Предисловие: В лихие девяностые только ленивые или совсем безденежные не занимались коммерцией, а проще говоря – перепродажей всего того, что покупалось и попадалось под руку. При этом, стараясь делать деньги из воздуха, а воздух продавать за деньги.
Рассказ будет напечатан в очередном номере журнала «Огни над Бией», (Бийск, Россия).
---------------------------------------------------------------------------
1
До прибытия нашего поезда оставалось еще добрых полчаса. И казалось, что все хлопоты не только этого трудного дня, но и всей поездки – уже позади. Казалось бы – садись в вагон, да радуйся удачной поездке. Но до вагона еще надо было добраться с товаром – четырьмя тяжелыми коробками.
Сколько бывал в Новосибе, и как бы ни нравился мне сам город, но привыкнуть к вокзалу, особенно к тому, как в нем расположены переходы к перронам – сложно. Видно вокзал строился еще в далекие советские времена и тогда, конечно, никто не рассчитывал на то, что в середине 90-х годов, «челноки» из близлежащих городов, особенно из Казахстана, с неподъемными баулами, сумками и коробками размером с обычный телевизор, как, например, у нас, будут массированно атаковать его помещения.
А особенно сам перрон, пробираясь к нему через глубокие подземные переходы, в которые надо не только спуститься, но и выбраться из них по крутым и широким лестницам. И все это при огромном потоке толкающихся и спешащих на посадку пассажиров.
Когда знаешь, на какой путь подадут твой состав, тогда это не так сложно. А вот когда ты не знаешь ни этого, ни точного места расположения перрона, к которому прибудет твой вагон, и вообще…на весь этот огромный вокзал смотришь как дикарь, тогда конечно, есть повод для нервотрепки, до тех пор, пока не покинешь этот гостеприимный город.
«На все - про все», при посадке, как известно, будет отведено всего - то двадцать минут – стоянка поезда. И чтобы проводники, увидав твои баулы, при посадке в вагон встретили тебя с нескрываемой радостью или с тупым равнодушным видом, для этого нужно к ним подойти заранее, а лучше всего, когда весь состав еще стоит в отстойнике. И договориться с ними, выбрав вагон, узнав свое место и отдав за свое спокойное возвращение домой столько, сколько они тебе скажут.
Когда мы с Ромкой ехали сюда из Семипалатинска, мы уже об этом предварительно договорились в вагоне с проводниками. И теперь нужно было к ним лишь показаться и напомнить о себе. Ведь если состав стоит недалеко от перрона, то можно было хотя бы пару наших коробок, размером с хороший телевизор каждая, отнести еще до подхода поезда к перрону.
Все это и я хотел проделать, и, отставив Ромку с нашим товаром около камер хранения, пойти договариваться с проводниками.
Ведь перед началом поездки, у нас с ним какой был уговор? К тому же - это его слова. Что я буду как бы «за паровоз»: везде все пробивать, с кем надо договариваться и все такое, раз я уже в Новосибе бывал и кое –что там знаю.
А Ромка будет только молчать в тряпочку и тихо платить за все. Так как у меня денег с собой не было совсем.
И все поначалу так и шло. Мы нормально доехали. Но к концу дня, что-то у нас с ним разладилось. Что-то Ромке не понравилось. И он стал строить из себя командира, то есть руководителя поездки, а точнее - вкладчика денег в весь наш проект. Тем самым сильно давя на мое самолюбие.
Я стал с ним спорить и доказывать свою роль в нашем деле. В результате он «дернулся» и командным тоном, не допускающим возражений, сказал мне оставаться в вокзале с товаром и с грузчиками, которые вызвались нам помогать, за «чисто символическую» для нас плату, а сам пошел в отстойник.
Я тоже распсиховался, еще и потому, что у меня неожиданно расстроился живот. И я понял, что мне надо срочно идти по «большому и серьезному вопросу» в места, слава Богу, не столь отдаленные, от нашего товара.
В те годы, автоматические и багажные камеры хранения в вокзале были расположены друг против друга, в полуподвальном помещении, в центре длинного зала ожидания, состоящего из многих секций.
Вообще, сам вокзал «Новосибирск – главный» – красивый. Снаружи правда он, в течение нескольких наших поездок, был на постоянном серьезном и затянувшемся ремонте. Почти все подъездные пути к нему были перекрыты, и следовать до главного входа отъезжающим приходилось пешком от остановок или стоянок такси.
Но не это было важно. А то, что к камерам хранения нужно было спускаться по недлинной и широкой лестнице. Получалось так, что в этом отсеке вокзального помещения, по левую сторону были расположены вокзальные «М» и «Ж», а по правую – точно напротив, спуск.
Я Ромке тогда еще сразу сказал:
-Давай наши коробки оставим в багажном отделении до прихода поезда. Я схожу к проводникам, а ты пока пойдешь в буфет и что-нибудь возьмешь в дорогу. Перекусить. И пива не забудь.
В Новосибирске в то время было отменное пиво. Так он - нет же, взбрыкнулся.
-Зачем мы будем за полчаса тратить лишние деньги и платить за каждую коробку в отдельности! Не забывай, что этим грузчикам тоже надо что-то дать! К тому же, неизвестно, сколько проводники «заломят» при посадке! Вот и посчитай все!
Короче, он завелся не на шутку, испортив мне все настроение. И еще как назло наши «ящики», естественно, не вмещались в ячейки автоматической камеры хранения. А нам бы это было, ох, как удобно! Да и по деньгам, выгодно! Но Ромка уперся. А потом и вообще – ушел к проводникам.
И все бы, может, и ничего, если бы мой живот неожиданно и совсем некстати, не заставил меня отправиться в вокзальный туалет. По сути, можно было бы, наверное, поднатужится, расслабить ремень на брюках и потерпеть до посадки в вагон. К тому же наши грузчики дотащили бы ящики сами. А мы бы просто следовали за ними.
Но здесь опять был один нюанс. В Новосибирском поезде, в вагонах, туалеты будут закрыты до конца санитарной зоны. А это пока Академгородок не проедешь, с полчаса пройдет - точно. Так что в любом случае, пойти в вокзальный туалет мне пришлось.
Но как быть с товаром-то? Чувствую, что положение сложное, времечко – бежит и ждать - не смогу. Хотя, зачем я буду мучиться? Грузчики, которых мы с Ромкой наняли, надеюсь, посторожат наш товар.
К тому же, они очень обрадовались оказанному им доверию. И дружно заявили, что я могу спокойно идти, по столь важному «делу». А коробки наши, мол, никуда не денутся. И чисто по-человечески, грузчики, даже не станут брать с меня дополнительную плату. Ведь они понимают, что у нас нет лишних денег, и то, что я пошел не просто за пивом.
Перепрыгивая через ступеньки, я, теперь уже по двум причинам, поспешил в свободную кабинку. Долго я там засиживаться не стал. И также спешно – стал спускаться по лестнице, ведущей к камерам хранения, а точнее – к нашему товару. Теперь уже я точно знал, что оставил своих незнакомцев без присмотра чуть больше чем на пять минут.
Но когда я спустился с лестницы и посмотрел на то место, где должны были ждать меня грузчики, то… не поверил своим глазам!
2
В лихие девяностые только ленивые или совсем безденежные не занимались коммерцией, а проще говоря – перепродажей всего того, что покупалось и попадалось под руку. При этом, стараясь делать деньги из воздуха, а воздух продавать за деньги.
Не остался в стороне от этого занятия и я. А поскольку ленивым я себя не считал, то целиком и полностью относился ко второй, безденежной, категории предпринимателей.
Торговать на базар я всегда выходил с небольшим столиком. А на нем размещал компактный магнитофон и микрокассеты с записями песен разных исполнителей.
Ассортимент у меня был самый разнообразный. Начиная со звезд эстрады 50-х годов и заканчивая всевозможными иностранными «кричалками», названия которых я произносить не мог, и покупатели говорили их сами.
Разбогатеть на такой торговле кассетами - мне не светило. Но базар как наркотик – затягивает. И на «худо бедную жизнь» денег все же хватало. Правда для оборота товара, часто приходилось занимать деньги или брать кассеты на реализацию. Дома у меня стояло несколько магнитофонов –приставок «Вега МП-122С» и на них я делал всевозможные копии аудио кассет.
Мне постоянно требовались чистые аудиокассеты, по оптовым ценам Новосибирска. А к ним также необходимо было иметь самые последние записи всевозможных концертов и альбомов звезд эстрады, хотя бы в одном экземпляре. Такие кассеты я называл - оригиналы. Они у меня всегда бережно хранились и никогда не продавались.
С них я и делал копии, а затем продавал на базаре. И однажды Ромка, мой сосед по подъезду, обратив внимание на мой кассетный бизнес, изъявил желание вложить в него свои деньги и попробовать нам поработать в паре.
Для этого он предложил поехать в Новосибирск, причем все расходы он берет на себя. И там закупить что нужно: кассеты – оригиналы и чистые, вкладыши к ним, цветные обложки, а, может быть, даже и магнитофон для перезаписи.
Вечером того же дня, мы уже расписали на бумаге несуществующую будущую прибыль, все подсчитали и остались довольны каждый самим собой и началом нашего общего дела. Ромка в него вкладывал тысячу долларов. И для меня это были огромные деньги!
И как говорится: сказано – сделано! Всю дорогу в Новосиб, мы с Ромкой почти что и не разговаривали. Каждый думал о своем. Я так вообще, люблю смотреть из окна вагона на мелькающие мимо меня широты России - матушки. Или читать журнал.
В Новосибирске мы сразу же знакомой мне дорогой направились закупать оптом кассеты: чистые и с записями. День пролетел незаметно и хорошо.
Усталые, но довольные удачной покупкой товара, мы за час до отправления поезда «Новосибирск – Семипалатинск», выгрузили из такси у вокзала четыре объемные коробки. Откуда ни возьмись, к нам подбежали несколько «добрых молодцев» разного возраста и стали навязчиво предлагать свои услуги по транспортировке на себе наших коробок.
Мне стало жалко тратить деньги, пусть даже Ромкины, на этих грузчиков, и я решительно предложил отказаться от их услуг.
- Рома, сколько раз мы сюда мотались и с женой, и с друзьями, и никогда не нанимали этих алкашей. А груз у нас тоже бывал, извини меня! Кассовые аппараты, еще советские - возили!
Но мой напарник почему-то не захотел меня слушать, а выбрал двух мужчин, которым было уже очень давно за тридцать и договорился с ними о цене.
Несмотря на то, что оба наших спасителя были не атлетического телосложения, они, к моему удивлению, как пушинки подхватили наши коробки, каждый по одной, и, переставляя их в зоне видимости, быстро перенесли в вокзал.
Оставшееся до прихода поезда время мне хотелось провести с пользой для дела. Сходить перекусить в буфет и прикупить с собой в вагон несколько бутылок пива. Но Ромка почему-то разнервничался и сказал, что все это можно взять уже в поезде, в вагоне – ресторане. Я ему пробовал возражать, объясняя, что ресторан будет работать не раньше, чем мы проедем Академгородок, но мой напарник был упрям.
- Давай, сдадим коробки в багажную камеру хранения. Да будем спокойно ждать поезда. И вдвоем сходим к проводникам. А этих, - и я указал на наших грузчиков, - отпустим.
Но Ромка не привык претерпевать трудности челнока при погрузке товара в вагон и снова развозмущался:
-Зачем это нам надо, корячиться с коробками по перрону?! Да и людям тоже нужно дать возможность подзаработать. Пусть уж они до конца нам помогут. А к проводникам я сам схожу. А ты тут сиди. С ними.
И не слушая моих возражений,
|