Текст от 23.02.13
Эдуард Лимонов отметил 70-летие.
Забавный писатель. Я не о качестве и значении творчества. Это другой - долгий и серьёзный разговор. Я о его художественном методе. Такое впечатление, что ещё в молодости, походив в диссидентах, он сочинил собственную жизнь, а потом описывал её, беллетризируя. Благо планида вела автора с изысками.
А уже, будучи в солидных годах, "бывший Эдичка" мастерски наваял новый сценарий. Естественно, с собой в главной роли. И неплохо справился с ней. Эффектный дебют сразу сделал его заметным и в этом амплуа. Нынешний Лимонов-политик – это незаурядный художественный текст, еще неположенный на бумагу, но уже ставший частью современной русской литературы. Правда, пришлось сменить внешность. Лимонов отпустил бороду и стал очень похож на Льва Троцкого. Что поделаешь, левак всё же.
Писатель считает политику серьезным делом и даже в душе претендует на религиозную сущность своего движения к Триумфальной. В этом смысле он счастливый человек. Может предсказать будущее (твёрдо знает день, когда его в очередной раз арестуют). Осталось быть распятым на площади. А ведь, как отмечают энциклопедии сперва Национал-большевистская партия действовала не как политическая организация, а просто как сообщество людей с андеграундными взглядами на политику, экономику и искусство. (1)
К его игре в политику и плавающей идеологии можно относиться как угодно. Однако получилось талантливо. И соратники-читатели есть.
Есть и одно политическое достижение. Из-за него пришлось закрывать на реконструкцию Триумфальную площадь, дабы сделать её непригодной для митинговой тусовки.
Хотелось бы отметить ещё одну сторону творческого метода Эдуарда Лимонова. Это его заочное соперничество с Александром Солженицыным. Это не литературная или эстетическая тяжба. Здесь они находятся на разных полях. Лимонов vs Солженицын – борьба мировоззрений и... состязание в строительстве биографий. Солженицын раньше Лимонова сделал себе жизнь, "сделал самого себя" (селф-мейд-мен, как говорят на Западе). И Лимонов догонял. Догнал лишь раз, но наотмашь. 27 мая 94-го, когда Солженицын ступил на землю Колымы, Лимонов заявил по радио, что соперник опоздал на четыре года. ТАСС мгновенно растиражировал это под эффектным заголовком "Не все довольны возвращением Солженицына".
Впрочем, если разобраться, Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Есенин, Маяковский, Мандельштам, Булгаков – все они сделали себе жизнь по собственным лекалам. Да и Лев Толстой, пожалуй.
Однако у Эдуарда Лимонова есть и вполне реальный и активный друг-соперник – Александр Проханов, близкий по политическим взглядам. (Он является персонажем одного из наших опусов). Они даже "горячие точки" почти одни те же прошли.
Словом, цитирую своего героя: "Политика – самое подражательное из искусств".
Литература в России становится просто литературой. В СССР она была идеологизирована. Ныне есть чтиво. И его должно быть много. Есть серьёзная литература. Что из этого останется в веках – мы не знаем.
PS. Написал о религиозной сущности "лимоновщины", а потом уж обнаружил, что писатель выпустил сборник, озаглавленный "Проповеди. Против власти и продажной оппозиции". Левого Эдуарда Лимонова охотно публикуют праволиберальные сайты "Грани.ру" и "Эхо Москвы".
Литературные портреты.
Цикл сложился из публикаций к юбилеям советских литераторов, вписавшихся и в новую эпоху