Произведение «Техника написания романов (из личных записок)» (страница 1 из 8)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Темы: творчество
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 11
Читатели: 2188 +3
Дата:

Техника написания романов (из личных записок)

Михаил Белозёров

asanri@yandex.ru
asamura@mail.ru
Copyright ©


Техника написания романов
(из личных записок)





Всё подлинное – трудно.



Писатель – это гармонизатор пространства.

Не пиши трафаретно. Не пиши, как у всех.
Не пиши, как принято.

Не существует объективных правил написания романов, но, с другой стороны, такие правила – суть писательского дела.

Правила – это обобщенный опыт человечества; и правила же – это личный опыт писателя.

О таланте

Научиться писать на твёрдую пятёрку невозможно, для этого нужно соответствующее строение мозга. Не помогут никакие курсы, ни мантры, ни заговоры. Ничего не поможет. Вам просто не хватает мозга. Блестящего писателя видно с молодости, с его первых рассказов или романов. Стиль! Звучание прозы! Самобытность! Если этого нет, всё остальное вымученное. Единственный, кто может помочь, это «учитель». Но это явление настолько редкое. Вероятно, одно на сто миллионов, если не реже. Кроме этого, надо понимать, что талант предлагается не только в области литературы. Значит, вероятность только, что вам предложат выбор между экстрасенсорикой и литературой ещё реже. Чаще всего предлагают медицину, экстрасенсорику, математику, стать художником, актёром и другое, но лично я никогда не слушал и нигде не читал, чтобы предлагали стать писателем. (12.03.2024)

Монотонность текстов романов

Для того, чтобы текст не был монотонным, а тексты у романов длинные, существуют авторские приёмы. Их много. Все не перечислить. Но основные лежат на поверхности: 1. чувство текста. Если его нет, то ничего не поможет. 2. сравнительные обороты. Для владения такой техникой, нужно много знать, много читать и понимать, как эти обороты применять. 3. перебивки темпа. Автор должен ощущать появление монотонности, то есть звучания на одной ноте. Для этого и служит перебивка. То есть переход на другую ноту. 4. лапидарность. Лапидарность – это ключ успеха ко всему роману. Лапидарность великолепно сбивает монотонность. Но… приём надо помнить, что сама по себе лапидарность – это уже звучание на какой-то ноте. 5. длинноты. С этим надо бороться нещадно, устраняя излишнюю описательность. Всё должно работать только на мизансцену, остальное всё лишнее. (24.01.2024)

Литературный дальтонизм – это неспособность отличить хороший текст от плохого. (03:20.31.05.2021)

О писательстве
Писательство – это точность мышления и способность делать выводы.

О таланте
Талант – это совокупность способностей. На первое место я бы поставил литературный слух, на второе – чувствительность, на третье – вкус, а четвёртом – ассоциативное мышление.
Вкус – это общефоновое ощущение, а ассоциативное мышление – основа любого творчества. (12.06.2022)

Технологически писательство – это владение всеми формами, которые встречаются в прозе. (21.02.2022)

О мастерстве
Мастерство – это владение формой с высокой долей оптимальности по всему полотну романа.

О критериях оценки собственного произведения
Если вы не можете самостоятельно оценить собственное произведение, то можно действовать по методу сравнения. Сравните своё произведение с классикой. Если в классике нет таких произведений, то вы не попали в десятку, а скорее всего, изобретаете велосипед. Вот почему важно читать только высококлассные произведения, а с низкоклассными – просто знакомиться, чтобы понимать, что так писать нельзя.
Правильно оценивать своё произведение – основной инстинкт писателя. (31.03.2023)

Принцип начала роман
Если автор начинает роман с личных переживаний, то в 90% случаев, это тактический проигрыш. Редко кто умеет так извернуться, чтобы обыграть свою немощность. Ибо подобное начало – это пример крайне неудачного разгона истории. История должна начинаться безапелляционно сразу же. Нечего тянуть кота за хвост. Не нашли начало, пишите концовку. Нет, концовки, пишите – середину, но ни в ком случае не делаете вялое начало. Начало – это ваше лицо. Если вы не умеете делать начало, то, что будет в середине? Начало должно быть УДАРНЫМ, как угодно – ритмически, парадоксально, красиво, убойно, чтобы схватить читателя сразу же за одно место и не отпускать его до конца романа. (18.01.2017).
В романе ты подробный рассказчик. Не надо красоваться своим внутренним миром (тем более начинать с этого роман), он никому не нужен, потому что не уникален и большинству читателей скучен. Задача романиста – рассказать длинную историю. Поверьте, в этой истории у вас будет масса возможностей ненавязчиво рассказать о себе. Помните, у Хемингуэя в «Празднике, который всегда с тобой». Вон он так рассказ о себе. Но как! Как мастер! В движение, в кальвадосе, в любви к Парижу, к дождю за окнами. Когда у вас будет литературное имя, вы сделаете нечто подобное.  (18.01.2017).

О вкусе
Надо обладать безупречным вкусом, чтобы понимать, что ты пишешь.

О стиле
У хорошего писателя стиль – это как отпечатки пальцев, узнаваемый и индивидуальный.

О звучании текста
Текст – это звук. Что такое графомания – это общепринятый набор нот (собачий вальс), поэтому все графоманы пишут одинаково.
Звучание текста воспринимается подсознательно. Когда мы слышим новую мелодию в тексте, мы говорим: это талант.

Что такое звучание прозы?
Основа любой прозы – это её звучание. Общепринятое звучание, которым полным-полны полки в магазинах, схоже с серым шумом. И только гении умеют подбирать звучание своих произведений, а не пишут с первой попавшейся на язык ноты. Не все писатели слышат звучание прозы, мало того, работа под заказ тем и плоха, что пишется из-под палки и имеет соответствующее звучание. Почему Михаил Булгаков жег свои дневники? Да потому что ему было стыдно за них в том числе. Звучали они отвратительно, и Булгаков понимал это. Но… тогда он находился в стадии обучения. Недаром его роман «Белая гвардия» написан всё тем же серым шумом, и уже тогда Булгакова ругали за это.  Всё остальное, имеющее отношение к этому роману, это уже мода и политика.
Гениален тот, кто слышит прозу и умеет подбирать звучание своему произведению. (17.08.2023)

Об акценте и доверительности
Нельзя произвольно менять акцент и доверительность. Это плохо отражается на тексте. Читатель перестает верить в него.

О сентиментальности и воспоминаниях
Высший пилотаж в прозе – это правильно выбранное звучание. Не делайте звучание сентиментальными. Воспоминания и сентиментальность – это самый первый и поверхностный слой. Как вы ощущаете, так и будет звучать ваша проза, ибо звучание передается через слова. Например, автор использует имя Лёша. Само по себе он несёт приторность. В диалоге, единично, это имя допустимо. Например: «Лёша! – окликнула она его». Но если использовать его регулярно в авторском тексте, возникнет ощущение приторности. То есть со словами и с фамилиями надо работать очень аккуратно. Надо слушать, как они звучат. Поэтому автор должен обладать литературным слухом. Если слуха нет, то будут получаться такие романы, как «Доктор Живаго» или тексты Достоевского. «Доктор Живаго» несёт на себе ощущение ущемленного мира еврея. Борис Пастернак не смог преодолеть эту ступеньку, не вышел на следующий уровень, хотя вымучивал роман десять лет. Достоевский писал крайне неритмичную прозу и очень неровен по качеству текста. Такое ощущение, что позволяя себе халтурить. Хотя, конечно, проза у него выше, чем у Бориса Пастернака.
Русский язык сам по себе – очень музыкальный и многогранный, это не английский и не немецкий языки, в где существуют общепринятые нормы изложения. Освоить и использовать всё богатство русского языка – это и есть талант прозаика. (08.11.2022)

О познании самого себя
Опыт писателя заключается ещё и в познании самого себя, ибо вы в качестве писателя всего лишь механизм с определенными функциями. Чем быстрее вы познаете эти функции, тем лучше,  но мой опыт говорит, что это познание растягивается на всю жизнь. Почему? Потому что опыт конкретен к каким-то ситуациям (в тексте) и вы можете с какой-то ситуацией столкнуться всего лишь раз в жизни.

О самолюбовании
Вы пишете текст не для того, чтобы самолюбоваться, вы рассказываете историю. А она должна находиться в развитии. Всё, что не помогает этому принципу, не должно появляться в тексте. Это только кажется, что многословие, выход из положения. Часто многословие – признак того, что писать не о чем и пишущий человек просто набирает критическую массу, чтобы от неё оттолкнуться. Это ошибка стиля.

О лице писателя
Преимущество писателя в том, что никто не знает его в лицо. Он как разведчик в тылу врага: там услышал, там подглядел. Торговать им – признак плохого вкуса. Никогда не знакомьтесь с писателем; а если уж вас угораздило, то никогда ничего ему о себе не говорите, лучше всего отойдите в сторонку, хотя это уже не поможет – он вас срисовал и внес в свой гроссбух.

О инстинкте писателя
Инстинкт писателя – это способность ещё до осознания чувствовать плохой или хороший текст.

О классности писателя
Признак высокой классности – когда писатель начинает перебирать вариантами, в том числе и откровениями. (22.04.2017)

О скорости написания романа
Скорость написания романа зависит от скорости осознания, что именно автор сделал, потому что надо понимать, что роман надо редактировать. Подразумевается современная проза, которая требует высочайшего баланса по всем показателям, иначе это будет халтура. Впрочем, и другие формы литературы, как фантастика, фентэзи или детектив, могут использовать тот же принцип.

О чувствительности писателя
По сравнению с читателем, у писателя должен быть широчайший диапазон чувство. Нет чувств – нет текста, не о чем писать, и наоборот. Поэтому в этом плане – высококлассный писатель – монстр, он вас просканирует раньше, чем вы откроете рот.

О формальности
Не отделывайся формальностью. Так пишут графоманы.

Что такое графоман?
Это человек, который не совершенствуется и пишут одно и то же.

О первооткрывательстве
Любой пишущий – это первооткрыватель, но он не знает дороги. Никто этой дороге не учит, даже если вы закончили литературный институт им. Максима Горького. Нужен маяк, который освещает путь в темноте. Хорошо, если есть свой. Свой маяк – это дар свыше, это способность понимать, куда ты идёшь, а главное как ты гребёшь или какие у тебя паруса. Но подавляющее большинство пользуется чужими маяками, а чужие маяки могут привести к мели или на скалы, или в мелководное болото. Чужой маяк – это копирование или эпигонство. До графомании полшага шаг. Отсюда массовый застой в литературе, ибо все ждут нового Маяка, который укажет путь. Но даже новый Маяк копировать бессмысленно, ибо у вас другая природа. Надо зажигать свой Маяк. (05.02.2022)

Почему люди исписываются?
Явление это очень частое. Никто не застрахован от него. Исписываются и в 35, и 50, и в 60 лет. Чаще всего до сорока. В этому времени человек исчерпывает колодец таланта, выданного ему природой, и колодец больше не наполняется. Об этом писал Хемингуэй. Правда, он писал о колодце, который утром снова полон. Но у большинства пишущих рано или поздно он пустеет по главной причине – отсутствия

Реклама
Обсуждение
     19:34 29.01.2022 (1)
1
Михаил, я скачала весь текст, чтобы возвращаться вновь и вновь к вашим запискам. Считаю эту информацию для себя крайне полезной.
     20:18 29.01.2022 (1)
1
Я вам желаю удачи. Помните, что пишущему никто не может помочь, кроме самого пишущего. Но имейте ввиду, что света в конце туннеля не видно. Писательство - это одно из труднейших искусств. Это настройка ума. Это задавание себе вопросов. Как только появится вопрос, значит, вы растете, а ответ - это дело времени. Вопросы должны появляться регулярно.
Удачи.
     20:52 29.01.2022 (1)
1
Благодарю!
     20:55 29.01.2022
1
Удачи!
Гость      12:48 22.12.2021 (1)
Комментарий удален
     13:48 22.12.2021 (1)
Ну и что? Вы хотите впечатлить меня мнением Андрея Битова и Владимира Набокова? Я вас умоляю.
Гость      04:03 29.12.2021 (1)
Комментарий удален
     05:27 29.12.2021 (1)
Ваши глазки, точнее, - ваш левый глаз. А если серьезно, перевод романа "Вся королевская рать" в исполнении Виктора Голышева.
Гость      23:28 30.12.2021 (1)
Комментарий удален
     06:07 31.12.2021
К сожалению, не знаком с ее творчеством.
С Наступающим!
     11:48 02.12.2021 (1)
Серьезный труд! Несмотря на то, что я никогда не задумывался над идеей написать роман (не по плечу), читать было интересно. Правда, я понял не все, но это мои проблемы. Мешала и некоторая разбросанность, мозаичность текста, отсутствие четкой структуры. Не исключаю, что как-нибудь вернусь и еще раз перечитаю его более внимательно, хотя мне сложно согласиться с такой рваностью, "лоскутностью" текста. Но я так понимаю, что написалось это произведение не за один раз, а затем сознательно было оставлено в таком виде. 
     12:28 02.12.2021 (1)
Я когда начинал писать, то столкнулся с недостатком информации, как это делается, и по мере того, как набирался опыта, стал писать технику романов. Отсюда и мозаичность текста. Но это же не художественное произведение, а мысли по ходу написания. Для того, кто пишет прозу, а особенно романы - это находка. Пусть возится, выискивает то, что ему надо. В любом случае, надо трудиться, отталкиваясь от собственных идей, а техника романов только поможет. К тому же это взгляд только лично моего опыта, он не универсален. С другой стороны, такого универсального опыта ни у кого нет и не может быть. Техника романов создает некоторую опору, от которой можно отталкиваться в поисках собственного стиля.
Удачи!
     12:51 02.12.2021 (1)
 ...мысли по ходу написания... 
===================================================

Именно это я и имел в виду. 
И вам успехов!
     13:24 02.12.2021
Спасибо, до свидания!
     12:07 09.05.2017 (1)
Талантливый автор будет иметь только  свою  тональность  текста, потому что это его природное.

Это точно. Поэтому я удивляюсь тому, как многие стремятся к каким-то придуманным ими же идеалам текста, и в итоге из него пропадает первоначальная изюминка. Разумеется, совершенствовать себя надо всегда, но не копировать популярное, а лепить что-то свое, особенное.
Полезная статья.
     12:11 09.05.2017 (1)
2
Я с вами согласен. Юрий Казаков говорил о обертонах и полуобертонах. Это музыкальный ряд прозы. У Владимира Набокова он был особенно тяжел. И самое интересное, что музыкальность свойственна в большей мере русской литературе с ее богатейшим языком. 
     12:18 09.05.2017 (1)
Вы абсолютно правы.
     12:19 09.05.2017
1
ДА!!!
     22:25 12.04.2016 (2)
Прочитал с интересом, но очень трудно такой большой текст воспринимать. Нужны остановки для раздумий и оценки сказанного. Я не понял почему Вы меня отметили на ФА в "отношениях", ведь я Вас среди своих читателей не замечал, но приветствую. Заходите, буду рад. Я без всякой нехорошей мысли отметил на одной Вашей страничке "опечатки" в (скобках):
"Отступления описательного характера должны быть в русле событий, но никак не банальны, не сентиментальны, не глупы, не примитивны. Некоторые (люли) называют такое явление..."
("История) крайне трудно вычленить из повседневной жизни. "
"Стругацкие – мастера (длинные) оборотов."
"Прием относительности: Человеку, видать, надоело барабанить в дверь и он решил обследовать черный вход, (которым и грозным) голосом сказал:"- тут я не понял логики слов.
"О развитии событий в романе: существует последовательное повествование, в которых все (событий) )в большей степени предсказуемы (пример): Танец на песке Лукьяненко и подобные его романы) и романы события в ...
Извините, что пристаю. Характер такой вредный. С уважением. Виктор.
Я пишу в основном рассказы и вот рискнул написать фантазийно-приключенческий роман "Полет через точку невозврата." Задумывался как пародия, но не получилось.
     04:59 09.05.2017
Большое спасибо за правку. Полностью с вами согласен. Всё исправил. 
     22:38 12.04.2016 (1)
Ваше право высказывать любые сомнения.
     06:48 13.04.2016 (1)
НЕ понял. У меня нет сомнений. Прочитал с интересом, но над многим надо думать относительно к себе и к тексту. Заодно попались, на мой взгляд, опечатки. И это не только на одном листе текста. Все мы люди, все мы "опечатываемся" ( люли- люди), но у Вас особый текст по "технике написания..." и  поэтому опечаток не должно быть. К сожалению, у себя я тоже нахожу ошибки, несмотря на двойное-тройное перечитывание.Так что извините, что влез к Вам с "поучениями". Больше не буду. С уважением . Виктор.
     09:11 13.04.2016 (2)
Виктор, я не работал над этим текстом в плане опечаток. Можно выправить, а можно  и не выправлять. Это просто записи на тему. К тому же текст для внутреннего потребления и он как бы "зашифрован" и частично не будет абсолютно всем понятен. Для меня он понятен, а для вас в некоторых частях, похоже, - нет. Это естественно, потому что у вас другая физиология мышления в плане творчества. Но пишущих людям частично может быть полезен. Кто-то что-то нужное себе отыщет. А ошибки мне исправлять просто лень. Эти ошибки я каждый день делаю в романе. Так что не обессудьте.
Р.S. Хотя вы правы, ошибки надо исправить.
     10:43 13.04.2016 (1)
Все. Не буду. А то я опять полез, но уже в другом месте. Удачи и здоровья. Виктор.
     06:57 09.05.2017 (1)
ПОздравляю с Первомайскими праздниками! Приглашаю в гости на"Хол
одную ночевку...." Долго писал. Удачи и Здоровья. Виктор.
     09:42 09.05.2017 (1)
Виктор, с праздником Победы! Удачи и здоровья! 
     10:44 09.05.2017
Спасибо! Жду у себя на прозе. 
     09:14 13.04.2016 (1)
1
А ошибки мне исправлять просто лень.
Лень - это совсем не просто.
     09:16 13.04.2016
Спасибо. :) Вчера выбрался на природу. Сегодня чувствую себя поломанным. :)
     10:01 12.04.2016 (1)
Супер! Очень понравилось!  
     10:02 12.04.2016
1
Спасибо. Я рад.
     03:36 12.04.2016 (1)
Хорошо написано!
Я когда начал писать книгу " Карантин" вообще не думал о стиле и технике написания.
Что получилось, то получилось!
А статья ваша, возможно кому то поможет!
     03:42 12.04.2016 (1)
Пусть помогает. Она в основном закодирована.
     03:46 12.04.2016 (1)
Начал читать, Железные паруса". На первых двух страницах, нет того, что бы привлекло внимание.
Вероятно дальше будет интересно, но читатель судит о книге по первому впечатлению!
     06:02 12.04.2016
Почитайте "Украина.точка.РУ" У Стругацких первые романы тоже не блещут плюсами. Писатель совершенствуется всю жизнь.
Реклама