Произведение «Илья Муромец - отзвуки прошлого 2. Первые подвиги Ильи Муромца» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Сборник: Сказания ушедших времён
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 3804 +3
Дата:
«Илья Муромец и Соловей-разбойник - Осаму Тэдзуки»

Илья Муромец - отзвуки прошлого 2. Первые подвиги Ильи Муромца

                                                                   2. ПЕРВЫЕ ПОДВИГИ ИЛЬИ МУРОМЦА

    Илья Муромец родился в селе Карачарово возле города Мурома – так традиционно утверждается в былинах. И местные жители с этим согласны. Память о богатыре запечатлена в названии Богатырёва гора, а со скачками богатырского коня связана Скокова гора, показывали и колодец, выбитый копытом коня во время таких его “скоков”. Ещё там имелись Большая Ильинская улица и храм св. Ильи (“Богатырь-казак Илья Муромец как историческое лицо” // Д.И. Иловайский “Рязанское княжество”, АИР, с. 462, М., 1997).
    Первые 30 лет жизни Илья просидел на печи, потому как родился калекой:

    “Он сидел-то на печеньке-то тридцать лет,
    Не имел при себе он как ведь рук-ле ног”
                    (Н.Е. Онучков “Печорские былины”, №53, с. 221, С.-Петербург, 1904)

    В былине об этом говорится осторожно, сказки то же самое преподносят коротко и откровенно – “без рук, без ног” (А.М. Астахова “Народные сказки о богатырях русского эпоса”, с.10, М.-Л.,1962; В.Я. Евсеев “Карельские сказки и пересказы былин об Илье Муромце” // Труды Карельского филиала АН СССР. Вып. 35. “Вопросы литературы и народного творчества”, с. 112, Петрозаводск, 1962). И какая ассоциация возникает при описании человека, имеющего только туловище и голову? Языческий идол, грубо вырезанный из древесного ствола. Изготовители идола не заботились о красоте, не думали о культуре, их намерения были самыми утилитарными – оповестить богов о возникших проблемах и попросить о помощи. Изображения требовались, чтобы обратиться конкретно к нужному богу и большая точность в таких случаях ни к чему. Знаешь, с каким из богов общаешься, ну и довольно, а детали можно самому домыслить. Не для музея делали, для себя.
    Герой, не слезающий с печи, перебрался и в финские сказки – там его называли Тухки Мурович (от tuhka — зола), прозвище явно указывает на Илью Муромца (“Тухки Мурович – Иван Запечин” // “Карельский фольклор. Новые записи”, №48, с. 109-111, Петрозаводск,1949; В.Я. Евсеев “Карельский фольклор в историческом освещении”, с.74, Л. 1968). В одной из финских сказок Илья Муромец – ожившая деревянная фигурка, вырезанная из ольхи, тоже “без рук, без ног”. В отсутствие родителей (муж и жена, что вырезали фигурку) некий старик его исцеляет и даёт ему силу (А.Н. Веселовский “Мелкие заметки к былинам” // ЖМНП, 1890, ч. CCLXIII, март, С.-Петербург, с. 15).
    Финны заимствовали сюжеты русского фольклора задолго до того, как его додумались собирать и записывать, а значит, велика вероятность того, что заимствованные фрагменты сохранились в более древнем виде, чем записи русских былин, которые сказители приводили в соответствие с современностью. Тогда выходит, что в былине описывается изображение языческого бога.
    Правда, вариант “без рук, без ног” для былин не единственный. Есть версия, что Илья Муромец долгое время провёл за границей. Например, в былине “Илья Муромец и дочь его” богатырь вспоминает:

    “— А когда я был во той земли во тальянскою,
      Три году служил у короля тальянского”
                    (А.Ф. Гильфердинг “Онежские былины”, с. 142, Архангельск, 1983)

    Три года у одного короля, три года у другого, так постепенно и все три десятка лет наберётся. И другой вариант, где Илья все эти годы плавал на Соколе-корабле, наводя ужас на татар и турок:

    “По морю, по морю, по морю же синему,
    По синему по Хвалынскому,
    Плавал Сокол корабль ровно тридцать лет;
    И на якори Сокол корабль не стаивал,
    И желтаго песочку в глаз не видал.
    Хорошо Сокол корабль изукрашен был:
    Бока сведены по звериному,
    А нос-о-т да корма по змеиному.
    Кормою-то владает млад Полкан богатырь,
    А всем кораблем Илья Муромец”
                    (“Песни, собранные П.В. Киреевским”, ч. 1, вып. 01, с. 22, М., 1860)

    Тут заметно влияние известий о походах новгородских ушкуйников, а позднее и о походах Разина. Всё-таки первый вариант следует считать древнейшим, потому что именно он был заимствован от русских в иноязычном фольклоре.
    Количество странников, исцеливших Илью Муромца, колеблется от одного в финских сказках до двух или трёх в русских. При этом странники говорят с Ильёй хором, как один. Очевидно, что первоначально и был один странник, а позднее на былину повлияла христианская легенда о Кузьме и Демьяне – двух братьях-врачевателях, лечивших всех задаром. В качестве лекарства Илья пил воду, пиво, вино, мёд – в зависимости от фантазии рассказчика назывались разные напитки. Но ведь Илья не просто вылечился, он приобрёл необычайные способности:

        “Говорят калики перехожия:
    — Будешь ты, Илья, великий богатырь,
      И смерть тобе на бою не писана”
                    (“Песни собранные П.Н. Рыбниковым”, ч. I, №8, с. 34, М., 1861)

    Похоже, что Илья выпил напиток бессмертия подобный амрите, о которой рассказывается в индийских мифах: много лет боги и асуры пахтали океан, используя в качестве мутовки гору Мандару, обвязанную вместо верёвки змеем Васуки, но добытую амриту у богов отнял царь птиц Гаруда (“Мифы народов мира”, т. I, с. 266-267, 536, М., 1991; Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский “От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история”, с. 124-126, М., 1983). Греческая амброзия – то же, что и амрита. В русских сказках живую и мёртвую воду хранят вороны – птицы, как и в индийском мифе. Сюда же примыкает шумеро-аккадский (самый древний из известных) миф о Гильгамеше, который добывает со дна моря траву бессмертия. И так же, как в индийском мифе за ней охотятся змеи, причём как раз в шумерском варианте им это удаётся (Д.Г. Редер “Мифы и легенды древнего Двуречья”, с. 99-100, М., 1965). Вот этот эпизод имеет параллель в былине “Михайло Потык”, где именно змеи владеют живой водой (А.Ф. Гильфердинг “Онежские былины”, с. 263-264, Архангельск, 1983). Поэтому русский вариант нельзя считать простым заимствованием, он вполне оригинальный, сохранившийся с той поры, когда арии ещё жили в Европе.
    Так значит, личина Ильи Муромца накинута на одного из языческих богов. Больше других на эту роль подходит Велес. По летописным известиям это один из главенствующих богов, соперник Перуна, а на севере и северо-востоке Руси и вовсе верховный бог. К тому же имена похожи. Но имеется летописное переложение языческого мифа о том, что небесный бог Сварог отдал верховенство Дажьбогу:

    “И по семъ царствова сынъ его, именемъ Солнце, егоже наричютъ Дажьбогъ <…> Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажъбогъ…”
                    (Ипатьевская летопись, РЛ, т. XI, с. 200, Рязань, 2001)

      В таком случае должен был сформироваться миф о том, как Велес добился величия. Исцелённый Илья занимается крестьянской работой – обычно корчёвкой леса под пашню. Но крестьянин ли он?

    “У моёго-то у родного у батюшка
    Езь довольнё у ево всё золотой казны,
    …………………………………………..
    Он пошол-то скоро сам за золотой казной,
      Подавать-то каликам перехожим”
                    (“Беломорские былины, записанные А. Марковым”, №42, с. 206-207, М., 1901)

    Похоже не крестьянина? Скорее это князь или боярин:

    “Говорит осударь Илья Муромец
    …………………………………….
    Берет осударь Илья Муромец злата-серебра”
                  (Н.С. Тихонравов и В.Ф. Миллер (сост.) “Русские былины старой и новой записи”, отд. II, №5, с. 13, М., 1894)

    “Говорил-то Владимёр-князь таковы речи:
    “Ты прости меня, осударь Илья Муромец”
                    (“Беломорские былины, записанные А. Марковым”, №107, с. 536, М., 1901)

    Уж князь Владимир должен был разбираться в титулах. Да и как работает Илья:

    “А ён и налез ли дубыки подергивать,
    А во Непру-реку стал покидывать,
    А накидал Непру-реку дубов ли он,
    А вода в реке худо побежала”
                    (“Илья Муромец”, ЛП, с. 68, М.-Л., 1958)

    Мало того – Илья опрокинул гору, совершенно запрудившую Оку. Под Муромом потом долго показывали старое русло реки, засыпанное Ильёй (Ф.И. Буслаев “Народный эпос и мифология”, с. 227, М., 2003). Это похоже на два варианта одного предания. Названия реки различаются, подручный материал разный, но смысл один – Илья в одиночку остановил течение реки. Сила у него нечеловеческая.
    В христианской Руси о языческих богах поминать запрещалось, ну так был бог – стал богатырь (и слова похожи). По представлениям языческих славян мир делился по вертикали на три царства: небесное, где правил Дажьбог, среднее – воздушные стихии, над которыми владычествовал Стрибог, и земля, мир людей, которому покровительствовал Велес. Так установил великий Сварог, перед которым все боги стояли навытяжку. Корчёвка леса под пашню необходима для подсечного земледелия, оно использовалось в Восточной Европе с древнейших времён и сохранялось кое-где во времена Киевской Руси. Работа очень тяжела и помощь бога тут совсем не лишняя. Неведомо сколько времени Велес провёл за такой работой, да уж не эпические 30 лет, а намного больше. Но вот его услуги потребовались высшей власти, а высшая власть – это Сварог.
    Странники пришли в Илье Муромцу с конкретным заданием. Сперва они его излечили, то есть дали силу, какой он до сих пор не имел. Правда переборщили малость – сила Ильи Муромца стала настолько велика, что угрожала всему Мирозданию:

    “Кабы было кольцё в матушки в сырой земли,
    Я бы взял-то я сам единой рукой,
    Поворотил бы всю матушку сыру-землю”
                    (“Исцеление Ильи Муромца” // “Беломорские былины, записанные А. Марковым”, с. 208, М., 1901)

    Пришлось эту силу наполовину убавить. Но великая сила предназначена для великих дел, и странники дают Илье подробные инструкции о том, что ему надлежит сделать потом. А надлежит ему найти себе богатырского коня (непременно указанным способом), вооружиться и, навсегда покинув родной дом, отправляться в Киев служить князю Владимиру. Закончив наставления, “калики-ти стали всё невидомо” (там же, с. 209), показав свою сверхъестественную природу. При этом Илья даже не подумал возразить и послушно выполнил всё, что ему велели странники. То есть, тот, кто их послал, имел право приказывать и его приказы не обсуждались. Да и родители Ильи не посмели возразить – раз велено, значит велено, надо подчиниться. Если забыть про Того-Кто-Отдаёт-Приказы, то невозможно понять, почему Илья так безоглядно поверил незнакомым людям.
    В былинном Киеве княжил Владимир Красное Солнышко. Это не эпитет, это прямое указание на солнечную природу князя. Под Владимиром понимался Дажьбог. Именно на помощь Дажьбогу Сварог призвал Велеса. Власть, конечно, оставалась у Дажьбога, но власть без силы мало что значит. Если вспомнить былины, то Владимир там пирует, отдаёт приказы, творит суд и расправу, но самостоятельно ничего не делает. Совершенно ничего. Так и должно быть – солнце всегда находится на положенном ему месте и не может никуда уклоняться, иначе произойдёт катастрофа вселенского масштаба. Работа Владимира – сидеть на престоле, это очень важная работа, ведь только благодаря ей одной сохраняется мировой порядок. Вот почему князю необходимы надёжные исполнители его воли. Но тогда получается, что не только исполнители зависят от князя, и сам-то князь полностью зависит от того, как будут выполнены его повеления, и станут ли их вообще выполнять.

Реклама
Обсуждение
     20:10 29.12.2015 (1)
Спасибо за замечательную работу!
Кроме того, что ваша статья и интересна, и познавательна, и полезна, она ещё обладает тем редким и ценным характером, который даже в случае личного несогласия или противоположных взглядов на данную тему не позволит вульгарно противостоять и опровергать.
     15:34 31.12.2015
Спасибо. Приятно встретить человека, неравнодушного к судьбе нашей страны.
Реклама