Предисловие: Современный мир не может быть понят без осмысления ведущей идеологии нашего времени, которая уже долгие определяет направление развития западной экономики и общества.
Существовавшие, еще совсем недавно, идеалы и принципы развития человеческого сообщества, поменялись прямо на наших на глазах, практически в течение жизни двух поколений и на замену им, пришло что-то новое и не очень понятное.
Ушел в небытие понятный всем дикий капитализм, где всем руководила прибыль, а человеческие отношения строились по системе – выживает сильнейший. Он просуществовал почти четыре века. Потом стали говорить о необходимости построения гуманного капиталистического общества и капитализм, на самом деле стал человечнее.
Потерпела неудачу социалистическая идея, где все было общественное, а люди должны были жить одной дружной семьей. Общественное получилось, а семья, как-то не состоялась. Поэтому когда начались трудности, семья разбежалась.
Теперь часто можно слышать, что капитализм выглядит, как социализм, а социализм последнего времени, не так уж легко отличить от капитализма. Кто же и что потрудилось над этими экономическими системами и сделало их похожими друг на друга.
Вероятно, реакцию общества на происшедшие изменения, стоит начать со страны, в которой прежняя идеология еще сохранилась, но меняется прямо на глазах и эта страна - Россия. Конечно, изменения в прежних господствующих идеологиях затронули весь мир, но в России они особенно показательны.
Социализм все еще звучит приятно для людей старшего поколения, но в последние годы, в стране все чаще на слуху непонятное слово «либерализм», причем, для большинства российских людей, оно начинает приобретать те же оттенки, что и слово «демократия». Если с демократией жители бывшего СССР, люди познакомились на собственном опыте, и у них есть полное право, плохо к ней относится, то со словом либерализмом не так все ясно. Оно людям просто незнакомо. У многих, когда они слышат это слово, возникает неосознанное предчувствие опасности, отчасти, сформированное СМИ и событиями, происходящими в мире. И это чувство опасности заставляет человека думать - что если опять надуют и подсунут какую-то гадость, вроде демократии. И как же не опасаться простому россиянину подвоха, если либерализм, с по Мировая правящая элита. Либерализм – идеология современных элит. Его возможности по трансформации экономики, общества и личности.
Мировая правящая элита. Либерализм – идеология современных элит. Его возможности по трансформации экономики, общества и личности.
Статья 5-1
Современный мир не может быть понят без осмысления ведущей идеологии нашего времени, которая уже долгие определяет направление развития западной экономики и общества.
Существовавшие, еще совсем недавно, идеалы и принципы развития человеческого сообщества, поменялись прямо на наших на глазах, практически в течение жизни двух поколений и на замену им, пришло что-то новое и не очень понятное.
Ушел в небытие понятный всем дикий капитализм, где всем руководила прибыль, а человеческие отношения строились по системе – выживает сильнейший. Он просуществовал почти четыре века. Потом стали говорить о необходимости построения гуманного капиталистического общества и капитализм, на самом деле стал человечнее.
Потерпела неудачу социалистическая идея, где все было общественное, а люди должны были жить одной дружной семьей. Общественное получилось, а семья, как-то не состоялась. Поэтому когда начались трудности, семья разбежалась.
Теперь часто можно слышать, что капитализм выглядит, как социализм, а социализм последнего времени, не так уж легко отличить от капитализма. Кто же и что потрудилось над этими экономическими системами и сделало их похожими друг на друга.
Вероятно, реакцию общества на происшедшие изменения, стоит начать со страны, в которой прежняя идеология еще сохранилась, но меняется прямо на глазах и эта страна - Россия. Конечно, изменения в прежних господствующих идеологиях затронули весь мир, но в России они особенно показательны.
Социализм все еще звучит приятно для людей старшего поколения, но в последние годы, в стране все чаще на слуху непонятное слово «либерализм», причем, для большинства российских людей, оно начинает приобретать те же оттенки, что и слово «демократия». Если с демократией жители бывшего СССР, люди познакомились на собственном опыте, и у них есть полное право, плохо к ней относится, то со словом либерализмом не так все ясно. Оно людям просто незнакомо. У многих, когда они слышат это слово, возникает неосознанное предчувствие опасности, отчасти, сформированное СМИ и событиями, происходящими в мире. И это чувство опасности заставляет человека думать - что если опять надуют и подсунут какую-то гадость, вроде демократии. И как же не опасаться простому россиянину подвоха, если либерализм, с помощью тех же СМИ, выглядит с одной стороны пугалом, а с другой американской мечтой, до которой надо бежать и бежать.
Людей привлекает убедительный пример США – государства, идеологией которого, со дня образования, является либерализм. Поневоле задумаешься, а чем плох либерализм, если страна, направляемая либеральными идеями в течение короткого времени стала мировой державой, создала процветающее общество, члены которого живут гораздо лучше, чем россияне. Российский обыватель согласен обеими руками приветствовать такой либерализм и жить в подобном государстве.
А с другой стороны те же люди с недоумением и даже со страхом, смотрят на российских правозащитников, которые называют себя свободными либеральными личностями, борются за либеральные ценности, считают себя проводниками американской либеральной демократии, но при этом ненавидят народ и страну, в которой живут. По этому поводу тоже задумаешься, не для благих же целей эти «либералы», ненавидящие страну, насаждают в ней либерализм. А если посмотреть, с каким остервенением либеральные правозащитники защищают террористов, насильников, извращенцев, убийц, объявляя их состоявшимися свободными личностями, страдающими за либеральные идеи, то создается впечатление, что в их либеральном обществе, подобные человеческие отбросы станут самыми уважаемыми людьми.
Как тут не задуматься россиянину о либерализме и своей жизни и жизни своих потомков в будущем либеральном государстве.
Конечно, умудренные опытом жизни при социализме, вернее при его российском варианте, большинство людей не очень верят в то, что говорят о всяких «измах», преподносимых в СМИ, но ведь любопытно, а что же это такое либерализм, разобраться хочется и, вероятно, уже пора.
Но если учесть, что отношение российского гражданина к отечественным СМИ, очень сложное и можно сказать презрительное, то становится понятно, что ему придется разбираться на собственном опыте, что это за новая идеология.
Да, российские СМИ и не смогут ответить на этот вопрос в силу их ангажированности и наличия в деятельности, скорее пропагандистских целей, чем просветительских.
Ко всему прочему и доверия ко всем СМИ у российского гражданина, уже не осталось.
Я сам был воспитан на вере в слово советской печати, которая декларировала себя самой правдивой в мире, но потом самой правдивой себя объявила демократическая печать. Когда все утряслось, а советский социализм и ельцинская демократия благополучно скончались, оказалось, что и при той и другой системе, СМИ служили кому-то и соответственно, лгали народу во благо своему кормильцу. Разница была в том, что при коммунистах пресса говорила неправду практически бесплатно, просто обеспечивая свое существование, демократы врали более изощренно, для всех, кто платил. Теперь нет ни коммунистов, ни демократов, но СМИ, объявляя себя либеральными, также врут, но уже и под диктовку того, кому они принадлежат. О состоянии и деятельности ультралиберальных российских СМИ я уже писал в статье «Создатели тварей дрожащих. Крах «четвертой власти». Что дальше?» на сайтах Проза.ру и Самоиздат, поэтому не стану на этом останавливаться..
Но все же, если большинство СМИ хвалят либерализм, потому что им так велят, правозащитники его позорят, хотя им платят совсем не за это, российские патриоты ругают, в основном голословно, то может наступило время задуматься, а собственно, почему такой шум из-за идеологии, не так уж широко известной в современной России.
Так что же такое либерализм и почему с ним процветали США, а принявшая его Европа, стала тем, кому не позавидуешь и, почему у большинства жителей России, такое настороженное отношение к любым либеральным идеям.
Если пойти от истоков, то оказывается, что либерализм, в самом начале являлся чисто идеалистическим течением, развлечением философов, в основе которого лежала идея о необходимости постепенного реформирования человеческого сообщества и личности, с целью предоставления этой самой личности больших возможностей для самореализации, и в первую очередь для обеспечения свободы мысли и поступков. Почему именно такие цели. Вероятно потому, что либерализм оформился в головах, а потом вышел из-под пера самой образованной, но и самой преследуемой нации на земле, всегда мечтавшей о свободной жизни без гонений.
Перед этим еврейские ученые философы долго боролись с католицизмом, видя в нем своего главного врага. Причин для этого было предостаточно, если вспомнить все гонения, которые устраивала католическая Церковь на европейских евреев. Их борьба и философские изыскания закончились сначала созданием либеральной идеи, а потом протестантства, которое по их задумке должно было стать либеральной ветвью христианства.
По их замыслу, центром протестантского учения стал человек, который мог толковать Божественные заповеди без посредников, то есть он становился самодостаточной личностью, а не овцой, которую пасет пастух-священник. Хорошая протестантская личность должна была не только самостоятельно понимать Бога и отвечать перед ним за свои поступки, но и хорошо трудиться.
Протестантство, таким образом, сделало первый шаг к индивидуализации личности, вывела его из-под жесткой опеки католической Церкви, несмотря на то, что личность все еще продолжала жить в религиозной общине и вынуждена была придерживаться ее уства.
Ученые продолжали работать дальше и, вскоре появилась идеология, которая была основана на либеральной идее, предусматривающей в качестве основной цели создание условий, в которых станет формироваться, уже «абсолютно свободная» личность. В результате перевоспитания, она должна быть свободной от Бога, от общины, от предрассудков и обычаев.
Оформившийся в таком виде новый либерализм, проповедующий абсолютную свободу личности, сначала стал популярен в высших слоях общества, и не опускался до простых людей.
Но когда на сцене появилась буржуазия, а она была в основном протестантской, то при ее непосредственном участии, пройдя много стадий превращения, либерализм снова трансформировался и оформился в экономическое идеологическое течение, об эффективности которого мир узнал уже в 16 веке в эпоху английских революций. Это совпало по времени с преобразованиями Кромвеля, окончательно закрепившего в стране парламентаризм. Такое учение было необходимо, потому что буржуазия прекрасно понимала, что до тех пор, пока общество не станет сообществом равных, то есть потенциально свободных личностей, ей нечего мечтать о признании и власти. В противном случае, она могла навсегда остаться служанкой аристократии. Конечно буржуазное равенство было достаточно условным и касалось только людей, обладающих собственностью
Снова стоит отметить, что либерализм, как экономическая идеология, пришел в Европу, а особенно в Англию, не без помощи европейской еврейской диаспоры, которая к тому времени контролировала финансы всей Европы, но по-прежнему оставалась политически бесправной. Успехи либеральной Англии в промышленном развитии и торговле, обусловили, что либеральные идеи, вместе с капитализмом, вскоре переместились назад, в Европу.
Но либерализм, ни во времена Кромвеля ни сегодня, никогда не был экономической теорией, похожей на капитализм К.Маркса или социализм В.Ленина, как нам часто пытаются внушить. Он с самого начала своего возникновения, только пытался объяснять значимость и влияние свободной человеческой личности, на те или иные экономические процессы. Уже в 18 веке последователи капитализма, и идеологи либерализма с полной убежденностью считали, что меняя поведение общества, состоящего из мыслящих личностей, можно найти пути для корректировки экономических процессов. Этими корректировками могли быть спонтанные революции или забастовочные выступления, но было бы лучше, если бы до революций дело не доходило.
Эффект от всех экономических революций был в том, что экономика вынуждена была измениться и работать во благо личности, на более выгодном для себя и человека уровне. Общество после революционных корректировок, успокаивалось, исчезали нежелательные явления нестабильности, и при этом интересы власть имущих, не так уж и страдали.
Отсутствие революций и спокойствие в обществе позволяет экономике развиваться в более выгодных условиях, чем при нестабильном обществе.
Либеральные идеологи утверждали, что революций можно избежать, а либеральное регулирование, при соответствующем его применении, может являться, своего рода оптимизирующим механизмом, между экономическими и общественными процессами.
А это значит, что итогом реализации либеральной идеи должно было быть не создание новой
|