Произведение «Александра» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Фантастика
Сборник: Счастливая Планета
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 8
Оценка рецензентов: 6
Баллы: 70
Читатели: 1281 +2
Дата:

Александра






           — Александра-а-а!
           — А-а-а!
           — Ты где-е?
           — Тута. На Серединочке.
           — А поди сюда!
           — Зачем?
           — Надо...
          Эхо от этих криков приумножалось в горах многократно, и казалось, что это не две женщины переговариваются между собою, а сама Кайстра полощет боевую броню в алмазных водопадах, разнося металлический звон по всей округе.
           — Ну так ты идёшь!
           — Ну вот тебе сию минуту надо, чтобы я пришла, да!?
           — Да.
           — Ладно — иду...
           Серединочкой в деревне называли место для наблюдения, располагавшееся совсем недалеко от жилища Фаины — ярусом выше, и потому не было ничего удивительного в том, что уже через несколько минут по плитам простучали босые подошвы и во двор вбежала Александра — девушка лет 15-16 с чёрными живыми глазами, немного нескладной фигурой, так как она постоянно ссутулилась, будто пыталась нажить горбинку, и от чего Фаина никак не могла её отучить, и с тугими косичками, торчавшими в разные стороны и похожими на молодые веточки вишни.
           — А вот она я, — закричал Александра и залюбовалась Фаиной.
           Матрона выглядела хоть куда — хоть на ярмарку, хоть на смотрины её веди, а то и сразу замуж выдавай. На ней было самое дорогое и красивое платье, по всему пространству вышитое замысловатым узором, и с небольшим декольте над пышным бюстом. Волосы у неё были стянуты в тугие кольца на затылке, из которых торчала серебряная диадема с рубином. Словом, не женщина, а сама Кайстра в мирное время.
           — Слушаю и повинуюсь! — воскликнула Александра, словно бы молитвенно складывая перед собой руки.
           — А вот и слушай. Нынче я ухожу на Совет, сколько он продлится — ума не приложу. Может, и час, а может, и до вечера дотянет, так что ты тут справляйся без меня. Прежде подои лютиков, потом вычисти чарыжму, а уж напоследок засыпь зерна утятам — но не того, что мы даём каждодневно, а отборного, так как нынче среда, а в среду у них усиленное питание. Поняла?
           Александра кивнула. На каждое наставление она прилежно, как дисциплинированный солдат на плацу, отвечала чётко и членораздельно:
           — Ага, Фаина!
           — Так точно, Фаина!
           — Всё будет исполнено самым лучшим образом, Фаина!
           При этом она так уморительно пыталась отдавать честь, что сама Фаина в конце концов не выдержала и улыбнулась, что было очень необычно её лицу, и Александра тотчас же подумала, что на Совете, должно быть, будет и Олдридж — суровый фермер из Нижней Долины.
           — Ну ладно, — сказала матрона. — Всё это ты знаешь и сама. Ну, бывай.
           Она нежно клюнула пухлыми губами в чистый лобик сестры и скрылась за калиткой. Вскоре и стук её каблуков также затих. Александра моментально принялась за дело. Лютики были подоены за полчаса, чарыжма вычищена примерно за это же время, ну а что до отборного зерна для утят, то на это и нескольких минут достало. И только после этого Александра помчалась обратно на Серединочку — самое её любимое место в деревне, где она могла находиться часами, созерцая окружающий мир. Крутая широкая тропинка была выложена каменными плитами — и лишь в одном месте она сужалась настолько, что проходить дальше надо было с большой осторожностью и вниманием. Фаина всегда предупреждала сестру насчёт этого места — дескать, малейшая неосторожность — и можно свалиться в пропасть, про которую никто не знает, есть ли у неё дно, так как оно всегда скрыто сиреневым туманом. Александра, хоть и проявляла осторожность, этого места нисколько не боялась. Она знала, что пару лет назад карапуз Гучи однажды свалился туда, но уже через минуту был вынесен оттуда Золотым Орлом, на спине которого он, смеясь от восторга, и сидел.
           Золотой Орёл, приземлившись на площадку двумя ярусами ниже, опустил до земли крыло, чтобы малышу было удобнее с него сойти, а потом, сверкнув укоризненным глазом, камнем упал в недра сиреневого тумана. Интересно, не раз размышляла потом Александра, а если туда прыгнуть, меня тоже поймает Золотой Орёл? Проверять это опытным путём ей, впрочем, не хотелось.
           Ну, вот и Серединочка.
           Справедливости ради, нужно заметить, что Серединочка, конечно же, не была самым высоким местом в деревне. Если подняться ярусом выше, то там была ещё одна удобная для наблюдений площадка под названием Ледяной Портал, но Александра её не очень любила. И тому была причина. Полгода назад она там заснула, а когда проснулась — обнаружилось, что день прошёл, и вместо него теперь глубокая ночь. Небо было звёздное, и временами, если на него долго глядеть, там начинали проявляться призраки — они были нетелесные, но всё равно производили неприятное впечатление. Принимая различные устрашающие облики, они словно бы пикировали на Александру, желая её испугать. Она, конечно, уже слышала рассказы старших о том, что раньше в небе висела Роковая Планета, но потом эта планета погибла, а погибшие вместе с ней жители теперь в виде иллюзорных духов искушают жителей деревни, чтобы выкрасть у них хотя бы толику нужной для жизни энергии. Вид оскаленных пастей и когтей не очень испугал девушку — она даже засмотрелась на них, но в какой-то момент вдруг почувствовала, что больше не лежит на твёрдой поверхности, а словно бы погружается в неё, как во что-то мягкое. Вот тут она и впрямь испугалось — ведь это было так необычно. Почва цепко и в то же время мягко её держала, не давая пошевелиться, и так продолжалось до той поры, пока девушка целиком не погрузилась в неё. Там её на мгновение охватила абсолютная темнота, а потом вспыхнул свет, и Александра обнаружила, что находится в ярко освещённой пещере, уставленной всевозможными предметами, как она поняла, научного назначения, полками вдоль обработанных стен, столами, удобными низенькими лавочками, но, что самое удивительное, там ещё находились два странных существа, похожие не то на гномов, не то на носовских коротышек из Солнечного Города — она прочитала про них книжку в прошлом году. Они стояли у противоположной стены и ростом были не выше локтя Александры. Один был в белом халате и белой шапочке и потому походил на доктора. Другой был так себе — в каком-то не очень чистом комбинезоне — должно быть, механик, а может — даже и слесарь.
           — А мы тебя специально сюда затащили, — объявил вдруг доктор, посверкивая стёклышками пенсне.
           — Да, это мы тебя сюда затащили, — подтвердил его товарищ в комбинезоне.
           — Мы подумали, что тебе неприятно глядеть на глютиков!
           — Да, да. Мы подумали, что тебе неприятно смотреть на глютиков.
           Александра сразу же предположила, что глютики — это, наверное, те самые недавние страшилки в ночном небе, но всё же спросила:
           — А кто такие глютики?
           Доктор очень обрадовался этому вопросу. Возможно, он стосковался по внимательному слушателю.
           — Глютики, — пояснил он, — это такие нетелесные существа, у которых не осталось точек соприкосновения с главным миром. И потому они очень несчастные. А раз они несчастные, то не дадут спокойной жизни и всем другим существам, до которых смогут дотянуться... Кхе-кхе... Так что лучше держаться от них подальше.
           — Да, да, — сказал второй коротышка убеждённо. — Лучше держаться от них подальше.
           Александра подумала и сказала:
           — Спасибо вам! Я вам очень признательна. А кто вы такие? Гномы или коротышки?
           Те переглянулись.
           — Мы и гномы и коротышки одновременно, — сказал, наконец, доктор.
           И его товарищ тотчас же подтвердил, что да — они самые что ни на есть гномы и коротышки.
           — Мы тебя напоим чаем, — объявил доктор. — У нас есть барбарисовый чай...
           Потом они целую ночь пили барбарисовый чай с белёсыми гренками, и гостеприимные хозяева, точнее, один доктор (которого, кстати, звали Вальс), а механик (имени которого Александра не запомнила) ему только поддакивал, рассказывали, каково же у них мировое предназначение — оказывается, они с незапамятных времён дыханием греют гору. Какую именно гору, они не сказали — просто гору, и всё. Александра сама предположила, что, наверное, ту, на которой расположена её деревня. Потом коротышки рассказывали разные смешные истории, из которых Александра запомнила только одну — про то, что ещё ниже — в самых земных недрах, живут ещё одни человечки, но те ещё меньше, чем доктор с механиком, — и вот эти совсем крохотные человечки в своих волшебных мастерских перерабатывают несбывшиеся желания живущих на поверхности людей во время, чтобы люди проживали свои жизни снова и снова, и всё для того, чтобы все их желания наконец-то сбылись...
           Когда Александра проснулась, оказалось, что она больше не в пещере, а снова на поверхности Ледяного Портала. Ледяным Порталом, кстати, его называли потому, что раз в 12 лет в самый холодный период самой свирепой зимы площадка там ненадолго покрывается снегом. В этот раз там, правда, снега не было — зато было много птичек Киу — они плясали попарно и пели, радуясь, что утро нынче такое хорошее, солнышко греет так ласково, и вообще, почему бы не порадоваться, если на душе так хорошо...
           Усевшись на удобный камень, который, отшлифованный телами многочисленных наблюдателей за многие века, имел форму удобного кресла, Александра стала оглядывать окрестности. Внизу по-прежнему стелился сиреневый туман и потому ничего интересного там не было. Зато прямо по курсу, где имелся широкий просвет между горами, было на что посмотреть. Там постоянно совершалось какое-то движение — то что-то ярко вспыхивало разноцветными огнями, то что-то клубилось, принимая разнообразные формы гигантских животных, людей и прочих существ, а иногда, когда горизонт полностью очищался, было видно, как степенно плывут то вправо, то влево летающие острова — некоторые слегка прикрытые облаками, а некоторые целиком обнажённые, блистающие красотой природы, белокаменных городов, расположенных на них, которые, впрочем, попадались не очень часто. Заплывать в пределы гор острова явно не стремились, так как им тут среди многочисленных пиков было бы тесно. Сюда только иногда — примерно раз в полгода — приплывали чумазые дирижабли, на которых колченогие зироподики из Малиновой Горы привозили в деревню древесный уголь. Это было целое события. Вся деревня собиралась двумя ярусами ниже, где была оборудована удобная деревянная пристань. Торг вели только самые старшие и ответственные. Сто пятьдесят раз били по рукам, расходились и снова сходились, пока, наконец, цена не устраивала обе стороны. Иногда с зироподиками прилетали мелкие торговцы, предлагавшие населению деревни всякую мишуру: нитки, надувные шары, куклы, но жители не очень всё это покупали, так как всё то же самое гора давала с избытком. Александру же вообще интересовало совсем другое — она тихонько усаживалась подле какого-нибудь торговца и жадно ловила каждое его слово, каждую секунду с трепетом ожидая, что вот сейчас, в эту минуту он скажет что-то такое воистину чудесное, что разом изменит всю её жизнь, иногда немного скучноватую...
         

Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Сочинение данной рецензии представило для меня определённую трудность. Дело в том, что некоторое время назад я начал знакомиться со стихами Игоря Саенко, и они вызвали у меня стойкую симпатию. То есть заранее, до чтения его рассказа, у меня уже сложился определённый образ автора. Это, прямо сказать, мешало быть беспристрастным. Пришлось делать над собой дополнительные усилия. Эти усилия, вполне возможно, качнули маятник в противоположную сторону: я стал излишне пристрастен к автору рассказа…
Приведённые выше предварительные соображения необходимы, как мне кажется, для верного, адекватного прочтения рецензии.
Честно говоря, моё первое впечатление после прочтения: добротно, но скучновато. Это, однако, противоречит и расширенной анонимной оценке (8 баллов), и весьма положительным комментариям читателей рассказа. Попробуем разобраться, в чём тут дело, тем более, что (повторюсь) стихи автора мне однозначно интересны, трогают, цепляют меня, демонстрируют для меня недюжинные авторские потенции.
Коротко содержание рассказа «Александра» - утро девушки на некой «доброй» планете, утро, в которое к ней приходит влюблённость в своего тезку, вроде бы отвечающего ей взаимностью. Рассказ обозначен как часть сборника «Счастливая Планета», помещён под рубрикой «Фантастика».
«Воздух становился чище и нежнее. Далёкие радуги вспыхивали в небесах, украшая бытие невиданными красотами. Новые цветы, прорастая из каменистых почв, покрывали склоны гор«ы разноцветными коврами. И волшебные звуки доносились ветрами из ущелий и долин, наполняя содержание воздухов глубокими мелодичными смыслами. И пряные медовые запахи ласкали обоняние. И казалось, что нет и не будет предела этим дарам — таким щедрым, таким совершенным, таким... А ведь действительно — на счастливой планете и впрямь не будет никакого предела»...
Так заканчивается рассказ. Возникает соблазн назвать это «прозой поэта» и тем самым объяснить все его особенности, делающие рассказ для меня скучноватым. Так называемая «проза поэта» никогда не была для меня интересна. Однако, мне кажется, данный рассказ должен быть «судим по законам, им самим над собою признанным», то есть по законам построения прозы, коль скоро автор позиционирует его именно как прозу, а не как некие поэтические зарисовки без рифм и доминирующего ритма. Пушкин, например, писал  «просто прозу», а не «прозу поэта». Или Лермонтов… Не вижу повода не сопоставлять автора с великими. По-моему, Хемингуэй писал, что сравнивать себя продуктивно  только с мёртвыми, отстоявшимися, классическими.  Известное дело – плох тот солдат…
Прежде всего коснёмся стиля, то есть лексики, ритма и синтаксиса. Лексика, как мне кажется, излишне перегружена не слишком понятными словами, указывающими на некие фантастические реалии. «Кайстра» - то ли предводительница, то ли богиня, «лютики», которых надо доить, «глютики» - ну, здесь автор, устами одного из персонажей – то ли гнома, то ли коротышки – счёл нужным объяснить, что это «такие нетелесные существа, у которых не осталось точек соприкосновения с главным миром. И потому очень несчастные. А раз они несчастные, то не дадут спокойной жизни и всем другим существам, до которых смогут дотянуться... Кхе-кхе... Так что лучше держаться от них подальше». Эти «глютики» - вроде бы души людей погибшей когда-то Роковой Планеты… Такое нагнетание полупонятных слов, как мне кажется, одна из причин вязкости, замедленности рассказа, что ведёт, в конечном счёте, к скуке при чтении. Впрочем, одно употребление непонятного слова показалось мне удачным: по ходу рассказа Александре надо чистить некую чарыжму. Непонятно, но легко представимо, тем более, что героиня после этой чистки бывает вымазана «зелёной суспензией». Ну, мне, например, представилось что-то вроде кукурузы. Да это неважно! Стругацкие, скажем, многократно упоминают «ракопаука», причём ни разу его не описывают, но всё равно читателю  понятно:  существо  неприятное и опасное.
Ритм и синтаксис рассказа, на мой взгляд, производят впечатление, я бы сказал, ученическое. Произведение открывается, например, таким диалогом:
  — Александра-а-а!
          — А-а-а!
          — Ты где-е?
          — Тута. На Серединочке.
          — А поди сюда!
          — Зачем?
          — Надо...
         Эхо от этих криков приумножалось в горах многократно, и казалось, что это не две женщины переговариваются между собою, а сама Кайстра полощет боевую броню в алмазных водопадах, разнося металлический звон по всей округе.
          — Ну так ты идёшь!
          — Ну вот тебе сию минуту надо, чтобы я пришла, да!?
          — Да.
          — Ладно — иду...
Диалог этот совершенно не обязателен и не несёт практически никакой смысловой нагрузки. Разве что впервые упоминается «сама Кайстра». Готов держать пари, что любой редактор такой диалог безжалостно вычеркнет. О стиле рассказа даёт представление и уже цитировавшийся финал. Чего стоят только «далёкие радуги», которые «вспыхивают в небесах», «украшая бытие невиданными красотами»! Автору хочется сказать красиво – понимаю, но одобрить не могу.  Подобное называние красот мира пародировали уже у Тургенева. Образец «умной», «красивой» и соверщенно непонятной речи присутствует и в лекции Александра.
 «... Итак, друзья, в прошлый раз мы остановились на триединстве сущего нашей планеты.  Триединство, как мы тоже убедились в этом вчера, термин чисто условный, имеющий собственное иероглифическое начертание, которое называется политеоглиф. Суть этого многомудрого понятия отражает сумму всего того ноосферного добра, что содержится на нашей планете. Он тождественен другому философскому понятию космогонического порядка — монотеоглифу, но, конечно же, во многом от него отличается. Они друг другу равны, но  в то же время и постоянно друг друга превосходят, так как смысл функционирования местной ноосферы — постоянное превосходство самой над собой. Это две ипостаси одного и того же метафизического бытия»...
Главная героиня плохо понимает смысл этих слов. Я, перечитав не один раз, тоже, признаться, не понимаю. Интересно, понимает ли эту мудрёность сам автор?
Перейдём к персонажам рассказа. В начале возникает Фаина – старшая сестра главной героини, которая почти сразу, дав указания по хозяйству, отбывает на таинственный Совет.
 «…сама Фаина в конце концов не выдержала и улыбнулась, что было очень необычно её лицу, и Александра тотчас же подумала, что на Совете, должно быть, будет и Олдридж — суровый фермер из Нижней Долины.
          — Ну ладно, — сказала матрона. — Всё это ты знаешь и сама. Ну, бывай.
          Она нежно клюнула пухлыми губами в чистый лобик сестры и скрылась за калиткой. Вскоре и стук её каблуков также затих».
Больше Фаина в рассказе не появляется. Возникает вопрос, зачем она вообще нужна, кроме сообщения некоторых служебных сведений о лютиках и чарыжме?
То же происходит и с Золотым Орлом, и с то ли гномами, то ли коротышками. Орёл – добрый, он спасает малышей. Коротышки тоже добрые и нужные, они своим «дыханием греют гору», пьют с героиней всю ночь «барбарисовый чай», да ещё сообщают ей про совсем крохотных человечков глубоко под землёй, которые «в своих волшебных мастерских перерабатывают несбывшиеся желания живущих на поверхности людей во время, чтобы люди проживали свои жизни снова и снова, и всё для того, чтобы все их желания наконец-то сбылись»... Более никакой роли они в рассказе не играют.
              Если бы речь шла о первом знакомстве подростка с миром «счастливой планеты», такой подход был бы понятен. Но Александре – 15-16 лет, как пишет автор. К ней приходит первая и (исходя из пафоса всего рассказа) единственная в жизни любовь. В общем, она уже взрослая  женщина (я думаю, судя по некоторым деталям повествования, что автор хотел изобразить именно превращение подростка в женщину, но  тогда, мне кажется, надо убавить ей возраст)
Кстати, о любви. Совершенно не понятна и не мотивирована ответная любовь Александра. Совсем недавно он относился к ней как к девчонке (щёлкал по носу и т.п.), и вдруг она уже мечтает, что  «обязательно выйдет за него замуж в свой срок, означенный самой Кайстрой, владычицей этих мест. И тогда... Тогда новые дали откроются перед ними. Они уедут вместе с зироподиками в иные края — туда, где жизнь значительно разнообразнее и где они обязательно будут счастливыми. Конечно, счастливыми можно быть и здесь, но так хочется сочетания как можно большего количества перспектив»...
Самый главный недочёт рассказа: практически полное отсутствие сюжета. Он никуда не движется. Не возникает напряжения между конкретными эпизодами и общим смыслом, не рождается искомое противочувствие (термин Л.С.Выготского) Может быть, этот рассказ следует воспринимать как лирический отрывок  из сборника о «счастливой планете». Тогда это не рассказ, а именно отрывок. Однако никаких указаний на этот счёт автор не даёт.
Самое интересное: в своих стихах автор, пользуясь средствами поэзии, подобное противочувствие постоянно создаёт. Но у прозы есть свои художественные средства, а вот ими-то автор пользуется очень неумело. Огромному количеству людей кажется, что прозу писать легче, чем стихи. Рифмовать-то не надо! Это большое и, к сожалению, стойкое заблуждение. Поэзия – лишь первое диалектическое отрицание, отталкивание от обыденной речи. Проза – второе отрицание, «как бы» возврат к обыденной речи. Но именно «как бы». Структурно проза как род литературы гораздо сложнее поэзии. И в ней есть свои, присущие именно ей, средства.
Выставлять итоговую оценку для этого рассказа стало для меня источником многодневных мучений. Ещё раз повторю: в качестве автора стихов Игорь Саенко меня и трогает, и интересует. В качестве автора данного рассказа он проявил себя как неумелый ученик. Поэтому всё-таки итоговая оценка – 6 баллов.




Оценка произведения: 6
Андрей Воронкевич 28.09.2017
     22:45 12.02.2020 (1)
1

Очень понравилось Ваше произведение. Оно пронизано искренностью и душевной теплотой.
     00:14 13.02.2020 (1)
1
Спасибо, Магдалина!
Это у меня целая серию рассказов такая - "Счастливая планета"...
     07:05 13.02.2020 (1)
1
Постараюсь прочитать по мере возможности.
     07:21 13.02.2020
1
Ок... Приятного чтения!
     11:54 04.09.2017
Получила удовольствие от прочтения. И казалось, что нет и не будет предела этим дарам — таким щедрым, таким совершенным...
Красиво о планете счастья.
     20:50 31.08.2017 (1)
1
Красивая и  очень добрая фантастика. С  большим удовольствием  прочел  Ваш  рассказ.
     01:46 01.09.2017 (1)
1
Спасибо, Валентин Иванович!
     15:14 01.09.2017
1
Игорь, то, что  написано талантливо,  приятно  читать.
     19:10 18.03.2017 (1)
3
Мне  очень понравилось.Игорь! Интересно читается,добрая фантастика.  
     19:34 18.03.2017
3
Спасибо, Галина!  
     08:09 18.03.2017 (1)
3
Игорь, интересно....
Реальность и фантастика смешались на Планете Счастья.
А Александра, влюбилась!
Рада за неё. Ей повезло. Любовь, говорят, не выбирают, но тем не менее...
Александр никогда не обидит. Это уже немало)
Ждём продолжения!
     08:46 18.03.2017 (1)
2
Завтра выложу рассказ "Философское кафе". Из другой серии он, но тоже в духе прогрессирующего добра...)
     12:17 18.03.2017
2
Замечательно, Игорь! Ждём!
     09:59 18.03.2017 (1)
3
 А ведь действительно — на счастливой планете и впрямь не будет никакого предела...
  Отлично, Игорь. Заключительная фраза очень красива.
     10:10 18.03.2017
3
Спасибо, Татьяна!  
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама