Произведение «ИГРЫ С МИНУВШИМ Гл. 6 Обмануть время» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мемуары
Темы: платонКорневОчередьКонтореОбкома
Автор:
Читатели: 788 +2
Дата:

ИГРЫ С МИНУВШИМ Гл. 6 Обмануть время

Из дневников (1973-1978)

«Вперевалочку ходит по квартире смешной топтышка и не верится, что это - мой сын. Найдёт что-либо на полу и бросит в мусорное ведро. Дочка тоже так делала, но, пожалуй, лишь это у них и похожее, а в остальном уж очень разные! Как будут относиться друг к другу, подрастая? А сейчас малыш, как только просыпается, сразу кричит: «Аля, Аля!» с ударением на первую и последнюю буквы. Кое-как протянули с ним год, - то я взяла отпуск после положенных двух месяцев «по уходу за ребенком», то муж - очередной, и теперь проблема: с кем оставить сына? Очередь в ясли ещё не подошла, а няню не найти.
... Уже несколько месяцев мой муж-журналист работает в Конторе по прокату фильмов и, конечно, работа эта кроме зарплаты никакого удовлетворения ему не приносит. Но что делать? После того, как секретарь Обкома по идеологии Смирновский сказал о нём: «Этот конфликтный журналист...», то в газеты Платона не берут, и остается нам только терпеть и ждать лучших времён.
... Около двух месяцев не водили дочку в садик и за эти дни, имея возможность попристальней вглядеться в неё, думаю: слишком требовательны мы к ней и многое пытаемся внушить, словно взрослому человеку. Недавно она напроказила, Платон начал раздраженно читать ей лекцию, а я посоветовала:
- Когда разозлишься, вглядись в её глаза! Ведь совсем несмышлёные и, если напроказит, говорят: не хотела я так, а получилось.
Но, похоже, он не услышал меня.
... Часто, занимаясь кухонными делами, поглядываю на балкон, что напротив нашего, - иногда там посиживает старушка. А, может попросить её посидеть с сыном?
... Обычно брат приезжает из Карачева по четвергам, привозя нам овощей, и с порога сразу слышу:
- Ну, что нового?
Подавай ему события, драмы, трагедии, - без них жить скучно. А когда уходит, остаюсь с взбудораженной душой, - будто не то сказала, не то сделала и вот прямо сейчас надо бежать за ним, чтобы… И такое - каждый раз.
... И всё же сходила к той бабульке, предложила посидеть с сыном, доброй, улыбчивой оказалась. Вначале всплеснула руками, - «Да нет! Не смогу!» - а потом согласилась попробовать, так что через неделю выйду на свою любимую работу… И впрямь любимую, но которой руководят нелюбимые начальники и обстоятельства.
... Платон на выходной остался с детьми, а я – к родным, в Карачев.
Присаживаюсь на краешек маминой кровати, выкладываю гостинцы, а она:
- Ну, что ты тратишься? Нябось, опять на полсотни накупила.
Но вижу: рада. Вот сейчас заварю ей чай и начнет она лакомиться пирожными.
Чуть позже иду в магазин за молоком, хлебом и когда прохожу через парк, то в душе просыпается чуть щемящее чувство по тем далеким дням, когда бегала сюда на танцы. Грустно видеть, что всё изменилось, застроилось какими-то аттракционами, будками, навесами. Ну, что осталось от прошлого? Аллея и вот эти два дерева… да, это они, и уже тогда были большими. А еще вон тот фонтан с круглой чашей и мордочками львов. Ах, где же те счастливые мгновения, когда после танцев шла мимо него и знала: следом идёт ОН!.. тот самый, в кого влюблена в этот вечер.
Когда вечером иду к автовокзалу, снова возвращается ощущение соприкосновения с чем-то родным. И несу в себе это чувство бережно, чтобы не расплескалось, не растворилось так быстро! А у автовокзала, цепляясь взглядом за еще закрытые еловыми лапами кустики роз, за проталины у полукруглых сидений сквера, уже грущу: как же можно уезжать от всего этого, - родного! Но там, в большом городе - моё гнездо, и в нём тоже родные.
... Всего только месяц и посидела Раиса Николаевна с сыном, - «Не те силы», - и с завтрашнего дня Платон снова берет отпуск за свой счет, так что протянем еще сколько-то. Жаль, конечно, что Раиса Николаевна не может оставаться с нами, ведь таких солнечных старушек я еще не встречала, - мало того, что не взяла денег по уходу, но даже не ела, когда я приезжала на перерыв, чтобы покормить сына и ее».

Есть у Давида Самойлова* строки:
              Я зарастаю памятью,
              Как лесом зарастает пустошь.
              И птицы-память по утрам поют,
              И ветер-память по ночам гудит,
              Деревья-память целый день лепечут…
Вот и моя память… Иногда, вдруг проявляет какой-либо образ и он трепещет, не уходит, напоминая о себе снова и снова. И длится такое до тех пор, пока не «оживлю» его, написав, как воспоминание или такой рассказ, как «Таисина берёзка» - о той самой Раисе Николаевне. И странно! Словно успокоившись, растворяется возникший образ, тает. Мистика? А, может, такое – из области того, чего не знаем.     

«Наконец-то получили направление в ясли, так что закончилось моё суматошное, но пленительное заключение с минутами глубокого, истинного счастья от общения с детьми. Не знаю, найду ли теперь время для записей? Ведь работа, муж, дети, еженедельные поездки в Карачев для помощи родным. Но вчера, перечитывая страницы о начале своей «телевизионной деятельности», снова возникло желание найти в них что-то для понимания себя, так что буду, буду всматриваться в то, что уже когда-то записала, - раз есть начало, должно быть и продолжение.
... И всё же мужа хотя и с оговорками, но взяли в газету «Деснянская правда», так что в профессии он пока остаётся. А еще по вечерам и в выходные начал писать роман… После дня работы в газете и - писать? Правда, сегодня попробовал вначале немного поспать, а в девять вечера сел за стол».

Писать роман Платон будет медленно, - как и всё делает, - иногда вроде бы забывая о нём и возвращаясь к рассказам, но закончив через несколько лет, назовёт «Ожидание настоящего» и станет отсылать в издательства, где редакторы будут придираться к крамольным по их соображениям страницам. Тогда отдаст рукопись в окружное Приокское издательство, где его и издадут, когда «дышать» станет свободнее, - в годы начавшейся Перестройки*. А предисловие напишет такое: «Разобщенность, одиночество, потерянность молодых, энергичных, добрых людей – едва ли не самое печальное наследство застойного времени. В поле зрения автора – жизнь трудового коллектива крупного завода, духовный мир рабочих и интеллигенции». И то будет пятая его книга.     

«Почти не раскрываю дневник, - они же, о ком хочу писать, заполняют всё свободное время. Дочка подросла, легче стало убедить её в чём-то, но пугает её рассудительность, - мало наивных, детских вопросов. Очень любит рисовать. Спать ложится - отрываешь от рисования, в садик собираешь - то же, и воспитательница жалуется, что всё у них ею разрисовано. А сын во всём подражает сестре, и если она рядом, то он - её зеркало, - поворот головы, жесты, интонация… Снисходительно позволяет тормошить себя, таскать на шали по полу из комнаты в комнату, со смехом гоняется за своей машинкой, которую та увозит от него с грохотом, а когда ему что-нибудь надо, кричит:
- Дай-дай-дай-дай!
Да с такой обидой слезной!
Вот словарь его слов: лябука - яблоко, ку - чайку, малька - молока, леб - хлеб, бука - булка, коха - кофта, кулька - куртка, мика - машинка, ляба – сабля и без лябы спать не ляжет, в ясли не пойдет.
Есть у какого-то писателя рассказ: отец умертвил своих детей, когда им было годика по три, - не мог смириться, что станут взрослыми, а, значит, другими. Чудовищно, конечно... Но ведь грустно, что не остановить и даже не замедлить эту пленительную пору детства, - так стремительно уходит! Вот поэтому и хочу попытаться обмануть беспощадное время, - пусть хотя бы в дневниках останутся вот эти наброски с тех, кто так дорог сердцу».

Записки о детях буду вести до тех пор, пока у них не появятся свои семьи, и из них потом сотку целый сборник под названием «Тропки к детям».

«До пяти вечера - обед, ужин, уборка, стирка и всё время - рефреном, для успокоения: «Не беда, когда дела, беда, когда их нет... не беда, когда дела…» Теперь - на работу. Тепло, пахнет дымком. По деревянным ступенькам - вниз, к Десне. Деревья ещё не «дышат» зеленью, но через них - разлив реки. Холодное полотнище серо-зелёной воды. Безмолвная вода, тихая вода и только блики солнца – на ней. А оно уже яркое, жаркое!.. Рабочие идут со смены. И тоже безмолвны. И в троллейбусе тихо. Набережная. «Троллейбус дальше не пойдет, энергию отключили». «Дом рушат?» «Да, обвалился». Пыль столбом! Экскаватор, оцепление, люди по обочинам, вдоль изгороди. Уже минут двадцать тихие яркие под солнцем троллейбусы: шестерка, первый, тринадцатый второй. Словно пунктиры... Но успеваю к эфиру?! Бегом - по ступенькам, по коридору и – с порога: «Роза, входи в эфир!» Фильм «Белая гвардия»: гетман бежит в Польшу, его ополчение - по домам. И там разруха?.. Но – домой. И снова - обвалившаяся дом на Набережной, оползень на Покровской горе, ещё шире – Десна. Темная вода, мутная вода... «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Вот-вот… А для меня миг - опора для будущего. Для будущего, которое только – во мне.
...И опять настигло: все, что делаю на работе – для «высокого начальства». Редко удаётся сделать передачу, которая приносила бы радость, как вчера: играла заезжая арфистка и мы с оператором Сашей Федоровым работали в каком-то удивительном и радостном синхроне, понимая друг друга с полуслова, отчего в душе и сейчас – музыка.
... Платон часто раздражён тем, что нас окружает, поэтому моя усталость спотыкается о его тоску, - утешения в нём не найти. И только дети! Только в них – минуты отдохновения. Только с ними душа причащается чему-то истинному.
... Ездила на выходные в Карачев, спала на кровати брата, - как в люльке. Хорошо!
Но к утру - его храп с раскладушки, из другой комнаты - испуганный вскрик мамы, - приснилось: стены рушатся.
Потом прибирала в хате, - завтра Пасха, - пылесосила потолок от нависшей по углам паутины, вешала тюлевые занавесочки, а мама стояла рядом и командовала, опираясь на лыжную палку:
- Присборь, присборь их! И дырку-то складочкой закрой, - указывала ею: - Да не туда эту-то, а сюда. Ну, подумала б, зачем туда-то? Чтобы солнце Витьке загораживать? Р-раз и скрутить её... и сорвёть.
А перед отъездом - её рассказ о Кузе, рыжем гармонисте:
- Видать, не суждено мне было счастливой с ним жить, вот Бог и прибрал его. - Сидела на кровати, свесив ноги и опершись на ту же палку: -  Уж очень его любила! - И тёмный профиль её на какое-то мгновение застывал: - Любовь, моя милая, это тоже талант, не каждому и даётся… такая.
А вечером с Виктором в клетчатой шали - на мотороллере, к автобусу. И моросил дождь. И выпархивали из-под колёс лужи. И ветер хлестал и хлестал шалью».

Милые, до слёз дорогие образы! Какой же сладостной болью отзываетесь вы в этих строках, сохранённых когда-то в ученической тетради! И грустно, что через какое-то время растаете, вытесненные реальностью дня. 

«С одиннадцати утра до пяти делаю видеозапись спектакля без перерыва. И глаза не смотрят, и голова раскалывается!
- Чем кончим? – спрашивает театральный режиссер: - На реплике «Люди не чтят хороших

Реклама
Реклама