Вчера прошел по Первому каналу четырехсерийный фильм В. Хотиненко.
Фильм обозначен " по мотивам романа Достоевского".
Первое впечатление- фильм отличный.
Построен как расследование петербургским следователем Горемыкиным убийства Шатова. В романе этого персонажа нет и такой сюжетной линии нет.
Для кинофильма - очень удачная композиция.
То есть криминальная линия в романах Достоевского дает огромный простор для творчества киношников.
Но фильм, конечно, не детектив. Это, скорее философский антиреволюционный проект.
Поскольку многих диалогов фильма в романе нет. Режиссер же четко- для зрителя- обозначил позицию Достоевского как ярого противника революционного насилия, революционного нигилизма именно в диалогах двух следователей, столичного и провинциального.
В соответствии с этим на первое место в фильме выходит христианская идея. То есть все герои проверяются авторами фильма прежде всего по их отношению к Богу.
Сами же бесы, нечаевцы, нигилисты, разрушители, показаны гипертрофически.
И на первое место выводится мотивация их деятельности.
В первую очередь, разумеется, абсолютный аморализм Ставрогина, его опустошенность и пребывание в полном противопоставлении богочеловеческим заповедям.
Последняя история с его вроде бы намечающимся публичным покаянием с совращением девочки Малаши ставит точку.
Потому что монастырский старец- мудрец Тихон ПОКАЯНИЯ не увидел. Он увидел очередную попытку Ставрогина с помощью публикации письма, в котором он рассказывает о совращении ребенка, еще одно стремление бросить вызов обществу и его моральным установкам. " Великий христианский подвиг " публичного покаяния , по слова Тихона, не состоялся.
Особенно впечатляют слова Тихона о том, что бывают "некрасивые" преступления.
При первокажущейся парадоксальности этих слов в дальнейшем становится понятно, о чем хотел сказать Тихон.
То есть такая в общем простая мысль, что даже среди зеков, преступников, убийц, воров, бандитов, существует отторжение преступлений, которое совершил Ставрогин. Попросту педофилии.
Именно Ставрогин является идолом, кумиром для Петеньки Верховенского.
Потому что сам по себе П. Верховенский ничтожен.
Это вторая мысль, подчеркиваемая все время в фильме.
Так же, как Нечаев, реальное лицо, прообраз Петеньки, был абсолютным нулем в общественном, социальном смысле, но человеком с огромными болезненными амбициями, таков и Петр Степаныч Верховенский.
Ставрогин как раз и подсказывает ему идею о том, как он, Верховенский, может стать обладателем власти над людьми.
То есть убить одного из членов организации ( заседания, как называют это ее участники) и повязать их кровью, преступлением и под страхом выдачи полным подчинением главарю.
Отсутствие бога в душе, сердце, уме, цинизм, полнейшая заурядность вкупе с завышенными, больными, амбициями - это и есть, по мнению создателей фильма, внутренняя суть революционеров.
Как-то странно одновременно происходит всплеск пассионарности в России.
Олимпиада. Крым. Чемпионат мира по хоккею. Фильм Хотиненко.
Конечно, фильм совпал. С тем , что происходит сегодня на Украине. Где временно торжествует бесовщина. И где можно показать - буквально визуально- настоящих бесов.
Он не один- их много.
И, конечно, не случаен показ фильма - всех четырех серий в один день- по телевидению.
Настоящий художник - это не тот, кто идет в ногу со временем. А тот, кто опережает его.
Потому что , как мне кажется, Хотиненко показал не только течение процесса, но и его будущее продолжение
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Но оспаривать не буду - не хочу съезжать в политику.