Произведение «От князя Кия до варягов 1. Века Трояновы» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Сборник: Властители языческой Руси
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 2756 +3
Дата:
«Застава - В.М. Назарук»

От князя Кия до варягов 1. Века Трояновы

                                                                        1. ОТ КНЯЗЯ КИЯ ДО ВАРЯГОВ

                                                                               1.1. ВЕКА ТРОЯНОВЫ

 
    В древности на Руси использовалось свое, дохристианское летоисчисление. Указание на это можно найти в “Слове о полку Игореве”:

                                                  “Были вЪчи Трояни,
                                                    минула лЪта Ярославля”
                    (“Слово о полку Игореве”, ЛП, с. 15, М.-Л., 1950)

    С Ярославом Мудрым связано утверждение христианства на русской земле, а заодно и христианского летоисчисления. Трояновы века – это время давнее, языческое. Имеется в “Слове” и более конкретное указание:

                                                  “На седъмомъ вЪцЪ Трояни
                                                  връже Всеславъ жребий
                                                                        о дЪвицю себЪ любу”
                  (Там же, с. 25)

    Итак, князь Всеслав Полоцкий занял киевский престол на седьмом веке Трояновом, что соответствует XI веку н. э. Отсюда следует, что первому веку Троянову должен соответствовать V век н. э. Какое же событие стало точкой отсчета истории древних русичей? Римляне начинали свою историю от основания города, то же самое можно ожидать и от наших предков. Вот и летописец Нестор начало русской государственности связывал с Киевом и Киевском землей:

    “Се повЪсти времяньныхъ лЪтъ, откуду есть пошла Руская земя, кто въ КиевЪ нача первЪе княжити, и откуду Руская земля стала есть”
                  (Лаврентьевская летопись, РЛ, т. XII, с. 1, Рязань, 2001)

    В рукописи польского историка XVI в. М. Стрыйковского есть запись, что Киев будто бы появился в 430 г. (М.К. Каргер “Древний Киев”, т. I, с. 66, М.-Л., 1958). Её источник не известен, но разве не могло существовать в V веке поселение, ставшее позднее центром земли полян? Ведь русская история началась не в IX веке, а задолго до Рюрика (Б.Д. Греков “На заре русского государства” // “Исторический журнал”, 1942, № 7, с. 14-31) и вовсе не в Новгороде, о чем в летописи имеются свидетельства:

    “По мнозЪхъ же времянЪхъ сЪли суть Слов ни по Дунаеви, гдЪ есть ныне Угорьска земля и Болгарьска <...> Такоже и ти СловЪне пришедше и сЪдоша по ДнЪпру и нарекошася Поляне, а друзии Древляне, зане сЪдоша в лЪсЪхъ; а друзии сЪдоша межю Припетью и Двиною и нарекошася Дреговичи; инии сЪдоша на ДвинЪ и нарекошася Полочане <...> СловЪни же сЪдоша около езера Имеря, и прозвашася своимъ имянемъ, и сдЪлаша градъ и нарекоша и Новъгородъ; а друзии сЪдоша по ДеснЪ, и по Семи и по СулЪ, и нарекошася СЪверъ”
                  (Лаврентьевская летопись, РЛ, т. XII, с. 5-6, Рязань, 2001)

    Здесь сообщается о расселении славян, которое происходило в V–VI веках. Видно, что и расселение славян по Дунаю, и формирование восточнославянских княжеств летописец воспринимал как события одновременные. И если государственность дунайских и днепровских славян развивалась синхронно, то V–VI века – вполне реальная дата начала Трояновых веков.
    Вот только почему в летописи перечислено всего шесть княжений? По-видимому, только там восточные славяне успели создать свою, пусть еще примитивную, государственность. Они-то, очевидно, и составили землю Троянову. Её политическим центром стал Киев, оттого в XVI–XVII веках в тех краях распространилось представление о Киеве, как о гомеровской Трое. К тому времени позабылось значения выражение “земля Троянова” и люди связали её с легендарным городом:

    “Так считается, что и Илион (Ilium), или Троя(Troiam), некогда находились на киевской территории (territorio Kioviensi), в плодороднейших степях и живописнейших лесах. Здесь можно видеть памятники, от которых ныне сохранились развалины, подземелья, гроты, мраморные плиты и остатки мощных стен”
                    (Михалон Литвин “О нравах татар, литовцев и москвитян”, с. 99, МГУ, 1994)

    Дальше в летописи следует рассказ о полянах, живших некогда отдельными родами, а затем объединившихся под властью мифического князя Кия, после чего вновь приводится список княжений:

    “И по сихъ братьи держати почаша родъ ихъ княженье в Поляхъ, а в Деревляхъ свое, а Дреговичи свое, а СловЪни свое в НовЪгородЪ, а другое на ПолотЪ, иже Полочане. Оть нихъже Кривичи, иже сЪдять на верхъ Волги, и на верхъ Двины и на верхъ ДнЪпра, ихже градъ есть Смоленьскъ; тудЪ бо сЪдятъ Кривичи. Таже сЪверъ от нихъ…”
                  (Лаврентьевская летопись, РЛ, т. XII, с. 9-10, Рязань, 2001)

    Во втором списке перечислены все те же шесть княжений, а это говорит, что подбор их не случаен. Остальные восточные славяне и в самом деле еще не успели тогда создать свои княжества. Упомянул же Нестор кривичей, однако в список их не включил, заметив лишь, что произошли кривичи от полочан. А вот в третьем списке наблюдаются изменения:

    “Се бо токмо СловЪнескъ языкь в Руси: Поляне, Деревляне, Ноугородьцы, Полочане, Дреговичи, СЪверъ, Бужане, зане сЪдоша по Бугу, послЪже же Велыняне”
                    (Там же)

    Список расширился. Теперь свое княжество появилось и у бужан, а земля Троянова состоит уже из семи княжеств. И другое изменение – эта земля стала называться Русью. При том, что варягов здесь еще не бывало. Отдельное русское княжество не сложилось, потому что русь стала гocподствующим народом на всей земле Трояновой. Об этом говорится у Псевдосимеона – византийского автора X века:

      “Рос, нарекаемые также и Дромиты, названы так от распространения какого-то сильного отклика “рос” тех, которые приняли прорицание согласно некоему совету или же по божественному воодушевлению и стали распорядителями этого народа”
                    (А. Карпозилос “Рос-Дромиты и проблема похода Олега против Константинополя” // “Византийский временник”, 1988, т.49, с. 117)

    Таким образом, господство русов, ставших военным сословием восточных славян, было узаконено прорицанием волхвов, представленным как воля богов. И еще греки запомнили боевой клич – “русь”.
    А.Н. Поляк обратил внимание на употребление термина “русь” в былинах. Наряду с этническим понятием, он означал также “начальство, старшие”. В былине “Соломон и Иван Микульевич” говорится: “Еще Русь замен царя принимает же все” (А.Н. Поляк “Восточная Европа IX-X веков в представлении Востока” // “Славяне и их соседи”, выпуск 10, с. 90, М., 2001). В том же значении понимал этот термин и византийский император Константин VII Багрянородный (905-959). Он называл восточнославянские княжества “пактиотами” росов (от “пакт” – договор) и утверждал, что русские князья отправлялись в полюдье со всеми росами, то есть – с дружиной:

    “Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется “кружением”, а именно в Славинии вервианов, драгувитов, кривичей, севериев и прочих славян, которые являются пактиотами росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав”
                    (Константин Багрянородный “Об управлении империей”, с. 51, М., “Наука”, 1991)

    Это известие прокомментировал А.П. Новосельцев: “… полюдье – основной источник благосостояния ранних киевских князей и их дружины (руси)” (А.П. Новосельцев “Образование Древнерусского государства и его первый правитель” // “Вопросы истории”, 1991, № 2-3, с. 15).
    Археолог В.В.Седов связал с расселением руси распространение в VI–VII веках на землях восточных славян волынцевской культуры (В.В. Седов “Древнерусская народность: Историко-археологическое исследование”, с. 51-65, М., 1999; В.В. Седов “Славяне: Историко-археологическое исследование”, с. 255-269, М., 2002). В VI веке упоминал народ “рос” сирийский писатель Захария Ритор. К северу от Кавказа он помещал кочевников, еще севернее – амазонок, рядом с которыми и жил этот народ рос (ерос), отличавшийся огромным ростом:

    “Вглубь от них [живет] народ амазраты и люди-псы; на запад и на север от них [живут] амазонки [amazonides] <…> Соседний с ними народ ерос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия, и которых не могут носить кони из-за их конечностей”
                    (Н.В. Пигулевская “Сирийские источники по истории народов СССР” // “Труды института востоковедения”, т. XLI, с. 166, М.-Л., 1941).

    Если считать амазонками болгаро-аланское население Подонья (салтово-маяцкая культура), где женщины несли военную службу и их даже хоронили с оружием (С.А. Плетнева “На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс”, с. 278-280, М., 1989; С.А. Плетнева “Амазонки” как социально-политическое явление” // “Культура славян и Русь”, с. 529-537, М., 1998), то народ “рос” точно совпадает с восточными славянами. Мусульманские писатели Ас Са’алиби (XI в.) и Захир-ад-дин (XV в.), повествуя о событиях VI века, тоже упоминали русов (А.П. Новосельцев “Восточные источники о восточных славянах и Руси VI – IX вв.” // “Древнерусское государство и его международное значение”, с. 362-363, М., 1965; А.Н. Сахаров “Дипломатия Древней Руси”, с. 191-192, М., 1980).
    Какие-то смутные воспоминания о давних событиях сохранялись на Руси и оказались включены в Степенную книгу в виде малопонятной вставки:

    “Иже и преже Рюрикова пришествiя въ Словенскую землю не худа бяше держава Словенскаго языка, воинстоваху бо и тогда на многiя страны и на Селунскiй градъ и на Херсонъ и на прочихъ тамо, яко же свидЪтельствуетъ нечто мало отчасти въ чюдесЪхъ великомученика Димитрiя и святого архiепископа Стефана Сурожскаго, ова же индЪ. И яко же вышеречено, иже и на самый Царьградъ многажды прихожьжаху; еще же древле и царь Феодосiй Великiй имЪяше брань съ Русскими вои, его же укрепи молитвою великiй старец Египтянин именемъ Иванъ Пустынникъ. ПослЪди же и при Ираклiи цари ходиша Русь и на царя Хоздроя Персьскаго”
                (Книга Степенная царского родословия, ч. 1, ПСРЛ, т. XXI, с. 63, С.-Петербург, 1908)

    В 626 году русы в союзе с аварами осаждали Константинополь (Л.Е. Боровский “Византийские, старославянские и старогрузинские источники о походе русов VII в. на Царьград” // “Древности славян и Руси”, с. 114-119, М., 1988; В.В. Мавродин “Начало мореходства на Руси”, с. 12-13, Л., 1949), а в 643 году правитель Дербента Шахрийар называл русов в числе своих врагов (А.П. Новосельцев “Восточные источники о восточных славянах и Руси VI–IX вв.” // “Древнерусское государство и его международное значение”, с. 364-365, М., 1965). Очевидно, имя “Русь” распространялось среди восточных славян уже в VI–VII веках, что и отразилось в летописи.
    Далее в летописи сообщается о войне белых угров (болгар?) с иранским шахом Хосровом (VII в.), о вторжении на Дунай авар и насилиях их среди дулебов (VII в.). Тут же приводится и легенда о происхождении радимичей и вятичей. Упоминания о белых уграх и аварах позволяют датировать появление княжений радимичей и вятичей VII веком. Следующий список резко отличается от предыдущих:

    “И живяху в мирЪ Поляне, и Деревляне, и СЪверъ, и Радимичи; Вятичи и Хорвате. ДулЪби живяху по Бугу, гдЪ ныне Велыняне, а Улучи и Тиверьци сЪдяху по ДнЪстру, присЪдяху къ Дунаеви, бЪ множьство ихъ, сЪдяху бо по Днестру оли до моря, и суть гради ихъ и до сего дне, да то ся зваху отъ Грекъ Великая Скуфь”
           

Реклама
Реклама