Произведение «СЕРИЯ - Мои коллекции - 2.» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Читатели: 846 +1
Дата:

СЕРИЯ - Мои коллекции - 2.

  "ОТВЕРЖЕННЫЕ".  ВИКТОР  ГЮГО.

  Том первый.
  Части I, II, III.
  Перевод с французского.
  Москва. "Художественная литература". 1987 г.
  Текст печатается по изданию: Виктор Гюго.
  Собрание сочинений в 10-ти томах.
  М., "Правда", 1972, т. 4, 5, 6.
  Редактор М. Вексмахер.
  Корректоры Б. Тумян, Т. Филиппова.

    1. Стр. 3. "Первая потребность человека, первое его право, первый его долг - свобода".  
                                                                                    Виктор Гюго.
                                                                   "Континент Гюго". Л. Андреева.  

    2. Стр. 3. "Романтизм и социализм - одно и то же явление", - категорически возвещал Гюго.
                                                                   "Континент Гюго". Л. Андреева.

    3. Стр. 12. "Называется ли (страна) республикой, называется ли она монархией, народ всё равно страдает - это бесспорно" - таков важнейший вывод писателя.
                                                                   "Континент Гюго". Л. Андреева.

    4. Стр. 13. На самом деле, зло преследует добро.
                                                                   "Континент Гюго". Л. Андреева.

    5. Стр. 14. "Бог - это совесть", - писал Гюго.
                                                                   "Континент Гюго". Л. Андреева.

    6. Стр. 15. Любая социальная перестройка недостаточна, неэффективна, если не перестраивается человек, каждая данная личность.
                                                                   "Континент Гюго". Л. Андреева.

    7. Стр. 16. Ценность человека измеряется тем, что он отдаёт другим, а не тем, сколько он приобретает.
                                                                   "Континент Гюго". Л. Андреева.

    8. Стр. 19. Правдива или лжива людская молва, она часто играет в жизни человека, и особенно в дальнейшей его судьбе, не менее важную роль, чем его поступки.
                                                                   "Континент Гюго". Л. Андреева.

    9. Стр. 20. Как-то раз, когда император приехал навестить своего дядю, почтенный кюре, ожидавший в приёмной, оказался лицом к лицу с его величеством. Заметив, что старик с любопытством его рассматривает, Наполеон обернулся и резко спросил:
    - Что вы, добрый человек, так на меня смотрите?
    - Государь, - ответил Мириэль. - Вы видите доброго человека, а я - великого. Каждый из нас может извлечь из этого некоторую пользу...
   
    10. Стр. 20. ... Мириэлю пришлось испытать судьбу всякого нового человека, попавшего в маленький городок, где много языков, которые болтают, и очень мало голов, которые думают...

    11. Стр. 21. ... Это была девственница, более того - это была сама душа. Она казалась сотканной из тени; ровно столько плоти, сколько нужно, чтобы слегка наметить пол; комочек материи, светящийся изнутри; большие глаза, всегда опущенные долу, словно душа её искала предлога для своего пребывания на земле.

    12. Стр. 26. ... он грабил самого себя...

    13. Стр. 30. Человек обличён в плоть, которая является для него одновременно и тяжким бременем и искушением. Он влачит её и покоряется ей.

    14. Стр. 30. Быть святым - исключение; быть справедливым - правило.

    15. Стр. 30. Как можно меньше грешить - вот закон для человека. Совсем не грешить - это мечта ангела. Всё земное подвластно греху. Грех обладает силой притяжения.

    16. Стр. 31. Когда душа полна мрака, в ней зреет грех.

    17. Стр. 33.  Самые высокие побуждения чаще всего остаются непонятыми.

    18. Стр. 34. По какому праву люди посягают на то, что непостижимо?

    19. Стр. 34. ... Но, зная, когда надо молчать, он знал также, когда надо говорить.

    20. Стр. 38. Впрочем, кто же достигает своего идеала?

    21. Стр. 40. Прекрасное столь же полезно, как и полезное.

    22. Стр. 40. Дверь врача никогда не должна запираться, дверь священника должна быть всегда отпёрта.

    23. Стр. 43-44. Никогда не надо бояться ни воров, ни убийц. Это опасность внешняя, она невелика. Бояться надо самих себя. Предрассудки - вот истинные воры; пороки - вот истинные убийцы. Величайшая опасность скрывается в нас самих. Стоит ли думать о том, что угрожает нашей жизни и нашему кошельку? Будем думать о том, что угрожает нашей душе.

    24. Стр. 44. Что сделано ближним, то дозволено Богом. Если нам кажется, что нас настигает опасность, ограничимся молитвой, но молитвой не за себя, а за нашего брата, чтобы он не впал из-за нас в грех.

    25. Стр. 44. ... он пробил себе дорогу с прямолинейностью, не считающейся с препятствиями, вроде так называемой совести, присяги, справедливости или долга, и шёл к намеченной цели, ни разу не оступившись на пути преуспеяния и выгод.

    26. Стр. 45. Какова у человека философия, такова и жизнь.

    27. Стр. 45. Как постелешь, так и выспишься.

    28. Стр. 45. Для чего стоять на верху, если не видишь дальше кончика носа своего ближнего?

    29. Стр. 46. У меня есть выбор: страдать или наслаждаться. Куда меня приведёт страдание? В ничто. Но я приду туда настрадавшись. Куда меня приведёт наслаждение? В ничто. Но я приду туда насладившись.

    30. Стр. 47. У кого ничего нет, у того есть Бог.

    31. Стр. 47. Люди, которым удалось обзавестись этой превосходной философией (материализм), испытывают приятное чувство полнейшей безответственности.

    32. Стр. 50. Порой заботливость может только стеснять.

    33. Стр. 52. ...старик повернул голову, и на его лице выразилось самое глубокое изумление, на какое ещё может быть способен человек, проживший долгую жизнь.

    34. Стр. 53. Кончить жизнь - простое дело.

    35. Стр. 53. Сон и смерть - добрые соседи.

    36. Стр. 53. ... Епископ обычно воздерживался от любопытства, ибо в его понимании оно граничило с оскорблением.  

    37. Стр. 54. У человека есть только один тиран - невежество.

    38. Стр. 54. Управлять человеком может одно лишь знание.

    39. Стр. 54. Совесть - это та сумма знаний, которая заложена в нас от природы.

    40. Стр. 55. Я не считаю себя вправе убивать человека, но чувствую себя обязанным искоренять зло.  

    41. Стр. 55. Крушение предрассудков и заблуждений порождает свет.

    42. Стр. 55. Недостаточно уничтожить злоупотребления, надо изменить нравы.  

    43. Стр. 55. ... Мельницы уже нет, но ветер остался.

    44. Стр. 55. Разрушение может оказаться полезным.

    45. Стр. 55. У справедливости тоже есть свой гнев... и этот гнев справедливости является элементом прогресса.

    46. Стр. 58. У самых великих умов есть свои кумиры.

    47. Стр. 59. Грубые проявления прогресса носят название революций. После того ка они закончены, становится ясно, что человечество получило жёсткую встряску, но сделало шаг вперёд.

    48. Стр. 59. У добра не может быть нечестивых слуг.

    49. Стр. 59. Бесконечное существует. Оно там. Если бы бесконечное не имело своего "я", тогда моё "я" было бы его пределом, и оно бы не было бесконечным; другими словами, бесконечное не существовало бы. Но оно существует. Следовательно, оно имеет своё "я". Это "я" бесконечного и есть Бог.

    50. Стр. 62. Место священника - подле бедняков.

    51. Стр. 62. Можно ли представить себе человека, который, находясь у пылающего костра, не ощущал бы его жара?

    52. Стр. 63. То, что похвально по отношению к восходящему светилу, далеко не так похвально по отношению к светилу нисходящему.

    53. Стр. 63- 64. Борьба привлекает нас тогда, когда она сопряжена с риском.

    54. Стр. 64. Тот, кто не выступал с настойчивым обвинением в дни благоденствия, обязан молчать, когда произошёл крах.  

    55. Стр. 66. Как охотно честолюбие именует себя призванием.  

    56. Стр. 66. Мы живём в обществе, окутанном мраком. Преуспевать - вот высшая мудрость, которая капля за каплей падает из чёрной тучи корыстных интересов, нависшей над человечеством.

    57. Стр. 67. Какая, в сущности, гнусная вещь - успех. Его мнимое сходство с заслугой вводит людей в заблуждение.

    58. Стр. 67. Удача - это для толпы почти то же, что превосходство.

    59. Стр. 67. Благосостояние предполагает способности.

    60. Стр. 67. Будьте удачливы - всё остальное приложится.

    61. Стр. 67.  Все восторги современников объясняются только близорукостью.

    62. Стр. 67. Праведнику надо верить на слово.

    63. Стр. 68. ...он черпал в добрых делах столько удовлетворения, сколько надобно для совести, чтобы она тихонько сказала человеку: "С тобою Бог!".  

    64. Стр. 68. ... Он был снисходителен ко всякому творению Божию.

    65. Стр. 68. В душе каждого человека, даже самого хорошего, таится бессознательная жестокость.

    66. Стр. 72. Туманная философия таит в себе дух заблуждения.  

    67. Стр. 72. Человеческая мысль не знает границ. На свой страх и риск она исследует и изучает даже собственное заблуждение.

    68. Стр. 72. Как любовь, так и молитва никогда не могут быть чрезмерны.

    69. Стр. 77. Те, кто удручён горем, не оглядываются назад. Они слишком хорошо знают, что их злая участь идёт за ними следом.

    70. Стр. 82. Бывают мгновения, когда сама природа кажется враждебной.

    71. Стр. 84. Общечеловеческие обязанности - суть великие обязанности. Их четыре. Апостол Матфей определяет их так: обязанности по отношению к Богу (Матф., VI), обязанности по отношению к самому себе (Матф., V, 29,30), обязанности по отношению к ближнему (Матф., VII, 12), обязанности по отношению к творениям Божиим (Матф., VI, 20, 25).

    72. Стр. 86. ... Маглуар начала всю историю сначала, немного приукрашивая её, незаметно для себя самой.  

    73. Стр. 90. Опозоренные жаждут уважения.

    74. Стр. 90. ... это дом Иисуса Христа. У того, кто входит в эту дверь, спрашивают не о том, есть ли у него имя, а о том, нет ли у него горя...

    75. Стр. 90. Залитое слезами лицо одного раскаявшегося грешника доставляет небесам больше радости, чем незапятнанные одежды ста праведников.

    76. Стр. 99. ...боится дня- потому что светло, ночи - потому что темно.

    77 Стр. 100. Человек создан так, что он долго и много может страдать физически и нравственно, не умирая.

    78. Стр. 101. Гнев может быть безрассуден и слеп; раздражение бывает неоправданным; негодование же всегда внутренне обосновано так или иначе.

    79. Стр. 102. Жизнь - война.

    80. Стр. 102. В иных случаях просвещение и знания могут усилить могущество зла.

    81. Стр. 108. Человек, доведённый до отчаяния, отдаётся на волю судьбы.

    82. Стр. 109. Освобождение - это ещё не свобода.

    83. Стр. 113. Иногда природа с помощью своих явлений и эффектов весьма своевременно, с каким-то мрачным и мудрым искусством вмешивается в наши действия, как бы желая навести нас на размышления.

    84. Стр. 116. ... Жан Вальжан широко раскрыл глаза и взглянул на почтенного епископа с таким выражением, которое не мог бы передать человеческий язык.

    85. Стр. 122. Несчастье совершенствует ум.

    86. Стр. 130. Для человечества нет мелких фактов, как для растительного мира нет мелких листьев.

    87. Стр. 132. ... была красива и оставалась непорочной так долго, как только могла ...

    88. Стр. 133. ... она полюбила, ибо существует и сердечный голод ...

    89. Стр. 133. Есть такой способ избегать, который весьма напоминает способ искать.

    90. Стр. 135. ... Зефина и Далая, которых случай создал так, что красота одной дополняла красоту другой, причём каждая только выигрывала от сравнения с подругой ...

    91. Стр. 135. ... Её чудесные зубы, несомненно, получили от Бога определённое назначение - сверкать при улыбке.

    92. Стр 136. Нередко наивность оказывается величайшим искусством. Это

Реклама
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама