Произведение «Осторожно, рядом с вами Шайтан» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 17 +3
Дата:

Осторожно, рядом с вами Шайтан

Шайта́н (араб. شيطان‎ šayṭān — «заблуждение», «отдаление», мн. ч. شياطين‎ šayāṭīn от сев.-зап.-семитск. корня *śṭn «сатан» букв. «быть враждебным», «обвинение»; ср. ивр. שָׂטָן‎ śāṭān, арам. סטנא soṭono, геэз śayṭān — «сатан(а)»[1]) — в исламском богословии представитель категории злых духов, враждебных Аллаху и людям.

Шайтан способен принять облик человека[2]. После Дня суда (киямат) шайтаны вместе со своим господином — Иблисом — обречены на адские муки. С помощью своих слуг Иблис совращает людей, отвлекает их от благочестивых дел и подбивает на совершение грехов. Шайтаны сотворены из огня или дыма и могут принимать различные внешние формы. Они могут порождаться Иблисом и живут группами в разных странах.

Шайтаны могут иметь различные имена, носят эпитет раджим («побиваемый»)[3]. «Слово шайтан синонимично библейскому термину сатана»[2].

Согласно исламским преданиям, шайтаны побуждали к грехам и ошибкам благочестивых людей и пророков, например пророка Юсуфа. Часть шайтанов когда-то подчинялась пророку Сулейману, но затем вернулась к своим делам. По сей день они мешают людям совершать молитвы и учат людей колдовству и магии. Они заставляют человека забывать Аллаха и подбивают совершать греховные поступки под видом благочестивых. Принято считать, что у каждого человека есть свой шайтан, как и свой ангел, которые ведут борьбу за сердце человека. Шайтан старается сбить человека с праведного пути, используя его плотские стремления и желания удовольствий (нафс), а также такие качества, как гнев, злоба, зависть и т. д[4].

Мусульмане верят, что для того, чтобы отогнать шайтана, достаточно призвать на помощь Аллаха[4]. Они часто произносят формулу: «А’узу би-ллахи мина ш-шайтани р-раджим», или аяты Корана[5]. Некоторые мусульманские богословы считают шайтанов самой строптивой и неверующей частью джиннов. Другие считают их особой категорией существ, которые, в отличие от джиннов, изначально обречены на неверие и наказание в аду. В Коране и в богословских книгах Иблис и шайтаны часто взаимозаменяются, так как шайтаны исполняют волю и приказы Иблиса. В доисламской Аравии шайтаны считались посредниками в общении с потусторонним миром прорицателей (кахин) и поэтов (ша’ир)[4].


Ибли́с (араб. إبليس‎) — название Сатаны в исламе[1] — имя джинна, который благодаря своему усердию достиг того, что был приближен Богом и пребывал среди ангелов, но из-за своей гордыни был низвергнут с небес. После своего низвержения Иблис стал врагом людей, сбивая верующих с верного пути.

Иблис имеет много других имён. Его также называют аш-Шайтан (الشيطان‎, как главу всех злых духов — шайтанов), Адувв Аллах (عدو الله‎ «враг Аллаха») или просто аль-Адувв (العدو‎ «враг»)[2]. Для защиты от него, мусульмане часто произносят молитву — истиазу: «А’уззу би-л-Ляхи минаш-Шайтани р-раджим» («Прибегаю к Аллаху [за помощью] против Шайтана, побиваемого камнями») или последние суры Корана (например, Аль-Фалак, Ан-Нас)[3]. Постоянный эпитет Иблиса — ар-раджим (الرجيم‎ — «побиваемый камнями (грешник или отступник)»), который восходит к 34 аяту суры Аль-Хиджр[4].


Содержание
1 История
2 Этимология имён
3 Падение
4 Происхождение
5 Изображение
6 Примечания
7 Литература
8 См. также
История
Согласно Корану, Аллах приказал всем ангелам, среди которых был Иблис (Джинн), пасть ниц перед сотворённым им первочеловеком Адамом, но Иблис не послушался его[5]. За своё ослушание он был низвергнут с небес и обречён на адские муки, но по просьбе Иблиса, Аллах отсрочил ему наказание до дня Страшного суда[2]. Иблис поклялся совращать и сбивать людей с прямого пути.

Иблис совратил первого человека — Адама, уговорив его и его супругу ослушаться Аллаха и вкусить плодов запретного дерева[6]. Ритуал бросания камешков во время хаджа связан с пророком Ибрахимом, который отгонял преследовавшего его Иблиса. Во времена вражды пророка Мухаммеда и курайшитов он вдохновлял мекканцев и мединских лицемеров[7].

Согласно преданию, Иблис живёт на земле и возглавляет злых духов — шайтанов и джиннов. Излюбленным местом его обитания являются руины, кладбища, бани и рынки. Он любит пение, танцы и стихи. Иблис заставляет людей забывать о совершении молитвы, постоянно мешает им совершать богоугодные дела[7]. После Судного дня, Иблис и все, кто послушался его, будут подвергнуты мучениям ада[8]. Те, кто успешно следуют по праведному пути, будут вознаграждены и отправлены в рай.

Этимология имён
Имена-эпитеты Иблиса
Эпитет Арабское
написание Значение
А’вар[9] اعور
одноглазый
Адувв عدو враг, неприятель, недруг
аль-Аджда الأجدع самый последний
Ашхаб أشهب серый, серый лев
Вальхан[11] ولهان
сеющий сомнение
Васвас وَسْوَاس / وسواس
нашёптывающий
Дасим[13] داسم подстрекающий супругов
Залянбур/
Залямбур[14] زلنبور разукрашивающий работу
торговцев на рынке
Карур побуждающий к небрежности
Кафир كافر неверный, неблагодарный
аль-Мазхаб المذهب
переносн. «доктринальная косность»
Мадхур مدحور отверженный[15]
Мазум مذءوم опальный, презренный[15]
Меляун ملعون
отверженный
Марид مارد
бунтовщик
Абу-Мирра أبا مرارة «отец горечи (желчи)»
Мудилл مضل
обманщик
Абу-Мурра أبو مرة «отец отрицания»
Раджим رجيم
проклятый
Сагир (Сейр) صاغر
презренный
аль-Сафиф السفيف меч
Таиф طائف
наваждение
аль-Фарадж الفرج / إفرج отпущенный
Фатин فاتن смутьян, искуситель
Хазул خذول изменник, предатель
Ханзаб[араб.][11] خنزب
переносн. «мешающий молитве»
Ханнас خناس
скрывающийся
Хаффаф هفاف нагоняющий страх
Шихаб شهاب
низвергнутый
Иблис (араб. إبليس‎, мн. ч. ابالسة‎) может быть производным от арабского произношения корня баласа (بَلَسَ‎), означающего «он безнадёжный»; поэтому лингвистическим значением слова Иблис может быть «тот, кто причиняет безысходность/отчаяние»[17]. Другие источники утверждают, что слово происходит от др.-греч. διάβολος — «лукавый», «клеветник»[18].

Иблис чаще упоминается в Коране как «шайтан» — общий термин, который используется и по отношению ко всем духовным силам, связанным с Иблисом. Слово «шайтан» (араб. شيطان‎ šayṭān — «заблуждение», «отдаление», мн. ч. شياطين‎ šayāṭīn «шайатин») произошло от сев.-зап.-семитск. корня *śṭn «сатан» букв. «быть враждебным», «обвинение» (ср. ивр. שָׂטָן‎ śāṭān, арам. שִׂטְנָא sāṭānā, геэз śayṭān — «сатан(а)»)[19].

Иблис упомянут в Коране по имени 11 раз[20], тогда как Шайтан упомянут 88 раз[21][22].

У Иблиса есть и другие имена-эпитеты[23]. Одно из имен Иблиса — Азазил (араб. عزازل‎, Азазел عَزَازِيل‎) не встречается в Коране и основных сборниках хадисов, но его можно встретить в некоторых исламских источниках. В них высказывается предположение о том, что Азазил — это первое имя Иблиса. Происхождение этой версии связывают с израильскими преданиями (исраилият)[24]. В некоторых преданиях говорится о том, что Иблис был также известен под именами аль-Харис (الحارث‎),, Абу-Кардус (أبو كردوس‎), Абу-Лабини (أبو لبينى‎), Абу-Катра (أبو قترة‎), Абу-аль-Карубиин (أبو الكروبيين‎) и другими.

Падение
Когда Бог приказал всем ангелам, среди которых находился и Иблис, пасть ниц перед Адамом, Иблис, исполненный гордости, ревниво отказался повиноваться приказу Бога, ввиду того, что считал Адама низшим созданием, ведь тот был сотворенным из звонкой глины, а Иблис же — из палящего бездымного пламени[25]. Иблис попросил Всевышнего Аллаха, чтобы Он позволил ему жить свободно до дня Суда. Бог принял просьбу Иблиса и гарантировал наказание Иблису и его последователям в виде адского огня. Бог, чтобы испытать человечество и джиннов, позволил Иблису бродить по земле и пытаться совращать других[26].

Происхождение
Образ Иблиса был известен в среде язычников, иудеев и христиан доисламской Аравии. Оттуда и пришли его имена Иблис и Шайтан. История Иблиса считается одним из объяснений причин наличия зла в мире и неверия людей[7].

В исламе Иблис является джинном, созданным из бездымного огня. Он имеет свободную волю, как и люди. Будучи когда-то набожным и скромным джинном, он был вознесён до уровня ангелов и имел высокое положение перед Аллахом[27].

Согласно апокрифу Книга Еноха, Азазель — демон пустыни, предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога[источник не указан 354 дня].

Изображение
Коран не изображает Иблиса как врага Бога, поскольку Бог является высшим над всеми своими созданиями, а Иблис — лишь одно из них. Однако, подобно христианству, и в исламе широко распространена вера, что зло в жизни людей в итоге вызвано проделками дьявола[28].

История с Иблисом породила несколько богословских проблем, связанных с концепциями предопределения и всемогущества Аллаха[источник не указан 354 дня]. Мусульманские богословы объявили его орудием, которым Аллах испытывает людей. Одним из объяснений отказа Иблиса поклониться (совершить суджуд) Адаму было то, что Иблис счёл это поклонение нарушением истинного единобожия. Данной точки зрения придерживался аль-Халладж и некоторые суфии.

Примечания
↑ Показать компактно
«Мифы народов мира» / Гл. ред. С. А. Токарев — «ИБЛИС».
Ислам: ЭС, 1991, с. 81.
аль-Фаляк 113, ан-Нас 114, аль-Бакара 2:268
аль-Хиджр 15:34
аль-А‘раф 7:12
аль-Бакара 2:36, аль-А‘раф 7:20—25, Та Ха 20:120, 121
Ислам: ЭС, 1991, с. 82.
аш-Шу‘ара 26:94
В ряде исламских преданий и фольклоре арабских народов используется в качестве имени собственного одного из множества шайтанов, один из пяти сыновей Иблиса, четверо других: Дасим (семейный раздор), Залямбур (возглавляющий торговые пути), Сут (ложь) и Тир (катастрофа) (см. Hughes T. P. Genii // A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 135. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8, ISBN 978-81-206-0672-2.; Turner P., Coulter Ch. R. Awar (Islamic) // Dictionary of Ancient Deities. — New York; London: Routledge, 2013. — P. 84. — x, 597 p. — ISBN 1-13-596397-5, ISBN 978-1-13-596397-2.)
Turner P., Coulter Ch. R. Awar (Islamic) // Dictionary of Ancient Deities. — New York; London: Routledge, 2013. — P. 84. — x, 597 p. — ISBN 1-13-596397-5, ISBN 978-1-13-596397-2.
В ряде исламских преданий и фольклоре арабских народов используется в качестве имени собственного одного из множества шайтанов
аль-А‘раф 7:20
В ряде исламских преданий и фольклоре арабских народов используется в качестве имени собственного одного из множества шайтанов, один из пяти сыновей Иблиса, четверо других: А’вар (поощряющий разврат), Залямбур (возглавляющий торговые пути), Сут (ложь) и Тир (катастрофа) (см. Hughes T. P. Genii // A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 135. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8, ISBN 978-81-206-0672-2.; Turner P., Coulter Ch. R. Dasim (Islamic) // Dictionary of Ancient Deities. — New York; London: Routledge, 2013. — P. 144. — x, 597 p. — ISBN 1-13-596397-5, ISBN 978-1-13-596397-2.)
В ряде исламских преданий и фольклоре арабских народов используется в качестве имени собственного одного из множества шайтанов, один из пяти сыновей Иблиса, четверо других: А’вар (поощряющий разврат), Дасим (семейный раздор), Сут (ложь) и Тир (катастрофа) (см. Hughes T. P. Genii // A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 135. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8, ISBN 978-81-206-0672-2.; Turner P., Coulter Ch. R. Zalambur (Islamic) // Dictionary of Ancient Deities. — New York; London: Routledge, 2013. — P. 520. — x, 597 p. — ISBN 1-13-596397-5, ISBN 978-1-13-596397-2.)




кто такой Шайтан

IQNA – «Шайтан» — это существительное общего характера и используется для обозначения любого вредного и девиантного существа, будь то человек или нечеловек, но «Иблис» — это исм, и в целом это имя дьявола, обманувшего Адама в Раю и заставил его покинуть Рай.
кто такой ШайтанСлово «Шайтан» происходит от слова

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама