- А ещё смертную казнь отменили! – возмущалась одна моя знакомая – Да их четвертовать надо или на медленном огне поджаривать! - И далее: - Куда только Бог смотрит?..
Понять женщину можно. Она негодовала по поводу показанного по телевидению сюжета об одном деревенском алкоголике, который спалил дом священника со всей его семьёй.
И здесь мы подошли к извечной проблеме христианства: о соотношении закона (справедливости) и благодати (любви). Особенно актуальной на сегодняшний день - в свете ведущейся ныне в обществе дискуссии о целесообразности применения к некоторым преступникам смертной казни.
В этой связи сразу отмечу одну из главных истин христианства: неприемлемо рассматривать какой-либо вопрос только с точки зрения земной, временной, жизни. Для человека не имеет НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, сколько лет он на Земле проживёт. Главное – КАК он их проживёт, с какой ЦЕЛЬЮ. Которая и будет определять его судьбу в Вечности.
В этом смысле очень поучительна история о святом Варлааме Хутынском, который был прозорливым (или, как сказали бы сейчас в миру, “ясновидящим”) старцем, игуменом одного из монастырей. Однажды он с монастырской братией проходил по городской улице и вдруг увидел, как к мосту толпа людей тащит человека - судя по их выкрикам, с целью утопить его в реке. Святой Варлаам подошёл к людям, поговорил с ними; и те отпустили несчастного со старцем… Через какое-то время произошла подобная история: люди вели к мосту уже другого человека. Однако на этот раз Варлаам Хутынский прошёл мимо, и бедолагу бросили в реку…
А спустя несколько лет, когда святой Варлаам лежал уже на смертном одре, монахи пришли к нему, напомнили ему о тех двух случаях и попросили старца объяснить их. Варлаам Хутынский ответил (напомню, он был прозорлив): “В первый раз к реке тащили вора, а во второй – оклеветанного напрасно человека”.
И тут братия не на шутку перепугалась: “Отче, да ведь нужно было поступить как раз наоборот: преступника наказать, а невиновного спасти!” (то есть поступить “по-справедливости” – В.К.). И тогда старец Варлаам пояснил: “Когда к мосту тащили вора, рядом с толпой людей я видел радующихся БЕСОВ, готовых в момент смерти этого несчастного завладеть его душой… И я уговорил этих людей отдать его мне на поруки. И теперь видите сами, что в монастыре он близок к покаянию и исправлению… А во второй раз, когда на расправу вели оклеветанного, я слышал, как он повторял про себя: “Господи, по грехам моим приемлю. Да будет воля Твоя…” И вдруг я совершенно отчётливо увидел, как парящий над ним ангел уже поднял над его головой ВЕНЕЦ БЕЗВИННОГО СТРАДАНИЯ, смывающий все грехи этого человека и открывающий ему путь в Небесную Обитель. Так что же, я должен был у него этот венец отнять?”
То есть с позиции христианства прежде всего нужно стремиться помочь людям, ПОГИБАЮЩИМ ДУХОВНО, а не физически! Необходимо спасать человека не ради его земной жизни (ибо она рано или поздно ПРЕКРАТИТСЯ), а для ВЕЧНОСТИ! Согласно словам Спасителя (Мф. 9,12), блудник или пьяница нуждаются в БОЛЬШЕМ внимании, чем, например, прикованный к инвалидной каляске благочестивый христианин. Ибо для Бога первые ТЯЖКО БОЛЬНЫ; тогда как второй, несмотря на свой телесный недуг, ЗДОРОВ.
Что же касается приведённого в начале статьи случая, то никто не спорит с тем, что людей нужно защищать от преступников; никто не сомневается в том, что убийц, насильников и грабителей необходимо изолировать от общества. На какой срок – вопрос отдельный. Но в течение которого с ними необходимо вести работу. Попытаться хоть как-то воздействовать на их погибающие души с тем, чтобы они осознали мерзость ими содеянного и раскаялись в преступлении. Задача эта настолько важна для Неба и угодна Богу, что, согласно словам апостола Иакова, “обративший грешника от ложного пути его СПАСЁТ ДУШУ ОТ СМЕРТИ И ПОКРОЕТ МНОЖЕСТВО ГРЕХОВ” (Иак. 5,20). Спасёт СВОЮ душу и покроет множество СВОИХ грехов. Хотя, конечно, не ради выгоды или личной славы христианин стремится “обратить грешника от ложного пути его”, но исключительно по любви к нему, из желания уберечь его от смерти ДУХОВНОЙ.
В связи со сказанным выше встаёт вопрос: почему люди хотят пожить подольше и короткую жизнь воспринимают как величайшую трагедию?
Я имел немало бесед на эту тему с людьми разных профессий и социального положения. И убедился в том, что подавляющее большинство из них ценность земной жизни видит в тех благах, которые она может дать. То есть в удовольствии от пищи, секса, игр, развлечений, застолий и вечеринок. И т.д. и т.п. И именно эти ценности, то есть “хлеб и зрелища” (а никак не чистоту своей души), люди панически боятся потерять. И хотят, чтобы они длились как можно ДОЛЬШЕ! Сравним подобное положение вещей со словами апостола Павла: “имею желание РАЗРЕШИТЬСЯ (то есть умереть – В.К.) и БЫТЬ С ХРИСТОМ” (Флп. 1,23). Сам Спаситель довольно серьёзно предупреждал людей:
- Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо ВЗАЛЧЕТЕ! Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо…ВОЗРЫДАЕТЕ! (Лк. 6,25).
Далее.
Безусловно, самым страшным, отвратительным и именно “несправедливым” для многих из нас среди всего, что происходит на Земле (особенно для людей неверующих), являются страдания и скорби. И хотя об этих негативных явлениях Священное Писание предупреждает нас заранее (“мир лежит ВО ЗЛЕ ” (1 Ин. 5,19)); а христиане в мире будут “иметь СКОРБЬ” (Ин. 16,33)), большинство из нас воспринимают эти невзгоды как величайшую трагедию. Ибо смысла в них не видят никакого.
А он, этот смысл, на самом деле есть и очень велик.
Вспоминаю, как однажды я побывал на проводах в армию одного своего друга. В какой-то момент его мама подошла к нему, крепко обняла и плаксивым голосом сказала:
- Будь моя воля, я вообще никуда бы тебя из дома не выпустила…
На что отец парня резонно заметил:
- Тогда из него вырос бы не мужчина, а немощной дебил…
В духовном плане дело обстоит аналогичным образом.
Цель сотворения человека заключается не в том, чтобы он сидел в мягком уютном кресле и, отхлёбывая из чашечки кофе, смотрел телевизор (такие ''существа'' не представляли бы для Неба абсолютно никакой ценности!), а в его духовно-нравственном развитии (''БУДЬТЕ СОВЕРШЕННЫ, как совершенен Отец ваш Небесный (Мф. 5,.48)). И жизненные испытания (в частности, болезни) посылаются людям как раз для того, чтобы они не предавались весёлой и разгульной жизни, животным страстям и похоти (“Страдающий плотию ПЕРЕСТАЁТ ГРЕШИТЬ” (1 Пет. 4,1)); чтобы не были эгоистичны и себялюбивы, горды, надменны и равнодушны к страданиям окружающих (скажем, если у меня ни разу в жизни не болел зуб, я никогда НЕ ПОЙМУ, почему мой сосед держится за щёку); а в иных ситуациях – и с целью спасения души ближнего (например, когда родные и близкие, а порой и совершенно посторонние люди ухаживают за инвалидом, то приобретают БЕСЦЕННЫЕ КАЧЕСТВА ДУШИ!).
Другое сравнение: когда ребёнок совершает поступок, который может иметь для него негативные последствия, и при этом не слушает слов отца, - тому не остаётся ничего иного, как взять в руки РЕМЕНЬ! И я знаю многих людей, которые, вспоминая своё детство, БЛАГОДАРИЛИ отца за подобное. Потому что, сами став взрослыми, они поняли его родительскую ЗАБОТУ о них.
Обращаясь к людям, апостол Павел сказал в связи с этим слова, одни из важнейших для постижения христианской веры и мироустройства в целом:
- Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с СЫНАМИ… Если же остаётесь без наказания… то вы НЕЗАКОННЫЕ ДЕТИ, а не сыны (Евр. 12,7-8).
Человек, у которого всё в жизни идёт гладко и спокойно, согласно христианству, ОСТАВЛЕН БОГОМ! По свободному выбору того же человека (который может за богатство, власть, физическое здоровье и иные ценности этого мира продать свою душу дьяволу. И, получив долгожданные покой и безмятежность, прервать путь своего духовного роста).
Но вернёмся к теме нашего отношения к преступникам.
В обществе имеется своеобразное понятие – так называемое “справедливое возмездие”. Попробуем определить, в чём его суть.
По мнению психологов, наказание преследует следующие цели: 1) дать обидчику ощутить страдания и скорби на самом себе, чтобы, поняв, что это такое, он проникся к обиженному им человеку сочувствием; 2) запугать окружающих, то есть чтобы другим “не повадно было” делать то же самое; 3) отомстить обидчику, рассуждая примерно так: “люди по твоей милости отстрадали, теперь точно так же помучайся и ты” (как крайний вариант: “лишил человека жизни – не имеешь права существовать и ты”).
А теперь заметьте, что если с точки зрения земной “справедливости” все три причины АБСОЛЮТНО РАВНОПРАВНЫ между собой и для обуздания преступности в обществе имеют одинаковое право на существование (так оно на самом деле и есть), то в плане нравственном (Небесном) они расположены ПО УБЫВАЮЩЕЙ. Причём, в этом смысле они настолько между собой отличны, что от характера Божественного падают до чисто дьявольского.
Так вот, когда мы требуем для преступника смертной казни, то, естественно, никакого его “перевоспитания” не желаем и его душевное состояние нам “до лампочки”. В этом случае нами движут мотивы устрашения окружающих или обычной мести. Мотивы, которые люди, в глубине души понимая их низменную сущность, завернули в красивые обёртки под соответствующими названиями - “политическая (или общественная) целесообразность” и “справедливое возмездие”. Не понимая, что очень многим из нас придётся держать перед Богом невероятно серьёзный ответ за то, что казнённый преступник покинул этот мир с нераскаянной душой. Во всяком случае, за то, что не было сделано ни одной попытки как-то на него повлиять.
И вот такое понятие “справедливого возмездия”, принятое людьми на уровне их личной и общественной жизни, закрепляется в различных философских и религиозных течениях.
Известно, скажем, что вера в реинкарнацию (перевоплощение душ в других телах) предусматривает так называемый закон кармы. Который сводится к следующему: если человек творил зло в этой жизни, то в последующей он обязательно воплотится в тело калеки, нищего, бомжа и т.д. То есть он должен за свои грехи предыдущей жизни “отстрадать” в будущем. Причём, НЕЗАВИСИМО от того, осознал он перед “искуплением” низость своих поступков или нет, раскаялся в них или нет. Как писала Е.Рерих, сам Бог ни при каких обстоятельствах НЕ ВЛАСТЕН закон кармы отменить.
Не хочется вдаваться в длительную дискуссию по поводу такого взгляда на мир и на нашего Творца; приведу лишь ряд примеров из Священного Писания, которые В КОРНЕ ПРОТИВОРЕЧАТ такой теории.
Во-первых, по поводу высказывания Е.П. Блаватской замечу, что, согласно словам апостола Павла, “помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но ОТ БОГА МИЛУЮЩЕГО” (Рим. 9,16). И только от Него! Нравится нам сие или нет, но это непреложный факт, который констатирует Священное Писание. Поэтому не нужно так принижать нашего Небесного Отца, полагая, что Он является не законодателем, а пассивным наблюдателем или даже исполнителем некоего стоящего над Ним закона.
Во-вторых, в Евангелии
| Помогли сайту Реклама Праздники |