Произведение «Урок географии»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 16
Читатели: 787 +1
Дата:
Предисловие:
Ко дню рождения К.Г.Паустовского

Урок географии

Если кто-то и мог подойти под определение «не от мира сего», так эта наша школьная учительница по географии Евгения Ивановна. Худощавая, с уродливым шишковатым пальцем и нелепыми седыми кудряшками, она ровным скрипучим голосом объясняла нам премудрости физической и материковой географии. Изображая на лицах неподдельное внимание, мы пытались вникнуть в ускользающий смысл определения азимута, и, высунув от усердия язык, вычерчивали набившие оскомину контурные карты. Ох, уж эти мне контурные карты! 

И не было для нас, 5,6,7,8(да-да!)-классников большей радости, чем услышать от Евгении Ивановны заветное: «А теперь сели, - спинки ровно, - слушаем!» И начиналось волшебство. Сколько она рассказала нам занимательных историй о географических открытиях, неведомых странах, тайнах затонувших кораблей. Самые отъявленные двоечники сидели, не шевелясь, боясь спугнуть невидимую нить мерного повествования. Границы школьного кабинета географии необъяснимым образом расширялись, нарисованные на картах моря наполнялись шумом волн, а свет обыкновенной 100-ваттной лампочки казался северным сиянием.

  Мы не были бы детьми, если бы не пытались лукавить и не водили бы добрейшую Евгению Ивановну за нос. Сколько раз мы умоляли ее не проводить опрос, а рассказать нам еще что-нибудь интересное. Сколько раз мы клятвенно заверяли ее, что непременно ответим все на следующем уроке, и, естественно, ничего не отвечали, а начинали канючить снова. И сколько раз Евгения Ивановна (светлая душа!), идя у нас на поводу, завораживала нас вновь и вновь. Возможно, кто-то скажет, что это было непедагогично, и, даже в ущерб  школьной программе. Но мудро сказал Гете: «Перед  великим умом я снимаю шляпу, а перед великим сердцем опускаюсь на колени». Географию мы все, кстати, знали неплохо, а некоторые  и отлично. А маленькая, тихая наша учительница прозорливо полагала, что ничто так  не пробуждает интереса к предмету,  чем полет фантазии и воображения.  И  только однажды мы видели Евгению Ивановну  в  нешуточном гневе. Случилось это тогда, когда один из учеников позволил себе пренебрежительное высказывание о книге Паустовского: «Вот, мол, опять по литературе тягомотину задали, только про природу и пишет».

  Обычно негромкий голос ее достиг своего апогея, стал чуть визгливым, но от этого не менее внушительным. «Что вы?! – негодовала она – А еще говорите, что любите географию?  Да, если хотите знать и любить этот предмет по-настоящему, вам достаточно прочитать Паустовского. Он один расскажет о горах и озерах, морях и лесах так, как ни один из ученых географов. И, кстати, по биологии и истории он просветит вас так, как это не сделает ни один учебник. Не знаете ничего, не желаете знать, а еще рассуждаете!!!»

  В общем, гневная ее речь свелась к тому, что последующие три урока мы посвятили изучению географии Средней полосы России, Кавказа и Крыма по рассказам и повестям Паустовского, а я умудрилась даже схватить жирную пятерку с плюсом за доклад по  его творчеству.

  В 9-м классе у нас была уже другая учительница по географии. Рассказы Евгении Ивановны остались в прошлом. Но, Бог его знает почему, с того ли достопамятного урока, или еще по какой причине, только Константин Паустовский стал с тех пор одним из моих любимых писателей, если не самым любимым.

  Кажется, нет ни одного автора, чье творчество было бы так пронизано светом романтики. Не нарочито пафосной романтикой, а настоящей, - неподвластной  ни разумению, ни расчету, ни вымученному  поиску слов и надуманных эпитетов. 

О романтизме прозы Паустовского писали многие ученые мужи и дамы (и, я уверена, еще будут писать!), литературоведы определяли  в ней некую особую «цикличность развития по спирали» и очень радовались этому. Честь и хвала им! И, все же, если бы мне довелось в нескольких словах сказать, в чем магическая, волшебная особенность его творчества, я бы обратилась за помощью к примеру.  Человеку можно подать клубнику на потной ладони, а можно в хрустальной вазе. И вкус у нее будет разный. «Клубника» прозы Паустовского не в хрустальной вазе, и, уж тем более, не на потной ладони. Она может быть в выщербленной стеклянной миске, но миска эта будет подана в тот миг, когда солнце вспыхнет в ее гранях, и старое стекло заиграет ярче  хрусталя!  

В самом деле, кто кроме настоящего художника слова может заметить, что бутоны ирисов похожи на маленькие зачехленные полковые знамена, готовые развернуться с минуты на минуту? В розовом раструбе морской раковины услышать пение диковинных птиц? Увидеть, что черешневое варенье вспыхивает в закатном луче каплей старинного янтаря? Только человеку, почитающему воображение за великую животворную силу искусства, под силу такое.

  Родившийся в мае 1892 года, Константин Паустовский волею судеб оказался свидетелем и участником важнейших исторических событий века 20-го, с юности подрабатывал репетиторством, служил санитаром в 1-ю Мировую, кондуктором в московском трамвае, корреспондентом одесских, закавказских и московских газет, изъездил множество стран. За заслуги в Отечественной Войне был посмертно  награжден медалью «За отвагу» в мае 1997 года, когда уже не было  ни той страны, в которой он родился, ни той, в которой продолжал жить и творить. С какими только людьми не сводила его жизнь: Багрицкий, Булгаков, Шенгели, Ильф, Горький, Бабель. 

На склоне своих лет он написал, пожалуй, главное свое произведение – автобиографическую «Повесть о жизни», где люди и события предстают настолько ощутимо, что поневоле забываешь, где кончается книга и начинается реальность. Он оставил после себя несколько повестей и пьес, множество рассказов  и литературных статей. Литературе как творческому процессу посвящено его уникальное в своем роде произведение «Золотая роза», в каждую страницу которой погружаешься как в маленькое блистающее чудо.

  Лицо неистового романтика особой нежностью черт не отличалось. Огромный с залысинами лоб, смуглая тонкая кожа, изъеденные астмой щеки, по которым пролегали резкие складки, и натруженные жилистые руки даже на фотографии создавали впечатление строгое, почти суровое. Таил ли он подобно герою своего рассказа - композитору Григу под напускной замкнутостью хрупкий мир тончайших чувств, или время, не щадящее никого, наложило на него  свой всевластный отпечаток – неведомо. Современники отмечали его как необыкновенно учтивого и мягкого человека, из всех человеческих достоинств превыше всего ставившего деликатность.

   Как много можно было  бы рассказать о любимом писателе. О его родословной, в которой удивительным образом слились польская, турецкая, русская и украинская кровь. О том, например, что в 1965 году Нобелевская премия по литературе должна была быть присуждена Паустовскому, и, в связи с этим даже вышли однотомники его произведений в Швеции и Италии. Но лауреатом этой премии, в конце концов, стал не менее уважаемый Шолохов. О том, как однажды, приехавшая на гастроли в Москву  знаменитая Марлен Дитрих потребовала(!), чтобы ее представили человеку, написавшему рассказ «Телеграмма», и, когда, уже тяжело больного Паустовского привезли к ней на концерт, прилюдно опустилась перед ним на колени. О том, что когда гроб с телом писателя проносили по улицам Тарусы, жители города выходили из своих домов, низко кланялись процессии и говорили: «Спасибо, Константин Георгиевич, за воду!», «Спасибо, Константин Георгиевич, за газ и за свет!» (Именно стараниями писателя в Тарусу были проведены эти жизненно необходимые коммуникации). 

Но никто не расскажет о Паустовском лучше, чем сделал это он сам на страницах автобиографической "Повести о жизни". А мне остается лишь добавить, что Паустовский стал для меня близким и родным писателем. Еще в те далекие годы, когда нелепая незабвенная наша географичка впервые рассказала о нем,  и тихо взяла в плен мое сердце. 

Тихо и навсегда, как это и бывает с настоящей любовью, о которой так пронзительно сказал Паустовский: «Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое. Может быть это густой снег, падающий всю ночь, или зимние ручьи, где плещется форель. Или это смех, и пение, и запах старой смолы перед рассветом, когда догорают свечи и звезды прижимаются к стеклам, чтобы блестеть в глазах. Кто знает? Может быть, это мужские слезы о том, чего некогда ожидало сердце: о нежности, о ласке, несвязном шепоте среди лесных ночей. Может быть, это возвращение детства. Кто знает?»
Послесловие:
Как стало известно сравнительно недавно, К.Г.Паустовский был номинирован на Нобелевскую премию дважды. Первый раз в 1965 году (тогда премию получил М.Шолохов) и второй раз в 1967 году. 
Вот сведения из интернета:

Писатель Константин Паустовский в 1967 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Об этом стало известно из опубликованных Шведской академией архивов премии.

Наградить Паустовского предложил член академии и лауреат нобелевки Эйдвин Юнсон, однако комитет отклонил его предложение "по естественным причинам", пишет ТАСС.

В архивах премии есть анализ творчества писателя, который сделал критик Эрик Местертон. Он отмечает, что Паустовский не стал большим писателем, хотя и занимает выдающееся место в русской литературе.

"Паустовский - писатель с большими заслугами, но также и с большими недостатками. Я не нахожу, что его заслуги могут перевесить недостатки настолько, чтобы можно было мотивировать присуждение ему Нобелевской премии", - заключает Местертон.

В 1967 году на премию по литературе претендовали 70 писателей. Академики в итоге присудили ее Мигелю Анхелю Астуриасу из Гватемалы.

В 2016 году академия опубликовала архивы, в которых было указано, что в 1966 году премию могла получить Анна Ахматова, однако поэтесса умерла в марте, и ее кандидатуру сняли с рассмотрения комитета. Она была в числе номинантов и в 1965 году, но тогда премию получил Михаил Шолохов.

Имена претендентов на получение премии скрывают в течение 50 лет.


P.S. Честно говоря, я ничего не слышала об Эрике Местертоне. Может быть, это был неплохой профессионал своего дела. Не знаю...
Но вот творчество Паустовского знаю и люблю.  И его помнят и любят.
Боюсь, что о покойном Эрике Местертоне, знает и помнит только узкий круг профессионалов. Да и помнит ли?..
Реклама
Обсуждение
     10:31 30.06.2018
У нас в России много нонсенсов. Человека дважды номинируют на Нобелевскую премию, а вот в школьных учебниках про него почти ничего нет. КАК вообще такое может быть?
Наверное, в апреле этого года спросила двух учеников  старших классов, что они знают о Паустовском. Девочка 9 (!!!) класса покраснела - она отличница - но вразумительного я ничего не услышала. Павлик - он тоже довольно хорошо учится - неуверенно выдал фразу: "Это какой-то писатель. Вроде..."
Действительно: "какой-то"!
И только малыши из начальной школы довольно бойко ответили: "Ой, так это писатель, который про природу пишет!"
"Писал..." - поправила я, а сама в этот момент подумала, что знакомство с творчеством Константина Паустовского и начинается, и заканчивается в начальной школе. О чём можно вообще после этого говорить?
Прошу прощения, опять написала на основе эмоций, а не знаний по литературе.
P.S. Пошла в библиотеку, благо она в соседнем доме. А то учеников ругаю, а сама не лучше.
     15:38 11.08.2016 (1)
Ляман! Спасибо, за подсказки. Я обязательно найду в книжных магазинах книги К.Паустовского. Я  люблю читать книги, когда сделаны все дела и в доме тихо.
А действительно, бутоны ирисов- зачехленные полковые знамёна! Это надо было увидеть.
     00:27 14.08.2016 (1)
Спасибо огромное!
Только что приехала.
Перевожу дух!!!
     21:39 14.08.2016 (1)
Ляман, Здравствуйте! Купила в книжном "Заичьи лапы" К. Паустовского и Ника Вуйчича "Неодержимый". Это его вторая книга и кажется она повторяется с первой "Жизнь без границ". В книжном повестей Паустовского не было, только вот детские рассказы. Начала читать. Очень легко читается и интересно, образно все описано. Вот, если сравнить с Шолоховым, у того труднее язык. И у Солженицына. Я и одной страницы не смогла осилить "Архипелага".  У меня есть стихи В.Высоцкого и в конце книги повесть. Я начала читать и тоже ступор, не сравниться со стихами. Каждый пишет так, как считает нужным, и это его стиль, который, как говориться упрямая вещь. Ляман, я не очень Вас отвлекаю? Вот такие дела. Пока.
     22:02 14.08.2016
Нет, что вы?! Мне очень приятно и лестно, что вы так общаетесь со мной. 
Да, у Паустовского необыкновенно образный язык. Необыкновенно!!!
Посмотрите, может вам будет интересно. "Золотая роза" Паустовского. Это об особенностях писательского труда.
А Солженицына я сама не могу читать. Тяжело.
Шолохова люблю. Но "Тихий Дон" Рассказы и "Поднятая Целина" - как-то не очень легли на сердце.
А"Тихий Дон" - это конечно, просто глыба!
     13:20 27.02.2016 (1)
Ляман, вы настоящий художник-портретист! Так чётко и деликатно высветили грани великого писателя!
И нет " ускользающего смысла ", а есть пришедшая навсегда во все клеточки мозга -- суть и во все уголки души -- благодарность!
     13:24 27.02.2016
1
Вы меня совсем захвалили, засмущали.
Спасибо вам, что разделили со мной любовь к Паустовскому и память о нем.
Заходите!
     00:03 10.01.2016 (1)
Многих этих фактов я не знал...
Спасибо, Ляман!!!
     00:11 10.01.2016 (1)
Спасибо вам, Олег!
Это один из моих любимых писателей....
     00:19 10.01.2016 (1)
Ещё бы... Не каждый бы догадался про фамилию писателя...
Сосны, конечно же... И Дитрих.
Я Вас люблю, романтичная Ляман!
     00:22 10.01.2016 (1)
Ах!На ночь глядя, вы окончательно вгоните меня в краску!!!
     00:35 10.01.2016
Себя  я  уже вогнал
Гость      23:39 16.08.2015 (1)
Комментарий удален
     00:17 17.08.2015 (1)
о, здесь я с вами полностью согласна! Со временем и глоток свежего чистого воздуха воспринимаешь  из разряда - повезло.
Господи, пусть этот миг будет как можно дальше от нас!
     00:17 17.08.2015
СПАСИБО ВАМ!!!!!
     20:58 12.08.2015 (1)
2
Спасибо Вам, Ляман, за полный светлой любви и нежности рассказ об учителе географии и замечательном писателе-природознатце К.Г. Паустовском. Таких учителей и писателей больше  уже не "делают"...
Позволю себе немного рассказать из своего детства.
Я рано научился читать и писать, наверно, года в четыре или немного старше. Родители работали, и я целые дни проводил у своей бабушки Марины. Вместе с ней жили мои тётки-школьницы старших классов. Они меня и научили читать. За неимением детских книжек я читал учебники, самым интересным из которых была "Экономическая география зарубежных стран". Я её выучил наизусть... И когда в школе начались уроки географии, я буквально "сразил" учительницу своими познаниями... Она сказала, что не знает и половины того, что знаю я... Вот смехота-то была...
Я и сейчас помню кое-что из того старого учебника...
     21:10 12.08.2015 (1)
2
Ой, Юрий, а я надо признаться, терпеть ее не могла , именно "Экономическую"! Даже в школу ныла, чтобы не ходить, когда география была.
Зато географию материков знала очень хорошо, она поинтереснее была.
А вообще, буду рада, если заглянете на мой рассказ "Голубой янтарь"Он как раз о школьных годах.
Спасибо!
А Паустовский и Чехов -мои любимые писатели.
     21:16 12.08.2015 (1)
2
Загляну...
     21:17 12.08.2015 (1)
1
Спасибо.
     21:22 12.08.2015 (1)
1
А и не за что...)))
Вы бы тоже могли заглянуть, если вдруг Вам захочется, на мою странчку и прочитать что-нибудь из прозаических "экзерсисов"... "Писатель" из меня, уж простите, как из какашки пуля, но всё-таки...
     21:29 12.08.2015 (1)
Я заглядываю, Юрий.  И мне очень нравятся ваши стихи. Честно.
Просто  вы меня простите великодушно, сейчас кручусь-верчусь. Лето. Банки, закрутки, мытье ковров, тут еще и домашняя питомица заболела, а ей лекарства дать - весь исцарапаешься, не всегда свободная минутка бывает. Только успеваю отвечать на комментарии, и то, не всегда.
     21:37 12.08.2015 (1)
1
Да я не настаиваю. Прочитали что-нибудь, я и рад.
Спасибо!
     21:56 12.08.2015 (1)
1
Я вас прошу не обижайтесь! Правда! Вот сейчас выпала свободная минутка и пишу и читаю. А вчера еще понервничать пришлось на ровном месте с одним из авторов фабулы. Все вроде утряслось, но все равно не очень приятно. Ладно, все утряслось, надеюсь, проехали, как дочь моя говорит.
     22:04 12.08.2015 (1)
1
Не обращайте внимания! Есть верное средство - на перевоспитание в Чёрный Список. Встречаются, к сожалению, хамы...
     22:24 12.08.2015 (1)
Это я и сделала. Не хочу просто на Фабуле писать всех подробностей, кто да что, но осадок остался неприятный.
     22:25 12.08.2015 (1)
1
Не переживайте! Вспомние мудрого Соломона: "Всё проходит, и это пройдёт"...
     22:28 12.08.2015 (1)
Может быть. Хотя как поет Ваенга: Все пройдет да не все...
     22:42 12.08.2015 (1)
1
Есть у меня стих про Ваенгу (я Вам ещё не надоел?)
С Вашего позволения...

БОГИНЯ

На гиперборейца похож я,
И, можно сказать, что концепт…
От Белого моря прихож я
На Ваенги Лены концерт.

На профиль пришёл любоваться,
На блузку её и лицо…
А как я расстроился, братцы,
Увидев на пальце кольцо!

Но я всё равно прибалдевший
Сижу на концерте её.
От песен её окосевший.
А как сердце бьётся моё,

Когда я, как есть весь счастливый,
Услышу родной говорок.
Такой по-российски красивый,
Что дайте же, дайте мне срок

И я вместе с Ваенгой песни
Дуэтом на сцене спою!
Не будет дуэта чудесней –
Такую мечту я таю…

Затянем мы песни с ней смачно,
Создам я к тем песням стихи.
И всё у нас будет удачно –
Стихи-то мои неплохи!

Стратег я лицом и фигурой
И ростом её превзошёл!
С лицом поначалу я хмурым
К любимой певице пришёл.

Буквально мне вмиг стало клёво…
Без всякой поддержки, сама,
На  сцене Елена Хрулёва
Россию всю сводит с ума!

Всю! Вплоть до Сихотэ-Алиня,
Татаро-Арийских брегов…
На сцене Хрулёва! Богиня!
Дочь гиперборейских снегов…
     22:46 12.08.2015 (1)
Стихотворение чудесное, Юрий.
А вот к Ваенге у меня отношение тревожное. Затягивает она, очень нервная, кажется вся на взводе. А это тяжело действует.
     22:49 12.08.2015 (1)
1
Я её не люблю. Прежде всего за балаганный стиль, дурной вкус и малограмотность. И за презрительное отношение к другим людям.
     23:05 12.08.2015 (1)
Насчет презрительного отношения ничего не могу сказать, но она какая-то очень дерганная.
     23:13 12.08.2015 (1)
1
Была абсолютно безграмотная, беспардонная и наглая атака с её стороны на девчонок из Пусси Райот.
После этого я её видеть не могу.
А жене она нравится...
     23:16 12.08.2015 (1)
Вот я и говорю - какая-то дерганная, типа, я супертворческая натура, мне все позволено
     23:21 12.08.2015
1
У неё миллионы поклонников. Времена нынче такие, когда Ваенга и Стас Михайлов являют собой "образцы" высокого песенного искусства и вкуса. Печально это всё.
Реклама