Произведение «Смерть Екатерины II» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Темы: смертьекатерина втораяПавел Первыйпрививка оспы
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 936 +2
Дата:
Предисловие:

Смерть Екатерины II

Это отрывок из моей работы "История о любви, измене и убийстве", которая будет опубликована позднее.

____________________________________________________________________


  Возвращаясь назад, скажу, что через три дня после свадьбы великого князя Константина Павловича и Анны Фёдоровны Императрицей будет написано письмо барону Гримму:

  "Теперь женихов у меня больше нет, но зато остаётся пять девиц, из которых младшей только год, но старшей пора замуж. Женихов им придётся поискать днём с фонарём. Безобразных мы исключим, дураков тоже; бедность же не порок. Но внутреннее содержание должно соответствовать очень красивой наружности. Если попадёт такой товар на рынке, сообщайте мне о находке".

  Но 25 июня 1796 года в 3 часа 45 минут утра Мария Фёдоровна родила ещё одного будущего "жениха" - Николая. В рождении будущего российского императора с самого начала всё было необычным. Ещё во время беременности Марии Фёдоровны её сын Константин подшучивал над матерью, мол, никогда в жизни не видел такого большого живота, в котором может уместиться четверо...
  Екатерина II спешит сообщить барону Гримму о своей семейной радости:

  "Сегодня в три часа утра мамаша родила громадного мальчика, которого назвали Николаем. Голос у него бас, и кричит он удивительно; длинною он аршин без двух вершков ( 71 см - 2 x 4,4 см = 62 см. - И.Ш ), а руки немного поменьше моих. В жизнь свою в первый раз вижу такого рыцаря... Если он будет продолжать, как начал, то братья окажутся карликами перед этим колоссом".

  А 5 июля Императрица продолжает делиться "достижениями" своего внука:

  "Рыцарь Николай уже три дня кушает кашку, потому что беспрестанно просит есть. Я полагаю, что никогда ещё осьмидневный ( 8 дней. - И.Ш. ) ребёнок не пользовался таким угощением; это неслыханное дело. У нянек просто руки опускаются от удивления; если так будет продолжаться, придётся по прошествии шести недель отнять его от груди. Он смотрит на всех во все глаза ( il toise tout le monde ), голову держит прямо и поворачивает не хуже моего".

  Вот так на кашке и вымахал "рыцарь Николай" в императора, прозванного в народе Николаем Палкиным. Эта история, связанная с рождением Николая I, до сих пор не совсем "прозрачная"..., я расскажу вам об этом.
  Павел I подозревал свою супругу Марию Фёдоровну в том, что она родила, по крайней мере, одного сына Николая от гоф-фурьера Даниила Григорьевича Бабкина ( 1771 - 1858 гг. ).

  Копия старинного письма ( оригинал, якобы сгорел во время пожара в 1918 году ) была опубликована Павлом Елисеевичем Щёголевым ( 1877 - 1931 гг., крупнейший пушкинист, историк литературы, ) в журнале "Былое" в 1925 году. Павел Щёголев был одним из создателей Петроградского историко-революционного архива, а с 1920 года он был управляющим одного из отделений Государственного архивного фонда. Он имел доступ ко всем архивным материалам..., и о нём говорили - "Щёголев знает всё !"
  Вполне естественно, что после революции Павел Елисеевич стал "обслуживать" новую власть..., и поэтому сделать заказной поклёп на "царизм" ему было очень даже с руки.
  Вот отрывок из письма ( от 15 апреля 1800 года ), якобы написанного Павлом I своему "доверенному другу" Фёдору Васильевичу Ростопчину ( вспомните историю с "третьим письмом" Алексея Орлова к Екатерине II про убийство Петра III в Ропше ):

  "Сегодня для меня священный день памяти в Бозе почившей цесаревны Натальи Алексеевны ( напомню, это первая жена Павла Петровича, умерла в результате родов после долгих мучений в пять часов утра 15 апреля 1776 года. - И.Ш. ), чей светлый образ никогда не изгладится из моей памяти до моего смертного часа.
  Вам, как одному из немногих, которому я абсолютно доверяю, с горечью признаюсь, что холодное, официальное отношение ко мне цесаревича Александра меня угнетает. Не внушили ли ему пошлую басню о происхождении его отца мои многочисленные враги ?
  Тем более это грустно, что Александр, Константин и Александра мои кровные дети. Прочие же? (…..) Бог весть! Мудрено, покончив с женщиной всё общее в жизни, иметь ещё от неё детей. В горячности моей я начертал манифест о признании сына моего Николая незаконным, но Безбородко ( Александр Андреевич, канцлер. - И.Ш. ) умолил меня не оглашать его. Всё же Николая я мыслю отправить в Вюртемберг "к дядям", с глаз моих: гоф-фурьерский ублюдок не должен быть в роли российского великого князя - завидная судьба ! Но Безбородко и Обольянинов ( Пётр Хрисанович, 1752 - 1841 гг., генерал-прокурор. - И.Ш. ) правы: ничто нельзя изменять в тайной жизни царей, раз так предположил Всевышний.
  Дражайший граф, письмо это должно остаться между нами. Натура требует исповеди, и от этого становится легче  жить и царствовать. Пребываю к вам благосклонный Павел".

  Вот тут у меня закрадывается небольшое сомнение - если это письмо датировано апрелем 1800 года, то Павел I написал его как минимум через год после "начертания манифеста о признании сына моего Николая незаконным", так как канцлер Бозбородко умер 6 апреля 1799 года. Получается, что это письмо было написано Павлом после каких-то ностальгических воспоминаний. Немного нелогично... Но с другой стороны - если бы это письмо являлось фальшивкой, то тогда бы те, кто его изготовил, наверняка, постарались бы подогнать датировку письма под годы жизни канцлера Безбородко. Тут больно уж всё очень тонко..., и к тому же, Пётр Обольянинов занял пост генерал-прокурора только на следующий год после смерти Александра Безбородко, впрочем, он был и до этого "доверенным человеком" Павла I.

  Это письмо не является окончательной точкой в этой истории. Косвенным фактом его существования является запись Дениса Васильевича Давыдова ( русский поэт-партизан, 1784 - 1839 гг. ):

  "Граф Растопчин был человек замечательный во многих отношениях… Получив однажды письмо Павла, который приказывал ему объявить великих князей Николая и Михаила Павловичей незаконнорожденными, он, между прочим, писал ему: "Вы властны приказывать, но я обязан Вам сказать, что, если это будет приведено в исполнение, в России не достанет грязи, чтобы скрыть под нею красноту щёк ваших". Государь приписал в этом письме: "Вы ужасны, но справедливы".

  Но Денис Давыдов и сам не видел этого письма..., и знает о нём лишь через устные предания.
  То есть, получается, что вся эта история тянется очень долго исключительно на уровне слухов.

  Вернёмся к "перетягиванию каната" за право наследования российским троном.
  В августе 1796 года Екатерина II ( возможно уже предвидела свою скорую кончину ) попыталась заручиться поддержкой Марии Фёдоровны относительно лишения Павла Петровича будущего престола. Императрица явно ошиблась адресатом..., Мария Фёдоровна с чувством негодования отвергла предложение подписывать какие-либо акты.
  12 сентября Павел уехал в Гатчину..., в этот день мать видела своего сына в последний раз...
  16 сентября 1796 года Екатерина всё-таки решилась на личную "щекотливую" беседу с внуком Александром. То, что эта встреча состоялась, свидетельствует запись в камер-фурьерском журнале:

  "16 сентября, во вторник, пополудни, во втором часу, в апартаментах её императорского величества быть соизволил его императорское величество, государь великий князь Александр Павлович несколько времени и возвратился в свои покои".

  А то, что эта беседа происходила на тему престолонаследия, явствует из письма ( от 24 сентября ) Александра к Екатерине II, где он на протяжении всего текста "рассыпается" в словах благодарности к Императрице и дважды упоминает некие показанные ему при той встрече бумаги, суть "которых изволили дать собственноручное пояснение".
  Возможно, что именно эти "бумаги" первым делом бросит в камин Павел Петрович вскоре по приезду к умирающей матери.
  По большому счёту в своём письме Александр не сказал Императрице ни ДА, ни НЕТ. Это было свойственно его натуре - уклоняться от принятия окончательных решений. По правде сказать, его совсем не прельщала ближайшая перспектива влезть в закипающий котёл борьбы за трон. Он был бы рад закрыть глаза, заткнуть уши и надолго уединиться где-нибудь в тихой сторонке от всей этой надвигающейся кутерьмы. Мысль о своём будущем правлении империей приводила его в содрогание...

  И тем не менее слух о готовящемся акте о престолонаследии "просочился" сквозь стены Зимнего дворца. По Петербургу пошла молва, что 24 ноября в день тезоименитства Императрицы будет обнародован манифест о назначении великого князя Александра Павловича наследником престола..., и якобы Павла Петровича "удалят" в замок Лоде ( ныне эстон. Колувере ). "Запасным" днём для оглашения манифеста считали также и 1 января 1797 года.

  2 ноября в воскресенье Императрица в последний раз показалась на публике. Она долго оставалась в Тронном зале Эрмитажа, где беседовала с приглашёнными на обед гостями. Все живо обсуждали выставленный там портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, который представила французская художница Виже-Лебрён ( 1755 - 1842 гг., её кисти принадлежат многие портреты царственных особ всей Европы ). Этот парадный портрет в полный рост - первая работа художницы, где она изобразила великую княгиню..., некоторое время спустя ею будет написан ещё целый ряд более "домашних" портретов Елизаветы Алексеевны.
  Гости делились своими впечатлениями от этой работы и вместе с Императрицей долго рассматривали каждую деталь на картине.
  Наряд Елизаветы Алексеевны был дополнен драгоценными украшениями с крупными сапфирами и жемчугом. Это были не просто украшения - это были подарки Екатерины II на тезоименитства великой княгини. Украшения, подаренные царствующими особами, обычно демонстрировались на парадных портретах. Однако, несмотря на требования жанра и воспроизведённые на полотне атрибуты принадлежности к царской фамилии ( горностаевая мантия, лента ), Елизавета выглядит на портрете нежной, наивной, непосредственной, слегка растерянной, не вполне "вписывающейся" в величественный антураж. Виже-Лебрён в своей работе подчеркнула её естественность, окружив цветами: они в венке на голове молодой женщины и рядом в жардиньерке, Елизавета в задумчивости касается одной из роз самого нежного оттенка.
  Позднее художница писала, что когда она работала над портретом, великая княгиня вновь предстала перед ней как "истинная Психея".
  Вот это полотно:

http://s012.radikal.ru/i319/1512/90/fd626564ce1c.jpg

  Затем состоялся большой обед, на котором присутствовали великие князья Александр и Константин со своими супругами. В этот день внуки видели свою бабушку в последний раз... ( от проведения ужинов Екатерина отказалась ещё после первых родов ). Следующие два дня Императрица не выходила из своих покоев, так как чувствовала недомогание..

   5 ноября 1796 года в 7 часов утра камер-юнгфрау Перекусихина ( Марья Саввишна, 1739 - 1824 гг. ) как обычно вошла к Императрице для пробуждения. Эта женщина была не только личной прислугой, но и доверенной близкой подругой Императрицы. Ей доводилось позировать художникам, когда те выписали на полотнах фигуру Екатерины II. Племянница этой женщины - Екатерина Торсукова "подготавливала"

Реклама
Реклама