть, служащую основным источником наших внешних доходов, а также другими не менее эффективными.
     Конечно, наша слабая экономика по сравнению с американской, да ещё при резком сокращении доходов, не могла выдержать таких затрат для обеспечения паритета в вооружении.

     Конечно всё это так.  Но вот почему страна оказалась в таком состоянии, позволившем американцам осуществить эти меры, и будет предметом моих размышлений.

     По моим твёрдым убеждениям, основной причиной этому – монопольная власть одной партии. Вспомним, что ещё сам Ленин говорил, что любая монополия приводит к загниванию. После ликвидации единственной легальной левой партии – левых эсеров, сотрудничавших на первых этапах с большевиками, но поднявших восстание 6-го июля 1918 года якобы из-за несогласия с Брестским  миром, он говорил примерно так: мы лишились последней оппозиции. Вообще говоря, это плохо. Но не мы в этом виноваты. Придётся вместо оппозиции развивать критику и самокритику. Но это, как известно, не помогло, да и не могло помочь.

     Некоторые историки утверждают, правда, без серьёзных фактических доказательств, что само восстание эсеров было специально спровоцировано большевиками, а непосредственный убийца германского посла Мирбаха сотрудник ВЧК и эсер Блюмкин был лишь орудием в их руках. Якобы после разгона эсеров он не был расстрелян, не сидел в тюрьме, а спокойно работал в той же системе ВЧК, только не в столице, а где-то на периферии.

     Уверен, что вместо того, чтобы разгонять и уничтожать левые партии: социал-демократов (меньшевиков), левых эсеров и анархистов нужно было сотрудничать с ними на конкурентной основе, доказывая в честной и конкурентно-демократической борьбе своё право руководить государством и обществом.  Возможно, именно тогда постепенно сложилось бы государство с эффективной экономикой и социально справедливым обществом.

     Современные коммунисты говорят, что это было невозможно, так как враги революции внутри и за рубежом не могли с ней смириться и организовали военное сопротивление и гражданскую войну.

     Позвольте, но если бы большевики работали хотя бы с левыми партиями так, как я написал выше; не называли бы творческую интеллигенцию говном и не выдворяли бы её насильственно из страны; не уничтожали бы церкви и не гнобили бы их служителей,  а работали бы с ними и с творческой интеллигенцией, привлекая их к построению нового социально-справедливого общества, то, может быть, и не было бы кровавой (или хотя бы не столь кровавой) гражданской войны и разрухи.  А ещё (и это главное!) физически не уничтожали бы помещиков и предпринимателей под клич «грабь награбленное», а делали бы это экономически в течение продолжительного времени, используя для этого такие инструменты как  прогрессивный налог с доходов, а особенно – также прогрессивный, налог на наследство. При этом часть основных фондов (капиталов) уходило бы не наследникам, а всему обществу, а структура доходов владельцев средств производства менялась бы в сторону уменьшения доходов от капитала и возрастания доходов от трудовой деятельности, например, хорошими топ-менеджерами на тех же предприятиях.

     Вот здесь полезно сделать некоторое отступление от основного текста.

     Как раз поэтому, чтобы не обидеть мошенников и проходимцев, захвативших после перестройки госпредприятия, действующий в советское время налог на наследство (правда, выполняющий несколько  другие функции) был отменён, а налог на доходы установлен плоским в отличие от подавляющего большинства других государств. При этом тогдашний лидер заявил, что сделано это во благо народа, чтобы  наследники родителей и  бабушек не пострадали бы от передачи им квартиры, дачи, машины или другого имущества. А вот предприниматели, продолжал он, всё равно нашли бы способ как-то обойти закон и избежать или существенно сократить эти налоги. То, что при этом он расписался в неспособности или нежелании наладить  элементарный порядок в налоговой сфере, многие и не заметили.

     Но вернёмся к основной теме.

     В шестидесятых годах предсказанное Лениным загнивание при монопольной системе уже было заметно для всех умеющих наблюдать и анализировать людей.  А таких в Советском Союзе было много ввиду высокого уровня образования, что нужно отметить в ряду других несомненных достижений страны. Марксистская теория, служившая основой всей политической системы, ввиду строгой партийной дисциплины и отсутствия политической конкуренции, не развивалась практически все послереволюционные годы и превратилась в догмы. Любое отклонение от них объявлялось ревизионизмом, жёстко преследовалось и не допускалось. А эти догмы уже не удовлетворяли тем изменениям, которые сложились на это время в стране и в мире.

     Несмотря на наличие в стране многочисленных институтов и кафедр марксизма-ленинизма, некоторые социально-экономические понятия были или вообще не определены, или тонули в многочисленных и многословных пояснениях и толкованиях. Например, мне доставляло удовольствие прикалываться над своими друзьями и знакомыми, задавая им вопрос:  «А что же такое социализм?». Большинство не задумываясь, отвечали:

     - Социализм – это первая стадия коммунизма.

     - Ну, конечно, это так, - отвечал я, потому что, как и многие другие знал, что прагматичный Сталин, в отличие от большинства членов ленинской гвардии, не ожидал скорой мировой революции пролетариата, после которой и должен был бы наступить коммунизм. Он понимал, что никакой мировой революции не будет, а коммунизм – это что-то далёкое и не совсем ясное. Поэтому, он своей твёрдой (а можно сказать и кровавой) рукой уничтожил (кого политически, а кого и физически) эту старую гвардию и назвал строящуюся большевиками систему первой стадией коммунизма.

     - Ну, это, конечно, верно, - далее продолжал я. – Но ты назови мне определение этой стадии, которое могло служить критерием того, чтобы взяв любую страну, мы могли бы отнести её к социалистической или нет.

     - Это просто, - обычно отвечал собеседник. – В социалистических странах средства производства принадлежат народу в лице государства, а не частным лицам.

     - Но тогда мы к социалистическим должны отнести и Кампучию (Камбоджу) при Пол Поте. Там вообще всё было национализировано. Но никто не признавал её таковой кроме наших идеологических врагов империалистов. А делали они это лишь для того, чтобы показать своему народу то, какой коммунизм (социализм) страшный и отвратительный. Частично признавали её таковой и китайцы пока сами не содрогнулись от того, что вытворял Пол Пот (ученик Мао и ставленник Китая) над своим народом.

     По этому критерию социалистической частично можно было бы назвать и Великобританию в довольно длительное время правления лейбористов. За время их власти более 80-и процентов предприятий оказались государственными. Но у нас это называлось государственным капитализмом.

     - Тогда, может быть, в качестве критерия может быть можно взять известную формулу уважаемого Лениным анархиста Кропоткина: «От каждого по способностям – каждому по труду», - провокационно предлагал я.

     Возможно, это может кого-то удивит,  так как в советское время анархистов изображали всегда карикатурно, но П. Кропоткин, теоретик анархо-коммунизма, наряду с основателем анархизма Бакуниным, пользовался большим уважением у анархистов, не репрессирован и не иммигрировал из страны, а в 1921 году был с почётом похоронен в Москве. В его честь даже названа одна из станций московского метро.

     - Вот, вот, - обычно обрадовано отвечали мои собеседники на мой провокационный вопрос, - это и есть критерий.

     - Ну, тогда в мире нет ни одной социалистической страны, так как нет и не может быть универсальной меры труда при огромном его разнообразии, - огорчал я своих собеседников.

     Но самое страшное было в том, что этими догмами руководствовались не только в идеологической сфере, но и в управлении экономикой.  Даже самые безобидные реформы, предложенные Косыгиным, после ряда экспериментов, давших положительные экономические показатели на некоторых предприятиях, старичкам из Политбюро показались несоответствующими установленным идеологическим догматам, были осуждены и запрещены.

     Возникновение реформ Косыгина было не случайным. Уже в конце пятидесятых годов в экономике страны начались негативные процессы. Уже в 1959-ом году кремлёвским деятелям стало понятно, что 6-й (1955 – 1960 годы)  народнохозяйственный план развития страны не будет выполнен. Поэтому срочно он был пересчитан и заменен на план семилетний (1959 – 1965 годы) с несколько иными параметрами. Итоги выполнения этого плана были подведены как-то невнятно, но, как всегда, триумфально.

     С 1969 по 1992 годы (с некоторым почти шестилетним перерывом) служил я в организации, занимающейся разработкой и внедрением, так называемых АСУ (автоматизированных систем управления), во многих отраслях промышленности. Поэтому довелось мне часто разговаривать с их руководителями. Однажды в доверительном разговоре один из них сказал мне: «Вы знаете, весь наш так называемый хозяйственный механизм  - это одна сплошная нелепость».

     Я ничего не услышал в этом нового, так как давно  понимал также. Стремление как можно больше сократить статью не позволяют мне привести многочисленные примеры, которые я наблюдал сам, слышал от производственников или читал в газетах. Но всё же я не удержусь и приведу два из них, которые чем-то похожи.

     Люди старшего поколения помнят о длящемся много лет дефиците запчастей к механизмам и оборудованию практически во всех отраслях. Но особенно от этого страдали в горнодобывающей промышленности на карьерных работах, так как простои обладающих большой мощностью карьерных экскаваторов из-за недостатка запчастей приводили к срыву планов и снижению комплекса показателей. Чтобы компенсировать потери от этих простоев, горнодобывающие предприятия старались всяческими путями получить большее количество экскаваторов. А это приводило к ещё большему их дефициту.
 
     На одном высоком совещании горняков страны один из них спросил у присутствующего руководителя подразделения Госплана, отвечающего за горную  промышленность, о решении этой проблемы. При этом он привёл данные, что в Америке в

Реклама
Обсуждение
Гость      17:15 05.12.2021 (2)
Комментарий удален
     23:24 17.11.2023 (1)
1
Ну, конечно же, победившего "хама". А это, случайно, не победившими "хамами" создано громадное количество
производственных мощностей в кратчайшие, по историческмм меркам, сроки? С 1922 по 1937 гг ежегодно запускалось по 700 фабрик и заводов. К 1941 году построено 10 000 новых предприятий. По промышленному объёму СССР вышел на 2-е место в мире. Полностью отсутствовала безработица. Количество средне-техн и высших учебных заведений выросло с 1930 по 1940 годы в 4 раза.
 Разве не те "хамы", а исключительно интеллигентные и благородные люди иных стран мира, победили всю Европу в 1945? Создали известное оружие? Запустили 4 октября 1957 года космический аппарат на орбиту - первый в мире
искусственный спутник Земли? Первого человека в космос? Построили  множество ГЭС - Волжскую, Братскую, Саяно-Шушенскую, Усть-Илимскую, Чебоксарскую, Саратовскую, Зейскую, Кислогубскую ПЭС и другие. Немалое колчество АЭС. И так далее и так далее и так далее.
Гость      16:25 18.11.2023 (1)
Комментарий удален
     17:29 18.11.2023
В Вашем ответе - злоба и только. Мои родственники, родные моих друзей, знакомых, коллег и так далее - строили
страну "победившего хама", как Вы изволили выразиться. Строили со страстью и гордостью, понятно? Сражались на фронтах. Многие из них погибли. Я сама буду решать, что мне читать и писать.
     06:13 06.12.2021
Добрый день, Борис.
А мне жаль СССР, но как страну, а не как государство с тоталитарной системой власти, подавляющей любые мнения и теории в социально-экономической области отличные от установившихся догм. Не будь этого, можно было бы постепенно и безболезненно перейти действительно к социально-справедливому и экономически эффективному обществу. Ведь предпосылки были. Была на хорошем уровне социальная справедливость (не путать с уровнем жизни, который был низковат), в том числе в межнациональном разрезе.  И социальный лифт работал исправно.
Спасибо за комментарий.

     22:30 02.10.2022 (1)
"хорошими топ-менеджерами", - у автора явно не хватает словарного запаса, на то, что бы не пользаваться американизмами.

"Топ-менеджмент (англ. top management) или исполнительный менеджмент (англ. executive management) или старший менеджмент (англ. senior management) — группа руководителей организации высшего уровня иерархии, которые ежедневно несут ответственность за эффективное управление организацией. Такие руководители советом директоров и/или акционерами наделены необходимыми властью и полномочиями".

Но в отношении партийного руководства я с автором солидарен.
     08:42 03.10.2022 (1)
Спасибо, Евгений, за комментарий.
Конечно, Евгений, я не  задумывался над этим, а термин      "тор" использовал как высший, верхний, и т.п., как впрочем все в России.
     10:20 03.10.2022 (3)
Так напишите по-русски, кто это. Директора заводов, министры или кто-то ещё?
     16:18 03.10.2022 (1)
Вы ЯВНО психически больны.  Может, пора сходить в военекомат и отдать гражданскую дань...  Не думали об этом, Евгений?
Родине бы  послужили,  долг бы ЕЙ отдали...  Нет?  Если старый уже, сына бы отправили на святое дело по защите Отечества.  Подумайте...
     18:19 03.10.2022 (1)
Психов в армию не берут.
     21:28 03.10.2022
Вам повезло несказанно.  Хотя и их уже берут.
     11:48 03.10.2022 (3)
Не знаю, на счёт кого-то ещё, но слова директор и министр - оба не русские ) 
     13:17 03.10.2022 (1)
Ой, нет. Эти слова уже русские, т.к. однозначно определяют определённое, понятное всем, понятия. Слова, становятся русскими, кргла это становится так независимо от своего происхождения, иногда даже определяют в русском языке несколько отличные от того, что они определяли в языке происхождения. Например,  слово "сарай" тюрского происхождения определяет только только определённое, известное всем русским строение. А вот в Алма-Ате современное красивое здание Дворца Республики на казахском языке в русской транскрипции звочит как "Сарай Республикасы", т.е. слово "сарай" определяет понятие "строение" любого типа.
     13:31 03.10.2022
Согласен с этим мнением. В любом языке есть устоявшиеся заимствования. Потому, бесконечно смешны потуги иных славянофилов от сохи "очистить" русский язык. Дело в том, что язык претерпевает постоянные трансформации, изменяется. Те слова, что не могут в нём прижиться - уходят сами, те же, что прижились, убрать или заменить уже нереально. Самое важное, чтобы был предмет, определяемый словом. Где в русском языке замена слову машина, например? Велосипед? Карбюратор? Нет и быть не может ) 
     12:28 03.10.2022 (2)
Но понятные. А кто такие топ-менеджеры не известно.
     13:30 03.10.2022 (1)
Но почему же? Мне кажется, что известно всем грамотным людям.
     14:21 03.10.2022
А кто сейчас писать и читать не умеет?
     13:12 03.10.2022 (1)
Это пока. Для новых поколений, данное слово будет не менее естественным, чем слово унитаз - для большинства наших современников. Первые белоснежные друзья пришли к нам из-за моря от фирмы "Юнитас", получившей тем самым билет в вечность )))
Лично для меня, понятие топменеджер включает в себя максимальную близость к кормушке, немыслимые доходы и возможность выводить средства по серой схеме непосредственно из оборотного капиталла и доходов предприятия.
Как это назвать на русский манер? Даже не знаю ) 
     13:45 03.10.2022 (1)
Слово "менеджмент" можно перевести на русский как организационное управление, т.е. не управление каким-то аппаратом или технологической линией. Менеджер - это управленец, работающий с людми или целым коллективом людей, т.е. предприятием, организацией или каким-либо их подразделением. Как правмло, это не собственник, а наёмный работник. Правда, это это только на  крупных фирмах. На мелких и малых предприятиях возможно совмещение.
     14:19 03.10.2022
И весь этот ваш комментарий, безусловно справедливый, вы предлагаете на замену одного, единственного слова ) 
     11:49 03.10.2022 (2)
Именно поэтому так необходимы столоначальники, главы департаментов присутственных мест, думные дьяки и проч. 
     13:47 03.10.2022
Правильно, Александр.
     11:58 03.10.2022 (1)
Заплечных дел мастера, опричники, стряпчие... А кроме, просто просится табель о рангах, в коей будут прописаны все статуты от черни и до вельмож. 
     12:00 03.10.2022 (1)
Письмоводитель ещё.
     12:01 03.10.2022 (1)
И мальчик для облизывания марок, ибо интернет - порождение бесовское. 
     13:38 03.10.2022 (1)
А ещё ведь подьячий есть!
     14:22 03.10.2022 (1)
Экзекутор. 
     16:49 03.10.2022 (1)
Экзекутор - это эвенкийское слово, не русское. Не подходит оно.
     17:48 03.10.2022
Хотел предложить коллежский регистратор, но оба эти слова - заимствованные.
Целовальник... В новых традициях можно даже уточнять в скобках - чего целовальник ) 
     11:43 03.10.2022 (2)
1
Да я бы, Евгений, так и сделал, если бы нашёл в русском языке слово, которое объединяло все возможные названия высших управленцев в фирмах и других коммерческих организаций, но, кажется, его нет.
     12:33 03.10.2022 (1)
Вы же о советском времени пишете? Неужели в те времена не было названия должностям, управленческого персонала?
Не поверю в это.
     14:02 03.10.2022 (1)
Этим термином я хотел подчеркнуть, что после огударствления они они были не собственниками, а именно управленцами (менеджерами) на предприятиях, которых хорошо знают, а также в отличие от министров и других государственных  чиновников и политиков.
     14:34 03.10.2022 (1)
Уверен, что ничего вы не хотели подчеркнуть, написали, что бы быть в ногу с Likin M.
Это называется косноязычие,  быть в ногу со временем, используя неформальную лексику.
Но главное, что не понятно о ком именно вы пишете, о руководителях какого ранга. Думаю, что именно этого вы и добивались.
Говорить общими фразами, которые должны быть приняты большинству, это примитивный приëм словоблудия.
(Не хотел вас обидеть, просто забыл, синоним слова.)
     15:19 03.10.2022 (1)
Улыбаюсь.
     18:38 03.10.2022
Вот и хорошо.
     11:52 03.10.2022 (1)
И вы совершенно правы, ибо это то же, что пытаться найти в русском языке замену словам машина, сарай, деньги и т.д. 
     12:36 03.10.2022 (1)
management —  руководители
     13:02 03.10.2022 (1)
Зачитывается ) 
     22:04 03.10.2022 (1)
Хай, М! Назначенцы, наместники и т. д.
     03:57 04.10.2022
Это ближе к супервайзеру, но тоже норм ) 
     16:18 03.10.2022 (1)
Толя...  У меня сложное отношегин ео всему, что Вы написали - но я Вас уважаю.
     16:29 03.10.2022
Спасибо, Олег.
     21:54 29.09.2022 (1)
1
Интересная статья. Я, лично, никогда не тосковала по советскому времени. Ничего хорошего там не видела, кроме разве юных лет. Союз - искусственно созданный конгломерат. Часто приходилось бывать в Прибалтике - вот это было наглядно, как народы этих республик "желали" быть в Союзе. Было бы это, как любят говорить "патриоты", такой хорошей страной, не развалилась бы империя. И никто её не разваливал - сама развалилась, стоило только вожжи ослабить. Никакая патетика, хоть социалистическая, хоть коммунистическая и т.п. не поспорит с экономикой. И очереди за мясом и колбасой всегда перевесят любую патетику. Хотя сегодняшний день ничуть не лучше, к сожалению. Разве что в магазинах полки пока не пустые.
     08:03 30.09.2022 (1)
  Спасибо, Галина за комментарий.
  А у меня, Галина, несмотря на критичность некоторое чувство тоски по Союзу всё-таки есть. Мне жаль тех отношений между людьми и достижений в области социальной справедливости, позволяющей развитие личности и получения любого образования независимо от материального положения семьи и национальности. Кстати, прожив в девяти местах бывшей огромной страны, в том числе около тридцати лет в Казахстане, о которых сохранил тёплые чувства, и побывав во многих её городах и весях, могу утверждать, что национальный вопрос в развале страны решал совсем не решающую роль. Если бы не закостенелая, монопольная система управления, подавляющая любые мнения и теории в области социально-экономического развития противоречащие  установленным догмам, то и межнациональные вопросы  могли бы успешно решаться.
     20:41 02.10.2022 (1)
1
Согласна, что было и что-то позитивное. Но только не в Прибалтике. Моя подруга была влюблена в эстонца. Они собирались пожениться. Мы с ней поехали знакомиться с его родителями в Таллинн. Вполне интеллигентные люди. Мать мальчика, профессор русской литературы, меня отозвала и сказала: "Объясните своей подруге, мы не против неё лично. Просто мы хотим сохранить нацию. Нам нужна эстонская невестка". А мальчик, несмотря на неземную любовь, не осмелился пойти против родителей. Это было при Союзе. Литовцы прятали от нас продукты. Они только и ждали, чтобы Союз распался. Собирать хлопок в Узбекистане, а ткани делать в Иваново - это как раз изобретение для удержания республик под эгидой Москвы. Но всё когда-нибудь кончается. И лёгкость, с которой развалилась империя, говорит о многом.
     09:50 03.10.2022
Добрый день, Галина. думаю, что стремление какого-то этноса к своему сохранению ни есть межнациональная вражда. Это другое и не столь вредное. У меня, кстати, в Алма-Ате был друг и сотрудник эстонец из семьи репрессированных в сталинские времена. Его мать занимала высокую должность в одной из республиканских отраслей. Ни он, ни она не думали переехать в Эстонию.
  Конечно, были элементы русофобии были  Прибалтике, Западной Украины, Чечне и возможно, в других местах. Были ещё и межнациональные проблемы, например, грузины-абхазы, армяне-азербайджанцы, ингуши-осетины и, возможно, другие. Но межнациональные проблемы постепенно бы сглаживались в условиях успехов в социально-экономическом развитии и соответствующем ему росте материального благополучая, Но это было невозможно в условиях закостенелой монопольной системы власти не позволяющей даже устранения нелепостей в системе административно-командной системе управления экономикой. Эти нелепости я видел даже в продвинутых областях, например, в разработке космических систем. Это и приводило к застою и отставания от развитых стран. Вот основная  причина системы, и, как следствие - страны.
     07:15 22.06.2022 (1)
Спасибо за статью и за комментарии под ней. Очень было интересно. С чем-то согласен, а с чем-то нет. Я бы написал более пространно, но не под вашей работой, а под некоторыми комментариями к ней. Но не хочу. Спасение утопающих, дело рук самих утопающих. У меня и так много знакомых, которых я называю жертвами перестройки.
А так, ещё раз спасибо. Тема очень многогранная и выходит далеко за рамки статьи.
     09:56 22.06.2022
Согласен, что тема очень многогранная и выходит за рамки статьи. Поэтому и нормально, что Вы с чем-то соглашаетесь, а с чем-то нет. Спасибо.
     05:03 16.03.2022 (1)
Воспитание нового человека было объявлено одной из триединых задач построения нового общества. Но именно ей уделялось меньше всего внимания. В конце семидесятых (в 25 лет) я вдруг осознал, что у моего поколения нет в жизни "великой цели". Один из моих одноклассников обозначил цель кратко: "Жена, машина, дача!"  Семейный уют - это довольно много, но не всё. Маловато. Кто-то добавлял в этот список карьеру, развлечения, путешествия, благосостояние.  Пример в этом показывала "золотая" молодёжь. Она это всё имела по праву рождения. Они не хотели быть лётчиками, геологами, строителями новых городов и заводов. Гедонизм - вот что было их "великой целью". Буржуазная (она же американская) мечта: получить больше, чем вложил. Верхушке партии стало присуще хозяйственное обрастание. "Жила бы страна родная, и нету других забот!" - этот лозунг остался в далёком прошлом. Его провозглашали, но в него не верили и те, кто слушал, и те, кто провозглашал. 
Противоречия в экономике и обществе нарастали. Косыгинские реформы загубили на корню. Огромное количество чиновников кормилось тем, что выдавала по фондам то, что предприятия должны были получать безусловно. Право разрешительной подписи! 
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=105486  - "Секрет успеха".
Это же право подписи обогащало чиновников при утверждении планов на следующий год и "защите" фондов поставки. Заявки на снабжение тоже нужно было обосновать. В указанной ссылке на заметку из "Дневника инструктора райкома КПСС" подробно описано, как это всё происходило. 
Существовал целый список дефицитных товаров, которые использовались как катализаторы процесса поставок. Взятки далеко не всегда наличкой. Вот ещё один пример - "Покрышки" - https://fabulae.ru/prose_b.php?id=105126
Экономика и общество нуждались в реформах. Это понимали все, многие поддержали стремление Горбачёва к Перестройке. Но как демагог, он обещал и тем, и этим. Направление реформ выбирали в просторных кабинетах. Верхушка партии выбрала вариант шоковой терапии, при котором "свои" получили фабрики, заводы, газеты и теплоходы.  Экономика страны (и страна) оказалась разрушены. Основной массе населения достались для приватизации квартиры, в которых они проживали. Стоящие у "закромов Родины" эти закрома и приватизировали.  
Партийная элита хотела "в европы" хотя бы "без мусульманских" республик.  Европейский образ жизни был "великой целью" верхушки партии Ленина.  Не построение общество всеобщей справедливости было их задачей, а личное благополучие. Верные ленинцы приговорили и социализм, и СССР,  Военную присягу "Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, ..." они не принимали, потому что старались откосить от армии. Поэтому формально они не обязаны были сохранять верность СССР".  Да, была "такая партия". 
     08:29 16.03.2022 (1)
Некоторые современные коммунисты утверждают, что страна развалилась потому, что к власти пришли предатели.
Я обычно задавал им вопрос: а разве не порочная система власти, при которой власть сама назначала руководителей всех уровней управления без участия в этом населения, привела на вершину этих предателей?  Ответа, конечно, я не получал.
Спасибо, Владимир, за комментарий.

     20:18 17.03.2022
На должности назначали вышестоящие. Работодателем бюрократа всегда был вышестоящий бюрократ. 
     17:51 26.01.2022 (1)
Позвольте, но если бы большевики работали хотя бы с левыми партиями так, как я написал выше; не называли бы творческую интеллигенцию говном и не выдворяли бы её насильственно из страны; не уничтожали бы церкви и не гнобили бы их служителей,  а работали бы с ними и с творческой интеллигенцией, привлекая их к построению нового социально-справедливого общества, то, может быть, и не было бы кровавой (или хотя бы не столь кровавой) гражданской войны и разрухи.  А ещё (и это главное!) физически не уничтожали бы помещиков и предпринимателей под клич «грабь награбленное», а делали бы это экономически в течение продолжительного времени, используя для этого такие инструменты как  прогрессивный налог с доходов, а особенно – также прогрессивный, налог на наследство. При этом часть основных фондов (капиталов) уходило бы не наследникам, а всему обществу, а структура доходов владельцев средств производства менялась бы в сторону уменьшения доходов от капитала и возрастания доходов от трудовой деятельности, например, хорошими топ-менеджерами на тех же предприятиях.

Браво, уважаемый Анатолий!..
Люблю СССР, но не тот произвол, что творился, от которого все пострадали: и сама страна и люди...
     19:24 26.01.2022
1
Большое спасибо.
Думаю, что что большая часть населения нашей бывшей огромной страны разделяет это, И не только русскоязычные. Я много лет жил в Алма-Ате. В постперестроечные годы один мой знакомый казах говорил мне: "Раньше у меня было чувство принадлежности к великой страны. Сейчас такого чувства уже нету".
     12:33 29.10.2021 (1)
Начало статьи меня вдохновило, но когда автор дошел до вопроса, что такое социализм, мой энтузиазм закончился...
Если автор не знает что такое социализм, как он может рассуждать о кризисе социализма.
Даю определение, - Социализм, это коммунизм, минус электрификация всей страны.
Как-то так.
     14:00 29.10.2021 (1)
Интересное определение, Анатолий. Оценил Ваш юмор.
А я предпочитаю вообще не оперировать измами, а говорить о построении социально-справедливого и экономически эффективного общества.
Советская система не отвечала этим критериям, особенно второй части. А установившееся монопольная система управления из-за запрета на любые общественно-политические мнения и теории, отличные от установившихся догм, не обеспечивало движение к такому.
Не будь этого, уже в советское время можно было бы постепенно перейти действительно к социально-справедливому и экономически эффективному обществу, скорее всего, основанному на общественное владение средствами производства.
В моём рассказе "Философ" в уста ЛГ кратко и поверхностно вложен один из возможных вариантов такого обшества.
Спасибо за комментарий.
     13:56 31.10.2021 (1)
Вообще, я хотел сказать о том, что в России никакого социализма не было и коммунизм никто строить не собирался.
Хотя бы потому, что понятия социализм и коммунизм не определены. Нет чёткого понятия что такое социализм и коммунизм.
Люди просвещённые знают, что создание СССР было организовано еврейскими банкирами.
Существовала идея создания еврейского государства на территории нынешней Украины. Для этого и была совершена Великая Социалистическая революция. Сценарий которой уже был опробован во Франции.
Коммунистическая идеология, это та же библейская идеология, только в более современной интерпретации. Подобно христианству, сменившему язычество, коммунисты решили полностью заменить всё прежние христианские идеологические принципы на коммунистические. Тем более, что они мало чем отличались, автор один и тот же.
Основной задачей было уничтожение русской нации. Поэтому первым делом была уничтожена элита русской нации, а потом взялись и за уничтожение русского народа.
Для уничтожения русского государства, на территории Российской империи было создано 15 "независимых" государств и началось формирование национальных различий. Я жил в Алма-Ате и прекрасно помню, что казахи настаивали на том, что они в Казахстане главные. Никто собственно против этого не возражал. Казалось, что есть республики для всех наций проживающих на территории СССР, и кто хочет быть главным, должен просто поехать в республику с названием его нации и ходить там выделываться. Тем более, что в паспорте у каждого было написано какой он национальности.
Советская Россия, или СССР, это государство промышленные предприятия в котором принадлежали партийной номенклатуре. Народ никаких прав на достояние государства не имел.
Ни о какой социалистической собственности говорить не приходится. Её не может быть по определению собственности. Всё, что было создано в СССР и досталось от Царской России, находилось в собственности партийного аппарата.
Партия создала такие условия, что никакое инакомыслие было невозможно, никакая предпринимательская деятельность не имела права на существование, наука и искусство служило исключительно целям и задачам определённых партией.
СССР полностью копировал структуру Древнего Египта, в котором власть принадлежала жрецам, в СССР коммунистам. На троне восседал фараон, в СССР генсек. Пирамиды строили рабы, в СССР на комсомольских стройках "трудились" заключённые, по аналогии была армия, и относительно свободные граждане.
Так что ничего нового еврейские коммунисты в России не изобрели - азиатский способ производства это вершина коммунистической экономики.
     15:09 31.10.2021 (1)
Ой, Анатолий, с Вашей главной мыслью я, конечно, не согласен. Наверное потому, что не отношу себя к просвещённым, а просто к здравомыслящим людям, способным смотреть и анализировать.
Кстати, в Алма-Ате прожил я около тридцати лет и с теплом вспоминаю эти годы. Среди казахов у меня было много друзей и знакомых. Никто из них не называл себя главным народом, но коренным. И это ни у кого не вызывало возражений, поскольку это есть факт.
     15:18 31.10.2021 (1)
В какие годы Вы в Алма-Ате жили? На покой улице?
     16:21 31.10.2021 (1)
В Алма-Ате жил я с 1969 по 2001 годы с перерывом с 82-го по 88-й  в Эвенкии в таёжном посёлке, где работал в геофизической экспедиции.
Жил я всё время в геофизгородке, а работал в городских организациях, кроме первых двух лет.
     18:24 31.10.2021 (1)
Где находился геофизгородок, я не знаю.
Я жил на проспекте Ленина, учился в 56 школе, перед армией работал в Институте  Горного дела. Который тоже на проспекте Ленина находился.
Приятно встретить земляка. На сайте есть ещё один алма-атинец.
     20:19 31.10.2021 (1)
Геофизгородок, а позже п. Мамыр (Май по русски)  почти за ул. Саина, если её пересекать по  Джандосова.
     20:25 31.10.2021 (1)
Посмотрю на карте. Спасибо.
     13:21 01.11.2021 (1)
Кстати, Анатолий, у меня есть рассказы на базе каких-либо эпизодов жизни в Алма-Ате. Например "Акбар".
     18:41 01.11.2021 (1)
Прочитал только что. Хороший рассказ. Жалко собаку. Я тоже держал алабаев. Вы не совсем правильно описываете породные качества. У всех пород встречаются верные и неверные особи. Точно так же как и у людей.
     09:00 02.11.2021 (1)
Спасибо, Анатолий. О породных качествах  из какой-то книги взятой из библиотеки. Я так и писал в рассказе. А вот конкретное проявление качеств Акбара описаны по факту.
     11:04 02.11.2021 (1)
В книгах пишут для потенциальных покупателей собак. И пишут только о том, что должно этому потенциальному покупателю понравиться.
Есть понятие выбраковка, плембрак. И в первую очередь это по рабочим качествам. Заводчик обязан отбирать щенков таким образом, чтобы в породе не попадали особи не имеющие тех рабочих касеста, о которых написали Вы. Но зачастую заводчики продают всех подряд.
А щенок с описанвми Вами рабочими качествами может вообще в чужой семье неприжиться...
Я держал слабака, у меня более двухсот щенков было.
     11:45 02.11.2021 (1)
Наверное так. Я об этом не задумывался.
А с собаками я очень дружу. Когда жил в Эвенкии, держал одновремённо трёх лаек. Очень нравились мне эти собачки.
     12:17 02.11.2021 (1)
Кстати, Анатолий, как раз сегодня я выложил вой мемуарный рассказ "Ночь приключений и конец Света".  Как алма-атинцу  он может быть Вам интересен.

     15:04 02.11.2021
Спасибо, посмотрю.
Не нашёл..
     13:15 02.11.2021 (1)
Толковая статья, уважаемый Анатолий!
Вы по "полкам" разложили этапы, которые привели к развалу экономики, верно указали на причины, которые этому сопутствовали, поэтому, я получил удовольствие от прочитанного.
Абсолютно со всем согласен.

С уважением  Н.А.
     14:09 02.11.2021
Спасибо, Никита.
     10:58 29.10.2021 (1)
     11:06 29.10.2021
Спасибо, Лариса.
Реклама