18.07.12
Евгению Евтушенко – 80
"Нас мало, нас, может быть, четверо...", – утверждал в 1964-ом Андрей Вознесенский, посвятив эти стихи Белле Ахмадулиной. Сейчас с нами – лишь один Евтушенко. А четвёртым был… Но не будем никого обижать. Да ныне это и не суть важно.
Все трое очень многое значили в 60-ые. Пожалуй, больше… Впрочем, они это понимали. "Поэт в России – больше, чем поэт", – нахально заявил Евтушенко. А они были не просто поэтами, они были "другими поэтами". И по форме, и по содержанию.
Евтушенко не удостоился разноса от главы государства, который устроил Никита Хрущев Вознесенскому. Но его травили и штатные агитпропщики, и собратья по перу. Помнится, до дыр была зачитана "Комсомольская правда" со статьёй "Куда ведёт хлестаковщина". Газета публиковала отклики, где досталось всем и ещё одному знаковому имени в литературе – Василию Аксёнову. Ну, а иные соседи по литературному цеху бранили их всех через плохо скрытую зависть к успеху.
Евтушенко соответствовал своему времени и творил советским поэтом, "но, объективно, был мятежен, как непохожий на других…"
Да и литература тогда воспринималась оппозиционной партией. Поэзия же всегда была бунтарской.
Уже в брежневщину он прочёл на юбилейном вечере Сергея Есенина, что «потеряли мы в пути неровном и двадцать миллионов на войне, и миллионы – на войне с народом». Это мгновенно разошлось по рукам в тысячах машинописных и рукописных копий. Как и "Танки идут по Праге".
В конце 60-ых - начале 70-ых вся блестящая троица, оставаясь на первых местах среди стихотворцев, всё же потеряла свою исключительность. Напечатали Марину Цветаеву и Бориса Пастернака, Позднее Осипа Мандельштама и многих других. И стало ясно, что Евтушенко, Вознесенский и Ахмадулина просто продолжили "серебряный век" русской поэзии.
Евтушенко сохранил общественную активность и даже побывал народным депутатом СССР. Сочинил (не в стихах) Конституцию Союза, которая, увы, не пригодилась, ибо не стало государства. Впрочем, написал, наговорил, наснимал, наиграл и "напел" он так много, что исследователям творчества хватит на века.
Здоровья ему и долгих лет.
И светлая память его соратникам по литературе.
А теперь можно назвать и имя четвертого. Он был невероятно популярен. Он был любим всем народом. Но то, что Владимир Высоцкий - великий поэт и новатор русской поэзии было осознано лишь после его безвременной кончины. И это были стихи уже иной эпохи. Высоцкий умер в 80-ом, а первая его книжка "Нерв" вышла через год.
Конечно, пели Окуджаву, Городницкого, что-то знали из Галича. Кто-то зачитывался Робертом Рождественским. Но поэтическое "большинство", а таким словом заканчивается стих Вознесенского, составляла эта четвёрка. Поколение первой "оттепели".
Анонс опуса сделан, увы, в связи с печальной новостью. Нет больше с нами Евгения Евтушенко.
Идут белые снеги,
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.
Литературные портреты.
Цикл сложился из публикаций к юбилеям советских литераторов, вписавшихся и в новую эпоху.
Евтушенко - слабак от поэзии. Жупел.
Кто слышал такого поэта - Виктор Гаврилин? Вот так здесь спроси - никто не слышал. Между тем - это величайший поэт нашей современности. Евтушенко и рядом с ним не стоял по значимости произведений. Но Евтушенко Знают, а Гаврилина - нет.
Также и Кедров-Челищев - дутыш. Крутился где-то под ногами у шестидесятников, глаза намозолил, а стихов у него и нет. Одно настукивание пустыми словесами, иногда громкими.
Так же и всякого рода прохановы - шелуха. Ни мысли ни слова. Зато "любим" "патриотами" страны.
А официальный патриотизм, между тем, это одно из проявлений бездарности.
И ещё писать о таких портреты?? Вот, кстати, очень и очень классное фото евтушенки - попадание в душу, что называется, вот это его натуральное лицо, так сказать. Вот за это размещение - автору благодарность.